Постановка интонации ритма английской речи и логического ударения при обучении говорению и чтению

Процесс овладения произношением проходит очень медленно, требует много усилий со стороны учащихся и внимания учителя на протяжении всего курса обучения, но особая роль в постановке произношения отводится первому году обучения, особенно его начальному этапу, когда закладываются артикуляционная база английского языка и осваиваются звуки английского языка.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 160 Красногвардейского района города Санкт-Петербурга

Постановка интонации ритма английской речи и логического ударения при обучении говорению и чтению.

Выполнила:

учитель английского языка

высшей категории

ГБОУ СОШ № 160

Красногвардейского района

г. Санкт-Петербург

Лукашева Мария Владимировна

2015

Процесс овладения произношением проходит очень медленно, требует много усилий со стороны учащихся и внимания учителя на протяжении всего курса обучения, но особая роль в постановке произношения отводится первому году обучения, особенно его начальному этапу, когда закладываются артикуляционная база английского языка и осваиваются звуки английского языка. Интенсивная работа над интонацией длится дольше и охватывает 2-3 учебных года.

Пренебрежение к работе над произношением учащихся на начальном этапе приводит к серьезным последствиям и потребует в дальнейшем значительной траты учебного времени на исправление фонетических ошибок. Освоение учащимися английской интонации представляет более трудную задачу, чем постановка артикуляции звуков. Для своего решения она требует значительного времени и целенаправленной программы обучения. Эта программа включает овладение основными интонационными моделями, логическим ударением и ритмикой, характерной для английской речи.

К числу основных английских тонов, с которыми произносится логический центр синтагмы, подлежащих усвоению в школьном курсе, относятся: падающий узкого диапазона, падающий широкого диапазона, повышающийся широкого диапазона, повышающийся узкого диапазона, падающий-повышающийся тон.

Данные модели не исчерпывают всего многообразия интонационных рисунков живой, разговорной английской речи, они представляют собой наиболее типичные и распространенные и подлежат усвоению в первую очередь. Логическое ударение и ритм осваиваются совместно с основными интонационными моделями.

При функциональном подходе к овладению английской интонации нет необходимости выделения специального курса обучения интонации на особом учебном материале. Обучение интонации проходит на базе грамматических структур, чтении отдельных предложений, текстов.

При чтении текста учитель специально обращает внимание учащихся на интонационные особенности каждого типа предложений: падение голоса в утверждениях, повышение его в общих вопросах, падение в специальных вопросах, последовательность повышения и падение голоса в альтернативных вопросах и т.д. Используя непроизвольное и произвольное запоминание, учитель многократным повторением структур добивается запоминания их учащимися в английском интонационном оформлении.

При этом очень важна стандартность и единообразие интонации, с которой производится каждый тип структуры.

Использование на начальном этапе стандартных вариантов интонационных моделей позволит учащимся более прочно закрепить их в своей речи и выработать определенные стереотипы их автоматического употребления в речи при произношении соответствующих структур с любым лексическим наполнением.

Процесс освоения английской интонации проходит по следующим этапам:

  1. Освоение английской интонации начинается с аудирования структурных фраз, оформленных по стандартным интонационным моделям, в предъявлении учителя.

  2. На следующем этапе проводится фонетическая обработка структур учащимися в хоровых и индивидуальных упражнениях, когда учащиеся повторяют за учителем (или диктором в записи) структурные фразы, имитируя их интонацию.

При дальнейшем освоении структур в речи учащихся учитель внимательно следит за тем, чтобы учащиеся произносили их с соответствующей стандартной интонацией, исправляя ее каждый раз, когда наблюдаются искажения под влиянием родного языка.

  1. Работа над диалогической и монологической речью в ситуациях представляет собой следующий важный этап освоения английской интонации. От учащихся теперь требуется уметь так изменить стандартную интонационную модель, чтобы она соответствовала английским нормам, характерным для данной ситуации общения. С этой целью используются повседневные фразы, а также опорные диалоги по темам.

  2. Следующий этап освоения интонации - работа над опорными диалогами, включающими фразы повседневного обихода. Познакомившись с опорным диалогом в аудиозаписи и прослушав его по частям, учащиеся отрабатывают его фонетически, добиваясь точного воспроизведения интонационного рисунка реплик. Готовя свои варианты диалога, учащиеся сохраняют интонационное оформление образца.

Важным моментом в обучении английской интонации является обучение ритму английской речи и логическому ударению.

Отрабатывая хором и индивидуально произношение структур, учитель обращает внимание учащихся на ритмичность речи, столь характерную для английского языка. Отбивая ритм рукой, учитель добивается от учащихся четкого произношения ударных групп фраз в одинаковые отрезки времени. С этой целью можно также использовать метроном.

Освоение логического ударения составляет часть общей задачи фонетической отработки структур. Впервые с движением логического ударения, отражающего логический центр высказывания, учащиеся знакомятся при работе со структурными группами типа:

The book is on the desk.

The book is on the ↓ desk.

The book is ↓ on the desk.

The ↓ book is on the desk.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что перемещение ударения изменяет не только интонационный рисунок структуры, но и содержание высказывания. Важным фактором, способствующим формированию интонационно правильной речи учащихся на протяжении всего курса обучения с 2 по 11 классы, является прослушивание речи учителя, а также аудиозаписей текстов, звукового сопровождения, озвученных презентаций, различных видеоматериалов.

Все это предъявляет повышенные требования к произношению учителя, как в отношении звуков, так и в отношении интонации.

В этом плане большое значение приобретает также применение при обучении интонации аудиозаписей и видеозаписей. Таким образом, использование технических средств является обязательным требованием учебного процесса при постановке английской интонации.



© 2010-2022