- Преподавателю
- Иностранные языки
- Работа с одаренными детьми
Работа с одаренными детьми
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Филина И.В. |
Дата | 18.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Основные направления работы с одаренными детьми
Одаренным считается ребенок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других детей специальными способностями ( музыкальными, художественными, спортивными и т.д.)
Одаренность детей является самой важной задачей для педагогов и родителей. Дело ведь не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы ребенок мог углублять эти знания, разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни.
Детская одаренность делится:
- явную ( мы её сразу замечаем)
- возрастную ( исчезает с возрастом)
- скрытую, непроявленную.
Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающиеся от сверстников: отмечается высокая любознательность и исследовательская активность. Уже в раннем возрасте они способны прослеживать причинно - следственные связи, обладают отличной памятью, их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Чаще всего привлекает их большой словарный запас, способность концентрировать внимание, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
Для выявления одаренности ребенка достаточно замерить уровень развития его способностей с помощью тестов. С одаренностью детей может справиться любой педагог, если он обладает необходимыми знаниями и уровнем предметной подготовки.
Для выявления и развития одаренности необходимо применять следующие формы и методы:
- тренинги
- игры, сложные, т.к. сложные игры более интересны для детей такого уровня
- моделирование творческой ситуации
- образовательные программы, в которых проектируется маршрут деятельности педагога дополнительного образования, ориентированный на реальное развитие творческих способностей, творческого мышления, творческого потенциала личности ребенка, а следовательно, на развитие одаренности с реальными результатами.
Приоритетной формой работы в дополнительном образовании является общение ребенка с педагогом, поэтому занятия строятся не в традиционной форме, а виде работы творческих групп, микроколлективов, что дает хорошую возможность каждому ребенку максимум внимания.
Критерии одаренности ребенка:
- решая мыслительные задачи и осуществляя творческую деятельность, ребенок ярко демонстрирует способность к наблюдательности, хорошую память, легко ведет диалог, обладает подражательной способностью;
- в своих действиях ребенок часто опирается на работу фантазии и воображения, что не редко является основным мотивом деятельности;
- общаясь, ребенок широко использует мимику и жесты, особенно в разговорах со сверстниками
- речь ребенка отличается повышенной выразительностью.
Эти критерии рекомендуются как педагогам, так и родителям.
Выведение следствий - тест используется для исследования способности к воображению и словесно- логическому мышлению.
Умение правильно и полно отвечать на вопросы, видеть причинно- следственные связи является важнейшим условием успешного обучения.
Предложите детям пофантазировать на тему:
« Что произойдет, если…?»
Задача ребенка - дать как можно более полные и оригинальные ответы на поставленные вопросы:
-Что произойдет, если дождь будет лить не переставая?
- Что произойдет, если животные начнут говорить?
- Что произойдет, если горы станут сахарными? и другие.
Чем подробнее ответ, тем лучше у ребенка развита образность, тем ярче его воображение.
Для оценки результатов используйте:
-
фактор времени ( время затраченное на раздумье) 5 минут - 1 балл, 4 минуты - 2 балла, 3 мин - 3 балла и т.д.
-
активность воображения
- оригинальный подробный ответ с элементами юмора - 5 баллов
- необычный ответ с элементами фантазии - 4 балла
- банальный ответ - 2 балла.
Автопортрет - благодаря воображению ребенок осваивает новый опыт. Прогнозирует свою жизнь, формирует представление о себе, как о личности, причем не только на данный момент, но и на будущее. Воображаемый образ может быть выражен как рисунке, так и в поделке.
Принципы специализации образовательных программ,
применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста
1. Содержание образовательной программы для одаренных и талантливых детей должно предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления.
2. Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет детям переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые.
3. Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна давать им возможность приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний.
4. Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников.
5. Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна поощрять их инициативу и самостоятельность в выставках, мероприятиях, и т.д.
6.Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с социум, природой, культурой и т.д.
7.Образовательная программа для одаренных и талантливых детей должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами. При этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству и исполнительскому мастерству.
8. Образовательная программа должна разрабатываться как индивидуально, так и коллективно.
На занятиях необходимо широко использовать следующие технологии обучения:
-
Технология кооперативного обучения;
-
Технология творческих мастерских;
-
Проектное обучение;
-
Модульная технология;
-
Технология полного усвоения;
-
Инновационные компьютерные технологии
Среди форм и методов работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные выставки, мастер- классы, конкурсы и т.д.
\
Сценарии обучающих игр, способствующих развитию
интеллектуальной одаренности на занятиях.
(В роли ведущих целесообразно использовать одаренных учащихся)
Сундук мудрости
Внимательно читаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту.
Пожалуйста, заверните записку и положите ее в «сундук». (Это может быть коробка от конфет). Затем повторно все читают текст. А теперь возьмем из «сундука» по одной записке, где по очереди читаем вопросы и приступаем к ответам. Ведущий (он же хранитель сундука) называет победителей, учитывая содержательность, глубину вопроса и оригинальность ответа.
Симпозиум
Перед вами наглядный материал (текст, пособие). Пожалуйста, внимательно его прочитайте в течение определенного отрезка времени. Распределение ролей: редактор, критик, автор, рецензент, незнайка, доцент, академик и т.д. (по дополнению детей). Затем каждый в своем амплуа должен изложить текст. Остальные участники симпозиума оценивают выступления. Выигрывает самый оригинальный выступающий, наиболее интересно изложивший текст. Участники симпозиума имеют право добавить и дополнить выступления друг друга.
Итак, слушаем выступления членов симпозиума. Подведем итоги. Поздравим победителей. Всем спасибо!
В гостях у сказки
Нам дан любой текст. Его необходимо прочитать (читают). Теперь придумайте сказку по заданному тексту, но так, чтобы ее основная мысль, основная нить отражала существо текста, с любыми героями и любым сюжетом. Это у нас будет конкурс сказочников. Чтобы придумать хорошую сказку, нужно еще paз прочитать текст быстро и внимательно. За дело! Можнол кратко записывать. Небольшое время на подготовку... Слушаем сказки! Ведущий определяет победителей, учитывая оригинальность, юмор и необычность сюжета. Всем спасибо!
Необычный доклад
Читается текст. Теперь, пожалуйста, передайте содержание этого текста при помощи знаков, схем, рисунков и передайте такую записку соседу справа. Теперь каждый делает доклад по данному тексту, используя рисунки или схемы своего соседа. Начинаем! Ведущий, кто, по-вашему, сделал доклад более подробно, с юмором, кто представил лучшее наглядное пособие? Поздравим победителей!
Я очень надеюсь, что мой материал поможет не только педагогам дополнительного образования, но и педагогам организаторам при работе в оздоровительных лагерях, в досуговых меропритиях и просто на занятиях в виде физкультминуток.