Доклад на тему: Межпредметные связи в системе духовно-нравственного воспитания при проведении уроков иностранного языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Доклад на тему:

«Межпредметные связи в системе духовно-нравственного воспитания при проведении уроков иностранного языка»



Подготовила: учитель английского языка

I квалификационной категории

Чадина Карина Станиславовна





Кашира

2015

Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного иностранного языка.

Ведь язык - это хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, художественно-эстетические, воспитательные идеалы.

Если прибегнуть к опыту выдающихся мыслителей педагогов, то все отдают первостепенное значению духовности через культуру своего и чужого языка. Один из образованнейших педагогов своего времени В. А. Сухомлинский писал: «Язык - духовное богатство народа», «Сколько я знаю языков, столько я - человек». А изучение языка в свою очередь связано со множеством других предметов, ведь на уроках мы затрагиваем и обсуждаем темы истории, географии, биологии, искусства, говорим о музыке, спорте и т.д. и т.п.

Поэтому можно только положительно рассматривать воспитание духовности именно на уроках иностранного языка.

В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. На уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик. Среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, звучат многие насущные проблемы.

Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, проблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней. Здесь мне хотелось бы рассказать вам о темах для обсуждения, предлагаемых в нашем УМК по английскому языку.

К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения. Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы.

Следующим эффективным приемом работы является ролевая игра. Она также является формой коллективного взаимодействия.

И, конечно, не последнюю роль играют тематические уроки. Проектная методика обучения иностранным языкам, которая лежит в основе обучения по многим УМК, даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников.

Театральные постановки на уроке - сильный мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной и вместе с тем способствуют духовно-нравственному воспитанию.

Чтение текстов определенной тематики способствует

формированию нравственности, моральных норм, понятий добра и зла.

Я убеждена, что иностранный язык как предмет школьной программы может быть действенным фактором приобщения школьников к духовным ценностям.

Целью "обучения иноязычной культуре" является формирование человека не столько как носителя знаний, сколько как человека культуры, развитие его духовных сил, способностей, воспитание его морально ответственным и социально полезным человеком; а содержанием образования является культура как система духовных и материальных ценностей, накопленных обществом во всех сферах, от быта до философии.

Воспитание патриотизма и гражданственности также осуществляется на уроках иностранного языка. Надо помнить, что общение на английском языке - это межкультурное взаимодействие. Можно ли достичь взаимопонимания, если мы не знаем (а иногда и не хотим знать), что наш собеседник отличается от нас уже потому, что родился и вырос в другой стране, в другой культуре?

Очень важно донести до ребёнка, что чужая культура-не хуже и не лучше нашей - она просто другая, и нужно терпимо и с пониманием относиться к этим различиям, но прежде всего нужно научить детей любить свою страну, уважать свою историю и культуру.

Исходя из своего небольшого опыта, считаю, что одним из важнейших средств воспитания гражданственности на уроках ИЯ является использование технологии диалога культур.

Данная технология способствует формированию у учащихся представлений о культуре как сознательно избираемой жизненной философии, требующей от его участников уважения к другим культурам, языковой, этнической и расовой терпимости, готовности к изучению культурного наследия мира, к духовному обогащению достижениями других культур, более глубокое осознание своей родной культуры через контекст культуры англоязычных стран;

воспитанию чувства патриотизма, чувство гордости за свою культуру, свою страну; воспитанию потребности и способности к сотрудничеству и взаимопомощи.

Диалог культур является прекрасным средством борьбы против национальной неприязни, если он не ограничивается простым сопоставлением фактов родной и иностранной культуры Подлинный диалог культур предполагает учёт следующих условий: во-первых, необходимо знать чужую культуру. Но "знать" не в смысле примитивно "запомнить и уметь воспроизвести". Чтобы знать, надо: Воспринять, проанализировать, оценить, сопоставить со своим, включить в систему своих знаний, действовать соответственно новому желанию.

В своей работе я широко применяю различные активные формы уроков, но особенно люблю готовить и проводить уроки - праздники с использованием технологии диалога культур. При проведении уроков - праздников особое внимание уделяю сопоставлению культурных традиций народов различных стран, подчёркиваю, что народы создали свои праздники прежде всего для того, чтобы отдать дань уважения своими близким, своей стране, своим религиозным и культурным традициям, что сложившиеся веками обряды и ритуалы подчеркивают ценность человека и уважительное отношение к нему.

Таким образом, только регулярная, содержательная и разнообразная работа по формированию патриотизма и гражданственности позволяет добиваться эффективных результатов в их воспитании.

Учитель может помочь ребенку определиться с выбором в поведении, образе жизни, ценностях этого мира и общества. Английский язык способствует этому через сравнение своей и чужой культур, своих и чужих ценностей, традиций, норм поведения, толерантности.

Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Именно поэтому школа, решая задачи воспитания, должна опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ общества. Этому должен способствовать каждый учебный предмет, в том числе и английский язык.

Одним из многочисленных и разнообразных способов воспитания средствами иностранного языка является чтение общественно-политической и художественной литературы.

Важна на уроках иностранного языка работа в парах и групповая работа. В процессе парной и групповой работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, учащиеся привыкают помогать друг другу и осуществлять контроль над товарищем, а это развивает внимание, способствует развитию чувства коллективизма.

Путь воспитания при чтении - это путь опосредованный: от текстов, от полученной информации к мыслям, к выработке взглядов, убеждений формированию мировоззрения.

Полезно проведение учениками конференций и докладов, представление проектов и написание эссе и сочинений. Особенно важно, если в беседе обсуждаются важные актуальные проблемы.

Существует так же иной способ, воспитания средствами иностранного языка, а именно: использование поэзии на уроках иностранного языка.

Использование поэзии на уроках иностранного языка способствует так же знакомству с лучшими образцами поэзии, видами стихотворных форм, с вариантами перевода стихов на родной язык, способствует развитию различных навыков и культурной компетенции обучаемого. Содержание поэтического произведения, которое может вызвать настоящую дискуссию в группе, поскольку проблемы, затрагиваемые в поэтических произведениях, универсальны, носят жизненный характер, не всегда предполагают однозначное решение.

Большинство тем иностранного языка затрагивают напрямую или косвенно нравственный аспект воспитания. На сегодняшний день учителю дана свобода создания той атмосферы, когда учащиеся могут через презентации, видео, элективные курсы обогатиться духовно. Это может быть элективный курс с названием «Вежливые англичане», «Христианский английский», «Иностранный этикет», «Моя родословная», «Права и обязанности ребенка» и тому подобное.



© 2010-2022