Мастер-класс Применение стратегий формативного оценивания на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Мастер-класс Применение стратегий формативного оценивания на уроках английского языкаМастер-класс Применение стратегий формативного оценивания на уроках английского языкаМастер-класс Применение стратегий формативного оценивания на уроках английского языкаМастер-класс Применение стратегий формативного оценивания на уроках английского языка

Жаутикбаева Мадина Сансызбаевна

учитель английского языка

ІІ категории

КГУ «Средняя школа села Касымбек»




МАСТЕР-КЛАСС:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОЦЕНИВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.

Цель:

Раскрыть место оценивания в современном образовательном процессе как способа определения степени реализации учебных целей и достижения планируемых результатов обучения.

Определить сущность видов оценивания и учиться навыкам разработки критериев успеха для улучшения обучения.

Задачи:

  1. Создать мотивацию к изучению темы, участию в мастер-классе

  2. Познакомить с суммативным, формативным и критериальным оцениванием.

  3. Показать на практических примерах использование каждого вида оценивания на разных этапах урока.

Ожидаемый результат: учителя познакомятся с видами оценивания, их характеристиками и методами использования каждого вида оценивания на разных этапах урока. Учителя будут учиться разрабатывать критерии оценивания и дескрипторы.

Ход мастер-класса:

Введение

Всем известно, что более продуктивно работают те люди, которые умеют правильно использовать время для отдыха. Это значит, что интересная поездка по прекраснейшим в мире островам поможет вам, уважаемые коллеги набраться новых сил для дальнейшего плодотворного труда. А вот определиться, куда поехать отдохнуть, помогут вам путевки, которые…

Формирование новых групп по островам

Распределение ролей в группе: турагент, гид, руководитель группы ,турист экскурсовод , тайм- киппер.
Вот вы и одна команда! Как здорово, что наш мастер-класс объединил вместе активных, заинтересованных в своём профессиональном росте людей из разных школ!

Пора начинать наше новое путешествие - в мир «Оценивания достижений»! Продолжать путь нам предстоит, работая в командах, потому что вместе учиться полезнее и интереснее. Вместе вы сможете успешно преодолеть все трудности, потому что команда - это на самом деле сила! А заодно на практике освоим такие технологии, как - учебное сотрудничество, работа в группах и т.д.

Вызов (мозговой штурм) Презентация слайда «Опять двойка!»

Как вы думаете, почему наш мастер-класс мы начинаем с этого слайда?

Участники отвечают.

В современных условиях перед общеобразовательной школой стоит задача активного всестороннего восприятия знаний учащимися, поэтому необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Это повлекло за собой и изменения в системе оценивания , которая призвана помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самокритичность или, говоря другими словами , здоровую самооценку.

Работа в группах по выполнению заданий: метод мозгового штурма.

Обсудите недостатки и положительные стороны существующей системы оценивания. /5минут/. Спикер /1 минута/

Каждая группа выдвигает свои версии. Активное обсуждение. Запись на плакате. Руководитель группы делает заметки в листе оценивания для группы, с целью отслеживания деятельности всех членов группы. Оценивание выступлений других групп хлопками, возгласами одобрения, большой палец руки поднят вверх или большой палец опущен вниз, как показатель недовольства выступлением.

В данный момент в обществе накопилась неудовлетворенность пятибалльной системой оценивания, которая не в состоянии отразить все различия в уровнях достижений школьников. В свете новых изменений в обучении , традиционная «отметочная» система выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя и школы; не дает полноценной возможности для формирования у учащегося самостоятельности в оценивании; затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущим результатом его обучения; является мало информативной. Часто имеет «травмирующий» характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя «отметочная» система, нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, на ребенка, с другой стороны - на родителей. Обратная связь учителя с учениками часто служит социальным и управленческим целям, а не целям оказания помощи ученикам в улучшении результатов обучения; акцент делается на сравнение учеников друг с другом, что снижает активность и мотивацию, деморализует менее успешных учеников и не позволяет полноценно прогрессировать наиболее успешным ученикам. Для того чтобы учащиеся могли достичь качественных результатов в процессе учебной деятельности, современное оценивание должно быть: понятным всем участникам образовательного процесса; гибким; много инструментальным и психологически комфортным.

Оценивание осуществляется для того, чтобы: обращать внимание учащегося на цели обучения и критерии достижения успеха. Учитель предоставляет учащемуся информацию, необходимую для принятия решения по дальнейшему обучению (на что направить свои усилия, на что обратить внимание, что улучшить, а что исправить, над чем поработать). Для этого во главу угла, ставятся такие задачи как:

  • формировать навыки самооценки учащегося;

  • регулярно устанавливать обратную связь с учениками;

  • мотивировать учащегося к дальнейшему целенаправленному обучению;

  • предоставлять информацию:

-учащимся о качестве их работы;

-учителям о прогрессе учащихся; - родителям и сообществу о степени достижения результатов обучения;

В данной ситуации, востребованным оказывается такой подход к оцениванию достижений учащихся, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся.

Одним из таких подходов является формативное (формирующее) оценивание, которое можно еще назвать оцениванием для улучшения обучения.

Формативное оценивание является составной частью личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся. В связи с этим меняется роль учителя. Личностно-ориентированные технологии позволяют осуществлять организацию учебного процесса на основе сотрудничества между субъектами. Взаимодействие учителя и учащегося не прерывается, более того, оно поощряется. Оценка осуществляется непрерывно, оценивается сам процесс движения к качественному результату. Учащийся самостоятельно и осознанно определяет свои пробелы и вместе с учителем работает над их устранением. Часть нитей контроля переходит к ученику, трансформируясь в самоконтроль и самооценку.

Формативное оценивание является «неформальным» (чаще всего безотметочным) оцениванием. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь

Суммативное (итоговое) оценивание предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений, навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки. Цель суммативного оценивания - констатирование уровня усвоенности знаний и сформированности умений и компетентностей у учащихся к определенному периоду времени и определение соответствия полученных результатов требованиям стандарта. Существующая практика суммативного оценивания предполагает проведение различного вида контрольно-проверочных работ.

Если представить, что дети - цветы …

Summative assessment растений - это просто их измерение. Может быть интересно сравнить и проанализировать результаты измерений, но это никак не влияет на рост растений.

Formative assessment - эквивалент уходу и поливу, соответствующему потребностям растений, что непосредственно влияет на их рост.

Задание 2 индивидуальная работа по выполнению задания. Каждый член группы , пользуясь приемом «BLOB's Tree» определяет свое место на дереве. Затем обсуждают свои результаты в группе. Руководитель группы не забывает отмечать деятельность членов группы в листах оценивания.

На своих уроках я применяю следующие стратегии формативного оценивания: данные приемы можно использовать на любом из этапов урока: т.е. на этапах: вызов, осмысление, рефлексия . Прием "BLOB's Tree" Выполнение данного задания предусматривает развитие навыков критического мышления, высокого уровня - оценки, объяснения и метапознания. Перед детьми стоит задача оценить свои знания по грамматическому или лексическому материалу, на начало урока, и обозначить себя на «BLOB's tree», объяснить, почему ученик так думает, и поместил себя на определенной ветке, высоте. При объяснении, каждый ребенок сможет определить свои знания по грамматическому или лексическому материалу, и наметить пути самопознания в процессе изучения грамматического или лексического материала. Учащиеся смогут прийти к единому мнению, что необходимо повторить.Мастер-класс Применение стратегий формативного оценивания на уроках английского языка

На начальной ступени обучения различные смайлики помогают мне развить навыки самооценивания и взаимооценивания своей деятельности на уроке. Учащиеся с нетерпением ждут этапа оценивания и принимают активное участие в обсуждении достигнутых результатов. Дальнейшая работа по развитию навыков оценивания младших школьников привела к составлению критериев успешности и использованию звездочек-наклеек разной величины.

Использование методов оценивания помогло моим ученикам выработать навыки самостоятельной работы, работы в группе, у них появился интерес к учебе, повысилось чувство взаимопомощи, коллективизма.

Прием: «Взаимооценивание»

Данный прием предусматривает развитие внимания, речевых навыков, размышления, аргументирования, креативности. Задание выполняется в парах, ученикам предлагаю форму, с прилагательными и наречиями, которые необходимо выбрать и оценить работу ученика. Прилагательные и наречия подбираются с учетом возрастных особенностей учеников.

Bright

Capable

Modern

Painstaking

Confident

Diligent

Reflective

Dynamic

Efficient

Willing

Wise







well

fast

quickly

slowly

quietly

easily

Прием: «Пирамида»

Для того чтобы, учащиеся смогли оценить свою работу на уроке, предлагаю провести рефлексию. Каждый ученик получает картинку с изображением треугольника, который разделен на три части: в нижней части необходимо записать, что получилось на уроке, на средней части, что не получилось, и в верхней части над чем необходимо поработать или, что повторить к следующему уроку.



Все виды оценивания, а формативное оценивание в особенности, предполагают использование тщательно разработанных критериев для организации оценивания работы учащихся.

Оценивание с использованием критериев позволяет сделать данный процесс прозрачным и понятным для всех участников образовательного процесса. Критерии способствуют объективации оценивания. Основой для разработки критериев оценки учебных достижений учащихся являются учебные цели. Критерии могут быть подготовлены учителем или с участием учащихся. Совместная разработка критериев (учитель - учащийся) позволяет сформировать у учащихся позитивное отношение к оцениванию и повысить их ответственность за достижение результата. При разработке критериев оценки важно всегда помнить о целях и содержании урока. Чем четче сформулированы цели, тем эффективнее и точнее будет оценивание.

Содержание критериев должно быть понятным учащимся и родителям, т.е. изложено понятным и доступным языком. Критерии оценки необходимо довести до сведения учащихся (расположить на стендах, на учебной доске, в рабочей тетради учащихся). Критерии помогают учащимся более объективно оценивать качество собственной работы. Умение оценивать на основе критериев остается с человеком на всю жизнь. Помните: знакомить учащихся с критериями оценки необходимо перед выполнением задания.

Эффективно разработанные критерии оценки ясно демонстрируют учащимся, что и как будет оцениваться, а также служат хорошим руководством для учащихся в процессе выполнения работы. Чем конкретнее представлены критерии оценки, тем лучше учащийся будет понимать, что ему нужно сделать для успешного выполнения задания.

Задание 3 Раздать для каждой группы картинку комнаты. Руководитель группы не забывает отмечать деятельность членов группы в листах оценивания

Цель: формировать умение описывать комнату.

Результат урока (продукт): постер

На данном этапе участники в своих группах разрабатывают критерии оценивания их же постеров, затем, обсуждая с другими группами, определить три важных критерия оценивания для заданного формата, затем проводится оценивание постеров.

Можно предложить следующие критерии оценки:

  1. Соответствие описанию.

  2. Отсутствие лексических и грамматических ошибок в постере

  3. Фонетически грамотное прочтение.

Смена ориентиров в функциях учителя, который в традиционной системе обучения был главным судьей при оценке результатов и единолично нес ответственность за все успехи и провалы учащихся, очевидна. При использовании критериального подхода инструментом судейства являются критерии, а не учитель и его мнение.

Задание 4 Оценить деятельность членов группы на мастер-классе. В каждой группе руководитель , опираясь на лист оценивания отмечает баллы на «колесе успешности». Тем самым определяется как группа работала: сплоченно , дружно или были и те кто вел себя пассивно на протяжении всего мастер-класса. Далее руководители групп представляют свои результаты.

Использование методов формативного оценивания на уроках показало, что у учащихся появился интерес к учебе и ответственность, вырабатываются навыки самостоятельной работы, работы в группе, воспитываются чувства толерантности, коллективизма, взаимопомощи, все это является реальной возможностью подготовить социально-адаптированною личность.

Я наблюдала повышение мотивации как среди учеников со средним уровнем развития, так и учеников, достигших высоких показателей. Это обусловлено тем, что система критериального оценивания прозрачна, объективна и доступна. К положительным сторонам я бы отнесла снижение тревожности в классе, возможность самооценки, самоанализа и контроля.

Задание 5. Самооценка собственной деятельности участников мастер-класса. На листах самооценки выбирают соответствующий своей оценке значок.

Новые методы, вносимые мною в процесс обучения вызвали большой резонанс и положительный отклик среди учащихся и коллег-учителей. Это укрепило меня в уверенности, что выбранная мною стратегия является правильной. Она показывает направление учащимся, куда они должны приложить усилия, чтобы достичь лучших результатов, обнаруживает и показывает слабые стороны в обучении. Кроме того критериальное оценивание является руководством действия для учителя, инструментом, позволяющим умело совершенствовать свою педагогическую практику формативного оценивания в процесс обучения.

Задание 6. «Где я?». На плакате «Острова настроения», на которых написаны слова. Ожидание, неопределенность, разочарование, радость. Прикрепите стикеры к тому острову, которому соответствует ваше эмоциональное состояние по итогам прошедшего мастер-класса.

ЛИТЕРАТУРА


  1. Баранников А.В. О системе оценивания учебных достижений младших школьников в ус-ловиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания образования // Начальная школа. Плюс до и после. ¹ 8. 2003.

  2. Бардин К.В. Как научить детей учиться. - М., 1987.


  1. Берд Стас, Кимберли Эке. Развитие творческих способностей и формирование понятийного мышления // Семинар для учителей начальной школы / Проект ПИКС, 2008.

  2. Век Х. Оценки и отметки. - М., 1984.


  1. Воронцов А.Б. Некоторые подходы к вопросу контроля и оценки учебной деятельности учащихся // Начальная школа. ¹ 7. 1999.

  2. Данилов Д.Д., Серова Ж.И. Экспериментальная модель контроля и оценивания в Образова-тельной системе «Школа 2100» // Начальная школа. Плюс до и после. ¹4. 2004.

  3. Диканская Н.Н., Герасименко Е.В. Оценочная деятельность как основа управления качеством образования // Мониторинг образовательного процесса. ¹ 4. 2003.

  4. Келли П. Руководство по оценке учащихся. - Университет Плимута, 2003.


  1. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (методическое письмо) // Начальная школа. ¹ 9. 1999.

  2. Кочетова А. Стратегия оценки // Директор школы. - 1994.


  1. Матис Т.А. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Начальная школа.


  • 4. 1999.


  1. Методическое письмо. О системе оценивания. // Начальная школа. Плюс до и после. ¹ 8. 2003.


  1. Твердякова Л.Г. О важности самооценивания учащимися своего труда / / Начальная школа.


  • 4. 2003.


  1. Фролова Л.А. О методической подготовке в области контроля и оценки знаний по русскому языку // Начальная школа. Плюс до и после. ¹ 1. 2003.

  2. Хуторской А.В. Современная дидактика. - СПб., 2001.


© 2010-2022