СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ

Раздел Иностранные языки
Класс 12 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ



Чеченкова Марина Валентиновна, преподаватель иностранного языка

ГБОУ СПО «Лукояновский педагогический колледж им. А.М.Горького»

Россия, г. Лукоянов, e-mail: [email protected]

Урок - основной участок учебно-воспитательного процесса, на котором учитель ежедневно осуществляет образование, воспитание и всестороннее развитие обучающихся.

Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это выполнение заранее: в каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать ЭТОТ ШАГ.

Поэтому учителю необходимо знать, на какой «рычаг» нажать, чтобы добиться желаемого результата. А для этого надо в совершенстве владеть механизмом урока, механизмом сложным и пока ещё не до конца познанным.

Конечно, успех зависит от множества факторов - от знания учителем предмета и общей эрудиции, идейной убеждённости и даже человеческого обаяния, другими словами - от личности учителя. Но этого мало - нужно ещё и владение методическим мастерством, тем более это необходимо учителю иностранного языка. В обучении иноязычному общению методика имеет решающее значение, что связано с психофизиологическим сложностями овладения видами речевой деятельности как средствами общения, с отсутствием мотивации, со спецификой того или иного языка и особенностями процесса обучения. Методическое мастерство учителя в организации урока должно быть отточено настолько, чтобы он сумел преодолеть обилие отрицательных, тормозящих факторов и психофизиологического, и коммуникационного порядка.

В каждом уроке иностранного языка отражаются важнейшие требования педагогики, психологии, физиологии, социологии; реализуются общие и непосредственные задачи обучения, воспитания, развития; органически сочетаются деятельность учителя и учащихся, выступают в сложном взаимодействии цели, содержание, методы. Это значит, что в уроке фиксируются, синтезируются в особый сплав закономерности обучения, познанные педагогической наукой и сформулированные в определённые принципы и понятия.

Урок рассматривается:

  1. Как организационная форма обучения,

  2. Как отрезок учебного процесса,

  3. Как сложная динамическая система,

  4. Как система дидактических задач, поэтапно ведущая учеников к усвоению,

  5. Как логическая единица темы, раздела.

Итак, основа для построения урока - это совокупность научных положений, определяющих его особенности, структуру, логику и приёмы работы, совокупность которой называется методическим содержанием урока.

Нельзя сказать, что уже познаны и сформулированы все закономерности, позволяющие эффективно обучать общению, но одно можно утверждать с уверенностью: методическим содержанием современного урока должна быть коммуникативность.

Следовательно, чтобы научить ученика общаться на иностранном языке, необходимо научить его этому в условиях общения. Это значит, что обучение должно быть организованно так, чтобы оно было подобно процессу общения (коммуникации). Поэтому необходимо уделить большое внимание на уроке индивидуализации, речевой направленности, ситуативности, функциональности, новизне.

Индивидуализация как компонент методического содержания урока требует от учителя необходимости придерживаться следующих положений:

- ведущей является личностная индивидуализация, т.е. учёт при выполнении упражнений всех свойств личности каждого ученика, что обеспечивает мотивацию и интерес к учебной деятельности;

- индивидуализация используется при обучении всем видам речевой деятельности, при выполнении всех видов упражнений, в классной и домашней работе, т.е. пронизывает весь учебный процесс;

- не обучив учащихся рациональным приёмам учебной деятельности, нельзя ожидать успехов в их работе;

- важным аспектом индивидуализации является учёт индивидуальных свойств учащихся и их постоянное развитие.

Речевая направленность урока позволяет сформулировать следующие положения, которыми должен руководствоваться учитель:

- абсолютным средством формирования и развития умения общаться следует признать постоянную речевую практику учащихся в общении;

- все упражнения на уроке должны быть в той или иной степени речевыми;

- вся работа учащегося на уроке должна соотноситься с целью, которую ученик понял и принял как свою цель;

- любое речевое действие учащегося на уроке должно быть целенаправленным в плане воздействия на собеседника;

- любое речевое действие учащегося должно быть мотивированным;

- использование той или иной фразы, темы и т.п. не может быть оправдано никакими соображениями, если они лишены коммуникативной ценности;

- любой урок должен быть речевым как по замыслу, так и по организации и исполнению.

Ситуативность обучения требует, чтобы все произносимое на уроке как-то касалось собеседников - ученика и учителя, ученика и другого ученика, их взаимоотношений.

Ситуативность как компонент методического содержания урока определяет следующие положения:

- ситуация общения на уроке может быть создана лишь в том случае, если она будет основываться на взаимоотношениях собеседников (учеников и учителя);

- каждая фраза, произносимая на уроке, должна быть ситуативной, т.е. соотноситься с взаимоотношениями собеседников;

- ситуативность является необходимым условием не только при развитии речевого умения, но и в процессе формирования навыков, т.е. в подготовительных упражнениях (лексических и грамматических).

Функциональность - это очень сложное и объёмное понятие. Чтобы раскрыть его первостепенную значимость для коммуникативного обучения, нужно начать с наиболее показательных аспектов, посмотреть, как обычно проходит работа на грамматической и лексической сторонами речевой деятельности.

Чтобы обеспечить функциональность обучения, в установках к упражнениям нужно использовать все те речевые задачи, которые используются в общении:

-сообщить (уведомить, доложить, известить, рапортовать, объявить, информировать);

-объяснить (уточнить, конкретизировать, охарактеризовать, показать, выделить, заострить внимание);

- одобрить (рекомендовать, посоветовать, подтвердить, поддержать, похвалить, поблагодарить, поздравить, пожелать);

- осудить (покритиковать, опровергнуть, возразить, отрицать, обвинить, протестовать);

- убедить (доказать, обосновать, уверить, побудить, внушить, уговорить, вдохновить, настоять);

Учитель в связи с новизной как обязательной характеристикой методического содержания урока должен знать что:

-при развитии речевого умения необходимо постоянное варьирование речевых ситуаций, связанное с речемыслительной деятельностью учащихся;

-речевой материал должен запоминаться непроизвольно, в процессе выполнения речемыслительных заданий;

-повторение речевого материала осуществляется благодаря его постоянному включению в ткань урока;

-упражнения должны обеспечить постоянное комбинирование, трансформацию и перефразирование речевого материала;

-содержание учебных материалов должно вызывать интерес учащихся, прежде всего своей информативностью;

-необходима постоянная новизна всех элементов учебного процесса.

Таким образом, главную роль на уроке иностранного языка играет коммуникативное иноязычное общение, которое в настоящее время стало самым прогрессивным и наиболее плодотворным направлением теории и практики обучения иностранным языкам; а также поиск путей большего использования индивидуальных возможностей учеников как в условиях коллективной работы в классе, так и самостоятельной работы во внеурочное время.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Ариян М.А., Оберемко О.Г., Шамов А.Н. Методика преподавания иностранного языка. Общий курс.- Н.Н.,- 2004

2. Бим И.Л., Головина А.А., Книга для учителя.- М.: Просвещение,1990

3.Дищук В.В., Матвишин В.Г. Веди урок на иностранном языке.- Просвещение, 1984

4. Елухина Н.В. Обучение аудированию в русле коммуникативно- ориентированной методики // Иностранные языки в школе.- 1989- № 2

5. Калинина С.В. К концепции обучения монологическому высказыванию.// Иностранные языки в школе.- 191 № 2

6. Костылёв В.С. Пути совершенствования процесса формирования лексических навыков говорения // Иностранные языки в школе.- 1986.- №2

© 2010-2022