Современные средства оценивания качества освоения образовательных программ. Рейтинговая система

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные средства оценивания. Рейтинговая система

Общенациональный образовательный заказ должен объединять потребности личности, государства и общества. Возникает необходимость разработки и внедрения эффективных моделей образовательных систем с учетом потребностей социокультурной среды и инфраструктуры производства.

Исходным приоритетом в образовании становится формирование эрудированной, свободной и ответственной личности, сочетающей профессиональную компетенцию с гражданской ответственностью, обладающей должным мировоззренческим кругозором, нравственным сознанием.

В настоящее время в педагогическом процессе становятся преобладающими следующие приоритеты. Каждый студент должен уметь ставить цели, генерировать идеи, находить смыслы, изыскивать решения в сложных, подчас неадекватных тому или иному предмету, ситуациях.

Важнейший элемент образовательного процесса - система оценивания качества освоения образовательных программ студентами.

В настоящее время система контроля знаний вступает в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Главный ее недостаток очевиден - она не способствует активной и ритмичной самостоятельной работе студентов. Ко второму курсу студенты начинают понимать, что домашние задания совсем необязательно сдавать в срок, что можно все принести и сдать в последнюю неделю. Такая штурмовщина не только многократно усиливает нагрузку на преподавателя и студента в конце семестра, но и имеет своим результатом непрочные знания. Результат: на втором курсе студенты помнят только 20 процентов материала первого курса и еще меньше - на старших. Кроме того, существующая система усредняет всех: и студент, сдавший все контрольные мероприятия досрочно, и студент, сдавший их лишь в зачетную неделю, формально одинаково успевают. При этом окончательная оценка по предмету (после экзамена) никак не учитывает "предысторию", содержит существенный элемент случайности. Налицо приблизительность балла: 3,9=4.0 и 4,9=4,0.

Современные средства оценивания

  • Методы самооценки

  • Тестовые технологии

  • Портфолио

  • Рейтинговая система

Рейтинг

Одной из основных составных единиц новой системы образования является система рейтинг-контроля уровня усвоения знаний студентов. Увеличение доли самостоятельной работы (до 60%) требует соответствующей организации. Например, необходимо стимулирование ритмичной, заинтересованной, активной работы студентов. Решение этой задачи возможно в рейтинговой системе обучения (РСО).

Рейтинговая система оценки знаний в той или иной форме существует уже давно. Она применяется во многих западных университетах; в странах Африки, в которых сохранились системы обучения бывших метрополий.

Рейтинговая система, на наш взгляд, эффективна в следующем:

Во-первых, она учитывает текущую успеваемость студента и тем самым значительно активизирует его самостоятельную работу;

во-вторых, более объективно и точно оценивает знания студента за счет использования дробной 100 - бальной шкалы оценок;

в-третьих, создает основу для дифференциации студентов, что особенно важно при переходе на многоуровневую систему обучения;

в-четвертых, позволяет получать подробную информацию о выполнении каждым студентом графика самостоятельной работы.

Из истории

Система оценки знаний баллами

Система оценки знаний баллами зародилась в иезуитских школах в XVI-XVII веках и имела гуманную цель заменить принятые в те времена телесные наказания на поощрения. Первая трехбалльная шкала оценок возникла в Германии, она получилась в результате разделения всех учеников на три нумерованных разряда: лучших, средних и худших, причем переход из одного разряда в более высокий знаменовал собой приобретение целого ряда преимуществ и привилегий. Первоначально единица имела значение высшей отметки.

В истории российского просвещения изначально как и в Европе существовала трёхразрядная система оценок. 1737 г. высший разряд обозначает очень хорошие успехи: «учения изрядного, надежного, доброго, честного, хорошего, похвального». Средний разряд обозначает успехи «учения посредственного, мерного, нехудого». Низший разряд характеризует успехи ниже среднего: «учения слабого, подлого, прехудого, безнадежного, ленивого».

Постепенно словесная оценка становилась однообразней и короче, она чаще заменялась цифровой, причем направление шкалы установилось противоположным германскому. В разное время в России применялись 3-, 5-, 8-, 10-, 12-балльные системы оценки знаний. Из них прижилась 5-балльная, которая и была в 1937 году официально установлена Министерством народного просвещения:

«1» - слабые успехи;

«2» - посредственные;

«З» - достаточные;

«4» - хорошие;

«5» - отличные.

В течение XX века оценка «1» постепенно вышла из употребления, в результате 5-балльная система трансформировалась в современную 4-балльную. В современной России чаще всего (за отсутствием нормативных документов на уровне Министерства Образования и Науки) оценку за триместр выводят как среднее арифметическое текущих (в том числе и контрольных) оценок.
Эта, традиционная для советского образования, система сейчас повсеместно применяется в России и некоторых странах постсоветского пространства, хотя в последние годы наметился отход от нее:

  • Беларусь, Молдавия, Грузия перешли на 10-балльную шкалу;

  • Украина на 12-балльную;

  • Прибалтика предпочла англосаксонскую систему (в Эстонии до сих пор используется пятибалльная шкала, «1» - оценка за невыполненную работу).

В Германии в среднем образовании используется 6-балльная система оценок с обратной зависимостью т.е. имеет следующие количественные и качественные обозначения:

1 - sehr gut «отлично»

2 - gut «хорошо»

3 - befriedigend «достаточно»

4 - ausreichend «удовлетворительно»

5 - mangelhaft «неудовлетворительно»

6 - ungenügend «очень плохо».

Во Франции используется 20-балльная система.

В Японии используется 100-балльная система.

В США используется Индекс качества A-F(E).

Индекс качества A-F(A-E) обычно классифицируется по следующей пятибалльной шкале:

  • A = 4.0

  • B = 3.0

  • C = 2.0

  • D = 1.0

  • E(F) = 0.0

Другие варианты, представленные знаками + и - широко используются. Например, так как B = 3.0, то B+ = 3.3 и B- = 2.7. Оценка А+ - нововведение в американском образовании.

Мотивацией к активизации учебной деятельности большинства студентов являются:

а) перспектива учета рейтинговой отметки по дисциплине на зачете/экзамене; б) стремление к лидерству; в) самолюбие и т. п.

Основные задачи контрольно-оценочной системы:

  • получение объективной информации об уровне и качестве индивидуальных учебных достижений студентов в целях коррекции учебного процесса;

  • получение текущей и прогностической информации о качестве обучения для органов управления образованием;

  • обеспечение возможности индивидуализации учебного процесса на основе результатов контроля, реализации личностно-ориентированной, развивающей и других инновационных технологий обучения без необоснованного роста трудозатрат со стороны педагога;

  • сбор и анализ объективной информации о подготовленности студентов для выставления итоговых оценок при переходе на следующую ступень обучения;

  • поддержка развития новых форм, методов и средств контроля, адекватных компетентностному подходу;

Недостатки существующей практики оценки знаний:

  • стихийность,

  • отсутствие связи традиционных средств контроля с современными технологиями обучения,

  • отсутствие дидактической целенаправленности,

  • игнорирование преподавателем характерных особенностей материала дисциплины и условий работы,

  • низкая эффективность в условиях массового обучения,

  • субъективизм,

  • отсутствие систематичности в ее проведении,

  • несопоставимость результатов контроля. небольшое количество вопросов не позволяет объективно проверить весь курс,

  • вопросы часто не являются отражением тех знаний, умений, навыков, которые необходимо сформировать,

  • каждый из экзаменаторов имеет свое суждение о знаниях отвечающего, свои методы и критерии;

  • количество дополнительных вопросов и их сложность зависят от экзаменатора, что также оказывает влияние на общий результат.

Психолого-педагогические факторы, влияющие на результат проверки и оценки знаний:

психологические факторы:

  • общая и специальная подготовка преподавателя,

  • личные качества преподавателя (принципиальность, чувство ответственности)

Для обновления контрольно-оценочной системы необходимо:

  • минимизировать субъективизм в итоговом контроле и перейти к расширенному использованию стандартизированных тестов;

  • снизить долю авторитарности и принуждения в текущем контроле, создать условия для самоконтроля и самооценки студентов;

  • заменить привычную ориентацию на «среднего студента» индивидуализированными методами коррекции учебной деятельности в процессе текущего контроля;

  • отказаться от преимущественной ориентации текущего и итогового контроля на оценку результатов заучивания, деятельности по образцу и перейти к инновационным измерителям, обеспечивающим оценку компетентностей.





4

© 2010-2022