КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ

НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА


Селиванова Татьяна Анатольевна, преподаватель

КГБПОУ «Минусинский сельскохозяйственный колледж»

Основной целью моей профессиональной деятельности является формирование у студентов общих и профессиональных компетенций в рамках изучения дисциплины «Немецкий язык» через использование различных элементов педагогических технологий, позволяющих одновременно придерживаться принципов активности, доступности, самостоятельности, дифференцированного подхода и наглядности.

Наиболее подходящей для реализации моей педагогической цели технологией является технология активного обучения - игровая технология. Учитывая, что язык становится для студентов не целью изучения, а средством, позволяющим наиболее эффективно решать поставленные задачи, а открытие нового знания возникает в процессе активной творческой деятельности и постоянном взаимодействии обучающихся друг с другом, среди большого количества педагогических игр я выбираю коммуникативные игры.

Особенно эффективными в работе со студентами являются настольные игры на закрепление и систематизацию пройденного материала или как результат работы с текстом (альтернатива пересказу текста или ответам на вопросы в конце параграфа учебника), карточные игры на запоминание и тренировку лексического или грамматического материала, на развитие навыков диалогической речи, игры - квесты («бродилки»).

Коммуникативные игры можно разделить на две группы: собственно коммуникативные (развивающие, контролирующие) и подготавливающие к коммуникации (обучающие).

Обучающие игры направлены на усвоение теоретического материала, его узнавание и применение в стандартных ситуациях, когда нужно действовать с опорой на схему или образец. Их основным содержанием становятся аспекты языка - фонетика, лексика, грамматика. Эти игры легко спутать с тренировочными или подстановочными упражнениями, если убрать элемент соревновательности и заменить педагогическое наблюдение и соучастие экспертной оценкой происходящего на уроке.

В своей педагогической практике наиболее часто я использую настольные и карточные обучающие игры: «Бинго», «Путаницы» и «Лабиринты» для проведения текущего контроля знаний лексического материала и для выявления затруднений у обучающихся по темам «Имя числительное», «Личные местоимения»; «Конструкторы предложений», «Домино». Так, например, при изучении на первом курсе темы «Иностранцы» я предлагаю студентам поиграть в «Домино» во время введения лексики по теме «Нации» и повторения лексики по теме «Черты характера».

Игровой замысел: на этапе актуализации знаний студенты, используя навык языковой догадки и знания пройденного материала, снимают лексические трудности перед основным этапом урока - составлением монологического высказывания о стереотипных мнениях относительно иностранцев.

Правила: выстроить цепочку правильно написанных слов по темам «Нации» и «Черты характера».

Игровые действия: Играть можно как в паре, так и в малых группах. Каждый участник набирает себе по 6 карточек. Ходить начинает тот, на чьей карточке написано «старт». По кругу студенты выкладывают карточки, являющиеся продолжением предыдущего слова и началом следующего. В случае, если у игрока необходимой в данный момент карточки нет, он может взять одну карточку дополнительно из резерва или пропустить ход. Игра заканчивается, когда у игроков на руках не осталось ни одной карточки, а на столе выстроилась цепочка правильно составленных слов.

Познавательное содержание: Слова в цепочке расположены таким образом, что можно прочитать, какие черты характера присущи каждой конкретной национальности.

Дидактическая задача: усвоить (повторить) лексические единицы по предложенной теме.

Оборудование: карточки с разрезанными словами (в количестве студентов группы * 6).

Результат игры: студенты усвоили (повторили) слова, которые помогут им на следующем этапе урока при составлении монологического высказывания. Общие компетенции, формированию которых способствовала игра «Домино»: ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК 6. Работать в коллективе и команде; ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

Работая со студентами вторых курсов над темой «Порядок слов в повествовательном предложении», я предлагаю им в качестве тренировочного упражнения обучающую игру «Конструктор предложений».

Игровой замысел: на этапе закрепления пройденного материала студентам предлагается индивидуально (в паре) из 54 карточек составить 9 предложений. Как в любом конструкторе, «детали» - составные части предложений повторяются, предлагая несколько вариантов решения учебной задачи.

Правила: построить грамматически корректные повествовательные предложения, в каждом из которых будет использовано 6 слов - «деталей».

Игровые действия: Играть можно как в паре, так и индивидуально. Каждый участник получает набор из 54 карточек. Сортирует карточки по шести группам «действующее лицо», «действие с отрицанием или без», «обстоятельство места», «дополнение», «обстоятельство образа действия», «обстоятельство причины». Игра заканчивается, когда у игроков на руках не осталось ни одной карточки, а на столе выстроилась цепочка правильно составленных слов.

Познавательное содержание: «Детали конструктора» составлены таким образом, что студент обращает внимание не только на порядок слов в предложении, но и на склонение артиклей, личных местоимений, написание имен существительных с заглавной буквы.

Дидактическая задача: усвоить алгоритм построения повествовательных предложений, повторить склонение определенного артикля, личных местоимений.

Оборудование: 54 карточки - составные части предложения.

Результат игры: студенты усвоили алгоритм построения повествовательных предложений, повторили склонение определенного артикля, личных местоимений, обратили внимание на «пробелы» в знаниях, обсудили с преподавателем способы коррекции. Общие компетенции, формированию которых способствовала игра «Конструктор предложений»: ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность; ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Развивающими играми считаются игры, основной задачей которых является формирование навыков устной и письменной речи на иностранном языке, умения работать с информацией в стандартных и нестандартных ситуациях. Особенно интересными такие игры становятся с дополнением к содержанию обучения регионального компонента и лингвострановедения.

Кроме систематизации полученных знаний собственно коммуникативные игры выполняют часто и функцию контроля, так как позволяют оценить деятельность обучающихся не фактически (сделал - не сделал), а критериально, формативно, что соответствует требованиям ФГОС.

Настольная игра «Россия и Германия в сравнении».

Игровой замысел: развитие навыков поискового и выборочного чтения текста учебника с помощью настольной игры.

Правила: перечень вопросов определяется броском кубика. Участник, бросивший кубик, осуществляет выпавшее на кубике количество шагов по игровому полю и зачитывает задание. Выполняет предложенное задание и передает ход следующему игроку. В случае неверного ответа игроку дается возможность сделать еще один ход. Проигравших нет.

Игровые действия: Играть можно индивидуально, в паре или в малой группе. Каждый участник выполняет количество ходов до тех пор, пока не придет к финишу. Игра заканчивается, когда все игроки дошли до финиша и на максимальное количество вопросов были даны правильные ответы.

Познавательное содержание: Каждый узнал несколько фактов о России и Германии.

Дидактическая задача: Обменяться информацией так, чтобы о России и Германии сложилась полное представление. Составить на основе полученной информации монологическое высказывание.

Оборудование: игровое поле с вопросами по теме, кубики, фишки, дополнительный дидактический материал при необходимости.

Результат игры: Студенты могут рассказать о России и Германии на немецком языке.

Настольная игра «Выбор перевозчика и транспортного средства».

Игровой замысел: на этапе контроля усвоения пройденного материала студентам предлагается сдать устный зачет по теме с использованием настольной игры.

Правила: перечень вопросов определяется броском кубика. Участник, бросивший кубик, осуществляет выпавшее на кубике количество шагов по игровому полю и зачитывает задание. Выполняет предложенное задание и передает ход следующему игроку. В случае неверного ответа игроку дается возможность сделать еще один ход. Проигравших нет.

Игровые действия: Играть можно в паре, индивидуально или в малых группах. Каждый участник выполняет количество ходов до тех пор, пока не придет к финишу. Игра заканчивается, когда все игроки дошли до финиша и на максимальное количество вопросов были даны правильные ответы.

Дидактическая задача: формирование профессиональных компетенций обучающихся на основе материала по немецкому языку на тему «Грузоперевозки: Выбор перевозчика и транспортного средства».

Оборудование: игровое поле с вопросами по теме, кубики, фишки, дополнительный дидактический материал при необходимости.

Результат игры: Формирующее оценивание.

Квест «Наш Красноярский край», разработанный мной для студентов, изучающих немецкий язык, - развивающая коммуникативная игра, направленная на формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся.

Игровой замысел: проведение нестандартного урока познавательной направленности в рамках изучения темы «Моя Родина» с использованием организационной формы «бродилка». Для того чтобы были вовлечены все студенты, можно предложить выбрать для себя «легенду» путешествующего по Красноярскому краю. В зависимости от выбранной роли он собирает информацию. Например: журналист - заметки об известных людях края, банковский служащий - числа и даты; менеджер по туризму - места, которые следует посетить и т.д.

Правила: Команда проходит станции, указанные в маршрутном листе и выполняет задания на каждом из участков маршрута. Обращает внимание на особые знаки, подсказки, указатели. За каждое правильно выполненное задание участник получает небольшой кусочек карты, а знание, которое было открыто, становится ключом к переходу на новый уровень. Побеждает команда, пришедшая к финишу первой.

Игровые действия: командообразование - распределение ролей - прохождение маршрута - составление карты и путевых заметок.

Познавательное содержание: прохождение квеста способствует накоплению и систематизации новых знаний о крае и людях, его населяющих.

Дидактическая задача: через урок иностранного языка дать представление о регионе, систематизировать и углубить знания лексического и страноведческого материала.

Оборудование: ноутбук, проектор, колонки; доступ к сети Интернет; «маршрутные» листы, карточки с заданиями для каждого участка маршрута.

Результат игры: студенты узнали актуальную информацию о Красноярском крае и людях, в нем проживающих, его предприятиях; систематизировали знания; научились рассказывать о своих любимых местах.

Игра никого не оставляет равнодушным. Разные по уровню подготовке студенты становятся равными участниками игры. Смена видов деятельности, свободное обсуждение результатов и самостоятельный выбор оптимального времени для решения учебных задач обеспечивают психологический комфорт обучающихся, что является благоприятным условием создания ситуации успеха во время практических занятий. Это повышает мотивацию к изучению иностранного языка, а с ней эффективность и качество обучения.

Подтверждением являются положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по дисциплине ОГСЭ.03.Иностранный язык (немецкий) и ОУД.02.Иностранный язык (немецкий) за два года работы в колледже: успеваемость - 100% и положительная динамика качества с 51,3% до 70,5%.

Во время занятий с применением игровых технологий использую современные технические средства обучения: сотовые телефоны студентов становятся носителем информации или средством решения учебной задачи. С их помощью студенты прослушивают аудиозаписи, просматривают видеофрагменты, работают с интерактивными приложениями.

Так, например, вместо того, чтобы записать тему на доске и озвучить её, я рассылаю короткие сообщения. Со стороны это выглядит как «Флэшмоб», когда некоторые студенты начинают записывать в тетрадях дату, тему занятия и открывают учебник на конкретной странице, а другие пытаются понять, что происходит, и постепенно включаются в деятельность. Или во время работы в паре прошу записать на диктофон речь собеседника (имитация или реальное интервью, если того требует учебная задача).

Не могу утверждать, что все предложенные мной методические приемы одинаково эффективны и работают на любой группе студентов. Однако положительные стороны их использования в моей педагогической практике заметны, что дает стимул к продолжению творческой профессиональной деятельности в направлении «Коммуникативные игры на уроках немецкого языка». Соглашаясь со словами Конфуция «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму», я предлагаю попробовать описанные мной игры и самим понять, насколько может каждая из них изменить привычный ход порой кажущегося бесконечным занятия.

Список источников:

  1. Diethelm Kaminski. Lernideen mit Bildern. - Verlag für Deutsch, 1990

  2. Uwe Schick, Logistikketten verstehen - Vogel Verlag, 2014

© 2010-2022