Реферат «Подростки и книги»

Раздел Иностранные языки
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

СОШ №9 с углубленным изучением английского языка



Исследование «Подростки и книги»







Выполнила:

ученица 7 класса А

МАОУ «Гимназия №1»

Валеева Аделия







Руководитель:

учитель английского языка

первой квалификационной категории

СОШ №9

Царева Елена Юрьевна















Казань, 2015



Содержание

Введение

1 Теоритическая основа проекта

2 Практическая часть проекта

Заключение

Литература

Приложения









Введение

Литература - часть жизни любого молодого разума. Книга - источник всяческих знаний Без чтения немыслима наша жизнь. Люди читают по разным причинам. Читают для того, чтобы получить новую информацию, необходимую для жизни, для работы. За чтением отдыхают от повседневных забот, отвлекаются, расширяют свой кругозор. На данный момент, развлекательному чтению отдана пальма первенства. Человек в течение дня испытывает множество стрессовых нагрузок, у него накапливаются отрицательные эмоции. Душевное напряжение. А «легкое чтение» помогает расслабиться и снять напряжение, погрузиться в другую жизнь, страну, век... Чтение обогащает эмоционально.

Настоящая литература помогает жить полнее. Человек ищет в книгах часто то, чего ему не хватает в жизни. Или в книге находит отражение того, что происходит в его душе, в его жизни.

Чтение - это образование, учеба. Когда нужный материал выложен на бумаге, его можно перечитать несколько раз, запомнить. Книга хранит в себе научные открытия, исторические факты, всевозможные, необходимые сведения. Хорошая литература требует от читателя осмысления, переживания, работы ума и чувств. При помощи книг читатель воспитывает самого себя, сравнивает свои поступки с поступками героев, ищет примеры и идеалы. Задавая вопросы: «Как устроен мир? Зачем я живу? Кто я?», человек погружается в них, начинает понимать себя, пытается разобраться в своих чувствах и поступках, лучше понимает других людей. И в этом ему помогает литература. Сюжеты некоторых книг мы запоминаем на всю жизнь, а любимые произведения перечитываем снова. А читая книги умных, хороших авторов человек учится сам правильно и красиво говорить. Время, которое проведено за книгой никогда не будет потерянно зря. Люди перестают мыслить, когда не читают.

Любовь к хорошей книге, привычку читать, надо воспитывать с детства. И это задача родителей - привить любовь к чтению, впустить ребенка в волшебный мир литературы. Сейчас молодые люди предпочитают посмотреть фильм, а не читать книги. Но, даже очень хороший фильм не заменит прочитанную книгу. Фильм может помочь воспринять книгу более эмоционально, душевно, но не заменить ее.

Тем не менее, еще остались любители почитать, но их не так много. Так почему же некоторые подростки читают, а некоторые отказываются от книг даже в школьной программе? Как чтение влияет на развитие личности.

Цель: Понять, как чтение отражается на личности человека.











  1. Теоритическая часть

Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Литературное образование объективно больше подвержено влиянию разрушительных внешних факторов, которые особенно активно проявили себя в последнее десятилетие: в связи с развитием компьютерных и других информационных технологий происходит, как одно из следствий, падение интереса к литературе вообще. Проще говоря, дети перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка.

Личность подростка - весьма лабильная структура, легко деформирующаяся под влиянием внешних воздействий и вследствие этого развивающаяся по определенному заданному алгоритму. В данном случае рассматривается литературное воспитание, образование и развитие, как один из внешних факторов, в той или иной степени влияющих на особенности личностных компонентов ребенка, а как следствие и на личность в целом, на возможности и специфику ее дальнейшего гармоничного и планомерного развития и совершенствования. Литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества; во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности. Осознанное чтение в младшем школьном возрасте является следствием привитой ранее литературной культуры, но в большинстве случаев процесс чтения у ребенка нужно постоянно поддерживать извне.

Отсутствие интереса к чтению зачастую является главной проблемой подрастающего поколения. Тем более важно сделать чтение неотъемлемым и основополагающим условием всестороннего развития личности ребенка на начальном этапе его жизненного пути.

Состояние проблемы детского чтения волнует многих специалистов, как в нашей стране, так и за рубежом. В частности, этой проблемой интересуются и специалисты-психологи, считающие своей важнейшей задачей проследить: возможности воздействия литературы на личность, динамику развития личности под влиянием чтения; определить состояние данной проблемы на сегодняшний день и сделать соответствующие выводы о возможностях ее решения с профессиональной точки зрения. Исследование изменений определенных параметров личности у подрастающего поколения вследствие литературного влияния позволит применить эти данные в целях психодиагностики и психокоррекции личности детей, что позволит намного расширить спектр психологического контроля и воздействия. Давая характеристику подросткового возраста, психологи выделяют социальные потребности этого возраста: потребность в общении и обособлении.

Вопрос о том, как литература воздействует на человека, его поведение и психику, какие механизмы приводят к своеобразным переживаниям и, как следствие этого - к изменению личностных особенностей человека при прочтении литературного произведения, занимал умы многих ученых и исследователей с древних времен по настоящее время. Философы, психологи, литературоведы разрабатывали собственные концепции и теории на эту тему.

Впервые Аристотель обратил внимание на своеобразие переживаний при восприятии трагедии и назвал его словом "катарсис". Он не дал достаточно ясного определения этого термина, поэтому существует много различных его толкований. Наиболее полно отвечает тексту аристотелевской поэтики понимание катарсиса как очищения и просветления чувств. Если обобщение чувств и очищение их от всего мелкого и случайного бывает при чтении любого художественного произведения, то переживание эмоционального подъема и просветление чувств возникает только при чтении таких, в которых писателем утверждается гуманный, прогрессивный идеал. Человек - не только мыслительный аппарат! Восприятие трагедии, по Аристотелю, есть процесс "очищения аффектов". Без привлечения понятий "эмоции", "ценности", "личный смысл" и пр. невозможно уяснить суть механизмов понимания литературно-художественных произведений. Логика восприятия художественного текста - это логика особой реальности искусства, и она должна изучаться в рамках художественной деятельности, а не просто линейного процесса переработки информации.

В нашей стране долгое время не обращали должного внимания на своеобразие переживания художественных произведений. Л. С. Выготский в своих работах рассматривает вопрос влияния литературы на личность и под катарсисом подразумевает чувства, вызываемые восприятием художественного произведения. Определений своеобразия этих чувств у него несколько, и некоторые из них противоположны друг другу. Такое понимание своеобразия чувств, вызываемых художественной литературой (катарсиса), в сущности сводит ее воздействие только к упражнению в эмоциях, так как конечный эффект чтения произведения - это уничтожение вызванных по ходу чтения противоположных эмоций. Следовательно, никакого эмоционального следа в читателе произведение не оставляет. Несоответствие вышеприведенного определения читательских чувств опыту читателя объясняется тем, что Л. С. Выготский выводил их особенности из анализа произведений, не обращаясь к изучению того, как реально протекает процесс восприятия у читателя.

Анализируя произведение, он рассматривает только соотношение содержания и формы, игнорируя при этом существеннейшую особенность произведения - то, что оно является обобщенным изображением действительности. Под содержанием он понимает тот жизненный материал, который положен писателем в основу произведения. Полного анализа формы произведений Выготский не дает, а, рассматривая воздействие произведения на людей, главным образом исходит из анализа композиции, иногда ритма.

По его мнению, форма произведения содержательна, причем то, что она выражает, находится в противоречии с содержанием произведения (под которым он подразумевает жизненный материал). Отсюда и противоречие между чувствами, вызванными формой, и чувствами, обусловленными содержанием произведения.

Для полноценного восприятия и переживания художественного произведения совершенно несущественно знать, какой именно жизненный материал использовал писатель.

Важнейшую роль в популяризации литературного образования и изучении читательских интересов с точки зрения психологии сыграли труды Н. А. Рубакина - известного ученого, основоположника библиопсихологии. "Библиопсихология есть наука о социальном и психологическом воздействии книги", - писал он. И в свою науку Рубакин втискивал биологию, физиологию, рефлексологию, он старался подвести под новую науку рефлексологический и биологический фундамент.

Первым шагом в изучении книжного дела, основой, на которой строятся все остальные исследования, должно стать изучение триады "читатель - книга (текст) - автор". И книги живут лишь в процессе восприятия их человеком.

Во-вторых, Николай Александрович попытался обосновать разумность своего подхода и с нейрофизиологической (нейролингвистической) точки зрения.

Интересно сравнить "три ступени" изучения текста Н. А. Рубакина с тремя этапами понимания текста по А. Р. Лурии и Н. С. Цветковой. С позиций нейропсихологии, первым и абсолютно необходимым этапом понимания любого текста является понимание значений отдельных слов. Вторым этапом является усвоение значения целых предложений, образующих высказывание, которое в первую очередь состоит в умении понять грамматическую конструкцию фразы. На третьем этапе понимания происходит переход от понимания значения отдельных предложений к пониманию целого текста; от внешней стороны текста к общему смыслу и тому "подтексту", который стоит за ним. Успешность данного этапа зависит от правильного прохождения двух предыдущих. Так, поскольку каждая фраза, входящая в текст, включает в себя содержание предыдущей фразы, необходимо осуществлять "вливание смысла" (Л. С. Выготский) предшествующего предложения в последующее.

Итак, исходя из опыта исследователей, можно сделать вывод, что взаимосвязь личностного и литературного (читательского) развития - реальный факт.

Формы воздействия

Художественная литература, давая познание действительности, расширяет умственный кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональный опыт, выходящий за рамки того, что мог бы приобрести человек в своей жизни, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое наслаждение, которое в жизни современного человека занимает большое место и является одной из его потребностей. Но самое главное, основная функция художественной литературы - это формирование у людей глубоких и устойчивых обобщенных "теоретических" чувств, побуждающих их продумывать, выкристаллизовывать свое мировоззрение, определяющих это мировоззрение, превращающих его в действенную силу, направляющую поведение личности.

Имеются три основные формы такого воздействия художественной литературы на людей, преобладающая форма - наслоение эмоционально-волевых импульсов от различных прочитанных книг, суммирование этих импульсов в итоговое воздействие литературы на людей, причем сами они не могут выделить, как каждая книга на них повлияла. Другая, менее частая, форма влияния литературы состоит в том, что герой определенного произведения, формируя идеал и основные личностные установки того или иного читателя, становиться для него конкретным воплощением этого идеала и этих основных личностных установок, конденсирует его жизненных опыт и мировоззрение. Воздействие такого героя может продолжаться очень долго, иногда всю жизнь. Книг, которые бы оказывали такого рода воздействие на людей, очень немного. Анализ их и высказываний о них читателей показал, что условием такого воздействия книг являются некоторые определенные их особенности. Прежде всего, герой книги должен резко отличаться от героев других произведений, он должен поражать читателей своим своеобразием. Только при этом условии он не сольется с образами других героев, может надолго сохраниться в памяти читателей и воздействовать на них самостоятельно, персонально. Далее он должен обладать особенными для данных читателей свойствами и жизненными целями, притом теми, которых не хватает этим читателям или они у героя даны в высшей степени. Но в тоже время читатель должен думать, что достоинства героя могут быть в той или иной мере им приобретены, что он может и должен поступать так же.

Что такое «хорошая книга»?

Общество без книг погрязнет в полнейший хаос, начнется деградация. Хотелось бы мне сравнить книги с пищей: Хорошая книга - поддерживает здоровый дух человека, искусство мыслить и способность выражать свои мысли, плохая - лишь губит наше сознание и порождает болезнь. Мы должны не только читать, но и читать хорошие книги. Но что такое хорошие книги? Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной, после прочтения первых страниц не должно возникать желание поставить ее на полку. Речь идет о книгах, заставляющих нас задуматься, выразить эмоции: любовь, негодование, смех а может и страх. Во-вторых, книга должна быть написана разнообразным, богатым языком. В-третьих, она должна нести определенный (глубокий) смысл, а не быть поверхностной. Оригинальные и необычные идеи, креативность и особый стиль подачи тоже делают книгу полезной.

Сомневаюсь что это новоизданная серия книг «После» («After») основанная на фанфике 25-летней девушки Анны Тодд. Также не стоит пристращаться исключительно к какому-либо одному жанру или роду литературы при неприятии всего остального. Так, увлечение только лишь жанром фэнтези, способно превратить молодых неискушенных читателей в гоблинов и эльфов, знающих дорогу в Авалон гораздо лучше, нежели путь домой.

Ну а чтение поэзии великих авторов, безусловно, является полезным чтением. В великих произведениях, написанных в стихах, есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Помимо эстетического удовольствия эти произведения обогащают нашу речь красивыми речевыми оборотами. Волей неволей пропускаешь сквозь себя эмоции и чувства, вложенные в них автором.

Хорошие книги - это шедевры классики. произведения Эмили Бронте, Шарлоты Бронте, Уильяма Шекспира, Джека Лондона, Оскара Уальда думаю это еще и современные прекрасные писатели: Джон Грин, Джоан Роулинг и множество талантливых личностей.

В чем же польза книг?



В общих чертах рисуется новая картина и новая «модель» (совокупность новых черт юного читателя) при вхождении в литературную культуру. Прежде всего, эта картина крайне неоднородна: и если в одних регионах ситуация сравнительно благополучна, то в других происходят негативные процессы отторжения детей от печатной культуры.

Отношение к чтению - важная характеристика, и она свидетельствует как о том, что в целом позитивное отношение у школьников к чтению сохраняется, так же как и о том, что учебные нагрузки, зачастую формальное, схоластическое преподавание литературы, вкупе с другими факторами приводят к тому, что происходит отторжение от чтения в старших классах. Чем старше школьник, тем больше чтение по школьной программе теснит досуговое, не оставляя времени на чтение любимых книг и просто на возможность поразмышлять над новой книгой, получить радость от самого процесса свободного чтения.

Я думаю, что польза чтения книг очевидна. Полезное чтение (чтение хороших книг) расширяет кругозор человека, обогащает его внутренний мир, делает умнее и положительно сказывается на памяти. А еще важно читать книги, потому что:

  • Чтение книг увеличивает словарный запас человека, способствует выработке более чёткого и ясного мышления, что позволяет формулировать и выражать мысли яснее. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение. Тот, кто раньше и «двух слов связать не мог», заметит, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, изъясняться и подбирать нужные слова, заметит, что из лексикона исчезают слова-паразиты.



  • Чтение серьезных произведений, заставляет нас постоянно думать о том, какую же мысль хотел выразить автор, а это заставляет наши извилины шевелиться быстрее.

Еще чем полезно чтение книг, это тем, что оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например «Приключения Шерлока Холмса» - небезызвестное произведение Артура Конан Дойла. После прочтения, в любой ситуации человек будет соображать быстрее, ум станет острее, улучшиться наблюдательность.

Анализируя прочитанное, мы задаемся вопросами, почему тот или иной персонаж поступил определенным образом, думаем над тем, как бы на его месте поступили мы, что бы мы чувствовали, представляем, как бы в этой ситуации поступил кто-то из наших знакомых. Мы примеряем типаж описанных персонажей на людей из жизни, кого-то узнаем. Таким образом, мы учимся на примерах познавать психологию.

Чем полезно чтение книг, людям, находящимся в подавленном настроении? Если вас посещают мрачные мысли или вас что-то тревожит, книга поможет поднять настроение и побороть грусть-печаль. Произведения, авторы которых обладают остроумием и тонким юмором, помогут вам, пусть и на время, забыть обо всем, что вас тревожит. Возьмите, например какую-нибудь из новелл О. Генри, которые славятся юмором и неожиданными развязками.

Еще полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения порой люди начинают меняться в лучшую сторону.

В пользу чтения также можно привести доводы ученых, которые выяснили, что чтение помогает человеческому организму дольше оставаться молодым. Урсула Ленз из Федерального объединения организаций, работающих с людьми пожилого возраста (BAGSO) утверждает - «Для пожилых людей чтение книг полезно по нескольким причинам. Во-первых, способность переводить слова в мысленные формы и образы положительно сказывается на когнитивных функциях. Во-вторых, чтение помогает концентрироваться. Поэтому чтение книг можно считать универсальным способом, сохранить живой ум даже в старости.»

Также чтение:



  • Развивает мышление

Одно из важных преимуществ чтения книг - это тот положительный эффект, что оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше размышляем, чтобы понять ту или иную идею произведения.



  • Снижает стресс

В современном мире избавление от стресса - основная забота многих людей. Богатство и ритмика языка имеет свойство успокаивать психику и избавлять организм от стресса. Особенно помогает в этом чтение какой-нибудь фантастики перед сном.



  • Придает уверенности

Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.



  • Делает нас креативнее

Творческие люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.



  • Улучшает мозговую активность

При чтении мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Именно поэтому чтение тренирует память и логику.



  • Улучшает концентрацию

При чтении необходимо концентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.



  • Защищает от болезни Альцгеймера

По данным последних исследований, чтение действительно защищает от заболевания мозга. Когда Вы читаете, активность мозга увеличивается, что благотворно сказывается на его состоянии.



  • Улучшает сон

Если Вы систематически будете читать перед сном, то вскоре организм привыкнет к этому, и тогда чтение станет своеобразным сигналом, говорящим о скором отходе ко сну. Таким образом Вы не только улучшите свой сон, но и утром будете чувствовать себя бодрее.



  • Чтение помогает общаться с людьми

За счет чтения повышается не только грамотность, но и ваши речевые навыки - способность четко, ясно и красиво формулировать свои мысли. Уже после прочтения нескольких классических произведений в вас повысится талант рассказчика. Вы станете более интересным собеседником, производя особенно большое впечатление на тех людей, которые не читают вообще.

Что касается носителей информации, то, несомненно, лучше всего читать бумажные издания - книги, газеты, журналы. Человеческий глаз лучше воспринимает информацию, напечатанную на бумаге, чем ту, которая светится на мониторе компьютера, ноутбука или мобильного устройства. Скорость чтения бумажного носителя более высокая и глаза не так быстро устают. Несмотря на такие веские физиологические причины, существует еще немало факторов, указывающих на пользу чтения печатных изданий.

Чтение вслух

Чтение вслух - одно из лучших упражнений для развития речи. Почему именно вслух, а не про себя? Потому что чтение вслух - это речевая практика, чтение же про себя - молчаливое поглощение информации. Точно так же, чтобы научиться хорошо танцевать, нужно танцевать, а не только смотреть, как танцуют другие.

Чтение вслух позволяет научиться легко и точно выражать мысли, способствует увеличению словарного запаса, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски, яркости, правильности речи и других ее элементов. Чтение вслух позволяет избавиться от косноязычия, запинок, оговорок, слов-паразитов и прочих речевых недостатков.

Обычно написанные тексты, в отличие от произносимых речей, более качественны по структуре, кратки и не содержат ошибок и мелких просчетов, которыми изобилуют звучащие речи, так как у авторов, в отличие от ораторов, было больше времени на редактирование и улучшение текстов. Поэтому регулярное чтение вслух позволяет научиться говорить гладко, словно по писанному.

Как правильно читать вслух?



  • Во-первых, не торопясь, в оптимальном разговорном темпе, примерно 120 слов в минуту (читать про себя мы привыкли гораздо быстрей, так как не ограничены темпом речи).



  • Во-вторых, четко проговаривая слова.



  • В-третьих, выразительно и с расстановкой (с ударениями и паузами).



  • В-четвертых, артистично озвучивая прямую речь персонажей, наделяя их определенным характером. Также очень важно произносить текст не тоном чтения, а так, как будто вы излагаете собственные мысли - читая вслух, нужно не «читать», а «рассказывать».

Что читать? Можно всё подряд (стихи, романы, статьи, рассказы, справочники, юридические договоры, сказки детям и т.д.), но лучше те произведения, которые с вашей точки зрения красиво изложены, содержат богатый лексикон и полезную информацию.

Сколько читать? Чем больше, тем лучше. Оптимально - полчаса в день - тогда буквально через месяц вы увидите очевидные результаты - шероховатая речь станет более гладкой, и вы будете легко подбирать нужные слова для выражения своих блестящих идей.

Также полезно записывать читаемый текст на диктофон. Последующее его прослушивание помогает со стороны заметить некоторые нюансы речи - как достоинства, так и недостатки, которые человек обычно не замечает в процессе чтения. Такая обратная связь позволяет, корректируя речь, улучшать ее.

Чтение вслух - отличный способ заполнить свободное время вместо того, чтобы бездарно его убивать. Вырабатывайте полезную привычку читать вслух - и ваша речь всегда будет в отличной форме и непрерывном совершенствовании.

В чтении я нахожу лишь одни плюсы, но важно чтобы чтение не заменило вашу настоящую жизнь. Все хорошо в меру.





  1. Практическая часть проекта

Я провела небольшой опрос среди школьников. Учащихся 7 класса.



© 2010-2022