Урок – исследование Выявление актуального значения слова

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Соловьёва В.Н., МОУ «Гимназия №1», город Новотроицк Оренбургской области

Приложение № 4

Урок - исследование.

Тема: выявление актуального значения слова.

Аннотация: предлагаемый урок рекомендуем педагогам для проведения в старших классах гуманитарного профиля с учащимися, имеющими желание заниматься исследовательской работой.

Цель: формирование у учащихся навыка самостоятельно выстраивать гипотезу.

Задачи: 1. Ознакомить школьников с лингвистическим понятием "актуальное значение слова";

2. Развивать у учащихся навыки и умения самостоятельной работы со справочной и дополнительной литературой (аутентичные тексты, словари, учебное пособие);

3. Развивать у школьников когнитивные способности такие как, анализ, синтез, сравнение, обобщение;

4. Расширить кругозор знаний учащихся о спорте в стране изучаемого языка и способствовать обогащению словарного запаса детей тематической лексикой и научно-популярной терминологией.

Основные понятия: актуальное значение слова; гипотеза.

Необходимый материал:

1. аутентичные тексты по теме "Спорт";

2. картинки и иллюстрации по теме;

3 таблички с графическим изображением слов;

4 магниты;

5 тетради исследователей.







Ход урока.

I. Введение в тему урока.

Учитель объявляет ученикам тему урока, цель и форму его проведения (урок- исследование, работа будет проходить в двух группах).

Учитель: - Каждый из вас сегодня примет участие в небольшом лингвистическом исследовании - в ходе урока вам предстоит самостоятельно выстроить гипотезу и проверить ее.

Что касается меня, то я участвую в экспериментальной работе, которая ведется в нашей гимназии; тема моего исследования: «Реализация личностно - ориентированного подхода в процессе развития когнитивных способностей учащихся через лексико-грамматический аспект аутентичных текстов латинского и французского языков».

Прежде чем мы с вами приступим к построению гипотезы, предлагаю вспомнить определение « гипотезы».

У1(дает определение): Гипотеза - это научно обоснованное предположение о неизвестных явлениях, связях между ними, причинах возникновения и закономерностях их развития.

Учитель: - Мои юные исследователи, а как вы понимаете термин « актуальное значение слова»? (ученики дают ответы)

- Определение, данное А.Ф.Архиповым: « лексические единицы вне текста, как правило, многозначны, т. е. имеют несколько потенциальных значений. В тексте под влиянием определенной ситуации общения и в окружении других слов и словосочетаний обычно на первый план выходит одно из этих значений, называемое актуальным». (см. А.Ф.Архипов «Самоучитель перевода с немецкого языка на русский», М. Высшая школа,1991.- с. 10)

II. Лингвистическое исследование.

Учитель: - Итак, приступаем к заданиям исследовательского характера; после выполнения каждого задания вам нужно будет дать краткий анализ и сделать вывод.

Задание 1:

Tachez de traduire les mots suivants que vous allez ecouter:

1) me:r - У, У , У , У (on repond)

2) ku:r - У , У ,У , У

3) o - У, У, У, У

Учитель: - Vous avez des problemes? Lesquels?

Peut-etre maintenant vous pourrez deviner du sens de ces mots?

(на доске таблички с графическим изображением лексических единиц):

  1. mer, f; mere, f; maire,m.

  2. cour, f; court, f; cours, m.

  3. au; eau, f; haut.

Ученики переводят лексические единицы на русский язык и объясняют, с помощью чего они смогли осуществить перевод.

  1. графическое написание;

  2. указание рода имен существительных;

  3. различные части речи.

Учитель: - А как в русском языке называются одинаковые по написанию, но разные по значению слова?

Ученик: - Омонимы. - homonymes, pl, m.

homophones, pl, m.

Ученики самостоятельно выстраивают гипотезу.

Задание 2:

Карточки для работы в парах внутри групп:

№1. Employez les mots d apres leurs sens:

ver, m; vers; vert; verre, m.

  1. Claudine a mis sur la table … de the.

  2. Au printemps les arbres deviennent … .

  3. Nous nous precipitons … le guichet.

  4. Un gosse a ecrase … .

№ 2. Prix, m; pris.

  1. Il a … son carnet.

  2. Le savant a recu … Nobel.

  3. Sophie manqué cette lecon: elle a … froid.

  4. On a donne … au champion du monde.

№ 3. Four, f; tour,m.

  1. … Ostankino est plus haute que celle Eiffel.

  2. Nous faisons la course a pied: c'est mon … a courir.

  3. La cathedrale a trios … .

  4. A qui est … a jouer aux echecs?

№ 4. Mur, m; mur; mure, f.

  1. Je prefere manger les pommes … .

  2. Le portraits sont accroches aux … de la classe.

  3. As-tu goute … . sauvages?

  4. Les sportifs ont forme … .

Ученики переводят фразы на родной язык и делают вывод о том, каким образом они смогли определить значения слова.

( по написанию, частям речи, роду, значению.)

Задание 3. Работа со словарем.

Il faut definer quels mots ont seulement un equivalent et quels mots ont nombreux sens.

№ 1. Le sport - 1

le territoire - территория, область, край, зона.

Le ballon - мяч, воздушный шар, колба, живот, купол.

№ 2. Une equipe -команда, бригада, отряд, звено.

La boxe - 1

La lutte - борьба, состязание.

№ 3. Un joueur - игрок, картежник.

Le score - 1

Le tableau - картина, таблица, табель, сводка, доска, панель, табло.

№ 4. Une medaille - медаль, бляха, круглый барельеф.

Gagner - выигрывать, зарабатывать на жизнь.

Un skieur 1

NB: Тематические слова не являются чисто тематическими, т. к. в основном они - многозначны!

Задание 4. Выявление актуального значения слова.

Choisissez les significations actuelles aux mots soulignes dans vos texts.

( ученики переводят фразы с подчеркнутыми словами и делают вывод: выявить актуальное значение слова возможно зная контекст)

Задание 5. Аудирование.

Ecoutez le dialogue et tachez le comprendre.

( Учитель читает один раз без иллюстрации; читает повторно с предъявлением иллюстрации). Учащиеся делают вывод: диалог понятен в том случае, если знаешь части речи и их перевод: предлоги, числительные).

Диалог взят из книги « Devine et ecris!»:

Paul rencontre son ami Gaston dans la rue. Paul dit:

  • Tu sais, j'ai des lapins.

  • Combien?

  • Sept.

  • Tu dis?

  • Je dis: sept.

  • Dix - sept?

  • Non, sans dix.

  • Cent dix?

  • Non, sans dix, sept.

  • Cent dix - sept?

  • Mais non! sept. Sans dix Sept.

  • Sept cent dix - sept?

  • Adieu, je suis fatigue.

III. Проверка подтверждения гипотезы (выводы детей).

а) чему был посвящен урок;

б) добились ли мы поставленной цели;

в) что нового вы узнали на уроке;

г) интересно ли заниматься исследовательской работой;

д) где можно применить полученный навык?

Оценки за урок с кратким обоснованием.

6

© 2010-2022