- Преподавателю
- Иностранные языки
- Урок – исследование Выявление актуального значения слова
Урок – исследование Выявление актуального значения слова
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Соловьева В.Н. |
Дата | 14.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Соловьёва В.Н., МОУ «Гимназия №1», город Новотроицк Оренбургской области
Приложение № 4
Урок - исследование.
Тема: выявление актуального значения слова.
Аннотация: предлагаемый урок рекомендуем педагогам для проведения в старших классах гуманитарного профиля с учащимися, имеющими желание заниматься исследовательской работой.
Цель: формирование у учащихся навыка самостоятельно выстраивать гипотезу.
Задачи: 1. Ознакомить школьников с лингвистическим понятием "актуальное значение слова";
2. Развивать у учащихся навыки и умения самостоятельной работы со справочной и дополнительной литературой (аутентичные тексты, словари, учебное пособие);
3. Развивать у школьников когнитивные способности такие как, анализ, синтез, сравнение, обобщение;
4. Расширить кругозор знаний учащихся о спорте в стране изучаемого языка и способствовать обогащению словарного запаса детей тематической лексикой и научно-популярной терминологией.
Основные понятия: актуальное значение слова; гипотеза.
Необходимый материал:
1. аутентичные тексты по теме "Спорт";
2. картинки и иллюстрации по теме;
3 таблички с графическим изображением слов;
4 магниты;
5 тетради исследователей.
Ход урока.
I. Введение в тему урока.
Учитель объявляет ученикам тему урока, цель и форму его проведения (урок- исследование, работа будет проходить в двух группах).
Учитель: - Каждый из вас сегодня примет участие в небольшом лингвистическом исследовании - в ходе урока вам предстоит самостоятельно выстроить гипотезу и проверить ее.
Что касается меня, то я участвую в экспериментальной работе, которая ведется в нашей гимназии; тема моего исследования: «Реализация личностно - ориентированного подхода в процессе развития когнитивных способностей учащихся через лексико-грамматический аспект аутентичных текстов латинского и французского языков».
Прежде чем мы с вами приступим к построению гипотезы, предлагаю вспомнить определение « гипотезы».
У1(дает определение): Гипотеза - это научно обоснованное предположение о неизвестных явлениях, связях между ними, причинах возникновения и закономерностях их развития.
Учитель: - Мои юные исследователи, а как вы понимаете термин « актуальное значение слова»? (ученики дают ответы)
- Определение, данное А.Ф.Архиповым: « лексические единицы вне текста, как правило, многозначны, т. е. имеют несколько потенциальных значений. В тексте под влиянием определенной ситуации общения и в окружении других слов и словосочетаний обычно на первый план выходит одно из этих значений, называемое актуальным». (см. А.Ф.Архипов «Самоучитель перевода с немецкого языка на русский», М. Высшая школа,1991.- с. 10)
II. Лингвистическое исследование.
Учитель: - Итак, приступаем к заданиям исследовательского характера; после выполнения каждого задания вам нужно будет дать краткий анализ и сделать вывод.
Задание 1:
Tachez de traduire les mots suivants que vous allez ecouter:
1) me:r - У, У , У , У (on repond)
2) ku:r - У , У ,У , У
3) o - У, У, У, У
Учитель: - Vous avez des problemes? Lesquels?
Peut-etre maintenant vous pourrez deviner du sens de ces mots?
(на доске таблички с графическим изображением лексических единиц):
-
mer, f; mere, f; maire,m.
-
cour, f; court, f; cours, m.
-
au; eau, f; haut.
Ученики переводят лексические единицы на русский язык и объясняют, с помощью чего они смогли осуществить перевод.
-
графическое написание;
-
указание рода имен существительных;
-
различные части речи.
Учитель: - А как в русском языке называются одинаковые по написанию, но разные по значению слова?
Ученик: - Омонимы. - homonymes, pl, m.
homophones, pl, m.
Ученики самостоятельно выстраивают гипотезу.
Задание 2:
Карточки для работы в парах внутри групп:
№1. Employez les mots d apres leurs sens:
ver, m; vers; vert; verre, m.
-
Claudine a mis sur la table … de the.
-
Au printemps les arbres deviennent … .
-
Nous nous precipitons … le guichet.
-
Un gosse a ecrase … .
№ 2. Prix, m; pris.
-
Il a … son carnet.
-
Le savant a recu … Nobel.
-
Sophie manqué cette lecon: elle a … froid.
-
On a donne … au champion du monde.
№ 3. Four, f; tour,m.
-
… Ostankino est plus haute que celle Eiffel.
-
Nous faisons la course a pied: c'est mon … a courir.
-
La cathedrale a trios … .
-
A qui est … a jouer aux echecs?
№ 4. Mur, m; mur; mure, f.
-
Je prefere manger les pommes … .
-
Le portraits sont accroches aux … de la classe.
-
As-tu goute … . sauvages?
-
Les sportifs ont forme … .
Ученики переводят фразы на родной язык и делают вывод о том, каким образом они смогли определить значения слова.
( по написанию, частям речи, роду, значению.)
Задание 3. Работа со словарем.
Il faut definer quels mots ont seulement un equivalent et quels mots ont nombreux sens.
№ 1. Le sport - 1
le territoire - территория, область, край, зона.
Le ballon - мяч, воздушный шар, колба, живот, купол.
№ 2. Une equipe -команда, бригада, отряд, звено.
La boxe - 1
La lutte - борьба, состязание.
№ 3. Un joueur - игрок, картежник.
Le score - 1
Le tableau - картина, таблица, табель, сводка, доска, панель, табло.
№ 4. Une medaille - медаль, бляха, круглый барельеф.
Gagner - выигрывать, зарабатывать на жизнь.
Un skieur 1
NB: Тематические слова не являются чисто тематическими, т. к. в основном они - многозначны!
Задание 4. Выявление актуального значения слова.
Choisissez les significations actuelles aux mots soulignes dans vos texts.
( ученики переводят фразы с подчеркнутыми словами и делают вывод: выявить актуальное значение слова возможно зная контекст)
Задание 5. Аудирование.
Ecoutez le dialogue et tachez le comprendre.
( Учитель читает один раз без иллюстрации; читает повторно с предъявлением иллюстрации). Учащиеся делают вывод: диалог понятен в том случае, если знаешь части речи и их перевод: предлоги, числительные).
Диалог взят из книги « Devine et ecris!»:
Paul rencontre son ami Gaston dans la rue. Paul dit:
-
Tu sais, j'ai des lapins.
-
Combien?
-
Sept.
-
Tu dis?
-
Je dis: sept.
-
Dix - sept?
-
Non, sans dix.
-
Cent dix?
-
Non, sans dix, sept.
-
Cent dix - sept?
-
Mais non! sept. Sans dix Sept.
-
Sept cent dix - sept?
-
Adieu, je suis fatigue.
III. Проверка подтверждения гипотезы (выводы детей).
а) чему был посвящен урок;
б) добились ли мы поставленной цели;
в) что нового вы узнали на уроке;
г) интересно ли заниматься исследовательской работой;
д) где можно применить полученный навык?
Оценки за урок с кратким обоснованием.
6