- Преподавателю
- Иностранные языки
- Статья по теме Использование метода денотативного анализа иноязычного текста при обучении чтению в школе
Статья по теме Использование метода денотативного анализа иноязычного текста при обучении чтению в школе
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ашикарьян Л.А. |
Дата | 30.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Использование метода денотативного анализа иноязычного текста при обучении чтению в школе. (А.И.Новиков)
Текст как система речевого продукта носителей иностранного языка представляет особую ценность в качестве систематизированного образца функционирования языка и является одной из основных учебно- методических единиц обучения. Для наиболее адекватного его применения преподавателю необходимо четко представлять себе, а затем использовать в работе содержательные и структурные особенности текста как основы составления учеником собственных речевых высказываний на иностранном языке.
Обучение иноязычной речевой деятельности может осуществляться на основе текста в широком смысле этого слова и связано с закономерностями его понимания и порождения.
Исследуя психологические условия протекания понимания и порождения, несмотря на их разнонаправленность, ученые подчеркивают, что для обоих процессов характерно свертывание. При понимании текста свертывание завершает процесс формирования целостного образа, а при порождении свертывание проявляется в отборе таких элементов мышления, которые должны составить содержание будущего текста. Исходя из этого, А.И.Новиков сделал вывод, что образ содержания текста, полученный в процессе понимания, и замысел, выступающий в качестве образа будущего текста, в структурном отношении тождественны и могут быть воспроизведены графически в денотатной схеме.
Денотатная структура текста- система предметных отношений, которые опосредованы предметными отношениями всей соответствующей области действительности, представленными в опыте индивида. Под денотатом понимается предмет, явление, процесс и т. п., который составляет содержание языкового выражения. Денотаты- отраженные в мышлении и выраженные в тексте объекты реальной действительности, а не слова являются единицами содержания текста.
Совокупность денотатов, связанных предметными отношениями, представляет собой некоторый предмет действительности или модель некоторой ситуации, выраженной языковыми средствами в тексте. Система денотатов представляет содержание текста- динамическую модель предметной ситуации, описываемую в тексте. Денотатная структура содержания текста- это информационная структура, или микротезаурус, а внешняя форма текста- это лишь форма представления информации и знаний.
Исследование денотатной структуры текста является одним из интересных подходов к изучению того, как осуществляется понимание ( в данном случае оно связывается с созданием в сознании читающего образа смыслового содержания текста).
Для нас этот подход особо интересен прежде всего потому, что он может существенно помочь при обучении чтению иноязычной литературы специального характера (научно-популярные, страноведческие тексты и т. п.).
Понимание внутренней формы текста дает возможность:
- глубоко проникнуть в изучаемую предметную область;
- использовать денотатную структуру содержания текста и замысла в качестве ориентировочной основы действий при обучении всем видам речевой деятельности;
- распределять текстовой материал не по мере появления того или иного грамматического и лексического материала, а по мере повторения или усложнения информации;
- реализовать сознательный принцип в обучении- фундаментальный принцип дидактики;
- активизировать интеллектуальную деятельность ученика, суть которой состоит в том, чтобы «школа памяти» уступила «школе мышления».
Таким образом, денотативный анализ текста позволяет выйти за рамки собственно языковой системы и обратиться к мысли как к предмету речевой деятельности чтения, зафиксированной в письменной форме. Продуктом такого анализа является денотатная схема (карта) текста, в которой применяется построение граф, где вершинам соответствуют имена денотатов, а ребрам- имена их предметных отношений.
При обучении учащихся различным видам чтения на дотекстовом, текстовом и послетекстовом этапах использование метода денотативного анализа значительно оптимизирует традиционную систему упражнений с текстом, позволяет активизировать у обучаемых процессы осмысления, запоминания и усвоения текстовой информации. Приступая к реализации данного метода на уроке, учитель использует различные приемы работы с денотатной картой изучаемого текста.
Так, на различных этапах работы с текстом учитель может предложить ученику:
-
В упражнениях на понимание лексико-тематической основы текста;
- изучить денотатную карту текста и дополнить ее ключевыми словами из текста;
- прочитать текст и завершить составление его денотатной карты.
2. В упражнениях на прогнозирование содержания текста
- прочитать заглавие, просмотреть текст и установить, как развивается тема: индуктивно или дедуктивно; прочитать текст, сверить свои предложения с денотатной картой, данной после текста.
3. В упражнениях на установление смысловой связи между единичными фактами текста
- прочитать текст и заполнить его денотатную карту (приводятся пустые графы, заполнен только один блок);
- прочитать текст и изучить его денотатную карту; сказать, какие сведения из текста не получили в ней отражения.
4. В упражнениях на контроль понимания основного содержания прочитанного текста
- составить денотатную карту прочитанного текста и пояснить ее;
- пересказать текст, используя денотатную карту в качестве опоры.
ПЛАН СОСТАВЛЕНИЯ ДЕНОТАТНОЙ КАРТЫ ТЕКСТА.
1.Прочитайте текст с целью полного извлечения информации.
2. Найдите объекты (денотаты), о которых идет речь в тексте.
3.Определите основную тему текста и выделите вершину денотатной карты (слово, фраза, предложение).
4. Постройте денотатную карту, соединяя вершину с выделенными объектами (денотатами), используя слова (глаголы, союзы, наречия), раскрывающие предметные взаимосвязи между денотатами.
5. Проверьте логическую взаимосвязь между денотатами.
6. Заключите глаголы в овалы, а всю остальную информацию- в прямоугольники.
Представляется весьма перспективным применение в учебном процессе денотатных карт, используемых как бы в противоположных направлениях. С одной стороны, такие карты- схемы облегчают восприятие текста, заранее очерчивая его предметную область, позволяя соотнести отраженную в нем систему предметных отношений с предметными отношениями данной области знания, представленными в опыте ученика. С другой стороны, денотатные карты могут использоваться и для воспроизведения смыслового содержания текста через доступные ученику языковые средства, поскольку отраженные в них предметные отношения предоставляют систему опор или смысловых вех, наличие которых, как показывает практика. Значительно облегчает говорение. Дело в том, что даже при достаточно хорошем знании данной предметной области ученик часто испытывает затруднения на этапе грамматического конструирования и лексического развертывания текста. Денотатная карта, с одной стороны, обнажая предметные отношения, а с другой- задавая некоторые языковые способы выражения в виде денотатов и имен предметных отношений, позволяет в значительной мере снять эти трудности. Таким образом, и при ориентации на восприятие, т.е. в репродуктивном аспекте, и при ориентации на порождение собственного текста, т.е. в продуктивном аспекте, использование денотатной структуры оказывает существенную помощь в активизации речемышлительного процесса
Денотативный анализ позволяет:
- преодолеть серьезный психологический барьер у обучаемого- страх перед большими по объему текстами и стремление по поводу любого незнакомого слова прибегать к помощи словаря;
- развивать разные виды чтения в комплексе: ознакомительное, изучающее, поисковое, т.е. формировать естественное «гибкое чтение»;
- научить школьника с помощью построения денотатной карты текста технологии переработки исходной информации так, чтобы она была адекватно понята, прочно усвоена и удобна для актуализации;
- развивать логическое мышление ученика;
- оптимизировать систему традиционных упражнений с текстом при подготовке устного высказывания.
ТЕКСТ И ДЕНОТАТНАЯ КАРТА.
The city of Kirov is the centre of the region. It is situated in the North-East of European Russia. It is a big city with a population of about 500 thousand people and the territory of 150 square km. Kirov is an industrial centre of the region where machine building, light industry, type-making and other enterprises are concentrated. Kirov is a transport centre. It has three systems of city transport: buses, trolley-buses and taxis. It has two railway stations, two riverports, a bus station and an airport. Kirov is famous for its specific craft-Dymkovo toys.
Использование метода денотативного анализа иноязычного текста при обучении чтению в школе.
Подготовила
учитель английского языка
МБОУ СОШ № 20 с.Шепси
Ашикарьян Л.А.