Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ учебной дисциплины Иностранный язык

    Методические рекомендации для  внеаудиторной самостоятельной  работы (ВСР) по дисциплине «ОДБ.03 Иностранный язык» составлены в соответствии с ФГОС НПО и предназначены для студентов первого и второго курсов. Внеаудиторная самостоятельная работа  студентов является обязательной для каждого студента, определяется учебным  планом и  составляет  79 часов.   Основными целями внеаудиторной самостоятельной работы студентов  являются: - овладение знаниями, умениями и навыками по учебной дисциплине И...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В настоящее время актуальным становятся требования к личным качествам современного студента - умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести самостоятельный поиск необходимого материала, быть творческой личностью. Ориентация учебного процесса на саморазвивающуюся личность делает невозможным процесс обучения без учета индивидуально-личностных особенностей обучаемых, предоставления им права выбора путей и способов обучения. Появляется новая цель образовательного процесса - воспитание личности, ориентированной на будущее, способной решать типичные проблемы и задачи исходя из приобретенного учебного опыта и адекватной оценки конкретной ситуации.

Решение этих задач требует повышения роли самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиления ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.

Методические рекомендации для внеаудиторной самостоятельной работы (ВСР) по дисциплине «ОДБ.03 Иностранный язык» составлены в соответствии с ФГОС НПО и предназначены для студентов первого и второго курсов. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов является обязательной для каждого студента, определяется учебным планом и составляет 79 часов.

Основными целями внеаудиторной самостоятельной работы студентов являются:

- овладение знаниями, умениями и навыками по учебной дисциплине Иностранный язык;

- формирование готовности к самообразованию, самостоятельности и ответственности;

- развитие творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Самостоятельные работы выполняются индивидуально в свободное от занятий время.

Студент обязан:

- перед выполнением самостоятельной работы повторить теоретический материал, пройденный на аудиторных занятиях;

- выполнить работу согласно заданию;

- по каждой самостоятельной работе представить преподавателю отчет в письменном виде;

- ответить на поставленные вопросы.

Методические рекомендации для студентов:

1.Методика ведения записей прочитанного.

2.Рекомендации по написанию реферата.

3.Рекомендации по составлению презентации.

4.Правила оформления списка литературы.

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студента

Современный этап развития системы среднего профессионального образования связан с переходом на новую образовательную модель подготовки специалистов, основанную на компетенциях, которыми должен обладать выпускник колледжа, чтобы успешно вести профессиональную и социальную деятельность в условиях динамичного социально-экономического развития современного общества.

Самостоятельная работа выполняется студентами в рамках дисциплины «Иностранный язык» под руководством преподавателя, как в аудиторное, так и внеаудиторное время. Самостоятельная работа студентов направлена на формирование умений и навыков практического решения задач, на развитие логического мышления, творческой активности, исследовательского подхода в освоении учебного материала, развития познавательных способностей.

Материалы самостоятельных работ разрабатываются преподавателем и включают в себя основные документы, в том числе:

- инструкции, направляющие студента в процессе самостоятельной работы;

- задания, соответствующие основным разделам рабочей программы;

- тематику рефератов, докладов и творческих работ;

- списки основной и дополнительной литературы;

- виды консультативной помощи;

- виды и формы контроля;

- критерии оценки знаний студента;

- рекомендуемый объем работы;

- ориентировочные сроки ее представления и др.

Контроль самостоятельной работы студентов может быть в письменной, устной или иной формах,

направленных на достижение конечного результата.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:

. систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений

студентов;

. углубления и расширения теоретических знаний;

. формирования умений использовать справочную литературу;

. развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы

самостоятельности, ответственности и организованности;

. формирования самостоятельного мышления, способностей к саморазвитию,

и самореализации;

. развития исследовательских умений.

К функциям самостоятельной работы относятся:

Развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);

. Информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях, неподкрепленная самостоятельной работой, становится мало результативной);

Ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается профессиональное

ускорение);

Воспитывающая (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);

Исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления).

В основе самостоятельной работы студентов лежат принципы:

- самостоятельности;

- развивающейся творческой направленности;

- целевого планирования;

- личностно-деятельного подхода.

Виды самостоятельной работы студентов

1. Репродуктивная самостоятельная работа:

самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы, прослушивание лекций, аудио-материалов, заучивание, пересказ, запоминание, использование Интернет-ресурсов.

2. Познавательно-поисковая самостоятельная работа:

подготовка сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, написание рефератов, контрольных работ и др.

3. Творческая самостоятельная работа:

написание рефератов, участие в научно-исследовательской работе, выполнение специальных заданий.

Формы самостоятельной работы студентов:

1. Конспектирование

2. Реферирование литературы

3. Выполнение заданий поисково-исследовательского характера

4. Углубленный анализ научно-методической литературы

5. Подготовка сообщений, докладов, заданий

6. Научно-исследовательская работа

7. Подготовка проектных работ

Основные характеристики содержания деятельности преподавателя и студента при выполнении самостоятельной работы.

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Цель выполнения

самостоятельной работы

- Объясняет цель и смысл выполнения

самостоятельной работы;

- даёт краткий или развёрнутый инс-

труктаж о требованиях, предъявляе-

мых к самостоятельной работе и спо-

собах её выполнения;

- демонстрирует образец самостоятель-

ной работы.

- Понимает и принимает цель само-

стоятельной работы как личностно

значимую;

- знакомится с требованиями к

самостоятельным работам.

Мотивация

- Раскрывает теоретическую и практи-

ческую значимость выполнения

самостоятельной работы, тем самым

формирует у студента познаватель-

ную потребность и готовность к вы-

полнению самостоятельной работы;

- мотивирует студента на достижение

успеха.

- Формирует собственную познава-

тельную потребность в выполне-

нии самостоятельной работы;

- формирует установку и принимает

решение о выполнении самостоя-

тельной работы.

Управление

- Осуществляет управление путём це-

ленаправленного воздействия на про-

цесс выполнения самостоятельной

работы;

- даёт общие ориентиры выполнения

самостоятельной работы.

- На основе владения обобщённым

приёмом сам осуществляет управ-

ление самостоятельной работой

(планирует, проектирует, распре-

деляет время и т.д.)

Контроль и

коррекция выполнения

самостоятельной

работы

- Осуществляет предварительный

контроль, предполагающий выявление

исходного уровня готовности студента

к выполнению самостоятельной работы

- Осуществляет итоговый контроль

конечного результата выполнения

самостоятельной работы.

- Осуществляет текущий операцион-

ный самоконтроль за ходом вы-

полнения самостоятельной работы;

- выявляет, анализирует и исправля-

ет допущенные ошибки и вносит

коррективы в работу, отслеживает

ход выполнения самостоятельной

работы;

- ведёт поиск оптимальных способов

выполнения самостоятельной

работы;

- осуществляет рефлексивное отно-

шение к собственной деятельности

- осуществляет итоговый самоконт-

роль результата выполнения

самостоятельной работы.

Оценка

- В соответствии с образцом, заранее заданными критериями даёт оценку самостоятельной работы;

- выявляет типичные ошибки. Подчёрки-

вает положительные и отрицательные

стороны,

- даёт методические советы по выполне-

нию самостоятельной работы,

- намечает дальнейшие пути выполнения

самостоятельной работы,

- устанавливает уровень и определяет

качество продвижения студента и тем

самым формирует у него мотивацию

достижения успеха в учебной деятель-

ности.

- На основе соотнесения результата

с целью, даёт самооценку самосто-

ятельной работе, своим познава-

тельным возможностям, способ-

ностям и качествам.

Правила написания и оформления реферата

Написание реферата и его защита перед преподавателем или группой предполагает, что студент должен знать правила написания и оформления реферата, а также уметь подготовить сообщение по

теме своего реферата, быть готовым отвечать на вопросы преподавателя и студентов по содержанию реферата. Слово «реферат» происходит от древнего латинского «refero», то есть «сообщаю», «докла-

дываю».

I. Реферат представляет собой краткое изложение в письменном виде или в форме публичного выступления содержания текстовых материалов по теме исследования и их оценку, самостоятельный

анализ.

В процессе работы над рефератом можно выделить 4 этапа:

1. Вводный - выбор темы, работа над планом и введением.

2. Основной - работа над содержанием и заключением реферата.

3. Заключительный - оформление реферата.

4. Защита реферата (на студенческой конференции и пр.)

Структура реферата:

- Титульный лист.

- Содержание: план или оглавление реферата с указанием страниц, глав, разделов.

- Введение: обоснование темы реферата, ее актуальность, значимость; перечисление вопросов, рассматриваемых в реферате; определение целей и задач работы. Объём введения составляет 2-3

страницы.

- Основная часть: основная часть имеет название, выражающее суть реферата, может состоять из двух-трех разделов, которые тоже имеют название. В основной части глубоко и систематизировано излагается состояние изучаемого вопроса; приводятся противоречивые мнения, содержащиеся в различных источниках, которые анализируются и оцениваются с особой тщательностью и вниманием.

- Заключение (выводы и предложения): формулируются результаты анализа эволюции и тенденции развития рассматриваемого вопроса; даются предложения о способах решения существенных вопросов. Объём заключения 2-3 страницы.

- Список литературы.

- Приложение (при необходимости)

При изложении материала необходимо соблюдать следующие правила:

- Реферат должен быть правильно оформлен (пронумерованы страницы, не допускаются сокращения

слов, текст делится на логические части - абзацы; обязательны сноски)

- Реферат должен быть логичным и связанным. Он должен стать основой для устного сообщения - защиты.

- Реферат должен быть выполнен к определённому сроку, оговорённому с преподавателем.

- Оценка работы по реферату предполагает коллективное заслушивание доклада по нему и

обсуждение во время занятий.

- Оценка не зависит от трудоёмкости дисциплины, оценка может отражать:

. качество освоения реферативного материала;

. степень соответствия фактического объёма выполненной работы;

. своевременность выполнения работы;

. правильное изложение материала;

. уровень умения сформулировать свою позицию, оценку и аргументировать её.

Последовательность выполнения самостоятельной работы:

1. Изучить данные методические указания

2. Получить у преподавателя индивидуальное задание

3. Найти литературные источники и изучить их (в библиотеке, сети Интернет и т.п.)

4. Оформить работу на компьютере в соответствии с требованиями, изложенными в данных

методических рекомендациях

5. Сдать самостоятельную работу преподавателю

Важной частью самостоятельной работы студента является подготовка и защита рефератов и докладов.

II. Доклад - это словесное или письменное изложение сообщения на определенную тему.

Составление доклада осуществляется по следующему алгоритму:

1. Подобрать литературу по данной теме, познакомиться с её содержанием.

2. Пользуясь закладками отметить наиболее существенные места или сделать выписки.

3. Составить план доклада.

4. Написать план доклада, в заключение которого обязательно выразить своё мнение и отношение к излагаемой теме и её содержанию.

5. Прочитать текст и отредактировать его.

6. Оформить в соответствии с требованиями к оформлению письменной работы.

Речь докладчика должна быть правильной, чёткой, внятной, достаточно громкой и звучать убедительно.

Примерная структура доклада:

1. Титульный лист.

2. Текст работы.

3. Список использованной литературы.

III. Конспект - это последовательное, связное изложение материала книги или статьи в соответствии с ее логической структурой. Основную ткань конспекта составляют тезисы, но к ним добавляются и доказательства, факты и выписки, схемы и таблицы, а также заметки самого читателя по поводу прочитанного. Если конспект состоит из одних выписок, он носит название текстуальный конспект. Это самый "не развивающий" вид конспекта, так как при его составлении мысль студента практически выключается из работы, и все дело сводится к механическому переписыванию текста. Если содержание прочитанного представлено в основном в форме изложения, пересказа - это свободный конспект. Если из прочитанного в качестве основных выделяются лишь одна или несколько проблем, относящихся к теме, но не все содержание книги - тематический конспект.

Составление опорного конспекта:

1. Внимательно прочитать главу или раздел учебника, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.

2. Кратко изложить главные мысли в том порядке, который в тексте.

3. Сделать черновой набросок сокращённых записей на листе бумаги.

4. Преобразовать эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.

5. Объединить сигналы в блоки.

6. Обособить блоки в контуры и графически отобразить связи между ними.

7. Выделить значимые элементы.

Составление тематического кроссворда

Тематический кроссворд составляется по какой-либо заданной теме учебной дисциплины.

Для того чтобы кроссворд получился интересным и отвечал требованиям, предъявляемым

преподавателем, необходимо очень тщательно проработать учебный материал. Для начала, необходимо внимательно прочитать данную тему, найти термины, новую лексику. Записать их на черновик, затем к каждому из них сформулировать вопрос так, чтобы был понятен ответ. После этого записать вопросы и ответы в определённой последовательности, удобной для составления непосредственно самого кроссворда и начертания его в привычном для нас виде. Пронумеровать вопросы и рисунок кроссворда.

Использование учебных кроссвордов позволяет студентам глубже вникать в суть изучаемых вещей, усваивать легче учебный материал. Все это приведет в конечном итоге к развитию образного мышления, культуре умственного труда, к элементам научной деятельности учащихся.

Условия составления кроссвордов:

1. Они должны быть лаконичными. Не следует делать их пространственными, излишне исчерпывающими, несущими избыточную информацию.

2. Старайтесь подать слово с наименее известной стороны.

3. Определение слова должно исключить двоякое толкование.

4. В определениях не должно быть однокоренных слов.

5. Должно быть достаточно информации в определении для отгадывания слов.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ учебной дисциплины Иностранный язык

Требования к оформлению и содержанию письменной работы

Письменная работа (реферат, доклад и т.д.) должна отвечать определенным требованиям.

На титульном листе необходимо указать следующие данные:

1. В верхнем крае листа необходимо указать департамент образования, название учебного заведения.

2. Посередине листа должно располагаться название реферата (доклада).

З. Несколько ниже названия - ФИО студента, курс, группа.

4. Ещё ниже - ФИО руководителя (преподавателя).

5. В нижней части листа указать город.

6. В самом низу листа необходимо указать дату написания реферата (доклада).

Список использованной литературы оформляется следующим образом:

- порядковый номер в списке;

- фамилия и инициалы автора;

- название книги (для статьи её заглавие, название сборника или журнала, его номер);

- место и год выпуска.

Например:

Миловидов В.А. Ускоренный курс современного английского языка для начинающих. М.: Айрис пресс, 2008

Оформление работы

Письменная работа выполняется на листах А4, на одной стороне листа. Кегль - Times,

Размер шрифта - 14, межстрочный интервал - 1,5.

Рекомендуемый объём:

Доклад - 3-5 листов формата А4;

Реферат - 10-15 листов формата

При написании письменной работы необходимо соблюдать следующие поля:

- сверху 2 см

- снизу 2 см

- слева 3 см

- справа 1,5 см

Абзац должен начинаться с расстояния 3,5 см.

Все страницы работы нумеруются арабскими цифрами. Нумерация должна быть сквозной, от титульного до последнего листа текста. На титульном листе нумерация страниц не проставляется.

Иллюстрации располагаются непосредственно после текста, где они упоминаются впервые или на следующей странице. Каждая иллюстрация должна иметь название. Нумерация иллюстраций должна быть сплошной по всему тексту.

Безусловно, при написании доклада недопустимо ограничиваться одними только учебниками или пособиями. Следует изучить многие источники, что позволит полнее представить рассматриваемую проблему.

Памятка студентам для самостоятельной работы с источниками информации

Работа с книгой

Необходимую для учебного процесса и научных исследований информацию Вы черпаете из книг, публикаций, периодической печати, специальных информационных изданий и других источников. Успешному поиску и получению необходимой информации содействуют знания основ информатики, источников информации. Официальные документы, учебная научно-методическая и справочная литература, периодические и информационно-библиографические издания, бюллетени, фильмы, плакаты и схемы, имеющиеся в колледже, составляют учебно-информационный фонд, используемый в учебном процессе.

Этот фонд непрерывно пополняется учебниками, учебными пособиями и другой научной и учебной литературой.

Чтобы быстро и умело ориентироваться в этом потоке информации, Вы должны уметь работать с предметными каталогами библиотеки, уметь пользоваться автоматизированной поисковой системой и Интернетом, чтобы быстро найти нужную информацию.

Каждый студент должен уметь работать с книгой. Без этого навыка практически невозможно овладеть программным материалом, специальностью и успешно творчески работать после окончания учебы.

Умение работать с книгой складывается из умения быстро найти требуемый источник (книгу, журнал, справочник), а в нем - нужные материалы; из умения разобраться в нем, используя при этом различные способы чтения.

В чем заключается самостоятельная работа студента при работе над источником информации? Ответ очевиден - работать самостоятельно - значит читать рекомендованную литературу и источники и делать записи прочитанного с целью подготовиться к ответам на вопросы семинара, углубить свои знания по дисциплине, подготовить реферат, доклад, презентацию по той или иной теме курса.

Чтение текста

Прочитайте бегло весь текст или его законченный отрывок, чтобы составить себе общее представление о его содержании - это поможет в последующем при чтении преодолеть трудности.

При встрече с незнакомым словом - не останавливайтесь: дальнейшее изложение может внести ясность в понимание его значения, при этом старайтесь использовать свои знания фактов, событий действительности, о которых упоминается в тексте.

Догадайтесь о значении слова, используя языковую догадку. Возможно, данное незнакомое слово напоминает по своему звучанию или графическому образу слово родного языка.

Слова, значения которых не удалось установить, найдите в словаре.

Работа с Интернет ресурсами

Интернет сегодня - правомерный источник научных статей, статистической и аналитической информации, и использование его наряду с книгами давно уже стало нормой. Однако, несмотря на то, что ресурсы Интернета позволяют достаточно быстро и эффективно осуществлять поиск необходимой информации, следует помнить о том, что эта информация может быть неточной или вовсе не соответствовать действительности. В связи с этим при поиске материала по заданной тематике следует оценивать качество предоставляемой информации по следующим критериям:

- представляет ли она факты или является мнением?

- если информация является мнением, то что возможно узнать относительно репутации автора, его политических, культурных и религиозных взглядах?

- имеем ли мы дело с информацией из первичного или вторичного источника?

- когда возник ее источник?

- подтверждают ли информацию другие источники?

Оформление Интернет-информации:

Как и другие источники информации, сайты обязательно должны быть указаны в списке использованной литературы.

Согласно принятым стандартам оформляется Интернет-источник таким образом:

Ссылка на ресурс (не общая ссылка на портал, а именно на страницу с использованным текстом); фамилия и инициалы автора; заглавие статьи, эссе или книги.

Например:

1. gramota.ru/biblio/magazines/mrs/28_480 Молчановский В. В. Межкультурное взаимодействие: диалог внутри национальной культуры.

Подготовка презентации:

Презента́ция (от лат. praesento - представление) - документ или комплект документов, предназначенный для представления проекта. Цель презентации - донести до аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме.

Презентация может представлять собой сочетание текста, графики, видео, музыки и звукового ряда (но не обязательно всё вместе), которые организованы в единую среду. Кроме того, презентация имеет структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления.

В зависимости от места использования презентации различаются определенными особенностями.

  • Презентация, созданная для самостоятельного изучения, может содержать все присущие ей элементы, иметь разветвленную структуру и рассматривать объект презентации со всех сторон. Реализуется, как правило, с использованием элементов гипертекста.

  • Презентация, созданная для поддержки какого-либо мероприятия или события отличается простотой в плане наличия мультимедиа и элементов дистанционного управления, обычно не содержит текста, так как текст проговаривается ведущим, и служит для наглядного представления его слов.

  • Презентация, созданная для видеодемонстрации, не содержит интерактивных элементов, включает в себя видеоролик об объекте презентации, может содержать также текст и аудиодорожку.

Каждая самостоятельная презентация должна четко выполнять поставленную цель: помочь донести требуемую информацию об объекте презентации.

Презентация без компьютера

Презентации без использования компьютера дают больше возможностей для вовлечения аудитории к обсуждению и использования их творческого потенциала.

Презентации на больших листах - одна из разновидностей презентаций без компьютера. Использование больших листов позволяет создать целостную картину и донести ее до всех членов группы; учесть и отразить факторы, вызывающие изменения в этой картине. Она дает возможность запечатлеть схему сложного процесса.

При создании таких презентаций используются самые разные инструменты: маркеры разных цветов, стикеры разных размеров и цветов, открытки и коллажи и т. п.

Перечень самостоятельных работ, предлагаемых студентам

Раздел 1. Кто есть кто?

  1. Подготовить рассказ о своем увлечении

  2. Составить диалог расспросить товарища о его хобби: упр.36 стр.26

  3. Подготовить презентацию о человеке, который живет в вашем городе: упр.38 стр.26

Раздел 2. Города и страны

  1. Лексические упражнения: упр.2 стр.28, упр.4,5 стр.29

  2. Описание открыток: упр.9 стр.30

  3. Опишите город, в котором вы живете

  4. Упр.16 стр.32

  5. Чтение текста: упр.25 стр.35

  6. Напишите открытку своему другу, используя слова упр.32 стр.37

  7. Чтение: упр.34 стр.38

  8. Подготовка проекта «Экскурсия по родному городу»

Раздел 3. Все течет, все изменяется

  1. Прослушать песню: упр.2 стр.42, заполнить пропуски глаголами из упр.1 стр.42

  2. Выучить глаголы: упр.10 стр.46. Выполнить упр.11 стр.46

  3. Повторить степени сравнения прилагательных: упр.13,14,15 стр.46

  4. Подготовка к проектной работе: написать эссе об изменениях, происходящих в вашем городе: упр.24 стр.50

  5. Грамматика: модальные глаголы упр.41,42 стр.55

  6. Подготовка к проектной работе: нарисуйте постер «Наш город»

Раздел 4. По аллее воспоминаний

Лексические упражнения: 6,7 стр.59

  1. Past Continuous vs Past Simple: упр.12,13 стр.60

  2. Чтение текста: упр.14 стр.61

  3. Грамматика: Модальный глагол could - упр.24,25,26 стр.63

  4. Лексические упражнения: упр.36 стр.66

Чтение текста: упр.37,38,39

II курс

  1. Чтение и пересказ текста по теме «История города Санкт-Петербурга»

  2. Лексические упражнения по теме «Домик Петра I»

  3. Чтение и пересказ текста

  4. Повторение лексики по теме «Петропавловская крепость»

  5. Реферат «Маршрут экскурсии по Петропавловской крепости»

  6. Лексические упражнения по теме «Собор Св.Петра и Павла»

  7. Пересказ текста

  8. Изучение лексики по теме «Петровские ворота»

  9. Лексические упражнения по теме «Летний сад. Летний дворец Петра I»

  10. Чтение текста по теме «Дворцовая площадь»

  11. Экскурсия в Эрмитаж


© 2010-2022