Методическая разработка Специфика обучения английскому языку в начальной школе по УМК Spotlight

Раздел Иностранные языки
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













Методическая тема

Специфика обучения английскому языку в начальной школе

по УМК «Spotlight - Английский в фокусе»







Работу выполнила

учитель английского языка

НОУ «Школа «Образ»

пос. Малаховка Московской области

Пушкина Юлия Викторовна
















2013 г









ОГЛАВЛЕНИЕ

I.Введение.

II. Основная часть.

  1. Значимость и основные цели иноязычного образования в начальной школе.

  2. Трудности при обучении коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме.

  3. Формирование универсальных действий и межкультурной компетенции в начальной школе.

  4. Методические проблемы начального иноязычного образования

  5. Обучение английскому языку во 2 классе. УМК "Spotlight".

  6. Мини - исследование «Уровень сформированности у учащихся 2 класса фонологического осознания речи»

III. Заключение.







  1. Введение.

Последние несколько лет в России происходит модернизации содержания школьного образования, которая коснулась системы обучения иностранным языкам в российской общеобразовательной школе.

Кардинальными изменениями можно назвать особые преобразования в начальной школе, которая перешла на стандарты нового поколения (ФГОС), где ИЯ является обязательным предметом со 2 класса при обязательных 2-х часах в неделю. Обязательное изучение иностранных языков, начиная со 2 класса - новое явление для массовой общеобразовательной школы. И оно обусловленно изменившимися требованиями современного общества к образованию подрастающего поколения, новыми общеобразовательными запросами самих обучающихся, с которыми нельзя не считаться.

Такими предпосылками являются процессы глобализации, экономические перемены внутри страны, развитие международного бизнеса, успешное стирание границ между государствами и континентами, профессиональную значимость языка на рынке труда, возросшие возможности людей в вопросе путешествий и международного туризма, использование новых средств коммуникации, в том числе информационных технологий. Большая часть школьников, практически постоянно сталкивается с необходимостью понимания иностранной речи в процессе общения со своими сверстниками; в процессе знакомства с популярной музыкой, современными художественными фильмами; в процессе работы с компьютерной техникой и Интернетом.

Исходя из этого, все большее количество педагогов и родителей понимают, что все изменения касаются прежде всего развития личности школьника, которая начинается с младшего возраста, с начальной школы.

К сожалению, модернизация иноязычного образования произошла стремительно и для начальной школы можно было бы выявить несколько существенных проблем:

- дефицит или полное отсутствие педагогических кадров;

- недостаточные материальные условия для реализации программы;

- отсутствие деления класса на подгруппы, даже приналичии более 25 учащихся в классе;

- незнание особенностей психолого-педагогического развития младших школьников формирует негативное отношение младших школьников к предмету «Английский язык» и недовольство родителей качеством знаний;

- имея опыт преподавания английского языка только лишь в старших классах, учителя столкнулись с проблемой неэффективности применения привычных технологий обучений иностранного языка в младшей школе.

Внезапное внедрение иностранного языка в начальную школу повлекло за собой необходимость в дополнительном образовании и переподготовке кадров.


  1. Основная часть.

1. Значимость и основные цели иноязычного образования в начальной школе.

Предмет «иностранный язык» наконец занимает достойное место среди предметов, обеспечивающих образование и воспитание граждан РФ.

Помимо внезапного введения иноязычного образования в начальную школу, начинает складываться система изучения ИЯ в детском саду и в 1 классах, с целью сохранения переемственности. Переход с одной ступени на другую обеспечивает снятие психологических трудностей по овладению иноязычной речью и преодоления в дальнейшем психологического барьера в использовании ИЯ как средства коммуникации.

Формирование всех видов способностей младшего школьника, в том числе творческих, интересов и ценностных ориентации закладывает основу для необходимого интенсивного развития личности, ее нравственности и интеллекта.

Обучение иностранному языку носит не только обучающий, но и развивающий характер, реализовывает индивидуальные преимущества каждого отдельного ученика.

Обучение английскому языку необходимо начинать в начальной школе, что научно обосновано как с точки зрения методики, так и всех смежных с ней наук: физиологии, психологии и педагогики. Ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Длительность сенситивного периода характеризуется примерно с 1,5 до 9 лет. Физиологи считают, что "существуют биологические часы мозга, так же как существуют во времени этапы развития желез внутренней секреции ребенка. Ребенок до девяти лет - это специалист в овладении речью. После этого периода мозговые механизмы речи становятся менее гибкими и не могут так легко приспосабливаться к новым условиям. После 10-летнего возраста приходится преодолевать множество препятствий. Мозг ребенка имеет специализированную способность к иностранному языку, но она уменьшается с возрастом." (Пенфильд В., Робертс Л. Речь и мозговые механизмы. - Л.: Медицина, 1964. - С. 217.)" Именно в возрасте 7-10 лет огромную роль играет долговременная память. Все, что ребенок учит, надолго запоминается. Поэтому легче всего манипулировать памятью ребенка в начальной школе, задействовать все механизмы запоминания: зрительный, слуховой, двигательный.

Именно в начальной школе создаются прекрасные условия для овладения языком. Используя Игру, как одну из технологий обучений преподавания ИЯ в начальной школе, можно создать естественную коммуникативную среду, ситуацию успеха для его творческой активности и развить любовь к предмету.

В качестве основной цели обучения иностранным языкам на современном этапе рассматривается развитие личности младшего школьника, способного к диалогу культур на иностранном языке, т. е. способности и реальной готовности осуществлять иноязычное общение с носителями языка, а также приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представлять ее в процессе межкультурного общения. Развитие личности так же стоит первым пунктом в Стандарте начального общего образования по иностранному языку:

- развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения, мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения;

- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;

- формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

- формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также и общеучебных умений.

- освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке;

Приоритетной целью обучения ИЯ в Православной школе «Образ» следует признать духовно-нравственное развитие младшего школьника. Данная цель реализуется посредством концепции «внедрения» языка через другой предмет «Православие» за счет резервных часов рабочей программы.

2. Трудности при обучении коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме.

Одной из приоритетных целей обучения ИЯ остается формирование коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме. И во 2 классе основой акцент делается на отработке навыков говорения (диалогической и монологической речи). И наиболее эффективным является индуктивный подход путь «снизу». В курсе «Spotlight» каждый урок представляет речевые образцы, на основе которых дети строят собственные развернутые высказывания.

Также программа курса «Spotlight» предлагает различные драматизации. В своей работе я использовала инсценировку сказки «Гадкий утенок» Ганса Христиана Андерсена и в завершении учебного года мы показали ее для родителей. В процессе постановки я имела возможность наблюдать, как раскрываются творческие возможности детей, развивается их фантазия и инициатива. Дети использую уже известные речевые образцы и способны импровизировать. Театрализованный урок открывает широкие возможности для индивидуальной работы самих учащихся, активизирует стремление ребят к контакту друг с другом, дает возможность робким, неуверенным в себе детям раскрепоститься, втянуться в действие, преодолеть барьер неуверенности в себе и участвовать в диалоге друг с другом.

Детям нравится подобный процесс речевого творчества в устной (диалогической или монологической) форме, но диалогическая речь стоит в центре работы.

Как показала практика, диалогическая речь принимает чаще форму односторонне инициативную, когда учитель задает вопрос, а один из учеников отвечает, т.к. на первых этапах обучения (2 класс) детям наиболее трудным представляется использование вопросов «как составляющую единицу усвоенных реплик диалога». Диалог между двумя учениками принимает форму повышено-эмоциональную, хотя и позволяет наиболее эффективно закрепить знакомые «элементарные единицы предложения».

После усвоения языкового материала в диалогической речи детям с легкостью удается построить монологическое высказывание (описание или рассказ) с опорой на серию рисунков. Воспроизведение того же рассказа без визуальной опоры вызывает растерянность и страх на первом году обучения во 2 классе.

Помимо общения, младшим школьникам так же нравится слушать короткие простые тексты, песни, стихи, диалоги. Но аудирование требует напряженной мыслительной деятельности, огромных психических и душевных затрат и может вызывать быстрое утомление или отключение внимания учащихся. Например, во втором классе дети еще не умеют читать и их внимание необходимо сосредотачивать сменой иллюстраций к диалогу. Очень хорошо помогают запомнить речевые образцы дополнительные мультимедийные уроки и видео уроки к диалогам, сказкам и песням. В третьем классе дети уже узнают слова и аудирование становится более легкой задачей. После второго прослушивания с опорой на текст и иллюстрации дети легко воспроизводят монологическую и диалогическую речь на память и с удовольствием читают текст. Но здесь необходимо поймать момент утомляемости и быстро сменить деятельность.

Но при овладении чтению на английском языке во 2 классе возникают некоторые трудности. Чтение на английском языке тесно связанно с обучением чтению на русском языке. И для формирования навыка чтения, по - моему мнению необходимо больше часов. Не у всех ребят в равной степени развит фонематический слух, плохо сформирован навык интонирования, выделения главного, определения места паузы.

У большинства родителей отсутствует возможность помочь своим детям в выполнении домашнего задания. И момент дополнительного закрепления, как правило, происходит в классе.

Во 3 классе учителю приходится проводить огромную работу до прочтения текста, настраивая учащихся на ту работу, которая будет проводится после его прочтения. А некоторые дети так и не сформировали необходимых навыков во 2-м классе.

К началу 4 класса, как правило, необходимость в глобальной работе над текстом до его прочтения отпадает, у учащихся к этому времени уже сформирован алгоритм работы над чтением текста.

Обучение чтению я всегда провожу параллельно с обучением письменной иноязычной речи. Они теснейшим образом взаимодействуют друг с другом. Письмо и чтение основаны на единой графической системе. При списывании необходимых речевых единиц с доски или учебника для последующего воспроизведения вслух, дети вырабатывают навыки письма. Это очень хорошая тренировка для сокращения орфографических ошибок в следующих классах.

Во втором и третьем классах не считаю нужным сильно акцентировать внимание на орфографической грамотности. Английская орфография является проблемной, а у младших школьников запоминание слова происходит целиком или в сочетании с другими единицами. Словарные диктанты для развития орфографической памяти и орфографических навыков начинаю проводить со второго класса. Но снижение балла за диктант происходит скорее за отсутствие нужных букв в слове или незнание самого слова. Дети часто путают последовательность букв, и я не считаю это грубой ошибкой во втором или третьем классах. Учеными давно доказано, что мозг человека запоминает слово прежде всего целиком, а потом уже по буквам. УМК «Spotlight», по которому происходит обучение в школе «Образ», использует также обучение чтению методом целых слов, при котором минимальной единицей обучения чтению является слово. Такой подход рассчитан на тесную взаимосвязь чтения с аудированием и хорошую память учащихся, поскольку у учителя нет другой возможности представить детям произношение слова. И дети вынуждены быть на уроке внимательными и дома дополнительно прослушивать аудиодиски. Но не у всех детей есть такая возможность, а у родителей время на своих детей.

В четвертом классе у детей уже хорошо сформированы навыки письма и они с легкостью выполняют продуктивные задания в проектной деятельности, раскрывают полноту содержания темы, используют разнообразные речевые образцы в соответствии с заданным объёмом текста.

3. Формирование универсальных действий и межкультурной компетенции в начальной школе.

Как видно ребенок должен овладеть огромным количеством умений и навыков для освоения всех компонентов учебной деятельности. Но ведущими универсальными действиями, которые должны быть сформированы в начальной школе, будут личностные действия, поскольку позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего. Также нельзя не принять во внимание необходимость коррекции своих действий и оценки успешности усвоения, на что направлены регулятивные действия. Только после того, как ребенок научится организовывать свою учебную деятельность, познавательные и коммуникативные универсальные действия приобретают смысл. Дети учатся исследовать, отбирать информацию, находят способы решения поставленных задач.

Младшие школьники с удовольствием учатся сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, оказывать поддержку друг другу, выполняют совместную деятельность, выражают свои мысли. Дети с интересом изучают разделы УМК «Spotlight» о жизни Англоговорящих стран и России. Учатся различать свое и чужое, уважать чужое и гордиться своим, преодолевать чувство страха при встрече с чужим, учатся общаться с представителями (носителями) языка, опираясь на так хорошо понятную свою языковую картину мира. Таким образом, еще в начальной школе начинается формироваться межкультурная компетенция младших школьников, которая так необходима для формирования языковой личности ученика, готового принимать участие в диалоге культур. Дети вовлекаются в культурные проекты, осуществляют переписку со сверстниками с использованием Интернета, расширяют индивидуальную картину мира.

4. Методические проблемы начального иноязычного образования

В связи со стремительным внедрением иноязычного образования в начальные классы многие школы столкнулись с существенными проблемами. ФГОС поставил перед учителями ряд новых задач. Но наиболее актуальными задачами считаем:

  • Создание условий, обеспечивающих усвоение обязательного минимума содержания программы, при наличии лишь 2-х часов в неделю, и сохранении качества обучения учащихся;

  • Профессиональную готовность учителей и овладение учителями системой преподавания ИЯ, в соответствии с новым ФГОС;

  • Освоение и использование современных методик, форм, видов, средств и новых технологий (в том числе здоровьесберегающих);

  • Обеспечение учебными, учебно-методическими, техническими и информационно-техническими средствами;

  • Освоение и творческое использование новых УМК.



5. Обучение английскому языку во 2 классе. УМК "Spotlight".

В Школе «Образ» учителя ИЯ работают по Учебно-методическому комплекту «Английский в фокусе» (Ваулина Ю.Е., Эванс В., Дули Дж., Подоляко О.Е. Учебник «Английский в фокусе» / «Spotlight 2» для 2 класса для общеобразовательных учреждений - М.: Express Publishing: Просвещение, 2012.)

УМК предназначен для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений. В нашей школе дети изучают английский язык со 2-го класса ( 2 часа в неделю в начальной школе).

При выборе УМК была школой была поставлена основная задача - найти линию учебников, которая обеспечит преемственность от начальной школы в старшую, соответсвующая требованиям ФГОС и, прежде всего, духовно-нравственных требованиям школы.

Учителя ИЯ была также поставлена задача подобрать учебники, по которым дети будут учить ИЯ с удовольствием.

УМК «Английский в фокусе» помогает учащимся использовать английский язык эффективно и даст им возможность изучать его с удовольствием.

УМК уделяет внимание развитию всех видов речевой деятельности (аудированию, говорению, чтению и письму) с помощью разнообразных коммуникативных заданий и упражнений. Материал организован таким образом, что позволяет регулярно повторять основные активные лексико-грамматические структуры и единицы.

Модульный подход в УМК «Английский в фокусе» позволяет использовать различные виды и формы обучения, осуществлять всестороннее развитие учащихся с учётом их индивидуальных способностей и возможностей восприятия и проработки учебного материала, развивать навыки самоконтроля и самооценки.

Принципы, положенные в основу обучения английскому языку, во много совпадают с принципами обучения родному языку. Младшие школьники усваивают звуки, слова, структуры в простых и в то же время реальных речевых ситуациях, ежедневно возникающих при общении со сверстниками,где им приходится выражать свои мысли, чувства, желания. Детям предлагается обсуждать на английском языке те же темы, которые волнуют их в реальной жизни: дом, день рождения, животные, игрушки.

Разнообразие упражнений, песен, стихов и игр помогает учащимся легче и быстрее запомнить изучаемый материал, а так же ведет к расширению лингвистического кругозора младших школьников.

Создание ситуаций, приближенных к реальной жизни, побуждает детей думать и говорить на английском.

Дети изучают английский, наблюдая за увлекательными приключениями основных героев, действующих как в реальных, так и в сказочных ситуациях.

Модульный подход в серии УМК «Английский в фокусе» позволяет осуществить всестороннее развитие учащихся. Учащимся предлагается участвовать в разнообразных видах деятельности: ролевая игра, изготовдение поделок, разучивание рифмовок с движениями, драматизация диалогов и сказки, интервьюирование одноклассников, создание проектов и их презентация.

Вся работа направлена на развитие личностных качеств учащихся.

В основу учебника заложено прежде всего духовно-нравственное воспитание школьника, которое учит:

  1. любить свой народ, свой край и свою Родину (разделы Spotlight on the UK и Spotlight on Russia позволяют сравнивать и сопоставлять две культуры, испытывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважительное отношение к культуре других народов);

  2. уважать и принимать ценности семьи и общества (Темы Я и моя семья, Я и мои друзья..);

  3. познавать мир (Разделы Spotlight on the UK и Fun at school- дает учащимся сведения из других областей знаний: математика, физика, химия. Дети овладевают межпредметными понятиями);

  4. отвечать за свои поступки (ситуации с героем обезьянкой Chuckles);

  5. быть доброжелательным (диалоги в каждом модуле и персонажи английской сказки The Town Mouse and the Country Mouse) ;

  6. уметь слушать и слышать собеседника (диалоги и проектная деятельность);

  7. обосновывать свою позицию и высказывать свое мнение (Языковой портфель);

  8. выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (раздел Fun at school).

Полноценный состав курса «Английский в фокусе 2-4» является его важной характеристикой.

УМК состоит из:

  • Учебника;

  • Рабочей тетради;

  • Книга для учителя

В книге для учителя содержатся подробные поурочные планы, ключи к упражнениям учебника, ключи и рекомендации по работе с компонентами УМК, рекомендации по оцениванию контрольных работ, рекомендации по постановке сказки, тематическое планирование, банк ресурсов (материалы для оценки знаний, умений и навыков учащихся, Portfolio & Craftwork Sheets). Книга для учителя содержит дополнительные упражнения и игры, позволяющие учителю осуществлять дифференцированный подход, а также тексты упражнений для аудирования.

  • Языкового портфеля;

  • Сборника контрольных заданий;

  • Сборник упражнений;

  • Книга для родителей;

  • Буклет с раздаточным материалом и плакаты;

  • CD для занятий в классе;

  • CD для самостоятельных занятий дома;

  • DVD диска к урокам;

  • Электронное приложение к учебнику Программа - словарь ABBY Lingvo;

  • Вебсайта курса (spotlightonrussia.ru - обеспечивает последовательное решение обновленных задач современного школьного языкового образования).

  • Методическая помощь авторов ( prosv.ru)

УМК «Английский в фокусе» дает возможность много возможностей овладеть языком самостоятельно, в случае если ученик пропустил урок. В структуру пособий входит аудио и видео приложение к каждому уроку (новая лексика, мультипликационные диалоги, грамматические упражнения, песни и сказка - мультфильм The Town Mouse and the Country Mouse). Так же имеется книга для родителей с ответами к рабочей тетради и грамматическими пояснениями).

В учебнике используются традиционные и зарубежные подходы в обучении чтению (глобальное чтение - whole-word reading). УМК «Spotlight» использует обучение чтению методом целых слов «от буквы к звуку», при котором минимальной единицей обучения чтению является слово. Такой подход рассчитан на тесную взаимосвязь чтения с аудированием и хорошую память учащихся. Дети вынуждены быть на уроке внимательными и дома дополнительно прослушивать аудиодиски. Но не все дети способны справится с этим самостоятельно. А внимание и память учащихся сильно отличается. Начиная с первого модуля вводятся правила чтения некоторых букв и буквосочетаний и некоторые транскрипционные значки. К концу обучения учащиеся могут находить слово в словаре и озвучивать его, прочитать и понять небольшой текст.

Для того чтобы чтение проходило успешно, упражнения даются в такой последовательности: прослушивание и повторение новых слов и структур за диктором, чтение этих же слов и структур, их использование в диалоге (Chit-Chat), затем - чтение и прослушивание текстов-диалогов с уже знакомыми структурами. Учащиеся не только узнают знакомые слова, но и учатся читать их в связном тексте. Читая вслух, дети соблюдают правильное ударение в словах, логическое ударение в предложении; интонационный рисунок. Этому способствует тот факт, что практически все тексты записаны на диски и начитаны носителями языка.

Во втором классе учащиеся знакомятся с английским алфавитом не традиционным способом от буквы к звуку, а от звука к букве. Каждому звуку соответствует картинка, в которой встречается данный звук, и звуковое сопровождение, что облегчает запоминание звука и буквы. Кроме того, учащиеся постепенно знакомятся с некоторыми правилами чтения букв, и это значительно облегчает процесс чтения слов и предложений.

Учебник последовательно обучает письму как виду речевой деятельности. Учащиеся выполняют различные письменные задания: от списывания текстов, в которые им необходимо вставить недостающие слова, до написания с опорой на образец записок, открыток, личных писем, поздравлений, историй и мини-сочинений для языкового портфеля

Учебник содержит хорошую базу для тренировки написания наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь: упражнения даны в учебнике, рабочей тетради и языковом портфеле.

Грамматическая сторона речи во втором классе представлена в виде структур. Материал учебника организован таким образом, что позволяет регулярно повторять основные активные лексико-грамматические структуры и единицы в диалогах, сказке, песнях и дополнительных модулях учебника (Spotlight on the UK/on Russia). Так же есть возможность закрепить структуры, выполняя дополнительные упражнения в Учебнике, Рабочей тетради, Сборнике упражнений, просматривая видео материал.

Круг тем, изучаемых в начальной школе, еще невелик, поэтому многие темы повторяются из года в год, но меняется их наполняемость: происходит наращивание лексического и грамматического материала. На основе текста-опоры учащиеся составляют небольшие рассказы о себе, о друге, о семье, о режиме дня; о доме; описывают людей, животных; персонажей мультфильмов, сказок с опорой на картинку и т. д. Дети с большим удовольствием и интересом следят за жизнью героев .

Ситуации для общения представлены так же заданиями Chit-Chat (составление диалога с опорой на картинку и модель). Кроме того, учащиеся могут участвовать в диалоге в связи с прочитанным или прослушанным текстом. Они используют в диалоге фразы и элементарные нормы речевого этикета: умеют поздороваться, поприветствовать и ответить на приветствие, обратиться с поздравлением и ответить на поздравление, поблагодарить, извиниться; умеют вести диалог-расспрос, умеют задавать вопросы: кто? что? где? куда? как? почему?

Лексический минимум учебника составляет примерно 500 лексических единиц. Основная лексика представлена на дидактических карточках и плакатах, что облегчает ее запоминание. В учебнике также представлены простейшие устойчивые словосочетания (be late, ride a bike, go to bed, go home, have fun, have breakfast, lunch, supper и т.д.), оценочная лексика (Well done. Fine. Yummy. Yuk. It's fun. И т. д.) и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран (Nice to see you. Welcome back. See you later. Happy Birthday! Here you are. Let me see. Excuse me, where's …?. И т. д.). В текстах учебника содержится лексика, предназначенная для рецептивного усвоения (в текстах страноведческого характера и в текстах по межпредметным связям). Некоторая избыточность лексики позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении школьников с учетом их способностей и возможностей.

УМК «Spotlight» включает в себя полноценный состав курса, насыщен разнообразными интересными материалами, играми, упражнениями, проектами, обучающими компьютерными программами. Все вышеперечисленное служит привитию интереса к изучению английского языка и отсутствует надобность выполнять какие-либо задания сверх программы.



  1. Мини - исследование «Уровень сформированности у учащихся 2 класса фонологического осознания речи»

Во втором классе было проведено исследование на уровень сформированности одной из базовых когнитивных способностей к иноязычной языковой деятельности - фонологического осознания речи.

План исследования:

1. проверка происходит в устной форме, ребёнок все произносимые вами слова и фразы воспринимает на слух без опоры на картинки и без опоры на письменный текст;

2. все слова и фразы произносятся только один раз (повторять нельзя), о чём нужно сказать и ученику;

3. все слова, которые вы произносите, должны быть известны ученику. Если вы в предлагаемых ниже заданиях встретите незнакомые вашим детям слова, вы можете заменить их на другие (аналогичные по структуре);

4. проверка происходит в индивидуальном режиме: учитель - ученик.

Могут быть варианты данной проверки - после уроков и во время урока. Если это происходит во время урока, то учитель предваряет проверку следующей установкой: «Ребята, наши английские друзья (сказочные друзья и т.п.) интересуются, как мы научились слушать английские слова и предложения. Я буду беседовать с каждым из вас отдельно, а вы в это время будете рисовать рисунки для наших английских друзей (сказочных друзей) и мы отправим им письмо».

1. Выделение звука в начале слова.

Задание для ученика: Я буду произносить слова по одному, а ты слушай внимательно и произноси только первый звук - звук с которого начинается слово. Например: я говорю «bed», а ты выделяешь первый звук и произносишь «b».

Jump kitchen shoes apple

Want chair dress orange

Help book scarf water

Play house mouse salad

( Общая оценка 16 баллов)

Комментарий для учителя: учитель отчётливо и в достаточно быстром темпе произносит следующие слова и каждый правильно выделенный и произнесённый учеником звук оценивается в один балл.

2. «Прохлопывание» ритмического рисунка фразы.

Задание для ученика: Я буду произносить предложения, а ты слушай внимательно и хлопни в ладоши столько раз, ск-ко ты услышишь слов с ударением - тебе нужно «прохлопать» ритм предложения»

I have a dog. (Ученик делает два хлопка)

My dog is black. (Два хлопка)

We play the ball together. (Три хлопка)

I like my dog very much. (Три хлопка)

(1 балл за одно правильное ритмически выстроенное предложение. Всего 4 балла за правильное выполненное задание)

Комментарий для учителя: Сначала, как всегда нужно привести пример - дать образец выполнения задания. Например, Вы говорите «I like my dog» и хлопаете в ладоши два раза.

Здесь важно чётко произнести предложения с правильным ударением и интонацией, чтобы дети восприняли ритм предложения.

3. Соединение звуков в одно слово.

Задание для ученика: Я буду быстро произносить звуки, из которых состоит слово, а ты произнеси это слово целиком. Например, я скажу «[t - e - n]», а ты скажешь «ten».

[b - e - d] [b - r -au - n] [b - l - æ- k] [θ - r - i:] [t - ju: - l - i - p] [p - l - ei]

(Одно правильно произнесённое слово - 1 балл. Всего - 6 баллов за правильно выполненное задание.)

Комментарий для учителя: Учитель произносит звуки, из которых состоит слово с минимальным интервалом м/у звуками, а ученик произносит слово слитно.

4. Распознавание рифмы.

Задание для ученика: Прослушай четыре слова и назови два, которые рифмуются друг с другом (которые похожи друг на друга). Например, я скажу: «Hare fox duck bear», а ты должен сказать: «hare - bear»

Song hen sun pen

Nose apple doll rose

Bike family forest like

Bess snow chess cap

(За каждую правильно выделенную рифму ставится 1 балл, всего 4 балла за правильно выполненное задание.)

Критерии оценки способностей ребёнка в области фонологического осознания речи:

1. Хорошо развиты (ярко выражены) - 30-28 баллов

2. Развиты нормально - 27 -16 баллов

3. Частично развиты - 15 - 8 баллов

4. Слабо развиты - Не развиты - 7 - 0 баллов

Результаты исследования в баллах:

Ученики

Количество баллов за каждое задание

Общее количество баллов

(макс 28-30)

Задание 1

(макс 16)

Задание 2

(макс 4)

Задание 3

(макс 6)

Задание 4

(макс 4)

Ю. Анна

16

4

2

3

25

К. София

15

3

5

0

23

Н. Анна

15

3

6

4

28

Ш. Алена

16

4

5

0

25

В. Нина

15

4

4

0

23

Ч. Николай

16

4

3

1

24

К. Иван

16

4

4

3

27

Т. Сергей

15

4

4

4

28

Р. Андрей

14

2

4

0

20

М. Алексей

16

3

6

2

27

М. Сергей

14

2

3

0

19

Проведенное исследование показало, что способности второклассников к фонематическому осознанию речи:

1. хорошо развиты (ярко выражены) у 2 из 11 учащихся;

2. развиты нормально у 8 учащихся;

3. частично развиты - нет;

4. слабо развиты - нет.

Анализ результатов исследования показал, что все учащиеся справились с заданиями №1 и №2, наибольшую сложность вызвало задание №4 (6 учащихся не справились с заданием совсем или имеют всего по одному правильному ответу). Таким образом мы можем сделать вывод, что 50% учащихся практически не могут распознавать рифмующиеся слова. Такой результат для меня как для учителя стал полной неожиданностью еще в процессе проведения исследования. Но детям было гораздо легче выделит два рифмующихся слова из трех знакомых.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что необходимо уделять больше внимания закреплению данного умения. В данном УМК достаточно рифмующихся стихотворений и песен, но недостаточно упражнений на определение рифмующихся слов.

В целом же данное исследование показало, что учащиеся 2 класса могут быть условно отнесены к группе «сильных» учащихся. Состав учащихся достаточно ровный. Практически у всех обучающихся восприятие, внимание, память, воображение, мышление развиты в одинаковой степени.















© 2010-2022