«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»

Итоговая работа

Смирновой Антонины Михайловны

Задание 1.

  1. В чем, на ваш взгляд, значимость иноязычного образования в начальной школе? Назовите также его основные цели, расставляя по степени важности.

Развитие международных контактов с Россией повлекло возрастающий интерес к изучению иностранного языка в нашей стране. Обучение иностранному языку с 5 класса оказалось малоэффективным. Ученые пришли к выводу о необходимости изучения иностранного языка с младшего школьного возраста. Наиболее благоприятным возрастом для изучения иностранного языка, по свидетельству отечественных психологов (А.А.Леонтьев, Е.И.Негневицкая) является возраст 5-6 лет. Но так как обучение в наших школах начинается с шести с половиной лет, то изучение иностранного языка начинается именно с этого возраста, т.е. с 1-2 класса.

Иноязычное образование в начальной школе очень важно, так как здесь формируются:

  • Интересы младшего школьника;

  • Все виды способностей;

  • Ценностные ориентации.

Здесь закладываются основы учебной деятельности: умение видеть цель и действовать в соответствии с ней, умение оценивать процесс и результаты своей деятельности по овладению иностранного языка.

Основными целями иноязычного образования являются:

- развитие личности младшего школьника, его творческих способностей, интереса к изучению, формирование желания и умения учится;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности.

2. Какой путь (путь «снизу» или путь «сверху») овладение иноязычным говорением (диалогической и монологической речью) вы считаете наиболее эффективным для самостоятельной речи учащихся во 2 классе и почему?

Я считаю, что наиболее эффективным для становления самостоятельной речи учащихся во 2-м классе является «путь снизу». Когда в связи с игровой ситуацией общения детям даются задания, стимулирующие короткое высказывание, затем происходит уточнение и конкретизация сказанного, что влечет за собой расширение объема высказывания. И потом дети самостоятельно строят развернутые высказывания, т.е. высказывание идет от элементарной единицы - предложения к законченному монологическому высказыванию.

Я стараюсь использовать такие ситуации, которые бы были интересны и создавали возможность для творчества детей.

3. С какими трудностями вы обычно сталкиваетесь при обучении детей рецептивным видам иноязычной речевой деятельности - аудированию и чтению? В чем причина этих трудностей.

Научить детей овладеть аудированием (особенно во 2-м классе) - одна из сложнейших для меня задач. Внимательно вслушиваться в звучащую речь учащиеся не всегда могут даже на родном языке. Так как фонематический слух и оперативная память у многих ребят развиты слабо. Их надо тренировать раньше.

При обучении чтению большие трудности для учащихся связаны с графическими и орфографическими особенностями языка: дети путают буквы с русскими если они есть и том, и в другом языке. Разное чтение одной и той же гласной буквы или какое-то буквосочетание также вызывает трудность. Положительную роль здесь играет устное опережение , т.к. обучение технике чтения осуществляется на хорошо известном лексическом материале. Это снимает трудности в понимании.

4. С какими трудностями сталкиваются ваши дети при овладении аудированием и чтением на английском языке. Чем они обусловлены?

Аудирование дается младшим школьникам наиболее трудно. Им очень нравится слушать иностранную речь. Но слушая её (особенно во 2 классе), и еще даже ничего не поняв, начинают отвлекаться, переглядываться, смеяться. Так они реагируют на эмоциональную речь героев. Детям трудно сосредоточить внимание на слушании. Хотя и всегда перед аудированием даю предтекстовое задание, чтобы заинтересовать ребят, создать мотивацию для прослушивания, а после аудирования обязательно провожу контроль в виде тестов, выбора картины, выполнения какого-нибудь действия и т.д..

Надо, чтобы у детей была практика, чтобы дети слушали аудиозапись дома, но, к сожалению, в деревне это делают единицы.

При овладении чтением, у учащихся вызывают трудности многочисленные факты расхождения между буквами родного и иностранного языка, расхождения в произношении одной и той же буквы в различных буквосочетаниях, а также случаи разного графического изображения одного и того же звука.

Многие слова в английском языке читаются не по правилам, что в целом обрекает учащихся на заучивание чрезмерно большого количества правил и исключений из них. Припоминание нужного правила или звукобуквенного соответствия требует порой значительного времени, что замедляет темп чтения. Но благодаря устно-вводному курсу ученики приступают к чтению тогда, когда у них отработана артикуляция звуков, слогов, слов и даже небольших фраз, т.е. на хорошо известном лексическом материале, усвоенным в устной речи.

5. Считаете ли вы важным формирование у детей грамотности и письменной иноязычной речи? Почему?

Да, считаю очень важным формирование у детей орфографической грамотности и письменной иноязычной речи, т.к. письмо и письменная речь в иноязычном образовании является средством и целью обучения.

Письмо обеспечивает опосредованное общение, письмо имеет много общего с чтением. Учащиеся осваивают технические навыки письма: знакомятся с написанием букв, слов, предложений, для формирования орфографических навыков я провожу словарные диктанты, списывания и другие упражнения.

Младшие школьники должны овладеть умениями письменной иноязычной речи. Создавать свое письменное высказывание: написать открытку, личное письмо или рассказ, т.е. дети, выражают свои собственные мысли.

При овладении письменной иноязычной речью младшие школьники знакомятся с этикетными формулами и правилами организации текста письма, включая умение написать адрес на конверте, открытке.

6. Какие универсальные действия должны является предметом формирования в начальной школе в первую очередь и почему?

Личностные универсальные действия являются предметом формирования в начальной школе в первую очередь. Они обеспечивают ценностно-смысловую и нравственную ориентацию (знание того, «что такое хорошо и что такое плохо» и умение относить свои поступки и события к этим знаниям) и социальную ориентацию младших школьников.

Что касается иностранного языка, то выделяются следующие личностные действия:

- действия в личностном самоопределении;

- действия смыслообразования. Младший школьник должен видеть смысл в том, что он делает на уроке иностранного языка: зачем он говорит, читает, слушает, пишет.

- действия нравственно-этической ориентации: оценка того, что ученик слышит и читает на иностранном языке и того, что говорит и пишет сам, исходя из нравственных ценностей - социальных и личностных.

7. Является ли, на ваш взгляд необходимым формирование межкультурной компетенции младших школьников? Обоснуйте свой ответ.

Формирование межкультурной компетенции младших школьников, безусловно, является необходимым, т.к. этот процесс оказывает развивающее и воспитательное воздействие. Формирование межкультурной компетенции у младшего школьника позволяет ему:

- быть чувствительным к восприятию привычного и чужого;

- видеть в хорошо знакомом чужое и в чужом - привычное, общее;

- признавать чужое как чужое;

- преодолевать чувства страха и неуверенности, возникающие при встрече с чужим;

- быть открытым для других культур, т.е. расширяется индивидуальная картина мира учащегося за счет знакомства с иным образом жизни, ученик приобщается к языковой картине мира.

8. Какая из методических проблем начального иноязычного образования является, по вашему мнению, самой актуальной и требующей решения?

Я думаю, что очень важным, чтобы учебники для начальной школы были более современны, отвечали бы всем методическим программным требованиям, стандартам образования. Были бы интересны для учащихся. И пособия для учителя подробные, содержали бы дополнительный материал для внеклассной работы. Тогда все методические проблемы были бы решены.

Думаю учебник Никитенко З.Н., Негневицкой Е.И. и др. таковым и является. Но мы (весь район) занимались по учебнику Биболетовой М.З. и др., и теперь будем получать этот учебник, пока не закончится вся цепочка (2-11 кл.).

Задание 2.

Проанализируйте УМК для 2-го класса, по которому вы работаете, по следующей схеме.

  1. Название УМК, авторы и аргументации выбора именно этого комплекта.

«Английский с удовольствием» Enjoy English М.З.Биболетова, О.А.Денисенко, Н.Н.Трубанева.

На заседании РМО, когда начали изучать английский язык со 2 класса, не знали какой учебник взять и почему-то решили взять УМК М.З.Биболетовой (новая версия)

  1. С какого класса дети изучают предмет «Иностранный язык» в вашей школе - с 1-го или со 2-го класса?

Со 2 класса. В 1 классе иностранный язык в нашем районе не изучается.

  1. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника (который гордится своей страной и понимает «что такое хорошо и что такое плохо») и степень его реализации в учебнике и книге для учителя (виды заданий, тексты, картинки и пр.)

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника и степень его реализации в учебнике УМК я оцениваю как достаточная для 2 класса. Многие задания способствуют воспитанию вежливости, этикета, взаимопонимания, добра, взаимопомощи (типа: сцены знакомства, ряд упражнения со словом «помоги»; помоги Джиму собрать портфель, помоги Мартину сосчитать животных и др.. Предложи однокласснику сделать что-нибудь вместе, каких животных любят герои и каких любишь ты, назвать отношения героев к окружающим, фотографии и рисунки членов семьи и песня «The move we are together» и др.)

Все эти задания, картинки, тексты направлены на духовно-нравственное воспитание школьников.

  1. Самостоятельная учебная деятельность детей по овладению иностранным языком и возможность её формирования с помощью данного УМК.

В учебнике М.З. Биболетовой для 2 класса представлено много возможностей для самостоятельной работы по овладению иностранным языком: различные типы упражнений в письменных заданиях для самостоятельного выполнения дома (в рабочей тетради), применение обучающих компьютерных программ, созданные как приложение к учебнику. А так же к данному учебнику есть сборник упражнений, сборник контрольных заданий, КИМы, а так же «Олимпиадные задания» во 2 классе. Ученик может справиться с домашним заданием, если пропустил один или несколько уроков, т.к. задания даются на русском языке, даются образцы заданий.

5.Технология формирования техники чтения: используемый в УМК подход («от буквы к звуку», «от звука к букве», другие возможные подходы) и какие трудности он вызывает у учащихся.

В УМК М.З. Биболетовой для формирования техники чтения использован подход «от буквы к звуку» и от графической формы слова к его звуковой форме. Обучение чтению методом целых слов, учащиеся знакомятся с буквами и читают отдельные слова, организованные по правилу чтения, представленному выделенной буквой, звуком или ключевым словом. Это вызывает у учащихся определенные трудности: путают английские буквы с русскими, путают чтение буквосочетаний и гласных и согласных th, ck, букву Cc читают [s], а не [k]. Но хорошо то, что большинство слов, предлагаемых для чтения, знакомы детям из устного вводного курса.

6.Обеспечивает ли учебник осознанное овладение грамматической стороной устной речи? Приведите примеры.

В учебнике 2 класса обучение грамматике происходит с помощью грамматического моделирования. В моделях используются геометрические фигуры, что очень важно для обучения в начальных классах. При использовании моделей у учащихся формируются устойчивые навыки, и это облегчает учащимся строить предложения. Помогают овладевать грамматикой и живые герои Тим, Том и артисты театра. Все новые правила представляет Rule.

Специально подобранные упражнения позволяют осознанному овладению грамматической устной речи: перед глазами учащихся графическое изображение новой фразы и её русское значение и задания с картинками; например знакомство с глаголом can: о том, что ты или твои друзья умеют делать, можно сказать так и тут же; посмотри на артистов и скажи, что они умеют делать; прими участие в концерте и скажи, что ты умеешь делать; послушай рассказ и скажи, что он умеет делать; расспроси одноклассника, что он умеет делать. И очень много упражнений с глаголом Can, где учащиеся осваивают утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения с этим глаголом. Также они усваивают фразы с глаголом have, в многочисленных упражнениях: модель задание на русском языке задания. Или такие задания: скажи как новый артист Питер выгляди, начни со слов He is…

7.Удиляется ли достаточное внимание формированию орфографических навыков и формированию творческой письменной речи?

В рабочей тетради М.З.Биболетовой «Английский с удовольствием» для 2 класса много заданий для формирования орфографических навыков и письменной речи: обведи и допиши буквы до конца строчки; обведи кружочком буквы или слова; зачеркни неправильно написанные буквы; подчеркни буквы одинаковые с выделенными, напиши эти буквы и скажи, чем они отличаются; напиши заглавные буквы для каждой строчной; подчеркни гласные (согласные) буквы в словах; какие буквы лишние; напиши слово до конца строчки и др. все эти упражнения формируют умение писать буквы, слова.

Формированию творческой письменной речи служат такие задания, как: составь слова из букв; расставь слова в предложениях в нужном порядке; разгадай кроссворд; посмотри на рисунки и заполни пропуски в предложениях; заполни таблицу; какое предложение соответствует рисунку; напиши, что думает мышонок о животных; а также проекты.

8.Насколько представленные в УМК темы и ситуации для общения (включая лексику) соответствуют возрастным особенностям младших школьников, и насколько при этом обеспечиваются их потребности в иностранном общении, т.е. интересно ли детям беседовать, рассказывать и писать об этом, читать и слушать это?

Именно в младшем школьном возрасте необходимо включение процесса изучения иностранного языка в контекст игровой деятельности с целью создания внутренней мотивации и интереса к овладению новым языком в условиях, когда естественной потребности у детей в общении на иностранном языке нет (из лекции).

Я считаю, что эта задача полностью реализована в УМК для 2 класса: учебник очень красочный, детям очень интересно, что они изучают английский язык с учениками лесной школы (дети любят разных зверей, им интересно «общаться» с ними, читать о них, слушать их). Они с удовольствием знакомятся с Тимом и Томом, и Трикки. Темы («Здравствуй английский», «Добро пожаловать в наш театр», «Давайте читать и говорить по английски», «Познакомьтесь с моими друзьями»), ситуации и соответствующая им лексика (названия животных, школьных принадлежностей, членов семьи, названия спортивных игр, местожительства, прилагательные, которые описывают героя, глаголы движения и др.) все соответствует возрастным особенностям младших школьников.

Стихи, рифмовки, песни также упражнения с движениями, тексты для аудирования, компьютерные программы - все это вызывает у детей высокую мотивацию в процессе обучения английскому языку.

9. Реализуется ли в УМК принцип доступности - соответствует ли представленное в учебнике диагностическое содержание и используемые технологии возрастным возможностям детей (насколько они справляются с предлагаемыми заданиями)?

В данном УМК использованы технологии раннего обучения: доступность, наглядность. При аудировании использование сюжетных картинок способствует формированию умений в устной речи в разных ее формах: монологической (описание героев) и диалогической (диалоги между персонажами на картинках). Модели предложений, состоящие из разных геометрических фигур, позволяет детям свободно включаться в беседу и строить монологическое высказывание.

Считаю, что дидактическое содержание учебника и используемые технологии полностью реализуют принцип доступности, во 2 классе большинство из детей без труда справляются с заданиями.

Но все же, только процесс обучения чтению от звука к букве и был бы более эффективным.

10. Развивает ли УМК интерес ученика к овладению английским языком таким образом, что ученик сам ищет возможность дополнительно выполнить какие-либо задания сверх программы?

Как я уже говорила, яркая наглядность, аудио приложение, компьютерные программы, интересные персонажи учебника, доступные и разнообразные задания по аудированию, чтению и письму в данном УМК вызывает у детей интерес к овладению английским языком. Они с удовольствием занимаются по дополнительным книгам: сборники упражнений, КИМы, олимпиадные задания.

Задание 3.

Проверьте у ваших второклассников уровень сформированности одной из базовых когнитивных способностей младших школьников к иноязычной речевой деятельности фонологического осознания речи.









Исследование фонологического осознания речи.

Имя

Количество баллов за каждое задание

Общее количество баллов

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4


1

Иван

16

2

4

2

24

2

Саша

15

4

4

3

26

3

Вероника

16

4

2

2

24

4

Ляля

16

2

4

2

24

5

Никита

14

4

4

2

24

6

Элиана

16

4

4

2

26

7

Диана

15

4

2

2

23

8

Никита

16

3

5

0

24

9

Соня

15

3

2

0

20

10

Тимофей

16

3

2

0

21

11

Ирина

16

2

6

3

23

12

Виталий

15

3

2

2

22

13

Максим

16

3

2

2

23

14

Тимур

15

2

3

0

20

15

Снежана

16

4

2

2

24

Проведенное исследование показало, что способности учащихся 2 класса в области фонологического осознания речи:

  1. Хорошо развиты (ярко выражены) - (30-28 баллов) нет таких учащихся;

  2. Развиты нормально - (27-16 баллов) у 15 учащихся;

  3. Частично развиты - (15-8 баллов) нет таких учащихся;

  4. Слабо развиты - (7-0 баллов) нет таких учащихся.

Из этого можно сделать вывод, что выделяют и правильно произносят звуки в начале слова все учащиеся, правильно отхлопывают ритмический рисунок фразы большинство учащихся (11 из 15), трое с трудом «отхлопывают» ритм фразы, правильно воспринимают звуковой контур слова хорошо у семи учащихся, с трудом воспринимают звуковой контур слова, звуковой синтез у восьми учащихся, распознают рифмующие слова хорошо. Следовательно, необходимо больше работать над развитием у учащихся оперативной памяти, механизма вероятного прогнозирования.

Список литературы:

  1. Лекции «Специфика обучения английскому языку в начальной школе».

  2. З.Н.Никитенко «Ценностные ориентации иноязычного образования в начальной школе и их реализация в УМК.

  3. УМК «Английский с удовольствием» для 2 класса М.З.Биболетова, Н.Н.Трубанева, О.А.Денисенко. Издательство «Титул» 2010г.





© 2010-2022