- Преподавателю
- Иностранные языки
- Статья Обучение иностранному языку
Статья Обучение иностранному языку
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Орлова Н.В. |
Дата | 13.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Статья «Особенности обучения иностранному языку учеников начальной школы»
Наиболее благоприятный возраст для начала изучения иностранного языка-это возраст 6-7 лет.
Педагог на уроках и во внеурочной деятельности ставит в своей работе следующие цели:
Воспитательные цели предполагают воспитание у детей интереса к изучению иностранного языка, формирование навыков учебной деятельности, умения коллективно решать поставленные задачи.
Обучение иностранному языку вносит вклад в общее гуманитарное развитие личности: воспитывает в духе мира, доброжелательного отношения к другим народам и странам.
Развивающие цели. Изучение иностранного языка развивает у детей мышление, эмоции, воображение, волю. Память , а также познавательные и языковые способности; формирует осознанное отношение как к родному, так и иностранному языку. У детей формируются навыки межличностного общения, навыки самоконтроля и контроля речи других детей.
Учебно - образовательные цели состоят в формировании навыков самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики, предложенной программой, и в приобретении элементарных страноведческих знаний о странах изучаемого языка.
В начальной школе обучение иностранному языку должно вносить конкретный вклад в формирование всесторонне развитой, гармоничной личности. Это предполагает прежде всего развитие у учащихся творческой самостоятельности, формирование осознанного, конструктивно - преобразующего характера их активности, умения трудиться в коллективе, воспитание положительного отношения к выполняемой деятельности.
Такой социальный заказ определяет целый комплекс воспитательных, развивающих и учебно - образовательных целей, которые должны быть реализованы при обучении младших школьников иностранному языку. Основой для достижения этих воспитательных, развивающих и образовательных целей является практическое овладение иностранным языком.
Детям понятней и легче, когда обучение диалогу начинается с элементарных диалогических единств и использование этого пути обеспечивает детям овладение лексическими и грамматическими средствами общения.
Диалог - является средством общения на иностранном языке, позволяет выбирать необходимый речевой образец для ответа, вопроса или другой реплики в специально созданной ситуации. Такая тренировка детей в самостоятельном употреблении ответных реплик начинается с самых первых уроков.
Развитие аудирования и устной речи в целом является самой важной задачей начальной школы, поскольку создает необходимую коммуникативную базу и предпосылки для естественного перехода к чтению и письму на английском языке. Этим объясняется значимость реализации принципов устного опережения и устной основы в раннем школьном иноязычном образовании.
В учебном процессе аудирование является одновременно средством и целью обучения. Аудирование дает возможность детям овладеть звуковой стороной языка, его фоновым составом и интонацией: ритмом, ударением, мелодикой. Аудирование является также средством овладения детьми лексическими и грамматическими средствами общения.
При обучении аудированию возникают следующие трудности: слуховое восприятие и слуховая память у учащихся значительно хуже, чем зрительное восприятие и память. Учащиеся воспринимают текст, произнесенный учителем значительно лучше и осмысленнее, чем текст, произнесенный с аудиозаписи.
Основную задачу во 2-м классе составляет формирование технических навыков чтения : ученики должны овладеть буквами алфавита, усвоить звуко - буквенные соответствия, уметь читать вслух слова, фразы и тексты с правильным делением их на смысловые группы. И, формируя технику чтения у учащихся, я, в основном, использую первый подход - обучение чтению методом целых слов, при котором минимальной единицей обучения чтению на немецком языке является слово, которое и позволяет учащимся овладевать техникой чтения - озвучиванием графического образа слова - по правилам чтения и соотносить его со значением, то есть понимать читаемое. То есть ученики проходят путь от буквы к звуку и от графической формы слова к его звуковой форме: они знакомятся с буквами и читают отдельные слова, организованные по правилу чтения, представленному выделенной буквой, звуком и ключевым словом. И, действительно, приходится сталкиваться с тем , что дети надписывают русскими буквами английские слова, чтобы суметь их правильно прочитать.
Использование второго подхода «от звука к букве» при одновременном начале обучения всем видам речевой деятельности - аудированию, говорению, чтению и письму не представляется возможным. Прежде чем его использовать, я согласна, нужна по крайней мере одна четверть, чтобы дети сначала учились говорить и понимать английскую речь на слух.
Считаю важным формирование у детей орфографической грамотности и письменной иноязычной речи. Письмо и письменная речь в иноязычном образовании в начальной школе является средством и целью обучения. Психофизиологической основой письменной речи является взаимодействие слухо - речемоторного, зрительного и двигательного анализаторов, поэтому письмо на иностранном языке возможно на основе прочных связей двигательных, зрительно - графических и речемоторно - слуховых образов иноязычных языковых явлений.
Умения письменной иноязычной речи у младших школьников формируются на основе материала, усвоенного в устной речи и с помощью речевых упражнений, включающих:
-
репродуктивные упражнения, когда дети создают свое письменное высказывание(письмо, открытку, рассказ) с опорой на текст - образец (письма, открытки, короткого рассказа), представленный в учебнике, рабочей тетради, или написанный на доске учителем;
-
репродуктивно - продуктивные упражнения, когда дети создают свое письменное высказывание с опорой на план, ключевые слова, картинку, серию картинок, серию вопросов.
-
Продуктивные упражнения, когда дети составляют свое высказывание без текста - образца и без опор, то есть самостоятельно.
Контроль письменной речи ориентирован на цели, отраженные в программе, и связан с написанием открытки, личного письма и короткого рассказа на осваиваемую тему.
При обучении орфографии широко используется прием списывания. При этом дети не срисовывают букву за буквой, а пишут слова по памяти. Таким образом развивается орфографическая память. Также проводится списывание словосочетаний и предложений.
Кроме того используются следующие упражнения:
- Вставить пропущенные буквы в словах ;
- Написать слова, представленные в обратном написании ;
- Дописать букву в словах с опорой на картинку и т.п.
Полезными для формирования орфографических навыков признаются словарные диктанты (слуховые и зрительные).
Эффективная организация самостоятельной работы детей при овладении иностранным языком возможна лишь при условии формирования самостоятельности учения. Именно несформированностью учебных действий объясняется несформированность учебно - познавательных мотивов, низкая любознательность и активность учащихся, трудности произвольной регуляции учебной деятельности и школьной адаптации, рост девиантного поведения.
В состав основных видов универсальных учебных действий входят 4 блока:
1. Личностные действия, которые являются ведущими. Поскольку обеспечивают ценностно - смысловую и нравственную ориентацию( знание того, «что такое хорошо и что такое плохо» и умение относить свои поступки и события с этим знанием) и социальную ориентацию младших школьников (в социальных ролях и межличностных отношениях).
2.Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности по овладению иноязычной речевой деятельностью. Развитие способности ученика к саморегуляции и принятия ответственности за свои поступки является важнейшей задачей начального образования. Регулятивные учебные действия отражают содержание ведущей деятельности младшего школьного возраста - учебной деятельности.
3.Познавательные универсальные действия представляют самый обширный блок действий, поскольку включают общеучебные и логические действия, а также действия по постановке и решению проблемы.
4. Коммуникативные действия в рамках любой предметной области обеспечивают социальное взаимодействие, включающее учет точек зрения позиции партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Формирование и развитие универсальных учебных действий и является тем единственным механизмом, который обеспечивает самостоятельность учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.
Языковое и культурное многообразие нашего общества дает начальной школе дополнительные возможности для реализации целей и задач межкультурного обучения и формирования у учащихся межкультурной компетенции. Маленькому ученику нужно помочь осознать, что и самый ближайший его мир также многомерен и многокрасочен. И на мой взгляд , формирование межкультурной компетенции младших школьников необходимо, так как призвано позволить ему:
- быть чувствительным к восприятию привычного и чужого;
- видеть в хорошо знакомом чужое и в чужом - привычное, общее;
- признавать/замечать чужое как чужое;
- преодолевать чувства страха и неуверенности, возникающее при встрече с чужим
непривычным;
- быть открытым для других культур;
Речь идет о расширении индивидуальной картины мира учащегося за счет знакомства с иным образом жизни/поведения, приобщения к языковой картине мира носителей изучаемого языка с опорой на свою языковую картину мира. Таким образом, процесс формирования межкультурной компетенции оказывает развивающее и воспитательное воздействие на личность младшего школьника.