- Преподавателю
- Иностранные языки
- Статья Современный урок иностранного языка
Статья Современный урок иностранного языка
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Асляева Е.Ю. |
Дата | 29.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы украдем у наших детей завтра»
Джон Дьюи
Современный урок иностранного языка представляет собой тандем, в котором учитель и ученик продуктивно и органично взаимодействуют друг с другом.
Но он требует от педагога не только знания предмета, творческого подхода, но и основных требований предъявляемых к нему. Среди них можно выделить следующие требования:
-
Целеполагание.
-
Мотивация.
-
Практическая значимость знаний и умений.
-
Отбор содержания, обязательного для усвоения каждым учащимся.
-
Интегративность знаний, отработка общеучебных умений и навыков.
-
Построение каждого этапа урока по схеме: задача - деятельность учащихся по выполнению задачи - итог деятельности - контроль уровня выполнения. 7. Подведение итогов каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока.
-
Наличие блока самостоятельного получения знаний учащимися в процессе работы с различными источниками информации.
-
Организация групповой работы, позволяющей каждому ученику говорить и осваивать нормы работы в коллективе.
-
Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля.
-
Качественная положительная оценка деятельности учащихся.
-
Рефлексия.
-
Минимализация и вариативность домашнего задания.
-
Организация психологического комфорта на уроке.
Исходя из этих требований, меняется подход к современному уроку. Учителю необходимо тщательно продумывать структура урока, так как он должен быть направлен на получение новых результатов, таких как: личностные, метапредметные и предметные.
При моделировании и проведении урока я использую различные методы, приёмы и средства обучения. На некоторых из них я бы хотела остановиться подробнее.
-
Объявление темы урока. Сообщение целей и задач.
Как научить детей целеполаганию и самостоятельному формулированию темы урока? Я использую видео или аудиоматериалы, например, отрывок из мультипликационного фильма «12 месяцев « (на первом уроке в 3 классе по теме: "Seasons" УМК Кузовлева В.П. English 3) или фрагмент из песни "The Body Song" в формате MP4. Прослушав запись, ребята быстро догадываются, что на уроке пойдёт речь о внешности человека. Очень часто я использую игру «Вычеркни лишнее слово», например, по теме "House" УМК Кузовлева В.П. English 6. Вычёркивая лишние слова из каждой строки учащиеся, выписывают их на доску (либо работают с интерактивной доской) и по первым буквам определяют тему занятия.
-
Планирование работы на уроке
В определении целей и задач предстоящего занятия мне помогает иллюстративно-наглядный материал. Например, показываю детям фотографии, карточки или картинки, по которым легко можно определить, что ждёт их на уроке. А иногда, когда мы определили тему урока, я предлагаю ребятам ознакомиться с материалом учебника, рабочей тетради или книги дл чтения по этому уроку, и прошу их самостоятельно вывести задачи, которые они будут выполнять. Таким образом, учащиеся самостоятельно работают с УМК, и анализируют необходимый материал.
-
Практическая деятельность учащихся
На этом этапе я предпочитаю парную или групповую работу. Например, хорошо известная всем игра «Крокодил» актуальна и на уроках иностранного языка, когда один учащийся в паре объясняет другому слова при помощи жестов или мимика. Включение такого игрового элемента также позволяет снять психологическое напряжение на уроке и создаёт благоприятный микроклимат. Также я активно использую работу в парах, что способствует развитию взаимопомощи, каждый из учащихся является важным звеном, которое отвечает за общий результат.
Большое внимание я уделяю групповой работе, где каждый выполняет посильную задачу, но, тем не менее, включён в активную познавательную деятельность (например, при работе над проектами или поставленными проблемными заданиями). Так, учащиеся 5 класса с удовольствием представили свои групповые проектные работы по теме «Лондон и его достопримечательности». В ходе работы над проектом ребята подготовили интересные с точки зрения оформления и содержания коллажи, мини-экскурсию в Лондон и презентации о знаменитых достопримечательностях. Из собственного опыта могу сказать, что учащиеся принимают активное и самое непосредственное участие при постановке небольших сценок или ролевых игр по заданной тематике: они продумывают название, имена героев, распределяют роли и готовят материал (на подготовку таких работ отводится несколько уроков). Особой популярностью пользуются мини-сценки «У врача», «В магазине». Для учащихся старшего звена актуальнее изготовление видеороликов, оформление буклетов или брошюр, интерактивных плакатов. В последнее время всё чаще вовлекаю сильных учащихся в работу экспертных групп (Expert groups) , которые координируют деятельность слабоуспевающих учащихся на уроке. В ходе парной работы необходимо использовать механизм взаимооценивания с целью выявления успешности работы каждого для достижения эффективного результата.
-
Осуществление контроля. Оценивание учащихся
Говоря о системе контроля и оценивания, хотелось бы упомянуть применяемые мной Personal Cards, в которые при выполнении заданий в ходе парной работы на определённых этапах работы, заносятся баллы, а затем выводится среднеарифметический балл за урок. При этом важно, что учащиеся обмениваются и заполняют эти карты в течение урока. Не стоит забывать и о самооценивании и самоконтроле. В начале урока я раздаю Worksheets, где ученик отмечают какую оценку он хотел бы получить. По ходу урока туда заносятся промежуточные результаты, и выводится оценка. Таким образом, учащиеся могут проследить свою работу и её результативность на разных этапах урока, а также сравнить желаемые и полученные результаты.
-
Подведение итогов урока.
Этот этап призван отвечать за анализирования собственной работы, а также работы одноклассников во время урока. Ребятам очень полюбилась работа с картиной «Яблоневый сад». Я предлагаю им закрыть глаза, представить, что они гуляют по прекрасному яблоневому саду и вдыхают аромат свежих яблок. Открыв глаза, ребята говорят, каким яблоком на этом дереве они почувствовали наливным (всё получилось на уроке, доволен своей работой) или немного незрелым (есть к чему стремится). Учащиеся обязательно проговаривают, что им нужно сделать, чтобы их яблоки знаний созрели. Ну и в конце традиционно каждый получает такое яблоко в качестве поощрения за работу на уроке.
Учитель, прежде всего скульптор. Современные стандарты не только диктуют определённые условия, но и дают начало творчеству и вдохновению. И лишь, владея всеми методами работы на уроке, он готов к эксперименту и творческому полёту, что непременно вдохновит и его коллег и учеников.
Используемые источники информации:
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика, 1988.
Интернет поддержка:
festival.1september.ru/articles/585710/
alekscdt.narod.ru/urok.html
episheva.ru/article/sovremennyi-urok-s-pozicii-standarta-nov.html
Аннотация
В статье описываются требования, предъявляемые к современному уроку иностранного языка. В статье также рассматриваются основные аспекты деятельности педагога и учащихся на уроке, весь спектр поставленных задач и средства, при помощи которых достигается конечный результат.
Описываемые методы обучения предусматривают дифференцированный подход к процессу обучения с использованием элементов игровых технологий и метапредметных связей.
ФИО
Асляева Елена Юрьевна
Место работы, должность
МБОУ «СОШ№ 45 г. Белгорода», учитель иностранного языка
Электронная почта
Фото