Обучение чтению вслух в рамках формирования соответствующих навыков в условиях реализации ФГОС нового поколения

Раздел Иностранные языки
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

И.И. Карпова, учитель английского языка, МБОУ СОШ №7(г.Бирск)

Т.С. Кузнецова, учитель английского языка, МКОУ СОШ(с.Кусекеево)


Обучение чтению вслух в рамках формирования соответствующих навыков в условиях реализации ФГОС нового поколения.


Согласно информации, опубликованной на официальном сайте ФИПИ, с 2015 года вводятся задания по говорению в формат ЕГЭ по английскому языку. В разделе "Говорение" планируется включить три задания: чтение фрагмента текста, диалог-расспрос с опорой на картинку, монолог на тему с опорой на ситуацию и картинку и монолог с элементами сопоставления и сравнения с опорой на ситуацию и картинку. Цель чтения - оценить фонетическую сторону речи. Для выполнения задания дается минута на ознакомление с текстом, и затем ученик читает вслух. Диалог-расспрос: дается опора и задание что узнать. Экзаменуемый "звонит", чтобы выяснить нужную информацию. Всего надо задать пять вопросов. Следующие два задания - базового и повышенного уровня сложности. Пример задания: на каникулах вы сделали это фото. Расскажите о нем другу. Не забудьте рассказать о... (5 пунктов). Задание 6 - сопоставить и сравнить две картинки. [3].

Прочитав мнение учителей-практиков по данной информации на различных форумах, мы обнаружили, что очень много коллег выступают против этого нововведения, обосновывая это тем, что не совсем конкретно сформулированы требования к обучению данному виду речевой деятельности; но мы считаем, что чтение вслух - один из простых и действенных методов проверки уровня владения фонетической и частично семантической сторонами речевой деятельности [2].

Почему мы считаем целесообразным и необходимим обучать детей чтению вслух?

1) С целью повышения беглости чтения. Беглость основана на автоматизме (способность узнавать слова автоматически). Беглость является неотъемлемой частью успешного чтения и понимания текста.

2) С целью увеличения понимания. Когда дети используют технику экспрессивного чтения, понимание того, что они читают, возрастает.

3) С целью развития критического навыка чтения. Для того, чтобы прочитать текст выразительно, ребенок должен понять на сколько частей поделить предложение, где сделать паузу, какое слово или фразу выделить - все это развивает критический навык чтения.

4) С целью развития других умений и навыков. Когда дети готовятся к выразительному чтению, они расширяют свои знания в грамматике, развивают память, внимание, мышление. Подготовка к хорошему чтению занимает немало времени, а также появляется необходимость сосредоточиться, вырабатывать усидчивость и концентрацию внимания. В процессе подготовки к устному чтению, ребенок осознает как грамматические и риторические структуры работают, а также какую важную роль играет порядок слов в передаче смысла предложений.

5) С целью развития уверенности в собственном умении читать текст правильно. Когда дети развивают в себе навыки выразительного чтения, они также развивают в себе уверенного читателя. Благодаря многократной тренировке и опытной поддержке учителя чтение вслух для учащегося перестаёт быть стрессом, учащиеся овладевают умением видеть продолжение текста боковым зрением, опознавать его интуитивно, вследствие чего чтение становится более правильным [1].

В начале второй четверти мы решили провести эксперимент. Двум группам(5 класс) раздали текст и тест к нему на понимание общего смысла прочитанного, детализацию и задания с элементами критического анализа. Одна группа читала текст про себя два раза, вторая (контрольная) читала текст вслух тоже два раза. Результат контрольной группы оказался выше на 11,3 %.

Все это еще раз доказывает, что чтение вслух является базовым компонентом главной задачи обучения английскому языку в школе - формированию коммуникативной компетенции. Мы уверены, что чтение вслух формирует основы правильного восприятия иноязычной информации и если учащийся не владеет техникой чтения вслух, то дальнейшее развитие навыков коммуникативной компетенции представляется нами невозможным. Всё выше сказанное позволяет нам сделать следующий вывод: присутствие компонента чтения вслух в ЕГЭ оправдано и является органичным звеном в разделе "Говорение".

ЛИТЕРАТУРА

  1. Rasinski, T. V. (2000). Speed does matter in reading. The Reading Teacher, 54, 146-151.

  2. englishteachers.ru/, 1.12.2013 - интернет-ресурс

  3. fipi.ru/, 2.12.2013 - интернет-ресурс


© 2010-2022