Статья: Дидактические требования к современному уроку биологии

Определение места в общей системе уроков преподаватель начинает с  определения оптимального содержания будущего урока и целями урока. Преподаватель должен учитывать уровень подготовленности студентов, мотивации, заинтересованности в изучаемом материале.  Чтобы занятие занятие вписалось в систему преподаваемой дисциплины, прошло успешно необходимо учитывать уровень  умений и навыков не только на  уроке, но и на отдельных его этапах. При построении занятия преподаватель должен выбрать наиболее рац...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья: Дидактические требования к современному уроку биологии


Определение места в общей системе уроков начинается с определение оптимального содержания будущего урока в соответствии с требованием программы и целями урока при этом преподаватель должен учитывать уровень подготовленности студентов. Чтобы занятие вписалось в систему, прошло успешно необходимо учитывать уровень сформированности умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах. При построении занятия преподаватель должен выбрать наиболее рациональные методы, приемы и средства обучения, которые будут обеспечивать, стимулирование и контроль оптимального воздействия их на каждом этапе урока, повышать познавательную активность, сочетать различные формы коллективной и индивидуальной работы на занятии и максимальную самостоятельность в обучении студентов.

Для реализации дидактических требований преподаватель может использовать основные типы уроков:

- Урок изучения нового. Это традиционный (комбинированный), в виде лекции, экскурсии исследовательской работы. Результат данного типа урока это изучение и первичное закрепление новых знаний.

- Урок закрепления знаний. Это типы занятий при использовании которых вырабатываются новые умения по применению полученных знаний. Это практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

- Урок комплексного применения знаний. Целью данного типа занятия является выработка умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Это практикум, лабораторная работа, семинар и т.д.

- Урок обобщения и систематизации знаний. Это - семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.

- Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это - контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.

При выборе типа занятия преподаватель не должен забывать про основные этапы входящие в состав урока:

1. Этап.

Организация начала занятия. Подготовка студентов к работе на занятии, необходима полная готовность группы и оборудования, быстрое включение студентов в деловой ритм работы.

2. Проверка выполнения домашнего задания. Установление правильности выполненной работы, выявление пробелов и их коррекция. Осознание преподавателем оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов.

3. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение преподавателем мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний.

4. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий. Активные действия учащихся с объемом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.

5. Первичная проверка понимания. Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся.

6. Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации.

7. Обобщение и систематизация знаний. Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей.

8. Контроль и самопроверка знаний.Выявление качества и уровня овладения знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции.Получение достоверной информации о достижении всемиучащимися планируемых результатов обучения.

9. Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

10. Рефлексия. Мобилизация студентов на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

11. Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

При правильном определении места основных этапов занятия, реализации основных дидактических требований возможно повышение познавательной активности, самостоятельности, творчества студентов и как результат общая продуктивность при проведении урока.


© 2010-2022