Урок с презентацией по курсу ОРКСЭ

Урок на тему "Христианская семья" по курсу ОРКСЭ (модуль ОПК) построен в системно-деятельностном подходе  и технологии развития критического мышления через письмо и чтение и направлен на развитие у детей  УУД. Материал содержит конспект урока и презентацию.  На   уроке дети знакомятся   с понятием семья, с правилами семейной этики. Урок помогает развивать у детей чувство взаимопомощи, стремление совершать добрые дела, помочь ребенку увидеть свое место в семье. Данный материал также можно использовать на классных часах в начальной и средней школе  для знакомства с православными традициями семьи.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок с презентацией по курсу ОРКСЭУрок с презентацией по курсу ОРКСЭУрок с презентацией по курсу ОРКСЭУрок с презентацией по курсу ОРКСЭУрок с презентацией по курсу ОРКСЭУрок с презентацией по курсу ОРКСЭУрок с презентацией по курсу ОРКСЭУрок с презентацией по курсу ОРКСЭУрок с презентацией по курсу ОРКСЭУрок с презентацией по курсу ОРКСЭУрок с презентацией по курсу ОРКСЭУрок с презентацией по курсу ОРКСЭУрок с презентацией по курсу ОРКСЭУрок с презентацией по курсу ОРКСЭУрок с презентацией по курсу ОРКСЭУрок с презентацией по курсу ОРКСЭУрок с презентацией по курсу ОРКСЭУрок с презентацией по курсу ОРКСЭУрок с презентацией по курсу ОРКСЭУрок с презентацией по курсу ОРКСЭУрок с презентацией по курсу ОРКСЭУрок с презентацией по курсу ОРКСЭУрок с презентацией по курсу ОРКСЭ

МБОУ «Целинная средняя (полная) общеобразовательная школа №2», учитель начальных классов











Урок по теме: «Христианская семья»

Урок с презентацией по курсу ОРКСЭ








Колесникова С. Н.,

МБОУ «Целинная средняя (полная) общеобразовательная школа №2», учитель начальных классов



с. Целинное - 2015 г.

Тема «Христианская семья»


Целевая установка урока: Познакомить детей с понятием семья, с правилами семейной этики. Развивать у детей чувство взаимопомощи, стремление совершать добрые дела, помочь ребенку увидеть свое место в семье.

Понятия: Род, родословие, семья, фамилия, христианство, христиане.


Универсальные учебные действия

Регулятивные: правила анализа текстов по выявлению разумных потребностей.

Познавательные: проверка утверждений; составление кластера; подбор к иллюстрациям слов из текста.

Коммуникативные: дружеское общение, взаимопомощь учеников в ходе работы урока.

Технологии: ИКТ, приемы критического мышления, ресурсный круг, использование притч.

Планируемые результаты

Личностные результаты

Компетенции: проявлять взаимопомощь, стремиться совершать добрые дела; соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи.

Предметные результаты: Формирование умения соизмерять свои потребности с потребностями членов семьи. Разыгрывая жизненные ситуации, усваивать образцы поведения членов семьи. Уважительно относиться к родителям, членам семьи, к близким людям.

Ход урока.

Организационный момент.

Ребята, я рада Вас видеть, садитесь, пожалуйста. Поприветствуем друг другу улыбкой.

Формулирование темы и задач урока.

Сегодня у нас новая тема урока. А какая, вы догадаетесь сами, посмотрев слайды 1-2. (Семья)

Урок с презентацией по курсу ОРКСЭУрок с презентацией по курсу ОРКСЭ

- А точнее сформулировать тему нашего урока поможет слайд №3. (дети уточняют: христианская семья)

Урок с презентацией по курсу ОРКСЭ

- Тема урока: христианская семья.

Перед Вами две христианские семьи. Вы знаете эти семьи? (семья Петра и Февронии и семья Николая II). Они в православии считаются образцом семейных отношений.

Актуализация знаний. Форма работы: Ресурсный круг.

Учащиеся сидят в круге, учитель предлагает ответить на вопрос: что такое семья. Первый, сидящий слева от преподавателя, отвечает на вопрос и передаёт слово следующему взглядом и прикосновением. Второй учащийся даёт свой ответ на поставленный вопрос и передаёт слово дальше. Высказываются все желающие. Учитель подводит итог, выделяя наиболее глубокие и точные высказывания. Подчёркивает важность проделанной работы и выражает надежду, что в дальнейшем этот опыт будет ещё богаче.

- Ребята, а теперь я предлагаю вам ответить на вопросы: верным или неверным является утверждение. А вторую графу мы заполним в конце урока, и вы посмотрите, правильно ли вы догадались, предположили или знали.

Работа над темой урока.

Приём РКМЧП: «Верные и неверные утверждения» (Приложение 1 )

- Предлагаю работать по плану. Ваши предложения? (планом будут служить наши утверждения, которые мы на уроке будем проверять).

Первое утверждение зачитываем.

- Как вы думаете, для чего люди создают семью? Кто или что поможет нам ответить на поставленный вопрос? (учебник).

Брак - (русское слово «брак» происходит от древнерусского «брате» - брать в жены). Семья создается для радости. Семья-это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды. Это гнездо, в котором детей готовят ко времени самостоятельного полета.

- Ребята, обратите внимание еще раз на изображения двух семей.

- Что общего вы видите в них? Это счастливые семьи?

- Какое отличие видите? (нет детей). . Мы не знаем, были ли дети в этой семье, но семья Петра и Февронии - это эталон семьи. Знаем, что с 2007 года 8июля (день памяти святых Петра и Февронии) в нашей стране объявлен днем семьи, любви и верности. Не только дети объединяют семью, есть еще очень важные вещи, попробуем догадаться какие.

- Сейчас я прочитаю строки из писем царицы Александры к своему жениху, а потом и мужу. (слайд 4)

Урок с презентацией по курсу ОРКСЭ

  • «О, Ники, мои мысли полетят вслед за тобою, и ты будешь чувствовать, как твой Ангел-Хранитель парит над тобой. И хотя мы неразлучны, наши сердца и мысли вместе, мы связаны друг с другом невидимыми прочными узами, и ничто не может разъединить нас….Как я тебя люблю с каждым днем все больше и больше». 1894 год. Осборн.

  • «Дети целуют тебя много-много раз, и женушка тоже. Я надеюсь, сейчас ты чувствуешь себя спокойнее. Целую тебя и с любовью прижимаю к своему сердцу, и нежно глажу твой усталый лоб». 1914г. Царское Село

- Какие чувства объединяют эти письма? (Любовь, забота, внимание и т.д.)

- Какие слова говорят о любви? - Посчитайте сколько лет разницы между этими письмами ( разница в 20 лет).

Вывод, который делают дети: настоящая любовь в семье живет всегда. Как вы думаете, что же является главным составляющим для семьи? (любовь). Главный смысл христианской семьи не в рождении и воспитании детей, а в любви и в совершенствовании в ней и их совместного пути к Богу.

- Посмотрим достоверность каких утверждений мы проверили. ( Дети сопоставляют пункты плана и рассмотренные утверждения). А чтобы проверить следующие утверждение: «Христианская семья начинается с венчания», предлагаю вам обратиться к учебнику: 3 - 5 абзац.

После прочтения детьми текста учебника, учитель ещё раз со слайдами транслирует новую информацию.

- Семейная жизнь - очень не простое соединение двух жизней. Вступление в брак в православии называется венчание. На головы жениху и невесте возлагают венцы. Это знак того, что в этот день они - «князь» и «княгиня», самые почитаемые люди в округе. Венец - это еще и награда за их решимость подарить себя друг другу. Но еще это и «мученический венец». (щелчок) Когда молодожёнов торжественно водят по храму с венцами на головах, хор поет молитву именно мученикам - людям, которые были когда-то убиты за свою верность Богу и Церкви. (щелчок) (В свою очередь, выражение мученический венец напоминает о терновом венце Христа).

Любящие друг друга жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи.(щелчок) Венец, как и кольцо, не имеет конца. Это означает, что вот так же, до смерти, жених и невеста должны быть верны друг другу, когда станут мужем и женой. Даже если будут в их жизни болезни и несчастья - все равно они должны оставаться вместе.

Приём РКМПЧ «Кластер».

В рабочем листе учитель предлагает детям заполнить кластер, что обозначает венец в православии. Защита самостоятельной работы.

- В самых бедных храмах, где нет специальных венцов, на голову жениха и невесты иногда надевают венки из полевых цветов.

Попробуй «Сплести» такой венок из добродетелей. Какие цветы вплести туда, чтобы брак был счастливым?

Работа в рабочем листе (Приложение 1). Защита самостоятельной работы.

Работа с притчами

Притча «Ладная семья», «Хлебец с маслом»

- Какие человеческие добродетели вы увидите каждой в притче. Важны они в семье. Почему?

- Христианская семья помнит слова из Нового Завета: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».

- Как вы понимаете бремена? Почему важно их носить и не свои, а друг друга? (возлюби ближнего как самого себя)

- Счастливой семье недостаточно, чтобы Любовь однажды родила Семью, главное - чтобы в Семье вновь и вновь рождалась Любовь….

- Когда вы считаете нужно учиться любить? Конечно, если человек научится любить уже в родительском доме, он сможет любить, тогда, когда создаст свою семью.

Творческое задание детям: У вас осталось место на листе, на котором работали, обведите свою ладошку и на каждом пальчике напишите имя того, кого вы любите.

А теперь предлагаю вам проверить, умеете ли вы любить. Послушайте, пожалуйста, песню «Любовь» в исполнении С. Копыловой, в которой представлены все особенности любви.

Но вы будете не только слушать, а выписывать все признаки любви, в середине своей ладошки из 1 куплета- учащиеся с1 ряда, из 2 куплета- учащиеся со 2 ряда, учащиеся с 3 ряда работает с 3 куплетом.

Прослушивание песни. (Приложение 3. Текст песни)

Дети зачитывают свои записи, находят примеры из жизни, в подтверждение сказанному. Скажите, а от вас зависит счастье в семье? Какими делами и поступками вы можете помочь семье быть счастливой?

- А если семья всегда вместе празднует дни рождения, праздник Пасхи, Рождества, полезно это ей? (для сохранения дружной семьи это очень важно)

Итог урока . Рефлексия

А теперь вернемся к нашим утверждениям. Заполните последнюю графу таблицы. Сверьте ваши ответы в начале урока и в конце урока. Что нового узнали? Что для вас было наиболее интересным? Кого и за что из своих одноклассников вы бы похвалили.

Ресурсный круг поможет услышать, увидеть, почувствовать, что значит семья для вас.

Приложение 1 Урок с презентацией по курсу ОРКСЭ

Христианская семья

Рабочий лист к уроку.

  1. Напиши «верно» или «неверно» утверждение.

№ п/п

Утверждение

В начале урока

В конце урока

1

Семью создают люди ради радости

2

Главная цель семейной жизни- возрасти в любви

3

Настоящая любовь живет всегда

4

Христианская семья начинается с венчания

5

В православии вступление в брак называется венчанием

6

Любовь может включать в себя боль

7

Важна забота родителей, чтобы семья была дружная и крепкая

8

Важна забота детей, чтобы семья была дружная и крепкая

9

С детства нужно учиться любить

10

Для укрепления семьи необходимы общие события, праздники, семейные традиции

11

Без постоянного взаимного прощения и терпения жизнь в семье невозможна

2. Дай определение понятиям

Венчание - это________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Бремя - это___________________________________________________________________

Брачные венцы_______________________________________________________________________

3. Оформи в кластер




4. Попробуй «сплести» венок из добродетелей. Какие «цветы» вплести туда, чтобы брак был счастливым?

ЛЮБОВЬ


Урок с презентацией по курсу ОРКСЭ

ВЕРНОСТЬ



































Приложение 2. Притчи к уроку.

Ладная семья

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир.

Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

-И все?

-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".

Хлебец с маслом

Муж с женой прожили вместе тридцать лет. В день тридцатилетия совместной жизни жена, как обычно, испекла небольшой хлебец - она пекла его каждое утро. За завтраком она разрезала хлеб вдоль, намазала обе половинки маслом и, как обычно, собралась передать мужу верхнюю часть. Но на полпути рука ее остановилась...

Она подумала: «В день нашего тридцатилетия я хочу сама съесть верхнюю часть хлебца. Я мечтала об этом тридцать лет и заслужила верхнюю половинку: была примерной женой, вырастила прекрасных сыновей, содержала в полном порядке дом».

И она передала мужу нижнюю часть хлебца. Такого она никогда не позволяла себе за все тридцать лет совместной жизни.

А муж взял хлеб и сказал с улыбкой:

Какой неоценимый подарок ты сделала мне сегодня! Я с детства люблю нижнюю, поджаристую часть хлебца. Но всегда считал, что она по праву принадлежит тебе.





























Приложение 3.

Текст песни С. Копыловой «Любовь»


  1. Любовь не ищет своего

И по себе других не мерит

Она надеется всего

Всё переносит, всему верит

Не раздражается она,

Не мыслит зла и не гордится

И милосердья глубина

В любви лишь может проявиться.


  1. Любовь не ищет своего

И чуждо ей превозношенье

Среди сомнений и тревог

Она хранит долготерпенье

Не знает зависти любовь

И в ней не может быть безчинства

Она готова быть рабой,

Чтоб в мир и радость облачиться.


  1. Любовь не может перестать

Любовь обид не замечает

Она и в помыслах чиста,

И никогда не осуждает

Любовь не ищет своего

И не бывает злой и грубой

А мы не любим никого

Лишь только думаем, что любим.

Приложение 4.

Диагностика

До урока и после детям предложено было ответить на вопрос:

Для чего создают люди семьи?

До урока

Продолжение рода - 78% учащихся в классе

Не быть одиноким - 22 % уч.

После

Возрастание в любви - 82 % учащихся

Продолжение рода - 16 % учащихся

Не быть одиноким -2 % уч.











Используемые ресурсы

  1. Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов. Урок №27. Христианская семья.

experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/27

  1. Урок 27: Христианская семья.

Вологодская епархия РПЦ

vologda-eparhia.ru/i-urok-27-xristianskaya-semya.html

  1. Сайт «Светочъ»

svetoch-opk.ru/load/serii/opk_a_kuraev/khristianskaja_semja/85-1-0-441



© 2010-2022