- Преподавателю
- Иностранные языки
- Статья «Развитие творческих способностей на уроках немецкого языка»
Статья «Развитие творческих способностей на уроках немецкого языка»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Яковлева М.А. |
Дата | 15.02.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Развитие творческих способностей на уроках немецкого языка, Яковлева М.А.
Хочу сразу отметить, что цель уроков иностранных языков - это, естественно, не только усвоить определённые конструкции и заучить ряд слов. Общеобразовательные задачи и цели намного шире - они призваны заложить основы филологического образования школьников; совершенствовать культуру обучения, что проявляется в специфических коммуникативных умениях: умение начать разговор, поддерживать его, проявляя внимание, заинтересованность, завершить разговор. Это оценочно - эмоциональное отношение к миру, толерантное отношение к народу. Поэтому, считаю, ученики говорят необдуманно, что второй иностранный язык им не нужен, да и вообще, они математики. В таких случаях всегда стараюсь переубедить.
И, конечно, такие два фактора, как творчество и мотивированность, очень важны на занятиях. Для себя сделала вывод, что творческие способности лучше развиваются в индивидуальной работе или небольших группах, и хочу представить вам ряд упражнений, которые, на мой взгляд, стимулируют познавательную деятельность.
Групповые упражнения
-Станции. Класс делится на подгруппы и выполняет задания на время. На столе у учителя несколько конвертов, в каждом - по одному чёткому заданию, группы должны выполнить все задания.
-"Würfelspiel" (настольная игра) Учащиеся делятся на группы, каждая из которых получает комплект для игры (кубик, фишки, настольная игра). Обучающиеся по очереди кидают кубик, ставят свою фишку на выпавшее поле и называют (и\или записывают) три основные формы глагола, который указан в клетке, остальные обучающиеся данной группы слушают отвечающего и, при необходимости, исправляют ошибки. Учитель подходит к каждой группе учащихся и слушает (просматривает) ответы учеников. Выигрывает тот учащийся, кто первым и с наименьшим количеством ошибок достигнет последнего поля игры (клетка 36). Приложение 1.
- Этимология слов. Как вы,наверное, знаете, немцы любят длинные слова. И эти длинные слова часто вызывают трудности при произношении и прочтении. На само деле в этом нет ничего сложного - чаще всего в длинном слове надо найти составляющие его слова и перевести их, общий перевод в большинстве случаев буквален. Например, Minderwertigkeitskomplex состоит из 2х слов - Minderwertigkeit (неполноценност)ь и Komplex (комплекс) и, в общем, так и переводится - комплекс неполноценности. Halblaut (halb - половина laut - громкий) вполголоса. В связи с этим мне всегда была интересна этимология слов, интересно находить в русских словах немецкие корни. Вы знали, что слово «бакенбарды» -произошло от немецкого «Вackenbart» (вacken - щёки bart - борода), «бутеброд» от немецкого «butterbrot» (butter - масло, brot - хлеб - )?
Стараюсь привить этот интерес к этимологии, теперь ученики часто спрашивают происхождение различных слов, которые они узнали на других предметах. Из последних интересовались словом «блицкриг» (Blitz - «молния» и Krieg - «война»), аббревиатурой СС (Schutzstaffel - «охранные отряды»).
Индивидуальные упражнения
- Сочинения
Сочинение - одна из самых полезных форм творчества, выражения своего мнения. Ученики пишут сочинения на неделе иностранных языков, или для того, чтобы улучшить отметку.
-Зарисовки В классах выявились те, кто любит рисовать. Теперь они часто (по моей просьбе) делают небольшие рисунки на доске для разъяснения темы (например, для объяснения темы «степени сравнения прилагательных» ученики рисовали крестьян с яблонями). При прохождении цветов и частей тела некоторые ученики класса получили текстовое описание Мисс Мира и должны были её нарисовать, причём в данном случае Мисс Мира была преувеличенной, искажённой, смешной - с синей кожей, короткими ногами и длинным носом (Приложение 2).Думаю, такая преувеличенность помогает лучше запомнить информацию.
Конечно, иностранный язык - это живой материал, поэтому стараюсь максимально использовать наглядные материалы и вносить игровые элементы. Сделала банк игр и интересных заданий, причём они разделены по направлениям - фонетические, лексические, грамматические.
Во время игры учащихся не следует прерывать, ибо это нарушает атмосферу общения. Исправления следует делать тихо, не прерывая речи учащихся, или делать это в конце урока. Важно, чтобы работа с играми приносила положительные эмоции и пользу, и кроме того, служила действенным стимулом в ситуации, когда интерес или мотивация детей к изучению иностранного языка начинает ослабевать.
Портфолио
С первого года изучения немецкого языка ( а это 7 класс) мы заводим портфолио класса, куда учащиеся вкладывают свои работы. Конечно, они стараются сделать свои работы лучше, чтобы вложить их в общую папку.
Ещё одним серьёзным поводом для самовыражения является программа обмена, которую организует уважаемая Александра Васильевна , а я подключаюсь. Дети начинают вести переписку с партнёрами по обмену, сейчас с 9 классом мы готовим видеоприветствие девочкам из немецкой гимназии, причём те, кто готовит, сами не участвуют в обмене, но они захотели снять на видео себя, своих одноклассников и гимназию.
И последнее, что хотелось бы упомянуть на тему о развитии творческих способностей, это, конечно, информационные технологии. Пока, к сожалению, у меня нет компьютера, но стараюсь уже готовить интересные задания к моменту, когда он будет в кабинете. Для обучения flash-технологиям МИОО предлагает дистанционные курсы, которые каждый желающий может пройти дома в любое удобное время. Продолжительность - -72 часа. Всем удачи в прохождении курса!
Приложение 1. Сильные (неправильные) глаголы
verstehen
6
stehen
7
steigen
8
liegen
9
sprechen
10
sitzen
11
fallen
5
24
mitnehmen
25
helfen
26
27
nennen
12
haben
4
bleiben
23
tragen
34
finden
35
wissen
28
schlafen
13
3
kommen
22
fahren
33
36
laufen
29
einladen
14
werden
2
raten
21
schweigen
32
backen
31
springen
30
gehen
15
sein
1
wachsen
20
bekommen
19
sehen
18
vergessen
17
16
Die Hindernisfelder bedeuten:
"UNFALL" - zurück auf Feld 1
"PAUSE" - eine Runde aussetzen
Приложени2