• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ АНГЛИЦИЗМОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 3-Х КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ АНГЛИЦИЗМОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 3-Х КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Раздел Иностранные языки
Класс 3 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОНИМАНИЯ АНГЛИЦИЗМОВ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ 3-Х КЛАССОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

2.1 Цель, задачи и методика эксперимента

Эксперимент направлен на изучение особенностей понимания англицизмов младшими школьниками 3-го класса с задержкой психического развития. Исследование понимания предполагает выявление состояния различных лексических значений слов, т.е. денотативного, сигнификативного, коннотативного аспекта. В нашей работе мы остановимся на исследовании денотативного и сигникативного аспектов лексического значения англицизмов.

Анализ теории по проблеме позволил сформулировать цель. Целью проведения эксперимента является выявление особенностей понимания англицизмов младшими школьниками 3-х классов с задержкой психического развития, учитывая разные аспекты их лексического значения.

При этом были выдвинуты следующие задачи:

1. Разработать методику проведения эксперимента направленную на выявление особенностей понимания англицизмов младшими школьниками 3-х СКК 7 вида;

2. Выявить особенности понимания англицизмов у младших школьников с ЗПР;

При проведении эксперимента мы опирались на психолингвистические методики: методика соотнесения слов, методика «Составь фразу» и методика прямого толкования слов. При разработке методики были использованы некоторые методы, описанные И.А. Смирновой, Р. И. Лалаевой , Н. В. Серебряковой , Г.А. Волковой.

Методика эксперимента состоит из заданий, посвящённых изучению особенностей понимания англицизмов.

В качестве экспериментального материала был предложен тест, состоящий из 3 заданий.

В первом задании предлагается соотнести слово с соответствующей картинкой.

Цель задания - изучение денотативного аспекта лексического значения англицизмов младших школьников.

Процедура исследования - экспериментатор раздает детям листы с заданием и предлагает выполнить задания самостоятельно.

Инструкция - рассмотрите картинки, прочитайте слова и соотнесите каждое слово с соответствующей картинкой.

Речевой материал - 20 слов-англицизмов: кросс, джаз, джем, сейф, снайпер, сэндвич, сайт, хобби, босс, пикник, бизнес, скейтборд, постер, шоу, супермаркет, кроссворд, холл, кекс, хоккей, лифт.

Дидактический материал - 20 картинок с изображением вышеуказанных слов.

Для оценки выполнения детьми задания нами были отобраны следующие критерии: правильность и самостоятельность выполнения задания.

На основании критериев мы выделили уровни:

Высокий - правильное, самостоятельное выполнение задания (допускается 1 ошибка);

Средний - допускаются ошибки (от 2 до 10), испытываются затруднения в выполнении задания, требуется незначительная помощь в виде подсказок;

Низкий - задание выполняется с большим количеством ошибок (> 10), отказ от помощи педагога.

Во втором задании предлагается самостоятельно дать определение словам.

Цель задания - изучение понятийного (сигникативного) аспекта лексического значения англицизмов младших школьников.

Процедура исследования - экспериментатор раздает детям листы с заданием и предлагает выполнить их самостоятельно.

Инструкция - прочитайте слова и дайте им своё определение.

Речевой материал - 20 слов-англицизмов: кросс, джаз, джем, сейф, снайпер, сэндвич, сайт, хобби, босс, пикник, бизнес, скейтборд, постер, шоу, супермаркет, кроссворд, холл, кекс, хоккей, лифт.

Для оценки выполнения детьми задания нами были отобраны следующие критерии: правильность и точность выполнения задания.

Уровни:

Высокий - правильное, точное выполнение задания (допускаются 1-2 неточности);

Средний - допускаются ошибки, неточности в толковании значения слов (от 3 до 10), испытываются затруднения в выполнении задания;

Низкий - задание выполняется с большим количеством ошибок и неточностей (> 10).

В третьем задании предлагается составить свои словосочетания со словами.

Цель задания - изучение понятийного аспекта лексического значения младших школьников.

Процедура исследования - экспериментатор раздает детям листы с заданием и предлагает выполнить задания самостоятельно.

Инструкция - почитайте слова и составьте свои словосочетания со словами.

Речевой материал - 20 слов-англицизмов: кросс, джаз, джем, сейф, снайпер, сэндвич, сайт, хобби, босс, пикник, бизнес, скейтборд, постер, шоу, супермаркет, кроссворд, холл, кекс, хоккей, лифт.

Для оценки выполнения детьми задания нами были отобраны следующие критерии: правильность и уместность употребления англицизма во фразе.

На основании критериев мы выделили уровни:

Высокий - правильное выполнение задания, уместное употребление англицизмов (допускаются 1-2 неточности);

Средний - допускаются ошибки, неуместное употребление англицизмов (от 1 до 10), испытываются затруднения в выполнении задания,

Низкий - задание выполняется с большим количеством ошибок, неуместное употребление англицизмов (> 10).

2.2. Описание результатов констатирующего эксперимента

При анализе выполнения детьми первого задания, были получены количественные результаты, которые представлены в таблице 1.

ТАБЛИЦА 1 - Изучение денотативного аспекта лексического значения англицизмов младших школьников

(результаты представлены в %)

Уровни


Группы детей


высокий

средний

низкий

Дети с нормальным психофизическим развитием



90


10


0

Дети с ЗПР

0

80

20

Как видно из приведённой таблицы уровни понимания детей с ЗПР и детей с нормальным психофизическим развитием резко отличаются друг от друга. Большинство детей с нормальным психофизическим развитием оказались на высоком уровне. Для выполнения ими этого задания было характерно правильное и самостоятельное выполнение задания. Дети понимали значение слов и правильно соотносили их с картинкой. Восемь испытуемых выполнили задание без ошибок, и лишь два ребёнка сделали малочисленные ошибки. Например, один ребенок не соотнёс слово бизнес с соответствующей картинкой, а другой - неправильно подобрал картинки к таким словам как шоу, постер и джаз

Большинство детей с задержкой психического развития оказались на среднем уровне. При выполнении ими первого задания было допущено большое количество ошибок в соотнесении слов с картинками. Дети не понимали значение некоторых слов и совершали ошибки. Двое из испытуемых совсем не справились с заданием, они не смогли правильно подобрать картинки к словам. Наиболее непонятными для детей были слова кросс, постер и холл, определить их значение смогли лишь трое из испытуемых.

Таким образом, мы можем сформулировать первую особенность понимания англицизмов младшими школьниками с задержкой психического развития. В пассивном словаре таких школьников отсутствует большое количество англицизмов, денотативный аспект лексического значения слов английского происхождения не сформирован. Младшие школьники 3-х классов с задержкой психического развития не понимают слов английского происхождения.

При анализе выполнения второго задания были получены количественные результаты, представленные в таблице 2.

ТАБЛИЦА 2 - Изучение понятийного (сигникативного) аспекта лексического значения англицизмов младших школьников

(результаты представлены в %)

Уровни


Группы детей


высокий

средний

низкий

Дети с

нормальным

психофизическим развитием



90


10


0

Дети с ЗПР

0

0

100

Для качественного анализа 2-го задания, каждое из определений, предложенное ребёнком, сравнивалось с истинным лексическим значением англицизма.Как видно из таблицы 2 большинство детей с нормальным психофизическим здоровьем оказались на высоком уровне развития процесса понимания англицизмов. Они правильно и точно выполнили задание. У них в достаточной степени сформирован понятийный аспект лексического значения слов английского происхождения. Для выполнения ими этого задания была характерна близость ответов к верному толкованию слов. Во многих случаях толкование основывалось на дословном, часто правильном переводе с английского языка. Так слова джем, сэндвич, постер правильно определяются как варенье, бутерброд и плакат. Среди наименее освоенных оказались слова холл и джаз. Причина неосвоенности слов видится в том, что они из жизни взрослых людей, и у детей не вызывают интереса.

Все дети с ЗПР оказались на низком уровне развития процесса понимания англицизмов. Они неправильно и неточно выполнили задание. У них не сформирован понятийный аспект лексического значения слов английского происхождения. Ответы детей были далеки от верного толкования слов. Так джаз один из учащихся определил как танец, а другой как вечеринку. Слову постер дети давали следующие определения - «постель», «то, на чём жарят», «реклама». Наибольшее количество ошибок дети допустили, давая определение таким словам как бизнес, холл, постер и хобби .

Можно сделать вывод, что младшие школьники с задержкой психического развития не понимают или неправильно понимают слова-англицизмы.

При анализе выполнения детьми третьего задания, были получены количественные результаты, которые представлены в таблице 3.

ТАБЛИЦА 3 - Изучение понятийного аспекта лексического значения младших школьников

(результаты представлены в %)

Уровни


Группы детей


высокий

средний

низкий

Дети с нормальным развитием


30

70

0

Дети с ЗПР

0

10

90

Резкое отличие в понимании слов английского происхождения младшими школьниками с ЗПР и школьниками с нормальным психофизическим развитием просматривается при сравнительном анализе получившихся результатов третьего задания.

Как видно из таблицы 3 данное задание оказалось для детей с нормальным психофизическим развитием самым сложным. В нём школьники сделали наибольшее количество ошибок. Но всё же большинство испытуемых показали хороший результат, оказавшись на среднем уровне. Для выполнения ими этого задания было характерно наличие 1-5 ошибок, лишь трое учащихся выполнили задание без ошибок. Так детьми были составлены фразы «Джаз- танцор диско», «Холл - моё хобби», где неуместно звучат такие слова как джаз и холл. В ряде случаев школьники испытывали трудности в составлении фразы с заданным словом и заменяли его синонимами.

Выполняя данное задание, школьники с ЗПР испытывали много трудностей. В нём они допустили наибольшее количество ошибок. Дети с ЗПР составили словосочетания «загадчевый кроссворд», «твёрдый лифт», «спортивный хоккей» и другие, где неуместно звучат такие слова как кроссворд, лифт и хоккей. Большинство испытуемых отказались выполнять задание, ими не были составлены словосочетания с предложенными словами.

Так, слабо понимая общий смысл слова, в редких случаях правильно относя его к определённой тематике, младшие школьники с задержкой психического развития допускают многочисленные ошибки в употреблении слов в речи, испытывают трудности в составлении фраз с англицизмами. Большинство школьников неправильно и неуместно употребляют англицизмы во фразах. Понятийный (сигникативный) аспект лексического значения англицизмов не сформирован.

Выводы :

Таким образом, достигнута цель эксперимента и нами выделены следующие особенности понимания англицизмов:

- у младших школьников с задержкой психического развития нет точного понимания англицизмов, они трактуют значение англицизмов далеко от истинного смысла;

- младшие школьники с задержкой психического развития лучше понимают те англицизмы, которые чаще слышат и сами употребляют в речи;

- младшие школьники с задержкой психического развития не употребляют англицизмы или употребляют их неуместно.

Становится ясным, что дети с ЗПР нуждаются в специальной коррекционной помощи по формированию понимания англицизмов.


© 2010-2022