УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КАДРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

13

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Челябинский институт переподготовки

и повышения квалификации работников образования»


РЕФЕРАТ

по образовательной программе

дополнительного профессионального образования

«Современный образовательный менеджмент.

Государственно-общественный характер управления реализацией ФГОС общего образования»

на тему: «Условия повышения конкурентоспособности кадров в образовательном учреждении»


ВЫПОЛНИЛА: Ялдышева Галина Михайловна

МБОУ «СШ № 32»

Учитель английского языка

НОМЕР ГРУППЫ: 111ф

РЕЦЕНЗЕНТ:


Нижневартовск - 2015

Содержание

Введение...................................................................................................................3

Глава I. Что значит быть конкурентоспособным?...............................................4

1.1. Определение термина «конкурентоспособность»……………….…………4

1.2. Быть компетентным - значит быть конкурентоспособным…………….....4

1.3. Конкурентоспособность образовательного учреждения, современного учителя…………………………………………………………………………….5

1.4. Признаки и компоненты конкурентоспособности………………………....7

Глава II. Условия повышения конкурентоспособности личности…………....5

Заключение………………………………………………………………………12

Список литературы……………………………………………………………...13

Введение

Сегодня в России остро стоит задача социально-экономической модернизации. Именно поэтому актуально обсуждение проблемы конкурентоспособности, которая играет немаловажную роль на рынке труда. Для педагога конкурентоспособность - это его способность принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу, планировать и прогнозировать результаты своей деятельности. Педагог, незнакомый с современными научными достижениями, не может рассчитывать на успех в практической работе, а, следовательно, его конкурентоспособность невелика. С наступлением "эры информатизации" возникает вопрос об уровне конкурентоспособности учителей и необходимости формирования их ИКТ-компетентности.

В настоящее время ни одно серьезное учебное заведение не может обойтись без конкуренции. Несмотря на разнообразные методы и формы конкурентной борьбы, каждая школа пытается выработать свою конкурентную стратегию для достижения рыночного успеха.

Нужно постараться понять и овладеть искусством конкурентной борьбы.

На современном этапе рыночных преобразований в России дефицит количества учебных учреждений уже в значительной мере преодолен. На первое место для родителей сегодня выходит уже не само наличие школьного учреждения, а его характеристики, важнейшими из которых являются качество образования, условия в которых проходит процесс обучения, оснащённость школ. Это совершенно по-новому определяет стратегию поведения отечественных школ, ведь в ситуации либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать значительную конкуренцию.

Рынок любого товара или услуги имеет свои особенности, не меняющие, впрочем, суть самой конкуренции. Как явление она не нова, но многообразие ее проявлений требует постоянного изучения, включая оценки динамики или интенсивности.

Глава I. Что значит быть конкурентоспособным?

  1. Определение термина «конкурентоспособность»

Толковый словарь Ожегова дает такое определение «конкурентоспособный» - способный выдержать конкуренцию, противостоять конкурентам.

Конкурентоспособность - способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях.

Конкурентоспособность - также определяют как свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия.

  1. Быть компетентным - значит быть конкурентоспособным

Сегодня очень актуален компетентностный подход. Он положен в основу подготовки выпускников профильной школы. Стандарты нового поколения тоже основаны на компетентностном подходе. Необходимо иметь представление о компетентностном подходе и о приёмах и формах формирования компетенций.

Компетентностный подход - это определение выпускника, владеющего компетенциями, т.е. тем, что он может делать, каким способом деятельности овладел, к чему готов. Компетентностный подход означает создание условий для овладения комплексом компетенций, означающий потенциал, способность к выживанию.

Компетенция - образовательный результат, мобилизация полученных знаний. В структуру компетенции входит сформированность у личности внутренней мотивации, готовность к достижению результатов.

Компетентность - это овладение личностью компетенций, связь с жизнью.

Быть компетентным - значит быть конкурентоспособным.

  1. Конкурентоспособность образовательного учреждения, современного учителя

Конкурентоспособность образовательного учреждения - это способность занять свое место на рынке образовательных услуг посредством предоставления качественного образования, ориентированного на рынок труда. Механизмом конкурентоспособности является инновационная деятельность образовательного учреждения.

Конкурентоспособность современного учителя определяется новым качеством профессиональной компетентности учителя, то есть его готовностью и способностью решать не только типовые профессиональные задачи (в рамках предметной области, воспитательные и образовательные задачи), но и нетиповые, к которым относят надпредметное обучение.

Когда говорят о надпредметном обучении, то имеют ввиду новые ориентиры профессиональной деятельности. К ним относятся следующие умения учителя в надпредметном обучении:

  • умение «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы взаимодействия и включая в них ученика;

  • умение переводить содержание процесса обучения и воспитания в конкретные педагогические задачи надпредметного обучения;

  • умение построить педагогическую систему под инновационные профессиональные задачи;

  • обладать проектным мышлением;

  • уметь мотивировать учащихся, включая их в различны виды деятельности;

  • уметь использовать в профессиональной деятельности различные роли (тьютора, эксперта, модератора и т.д.)

  • уметь оценивать свою деятельность в надпредметном обучении, а также владеть диагностическими процедурами оценивания достижений школьников в различных видах деятельности и т.д.

Конкурентоспособность современного учителя определяется также «эластичностью» профессиональных качеств, позволяющих ему перестраиваться, выстраивать собственные сценарии профессионального поведения, наличием целого ряда необходимых личностных качеств (способностью к творчеству, целеустремленностью, деловым стилем), умением работать в команде и создавать профессиональные сообщества под решение конкретных профессиональных задач.

Большинство исследователей (Ю.В. Андреева, Ю.Б. Рубин, Ф.Р. Туктаров, Р.А. Фатхутдинов) считает, что конкуренция не существует в чистом виде, она проявляет свое функциональное значение в корреляции с такими понятиями, как соревнование, престиж, карьера, репутация, статус и имидж. Необходимо также принимать во внимание то фундаментальное эмпирическое обстоятельство, согласно которому функциональное значение конкурентоспособности личности определяется целостной системой базовых экономических, политических и идеологических институтов общества.

Конкурентоспособная личность - это личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективности своей деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами

Конкурентоспособность личности в глобализирующемся мире с его многообразием систем ценностей зависит от ее толерантности, от способности мирно уживаться с чужими ценностными установками.

По мнению ряда ученых (Ю.В. Андреева, Л.М. Митина, Ф.Р. Туктаров, А. В. Яковлева и др.), конкурентоспособность характеризуется рядом личностных черт: направленностью, компетентностью, мобильностью и др.

1.4. Признаки и компоненты конкурентоспособности

В качестве сущностных признаков конкурентоспособности нами выделены: интеллектуальный и творческий потенциал, компетентность, соревновательность, самоактуализация, мобильность, мотивированность, адаптивность, коммуникабельность, интернальность, стратегичность, нравственный императив, способность принимать ответственные решения, ценностно-ориентированная адекватность, готовность к непрерывному самообразованию, к профессиональному самоопределению.

В работе с позиций структурно-функционального подхода выделены следующие компоненты конкурентоспособности:

- мотивационно-ценностный отражает ценностные ориентации личности, позитивную установку на различные виды социально значимой

педагогической профессии, знания и умения самопознания и самооценивания своего профессионального потенциала;

- деятельностно-практический составляет умения и навыки активности, потребности самоактуализации, самоутверждения, самовыражения, саморазвития;

- нравственно-эстетический предполагает стремление к нравственному самосовершенствованию, выявление личностных перспектив конкурентоспособного поведения, самосовершенствование в соответствии с идеальной моделью конкурентоспособности личности;

- когнитивный образует знания основных категорий, принципов и закономерностей педагогической деятельности; знания о сущности познавательного, коммуникативного, регулятивного и иного характера, определяющие успешность конкурентоспособного поведения.

Конкурентоспособная личность, как показали специальные исследования ученых, это не одно качество, а интегральная характеристика, включающая в себя следующие свойства и особенности личности: 1) высокий уровень работоспособности; 2) стремление к качественному конечному результату; 3) стрессоустойчивость, способность преодолевать трудности; 4) творческое отношение к делу, труду; 5) стремление к профессиональному самосовершенствованию; 6) способность к принятию ответственных, порой рискованных решений; 7) коммуникабельность, способность к кооперации, сотрудничеству, сотворчеству; 8) способность к быстрому освоению нового дела; 9) способность к самообразованию, самореализации, саморазвитию.
Саморазвитие конкурентоспособности будущего учителя раскрывается как системное, сложное качество самосознания, характеризующее эффективность «самопроцессов», направляемых самосознанием субъекта в сторону их совершенствования на основе решения постоянно усложняющихся педагогических задач, как ориентация на самосовершенствование тех личностных и профессиональных качеств, которые способствуют росту его конкурентоспособности как начинающего учителя.

Глава II. Условия повышения конкурентоспособности личности

Так как воспитывать конкурентоспособною личность возможно только в конкурентоспособном образовательном учреждении, то в условиях рыночной экономики высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров является также важнейшим фактором, определяющим уровень образовательного учреждения. Механизмом реализации данной идеи выступают следующие меры:

- переход от позиции «педагог - транслятор знаний» к позиции «педагог - мыслитель, интегратор знаний», обеспечивающий целостное развитие учащихся»;

- обеспечение направленности на непрерывное самосовершенствование, самообразование, повышение своей конкурентоспособности, путем следования тезису «Образование через всю жизнь»;

- обеспечение возможности включения педагогов в опытно-экспериментальную деятельность.

Реализация данных мер требует от руководителя образовательного учреждения изменения кадровой политики в условиях конкуренции: отношение к сотрудникам как самостоятельным исполнителям; расстановка кадров в соответствии со способностями развития широкой коммуникации; улучшение социально-психологического климата.

Внедрение технологии формирования конкурентоспособной личности способствует повышению профессионального роста всех специалистов, что является залогом их успешной деятельности. Для этого на базе учреждений необходимо организовать образовательный процесс взрослых через следующие виды:

- формальное образование, завершение которого сопровождается выдачей сертификата;

- неформальное образование (через организацию работы «Школы молодого педагога», наставничество, методические объединения, творческие мастерские педагогов, объединения классных руководителей, лаборатории педагогов, работающих в профильных классах, и др.);

- информальное образование (в процессе свободного общения, консультаций, использования разнообразных литературных источников, переработки сведений из средств массовой информации).

Основными андрологическими принципами в ходе образования взрослых выступили: равенство позиций в образовательном процессе, стремление к использованию диалоговых форм, опора на личный опыт и индивидуальные потребности специалистов, побуждение к развитию творческого потенциала взрослого человека.

Работа над повышением профессионального роста педагогов связана прежде всего не с воспроизведением знаний и умений, приобретенных в базовых профессиональных учебных заведениях, а прежде всего с их расширением, углублением и осмыслением собственного педагогического опыта.

Основными требованиями построения образовательного процесса взрослых являются:

- реализация вариативности образовательных запросов;

- овладение способами самостоятельного познания и перехода в режим саморазвития;

- ориентация на удовлетворение потребности в неформальном профессиональном общении;

- ориентации на самоанализ собственной деятельности и осознание необходимости ее совершенствования;

- проблемного построения содержания лекций, семинаров, требующих от педагогов междисциплинарного синтеза;

- использование исследовательских методов, направленных на осмысление собственного педагогического опыта и творческую переработку.

Основными формами и методами работы с педагогическим коллективом в процессе исследования выступили: лекции в форме диалога, проблемные лекции, семинарские занятия, деловые и ролевые игры, групповые дискуссии, методы самообразовательной работы (чтение и конспектирование научной и методической литературы, реферирование и др.), научно-практические конференции по итогам деятельности образовательных учреждений и др.

Повышение профессионального роста педагогов в условиях инновационного учреждения позволяет углубить базовые знания, развить умения (осмысление собственного педагогического опыта), прогностические умения (составление собственных программ, конструктивные умения (обобщение полученных результатов), формирование потребности в непрерывном профессиональном самосовершенствовании, что является показателем конкурентоспособности любого специалиста.

Важная роль в повышении профессионального роста педагогов отводится научно-методическому совету учреждения, в компетенцию которого входит создание коллектива единомышленников, анализ деятельности учреждения, результаты использования новых педагогических технологий, анализ профессиональной деятельности членов коллектива, рассмотрение прогностических программ и проектов, анализ и утверждение материалов, обобщение опыта и др., анализ инновационных способов и приемов, влияющих на процесс формирования конкурентоспособной личности учащихся.

Как отмечает в своем исследовании В. Новикова, конкурентоспособность образовательного учреждения зависит от качества образования и подготовки специалиста, наличия у него личностных качеств, позволяющих занять своё место в социальной структуре общества, удовлетворить свои притязания, потребности в самореализации, что является значимым для исследования.

Заключение

В заключении хочется отметить, что всегда необходимо помнить о том, что главным есть не предмет, которому учат, а личность, которую формируют, не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Если учитель сам будет конкурентоспособным, ставить перед собой новые задачи, заниматься самообразованием, быть способным выбрать нужную ему информацию из всего информационного потока и уметь ее применить в своей деятельности, то и его ученики будут конкурентоспособными и востребованными на современном рынке труда.

Слова «Пусть каждый здесь найдет себя!» выражают общее стремление к тому, чтобы в школе раскрылся талант каждого ученика и реализовался творческий потенциал каждого учителя.





Список использованной литературы:

  1. Баш, Л.М. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология, - М., Вече, 2012.

  2. Захаренко, Е.Н. Новый словарь иностранных слов, - М., «Азбуковник», 2003.

  3. Козырев, В.А. Модернизация подготовки педагогических кадров в условиях перехода на уровневое образование. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008.

  4. Мезинов, В.Н. Формирование конкурентоспособности будущего учителя в процессе педагогического образования - Вестник Томского государственного педагогического университета. Выпуск 3 (77), 2008.

  5. Новикова, В.И. Конкурентоспособность образовательного учреждения с поликультурной средой как фактор формирования конкурентоспособной личности учащихся - М.: Политиздат, 1999.

  6. Овчаров, А.А. Конкурентоспособность учителя как следствие социально-психологических влияний в педагогической среде - М.: Наука, 2009.

  7. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка - М.: Просвещение, 2000.

  8. Савельев, К.В. Условия повышения конкурентоспособности выпускника образовательного учреждения начального профессионального образования - дис. канд. пед. наук: Самара, 2004.

  9. Чупина, Л. А. От конкурентоспособности учителя до конкурентоспособности ученика - М.: Высш. шк., 2004.

  10. Шамилова, С.А. Конкурентоспособность общеобразовательного учреждения в современных условиях - М.: Просвещение, 2011.

© 2010-2022