Методическая разработка по здоровьесбережению на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Хотянович Л.М., учитель английского языка

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №3 им. Героя России

Сергея Медведева г.Саяногорска

Республики Хакасия

Здоровьесбережение на уроках английского языка


«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье -

это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Использование новых образовательных технологий, раннее начало систематического обучения способствуют росту числа заболеваний у детей. Без сомнения одной из важных задач сегодня является сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них установки на здоровый образ жизни, выбор адекватных возрасту учеников технологий преподавания, которые устраняли бы перегрузку и сохраняли здоровье. Можно выделить основные потребности учащихся:

- потребность в движении;

- потребность в общении;

- потребность ощущать безопасность;

- потребность в похвале за каждый пусть маленький успешный шаг;

- потребность в прикосновении, рисовании, конструировании, мимике;

- потребность чувствовать себя личностью.

Таким образом, учителю необходимо строить процесс обучения, основываясь на этих потребностях и использовать определенные технологии обучения, не только развивающие, но и позволяющие сохранить психическое и физическое здоровье учащихся. Не случайно, основой внедрения Федерального Государственного Образовательного Стандарта является обеспечение здоровьесберегающих условий обучения.

Известно, что, одним из наиболее трудных школьных предметов является иностранный язык по причине большой интенсивности, требующей от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. На уроках учащимся приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию, поэтому, учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.

"Здоровьесберегающие образовательные технологии это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся." (Н.К. Смирнов)

Все здоровьесберегающие технологии можно подразделить на три основные группы:

  • Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия обучения, обстановку и гигиенические условия в классе (проветривание кабинета, освещение класса и доски, исключение монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.)

  • Технологии оптимальной организации учебного процесса:

1. использование различных видов учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, ответы на вопросы, работа в парах/группах и т.д.; норма - 4-7 видов за урок); 2. учет средней продолжительности и частоты чередования различных видов учебной деятельности; ориентировочная норма - 7-10 минут); 3. число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма - не менее трех; 4. место и длительность применения ТСО; 5. темп и особенности окончания урока: спокойное завершение урока (учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися)

  • Разнообразные психолого-педагогические технологии:

1. наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки); 2. физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке. Норма - на 15-20 минут урока по 1 минутке. 3. психологический климат на уроке, наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов, загадок, рифмовок, песен и т.п.

От правильной организации урока зависит во многом то состояние, в котором пребывает ребенок, зависит длительность его умственной работоспособности и возможность своевременного предупреждения утомления.

Анализируя все выше перечисленные важнейшие аспекты здоровьесбережения, можно выделить 4 основных правила построения урока:

ПРАВИЛО №1.Правильная организация урока

ПРАВИЛО№2. Использование различных каналов восприятия (аудиальное, визуальное, кинестетическое)

ПРАВИЛО №3. Учет работоспособности учащихся.

ПРАВИЛО №4. Распределение интенсивности умственной деятельности.

Отличительной особенностью УМК (для учащихся 2-4 классов учебник Алгоритм успеха Forward под редакцией М.В.Вербицкой) является то, что все песни записаны на диски и учащиеся могут петь полюбившиеся песни и дома. В основе серии Forward лежат принципы обучения, способствующие сбережению здоровья учащихся:

  • Принцип коммуникативной направленности

Задания включены в учебные ситуации, близкие к реальным ситуациям общения младших школьников. В соответствии с психологическими особенностями младших школьников в рамках одного урока комбинируются задания разных типов, позволяющие чередовать активные виды работы (игры, песни, работа в парах) с более спокойными формами работы (чтение, слушание, письмо). Учитывая ситуацию в классе, учитель может менять порядок выполнения заданий.

  • Принцип устного опережения

Дети в данном возрасте легко воспринимают услышанное, без труда усваивая не только звуки, отдельные слова, но и целые речевые образцы, поскольку у них развито подражание в целом и зукокоподражание в частности.

  • Принцип доступности и посильности

Дозированное изучение речевых моделей и единиц языка не препятствует при этом использование игры как ведущего типа учебной деятельности с элементами непредсказуемости, стимулирующей познавательную активность школьников.

  • Принцип социокультурной направленности, соизучения языка и культуры

Учащиеся знакомятся с английскими рифмовками, считалками, детскими стихами, песнями. Тексты сопровождаются большим количеством иллюстраций, отражающие бытовые и культурные реалии стран изучаемого языка и России.

  • Принцип развивающего обучения

Развитие личности ребенка, его творческих способностей и накопление опыта разнообразных видов деятельности наиболее эффективно происходит в игре, которой отведено значительное место в УМК. Игровой характер носят целый ряд заданий, направленных на формирование усидчивости, внимания, на развитие памяти, наблюдательности, воображения и т.д.

Главной своей задачей считаю обеспечение максимально благоприятной и комфортной обстановки и создание у детей положительной эмоциональной настроенности на уроке. Положительные эмоции способны полностью снимать последствия отрицательных воздействий на организм школьника. На уроках я использую методы позитивной психологической поддержки ученика, учитываю индивидуальные особенности учащегося и осуществляю дифференцированный подход к детям с разными возможностями.

Для повышения здоровья учащихся огромное значение имеет организация урока. Во избежание усталости и перегрузки детей я строю урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитываю время для каждого задания, чередую виды работ. В целях предотвращения утомления учащихся, а также в целях профилактики нарушения осанки и зрения, в каждый урок я стараюсь включать оздоровительные моменты: физкультминутки, игровые паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Могут применяться физкультминутки с видео или аудио сопровождением, анимированные, что повышает интерес к ним у учащихся. Дети любит выполнять движения под музыку.

Для учащихся с преобладающим визуальным восприятием можно предложить письменные формы работы на уроке, в разумном их сочетании с устными. Для аудиалов важным способом восприятия будут прослушивание аудиозаписей, рассказов, песенок, диалогов и монологов, просмотр видеофильмов. Для ребят с кинестетическим восприятием важными аспектами станут игровые моменты на уроке.

Вот некоторые приемы, которые способствуют созданию активной и в то же время комфортной атмосферы на уроке:

- Считалки - это небольшие стихотворные тексты с четкой рифмо-ритмической структурой. Считалки - это не только интересный языковой материал, но и замечательный способ эстетического, психологического, физического и умственного развития ребенка, также они служат для снятия эмоциональной напряженности.

- Рифмовки - это специально составленные стихотворные тексты, построенные по законам ритма и рифмы. Использование рифмовок и стихов на уроке обеспечивает активность и работоспособность учащихся, творческую деятельность и высокий уровень владения лексико-грамматическим материалом, поддерживает у детей интерес к изучению иностранного языка. Рифмовки повышают настроение на уроках, объединяют и организуют детей своим ритмом.

- Песни - способствуют созданию на уроке естественного речевого общения, снимают напряжение, непроизвольно побуждают к активному участию в уроке, вносят элемент праздничности, эмоциональности, способствуют запоминанию материала, снимают усталость на уроке.

- Игра на уроках английского языка развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому материалу, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как она делает процесс обучения занимательным для ребенка.

- Физкультминутка поднимает настроение учащихся.

- Медитативно - релаксационные упражнения дают возможность ученику передохнуть, восстановить силы для дальнейшей деятельности. Следует помнить, что при проведении релаксации не нужно ставить перед учениками цель запомнить языковой материал.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на более полное раскрытие его потенциала (технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, игровые технологии). Перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса (группы), создание ситуаций общения на уроках (учебно-речевых ситуаций), позволяющих каждому ученику проявить себя, свою инициативу, самостоятельность, выбор.

Личностно - ориентированный подход предполагает организацию равноправного, уважительного педагогического общения с учеником, при котором учащийся является субъектом своей деятельности. Развивающая цель должна рассматриваться не столько как расширение кругозора, сколько как развитие интеллекта.

Вот некоторые приемы, создающие условия для самовыражении учащегося:

- Ролевая игра - это прием реализации здоровьесберегающих технологий, предполагающий самостоятельное языковое поведение, когда развитие ситуации происходит благодаря коммуникативной деятельности участников игры. Деятельность доставляет удовольствие и не угрожает личности ребенка, ученика. Такая игра в роль укрепит уверенность в себе. Также преимуществом ролевой игры является то, что она дает возможность использовать неподготовленную речь.

- Инсценирование - это вид игровой деятельности. Использование театра на уроках способствует развитию навыков и умений неподготовленной устной речи и снятию усталости в процессе обучения английскому языку. Театральные постановки на уроке - сильнейший мотив к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной.

- Драматизация - это прием реализации здоровьесберегающих технологий, направленный на развитие коммуникативности школьника средствами художественных произведений. Драматизация творчески упражняет и развивает самые разнообразные способности и функции, расширяет творческую личность ребенка.

- Пальчиковая гимнастика и всевозможные рифмовки с участием рук.

Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что "ум ребенка находится на кончике пальцев". Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка. Слаженная и умелая работа пальчиков помогает развиваться речи и интеллекту, оказывает положительное воздействие на весь организм в целом.

Упражнения и приемы, позволяющие ученикам чаще вставать с места:

- взятие интервью (учащиеся передвигаются по классу, чтобы опрашивать друг друга),

- разыгрывание сценок, диалогов около доски,

- игры или упражнения, сопровождающиеся движениями (например, при изучении темы «спортивные игры» в младшей школе, просить учащихся выполнить команды play football, play tennis и т.д. Изучая тему «Школа», можно перечислять названия школьных предметов и просить учащихся вставать или хлопать в ладоши, когда они слышат предмет, который есть в их расписании).

- работа в группах со сменным составом и т.д.

Одним из важных средств создания благоприятного микроклимата является, на мой взгляд, похвала ученика. Она может быть вербальной: «Well done!», «How clever you are!», «Good boy/girl!» и т. д. Невербальные методы поощрения: улыбка, жесты, мимика, аплодисменты и т.д.

Похвалу учителя можно выразить в раздаточных жетонах, карточках. Оценивание в виде солнышка, где лучики выдаются в виде бонуса за удачный ответ.

Для сохранения здоровья своих учащихся каждому педагогу чрезвычайно важно организовать необходимую педагогическую поддержку, причем в педагогическом сопровождении нуждаются и сильные, и слабые ученики. Использование дифференцированного подхода также способствуют сохранению здоровья учащихся.

Дифференцировать подход к ученику можно в трех направлениях :

1. По содержательной стороне (разный характер элементов знаний), 2. По процессуальной стороне (содержание одно, но количество заданий и сложность разные)

3. По мере педагогической поддержки.

Дополнительными средствами реализации здоровьесберегающих технологий могут стать звуковая наглядность (аудиозаписи, проговаривание); зрительная наглядность (маски, костюмы, рисунки, карточки разного цвета, цветные мелки); предметная наглядность (игрушки, пальчиковые куклы); лексические и грамматические игры; кроссворды, ребусы, викторины; беседа с пальчиковой куклой или игрушкой.

Таким образом, иностранный язык является одним из наиболее трудных предметов в школе: интенсивные занятия требуют от учеников концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Необходимо на уроках английского языка соотносить учебную нагрузку с возрастными и индивидуальными особенностями детей и использовать здоровьесберегающие технологии, чтобы способствовать укреплению здоровья школьников. Эти технологии позволяют параллельно решать и задачи сохранения здоровья школьников. Благодаря использованию современных технологий на уроках английского языка оказывается возможным обеспечить комфортные условия ученикам, учесть их индивидуальные особенности и минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Список литературы:

  1. Абрамова И.А. Игры на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе // 2004. №1

  2. Английский язык: 2 класс: пособие для учителя/под редакцией М.В.Вербицкой.- М.: Вентана-Граф, 2010.

  3. Бродкина Г.В., Зубарёва И.И. Здоровьесберегающие технологии в образовании. АПКРО, 2002

  4. Внеклассные мероприятия по английскому языку в начальной школе. Праздники, конкурсы, тематические мероприятия, инсценировки, игры и занимательные задания. С нотным приложением / Г.Н. Лебедева. - М.: Глобус, 2008. - 282 с.

  5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. 2-е изд. М., 2005

  6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы. М.: Вако. 2004.

  7. Лецких А.А. «Подвижный» способ обучения и его влияние на развитие учащихся // Завуч начальной школы. 2004. №1.

  8. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. М.: АПК ПРО. 2002.

  9. Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии. Ростов-на-Дону 2007.

  10. Тукачёва С.И. Физкультминутки. Волгоград: Учитель. 2005.

  11. pedagogika.by.ru/

allbest.ru/langv-e.htm

festival.1september.ru/

ped-kopilka.ru/

english-german.ru/

Приложения

Приложение 1

Игры, применяемые на уроках в 2-4 классах.

Игра "Укрась елочку!"(2 класс, изучение темы "цвета")

Цель: научить понимать высказывание;

Перед учениками искусственная елочка и много разноцветных игрушек. Учитель обращается к ребятам с просьбой "Hang up the blue dolphin, please." И т.д.

Игра "Волшебный мешочек"(2-3 класс, изучение структуры is it a…..?)

Цель: развитие грамматических умений.

В непрозрачный мешок складываю игрушки (животные), учащиеся угадывают, что за игрушка (is it a cat? Is it a dog?)

Игра "Что он/она делает?" ("what's she/he doing?) (3-4 класс тема present continuous вопросительные структуры)

Цель: развитие грамматических умений.

Изображение на картинке перевернуто наоборот. Учащиеся поочередно спрашивают, что делает он/она на этой картинке.

Игра "Chainword" (применяется в любом классе на начальном этапе при изучении любой темы).

Цель: развитие навыков чтения и орфографических навыков.

Найди слова в этой строчке (можно применить как соревнование между командами).

Workeyesausagearockitexcitegglass

(work, eyes, sausage, ear, rock, kite, excite, egg, glass)

Игра "Бинго" (в любом классе при повторении темы "алфавит", "числа").

Цель: развитие навыков аудирования.

Ученики заполняют поле буквами/ числами. Учитель произносит любые буквы/ числа в произвольной последовательности, дети слышат и зачеркивают их на своем поле. Выигравший первым вычеркивает все буквы/ цифры и кричит "бинго!"

Игра "Назови, что я делаю" (3-4 класс тема present continuous)

Цель: развитие грамматических умений.

Ученик у доски изображает действие, другие ребята по очереди комментируют (you are sleeping, you are dancing, you are playing football).

Игра "Одень куклу" (2 класс тема "одежда")

Цель: научить понимать высказывание;

Учащиеся изготавливают дома модель куклы и одежду для нее и наряжают своих кукол в разные наряды по команде учителя. (put on the coat, take off the coat, put on the dress, take off the dress, put on….)

Игра "Lucky dip!"("Удачная рыбалка!") (2 класс тема "Алфавит")

Цель: развитие лексических навыков.

Карточки с буквами лежат на столе учителя, ученики подходят и по очереди берут любую карточку. Их задача - назвать букву правильно и слово, которое начинается с этой буквы.

Игра "стоп!"(stop!) (2-4 классы)

Цель: усилить навыки произнесения слов по буквам и понимания слов.

Можно работать в парах. Один ученик задумывает слово, второй пытаясь его отгадать, задает вопросы: Is there a letter "E" in your word? Если такая буква есть, ученик ее пишет в слове, если не - пишет букву S в слове STOP. Если слово удалоcь угадать раньше, чем написать stop, то ученик выиграл!

Игра "Кукольный театр"(Puppet show) (2 класс)

Цель: развивать навыки монологической (диалогической речи)

Дети, надевая пальчиковую куклу на руку, проигрывают диалоги в парах (мини группах), либо выстраивают монолог на различные темы (например, ситуация "знакомство", "в магазине" и т.д.).

Приложение 2.

Физкультминутки на уроках английского языка в 2-4 классах.

Hands up! Hands down!

Hands on hips! Sit down!

Hands up! To the sides!

Bend left! Bend right!

One, two, three! Hop!

One, two, three! Stop!

Stand still!

Hands up, clap, clap!

Hands down, clap, clap!

Turn yourself around and then you clap, clap!

Bend left, clap, clap!

Bend right, clap, clap!

Turn yourself around and then you clap, clap!

Hands on your hips, hands on your knees,

Put them behind you if you please.

Touch your shoulders, touch your nose,

Touch your ears, touch your toes.

Stand up and show me orange!

Hands up and show me blue!

Clap! Clap! Show me yellow!

Sit down. Nice of you!

Stand up and show me blue!

Hop! Hop! Show me red!

Sit down. Nice of you!

Stand up and show me grey!

Sit down and point to the green.

Clap! Clap! Show me pink.

Stop! Very nice of you.

Упражнения для глаз

1. Начертите на доске или другим способом букву S. Затем попросите детей глазами очертить ее сначала в одном направлении, потом необходимо поменять. При этом можно приговаривать скороговорку или рифмовку. Ее можно связать с изучаемой темой ("Wealth is nothing without health").

2. Хорошим упражнением для глаз будет «письмо». Например, сначала можно написать какие-нибудь большие буквы на доске. Затем перевести взгляд на свою парту и там глазами «написать те же буквы». Затем на любом маленьком предмете. Как вариант, можно написать свое имя или любое слово.

3. Можно использовать стихотворный способ для расслабления глаз.

Look left, right

Look up, look down

Look around.

Look at your nose

Look at that rose

Close your eyes

Open, wink and smile.

Your eyes are happy again.

Дыхательные упражнения:

Дети, представьте, что мы воздушные шарики (We are balloons). Сейчас я буду считать, а вы на каждую цифру делаете глубокий вдох: one, two, three, four- дети делают 4 глубоких вдоха. По команде «Breath in!» необходимо задержать дыхание. Затем, я буду считать от 4 до 8, а вы делаете глубокий выдох «Breath out!» - four, five, six,…

Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения:

1 .Упражнение « Я вижу, я слышу, я чувствую».

Ученик должен сказать три предложения, что он видит; три предложения, что он слышит, три предложения о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения.

2.Упражнение « Деревянная кукла » в формате физминутки.

3.Упражнение на релаксацию и визуализацию.

Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Учитель на английском языке просит представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.

4. «Качели» (упражнение стимулирует мыслительные процессы):

Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.

5.«Бабочки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания):

Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «бабочку (восьмёрку)» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

6.«Ушки на макушке» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь):

Мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.

При изучении иностранного языка большая доля отработки языкового материала происходит самостоятельно, приходится много заучивать и запоминать, а это часто вызывает раздражение и скуку. Вот какие стратегии и приёмы я рекомендую своим ученикам:

- Постарайтесь сопрягать заучивание слов с приятным. Можно использовать ассоциации с интересными для вас книгами, фильмами, приятными для вас людьми. Можно применять приятное эмоциональное сопровождение (грызть орешки, слушать приятную музыку и т. д .) Любые положительные эмоции активизируют нашу способность обучаться .

- Старайтесь встроить новое слово в ваш прежний опыт. Постройте словосочетание, предложение, напишите коротенький рассказик. В мозге формируются мостики с Вашими старыми знаниями. Неплохо бы показать свои записи учителю. Убедитесь в правильности своих « произведений» .

- Опробуйте на себе метод фонетических ассоциаций. Это несложно, а порой забавно. А самое главное - действенно. К слову, которое нужно запомнить, подбираем созвучное слово из родного языка. Например , look и лук. ПОСМОТРИ, какой зелёный ЛУК.

  • Гимнастика для слуха

Такие упражнения способствуют развитию фонематического слуха и, кроме того, плодотворно воздействуют на органы зрения.

Clap your hands once, when you hear the short sound [I]: big, teacher, six, sit, bee, tree, giraffe

Clap your hands twice, when you hear the sound [e]: bed, bat, black, seven, ten, cat, pen, hat

Say «yes», when you hear words starting with the sound [s]: snake, smile, cat, six, seven, she

  • Музыкально - танцевальные физкультминутки

У детей пользуется большой популярностью пение песен на английском языке и использование различных движений под песню.

I can walk

I can talk

I can hear

I can see

Who are you?

Am I you?

Are you me?

I can jump

I can swim

I can run

This is fun.

I am you.

You are me

Who are we?


  • Физкультминутки для мобилизации внимания

HEAD AND SHOULDERS,

KNEES AND TOES, KNEES AND TOES.

EYES AND MOUTH AND EARS AND NOSE.

EARS AND NOSE

ДАВАЙТЕ ПОЗДОРОВАЕМСЯ КАК ЖИТЕЛИ РАЗНЫХ СТРАН

В России - пожимают друг другу руки (ученики повторяют указанные действия), в Италии - горячо обнимаются. В Бразилии - хлопают друг друга по плечу, в Зимбабве - трутся спинами, в Македонии - здороваются локтями, в Никарагуа - касаются плечами. В Новой Зеландии народы маори касаются при встрече носами. У некоторых индейских племен принято при виде незнакомого человека сидеть на корточках до тех пор, пока незнакомец не приблизится и не заметит вас. А до чего красив ритуал приветствия в некоторых североафриканских государствах: там подносят правую руку сначала ко лбу, потом к губам и после этого - к груди. В переводе с языка жестов это означает: я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя.

  • Дыхательная гимнастика способствуют углублению дыхания, помогают повысить возбудимость коры больших полушарий, активизировать детей на уроке.

Упражнение «Шарик».

Дети представляют себе, что они воздушные шарики. « We are balloons»! На счёт 1,2,3,4- дети делают 4 глубоких вздоха «Breath in!» и задерживают дыхание. Затем на счёт 1-8 медленно выдыхают «Breath out!».

Упражнение: посмотрите на/укажите на…облачко определенного цвета.

Упражнение «Touch your…» («Дотронься…») развивает внимание. Слова читаются сначала дежурным, потом всеми учащимися вместе. Дети дотрагиваются до частей тела, которые указываются стихотворении. Оно читается несколько раз, темп постепенно ускоряется.

Head and shoulders,

Knees and toes,

Knees and toes,

Knees and toes,

Head and shoulders,

Knees and toes,

Eyes, ears, mouth and nose.

Игра №1 «Будь внимателен».

Учитель произносит слово-команду, а выполняет другое движение. Ученики должны выполнить нужную команду.

Игра №2 «Будь вежливым»

Учитель дает разные команды. Ученики должны выполнить нужную команду, если учитель попросит их вежливо - произнесет слово «please». Если учитель не произнесет слово «please», ученики продолжают выполнять предыдущее движение.

Примеры команд:

Hands down! - Руки вниз!

Hands on hips! - Руки на бедра!

Jump! - Прыгайте!

Stand still! - Стойте смирно!

Hands to the sides! - Руки в стороны!

Bend left! - Поворот направо!

Clap you hands! - Хлопайте в ладоши!

One, two, three! - Раз, два, три!

Sit down! - Садитесь!

Hands up! - Руки вверх!

Игра №3 «Как поднять настроение другому человеку»

Суть этой игры заключается в том, чтобы дети по-доброму относились друг к другу. Выбирается ученик, который сыграет роль «человека в депрессии». Весь класс должен своими советами поднять настроение нашему герою.

Примеры:

· Kind words (добрые слова)

· A bottle of Coca-Cola (бутылка Колы)

· A new car (новая машина)

· A new computer (новый компьютер)

Слушая предложения других учеников, «человек в депрессии» выбирает тот вариант, который ему (ей) подходит.

Игра-конкурс №4. «Кто быстрее». Учащиеся делятся на группы. Задание - к английской пословице подобрать аналогичную русскую. Сделать это нужно как можно быстрее.

1. Здоровье дороже богатства.

2. Обжорство убивает быстрее, чем меч.

3. Голод - лучшая приправа.

4. Мужчине столько лет, на сколько он чувствует, а женщине - на сколько она выглядит.

5. Болезнь легче предупредить, чем лечить.

6. Кошелек клиента продлевает болезнь.

A. The purse of the patient protracts the disease.

B. Health is better than wealth.

C. Prevention is better than cure.

D. Hunger is the best sauce.

E. Glittery kills more than the sword.

F. A man is as old as he feels, a woman is old as she looks.

Приложение 3

Подвижные игры.

Фонетические игры.

«У кого лучший слух?» («Who has the best hearing?») Цель: дифференциация на слух звуков родного и иностранного языка. Учитель объявляет учащимся, что он будет произносить русские и английские звуки. Задача учащихся распознать английские звуки и поднять руку, как только они услышат один из них. Если дети слышат русский звук, руку поднимать не надо. Учащиеся, которые ошибаются, выбывают из игры. Выигрывает команда, в которой осталось больше учеников.

«Пчелки и комарики». Цель: дифференциация на слух и фонетическая отработка звуков [z] и [ð]. Одна команда детей - пчелки и комарики. Если учащиеся из другой команды слышат звук комарика [z], то хлопают в ладоши (ловят комарика), если слышат звук пчелки [ð], сидят тихо (прячутся). Затем команды меняются заданиями.

«Найди пару». Цель: ищем глухие и звонкие согласные или букву и звук. Учитель раздает ученикам карточки с буквами/звуками. Выигрывает та пара, которая быстрее остальных нашла друг друга.

«Аукцион слов». Цель: повторение изученных звуков. Учащиеся стоят в кругу и по очереди называют звуки. Тот, кто называет последнее слово на предлагаемый звук, тот победитель.

«Круг». Цель: повторение изученных звуков. На полу чертится круг. Все участники встают за кругом, каждый по очереди называет слово. Если в слове есть предлагаемый звук, например [d], все прыгают в круг; если этого звука нет, выпрыгивают из круга.

«Кто лучше знает транскрипционные значки?» Цель: соотнесение звукового образа с графическим. Учитель называет английские звуки, а учащиеся показывают транскрипционные значки.

«Прочти по губам». («Read by the lips.») Цель: фонетическая отработка речевого образца. Игроки читают по губам ведущего слово или фразу и произносят ее вслух хором.

Лексические игры.

«Синонимы». Цель: активизация лексики по любой теме. Игра в мяч. Учащиеся называют слова с тем же значением.

«Антонимы». Цель: активизация лексики по любой теме. Игра в мяч. Учащиеся называют слова с противоположным значением.

«Снежный ком». Цель: активизация или закрепление лексики по любой теме. Учащиеся стоят в кругу и по очереди называют слова. Один из учеников произносит слово по заданной теме. Следующий ученик повторяет это слово и добавляет еще одно свое и т.д. Выигрывает тот, кто назовет наибольшее количество слов в том порядке, в каком их называли ученики.

«Что не хватает?» («What is missing?») Цель: закрепление лексики по любой теме. Учащиеся смотрят на тематические картинки или предметы в течение нескольких минут, затем закрывают глаза. Одна или несколько из картинок или предметов убираются. Задача учащихся назвать то, что было спрятано.

«Кого не хватает?» («Who is missing?») Цель: закрепление в речи речевых оборотов. Прячется один или несколько учащихся из класса, ведущий отгадывает, кто это.

«Будь внимателен». Цель: Называются слова по заданной теме, например «животные». Если называется одно животное, учащиеся хлопают в ладоши; если называется много животных, топают ногами.

«Переводчик». Цель: тренировка лексических и речевых навыков по любой теме. Игра в мяч. Учитель называет слово или предложение по-русски, учащиеся - по-английски (или наоборот).

«Угадай». Цель: активизация лексики по темам «Глаголы движения», «Спортивные игры». Ведущий загадывает слово, задача учащихся его отгадать. Тот, кто отгадывает, становится ведущим.

Цель: активизация лексики по темам «Учебные принадлежности».

В коробку прячется предмет, задача учащихся отгадать, что в коробке.

«Тренер». Цель: активизация лексики по темам « Глаголы движения», «Спортивные игры». Ведущий дает команды, например, выполнять определенные движения, участникам спортивной тренировки.

«Аукцион слов». Цель: повторение лексики по любой теме. Учащиеся стоят в кругу и по очереди называют слова. Тот, кто называет последнее слово по предложенной теме, тот победитель.

«Глухой телефон». Цель: тренировка речевых образцов по любой теме. Дети встают друг за другом в линеечку. Ученик, стоящий первым передает информацию о себе, следующие передают информацию, рассказывая об этом ученике. Последний, получивший информацию, должен сказать, что рассказал о себе первый ученик. Затем последний ученик встает в начало, и игра повторяется.

«Считай правильно». Цель: активизация лексики по теме «Числительные». Учащиеся встают в круг. Ведущий бросает мяч и называет число по-английски. Тот, кому бросили мяч, придумывает любое движение и выполняет столько раз, сколько было сказано. Все остальные хором считают вслух.

«Следы». («Big foot».) Цель: тренировка лексических навыков по теме «Числительные». По классу расклеиваются большие следы с числами от 1 до 10. Учащиеся должны перепрыгивать со следа на след, называя числа в прямом или обратном порядке. Тот, кто забудет, выходит из игры.

«Симон говорит». («Simon says».) Цель: активизация лексики по теме «Спорт». Учащиеся выполняют распоряжения ведущего, например движения, только в том случае, когда команде предшествуют слова: " Simon says". Тот, кто сделает ошибку, выбывает из игры.

«Колбаса». («Sausage».) Цель: активизация вопросительных предложений. Участники игры задают водящему всевозможные вопросы, например «What is your name?», «Who are you?», «How old are you?» и т.п., задача ведущего на все вопросы отвечать «sausage» и не улыбаться. Тот, кто рассмешит водящего, сам становится на его место.

«Любопытный Незнайка». Цель: повторение речевого и языкового материала по темам: «Знакомство», «Я и моя семья», «Мое домашнее животное», «Спортивные игры». Дети встают в круг и, бросая мяч друг другу, задают вопросы и отвечают на них.

«Цвета». («Colours».) Цель: активизация лексики по теме «Цвета». Водящий встает спиной к участникам игры и называет любой цвет. Участники отыскивают названный цвет на себе и, говоря, например "I have blue", переходят на другую сторону. Тот, у кого нет этого цвета, говорит одно предложение, например "I have a big blue dog". Тот, кто не сможет сказать предложение, становится ведущим.

«Согласись или не согласись». Цель: активизация лексики по темам «Глаголы движения», «Спортивные игры». Ведущий показывает движения и рассказывает, что он умеет делать. Если он прав, остальным участникам нужно повторить его предложение, а если не прав, то исправить его утверждение.

«Магазин». Цель: активизация лексики по темам «Продукты», «Школьные принадлежности». Ведущий выполняет роль продавца. Учащиеся по очереди приходят в магазин покупать, например, школьные принадлежности или продукты.

«Волшебный стул». Цель: закрепление или активизация лексики по темам «Внешность», «Характер». Тому, кто садится на этот стул, учащиеся говорят комплименты, например «you are pretty», «you are smart» и т.п

Приложение 4

Грамматические игры.

«Атлант». («Atlas».) Цель: активизация глагола to have. Один из учеников назначается водящим-Атлантом ( согласно греческой мифологии Атлант-это титан, держащий на плечах небесный свод, в этой игре Атлант несет «большую тяжесть»-все, что захотят ему дать дети). Каждый ученик дает ему «ношу»-слово. Например, первый ученик произносит слово a dog , и Атлант повторяет его в предложении: I have got a dog. Следующий ученик добавляет слово a hat, и Атлант говорит: I have got a dog and a hat. Третий ученик называет слово a house , и Атлант включает его в предложение: I have got a dog, a hat and a house и т.д. Если Атлант пропустил слово или поменял его местами, на его место выбирается другой водящий.

«Memory game». Цель: активизация в речи притяжательного падежа существительных. Учитель медленно проходит между рядами с корзиной. Каждый из учеников кладет в корзину какой-то предмет (иллюстрирующий знакомую лексику) и говорит: Take it, please! Учитель благодарит учащихся: Thank you. Затем ставит на стол корзину и, показывая один из предметов, задает вопрос: Whose pen is it? Желающий отвечает: It's Vera's pen. Таким образом учитель демонстрирует все предметы. Побеждает тот, кто узнает наибольшее количество предметов.

«В зоопарке». Цель: отработать употребление модального глагола can. Экскурсовод с группой посетителей подходят к разным животным зоопарка и комментирует: It's a bear. It can swim and climb a tree. Посетитель: Can it hop? и т.д. Если ребенок угадывает действие, которое может делать это животное, то сам становится экскурсоводом.

«Мы хорошие». («We are nice».) Цель: закрепление личных местоимений с соответствующими формами глагола to be. Дети встают в две шеренги друг напротив друга. Учитель просит повторять за ним каждую строчку, сопровождая слова жестами. Дети обязательно должны повторять жесты учителя: I am nice (указывают на себя); you are nice (указывают на стоящего напротив в другой шеренге); we are nice (дети в каждой шеренге указывают на всех стоящих рядом); and you are nice (указывают на всех, стоящих напротив); he is nice (указывают на одного из мальчиков); she is nice (указывают на одну из девочек); they are nice (указывают на группу детей). Дети должны заучить этот стишок и рассказать его самостоятельно, сопровождая его соответствующими жестами.

«Опиши животное». («Describe an animal».) Цель: Отработать глаголы в 3-м лице единственного числа в Present Simple Tense. Водящий загадывает животное и описывает его: It lives on the farm, it flies badly, it eats corn…, другие ученики отгадывают: Is it a hen? и т.д. Тот, кто догадается, становится водящим.

Приложение 5

Динамические паузы.

При изучении глаголов движения.

Hi, hello!

Hi! Hello! Jump up, jump back.

What's your name? - We are the Pack!

Walk, stop, turn, jump.

Now sit down, stand up!

I can

I can run, I can jump,

I can swim, I can sit,

I can dance, I can't fly,

I can say "Hello! Hi!"

При изучении неправильных глаголов (The Past Simple Tense).

I went to school one morning

I went to school one morning and I walked like this,

Walked like this, walked like this.

I went to school one morning and I walked like this,

All on my way to school.

I saw a little rabbit, and he hopped like this,

Hopped like this, hopped like this.

I saw a little rabbit, and he hopped like this,

All on my way to school.

I saw a tall policeman and he stood like this,

Stood like this, stood like this.

I saw a tall policeman and he stood like this,

All on my way to school.

I heard the school bell ringing and I ran like this,

Ran like this, ran like this.

I heard the school bell ringing and I ran like this,

All on my way to school.

При изучении темы «Спорт».

Sports is fun

Sports is fun for girls and boys,

It's much better than the toys.

You can sledge and ski and skate

And play snowballs with Kate!

You can swim and play footfall,

Hockey, tennis, basketball,

You can run and you can jump,

You can have a lot of fun!

Hockey Cockey

Put your right arm in! Take your right arm out!

In! Out! In! Out! Shake it all about!

Do the Hockey Cochey and turn around!

That's what it's all about!

Oh, the Hockey Cochey!

Oh, the Hockey Cochey!

Oh, the Hockey Cochey!

Knees bend! Arms stretch! One! Two! Three!

Put your left arm in! …

Put your right leg in! …

Put your left leg in! …

При изучении лексики по теме «Части тела».

Head and shoulders, knees and toes …

Head and shoulders, knees and toes, knees and toes.

Head and shoulders, knees and toes, knees and toes.

Eyes and ears and mouth and nose,

Head and shoulders, knees and toes, knees and toes.

При изучении лексики «Распорядок дня».

So early in the morning .

This is the way I wash my hands, wash my hands, wash my hands,

This is the way I wash my hands, so early in the morning.

This is the way I wash my face …

This is the way I clean my teeth …

This is the way I drink my milk …

This is the way I go to school …

When you wake up in the morning . . .

When you wake up in the morning

And it's calling to one

And you want to have a little fun,

You brush your teeth, you brush your teeth.

When you wake up in the morning

And it's calling to two

And you don't know what to do,

You brush your teeth, you brush your teeth.

When you wake up in the morning

And it's calling to three

And you have a break to smile for me,

You brush your teeth, you brush your teeth.

When you wake up in the morning

And it's calling to four

And you have a break to knock on the door,

You brush your teeth, you brush your teeth

Приложение 6

Универсальные динамические паузы и физкультминутки.

Hands up! Hands down …

Hands up! Hands down!

Hands on hips! Sit down!

Hands up! To the sides!

Bend left! Bend right!

One, two, three … Hop!

One, two, three … Stop!

Hands on …

Hands on the head,

Hands on the hips,

Hands on the table,

Hands like this.

Hands on the shoulders,

Hands up and down,

Hands behind the head,

And sit down!

Two little feet …

Two little feet go tap, tap, tap.

Two little hands go clap, clap, clap.

Two little feet go jump, jump, jump.

Two little hands go thump, thump, thump.

Reach for the sky

Clap your hands, touch your toes,

Turn around and put your finger on your nose.

Flap your arms, jump up high, wiggle your finger and reach for the sky.

Do everything together

Clap, clap, clap your hands, clap your hands together.

Stamp, stamp, stamp your feet, stamp your feet together.

Touch, touch, touch your eyes, touch your eyes together.

Touch, touch, touch your cheeks, touch your cheeks together.

Shake, shake, shake your hands, shake your hands together.

Smile, smile at your friend, let us smile together.

Story time

Sometimes my hands are at my side,

Then behind my back they hide.

Sometimes I wiggle my fingers

To shake them fast, to shake them slow.

Sometimes my hands go clap, clap, clap,

Then I rest them in my lap.

Now they're quiet as quiet can be

Because it's story time, you see.

Dance with me

Come my friend, and dance with me, it is easy, you will see,

One step back, one step out, then you twirl yourself about.

It is fun to dance with you, and it isn't hard to do,

One step back, one step out, then you twirl yourself about.

Now we'll do the dance once more, stepping lightly round the floor,

One step back, one step out, then you twirl yourself about.

Приложение 7

Примеры упражнений эмоциональной раскачки

Упражнение «Комплименты»

Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

Игра «Вам - сообщение»

По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.

Игра «Подарок»

Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».

Методика «Утренний сбор»

Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.

Задания «Поделись радостью». «Нарисуй свое настроение» и т. д.

Примеры медитативно - релаксационных упражнений

Упражнение «Я вижу, я слышу, я чувствую»

Ученик говорит по 3 предложения о том, что он видит, о том, что он слышит, о том, что он чувствует. Количество предложений зависит от уровня обучения.

Упражнение «Деревянная кукла» в формате физминутки

Кукла падает. Сначала кисти поднятых рук, затем до локтя, голова, кукла складывается в поясе и покачивается.

Пример упражнений на релаксацию и визуализацию

Расслабленная поза, глубокое дыхание, тишина. Можно представить лес, аромат лесной поляны, тихий шелест листвы и т.п.

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках осуществляется через учет личных интересов и особенностей ученика и возможность выбрать свой уровень и объем задания.

Разделение учащихся на 3 типа синтетический, аналитический, и кинестетический - позволяет индивидуализировать стиль и предпочтительные методы работы на уроке.

Двигательная активность учеников на уроках способствует лучшему овладению материала, снятию усталости и повышению мотивации к обучению. Активное поведение учащихся на уроке обеспечивается за счет использования рифмовок, стихотворений, песен на основе движений и проведения физкультминуток: на уроке проводятся 1-2 физкультминутки по 2-3 минуты продолжительностью через 15-20 минут после начала урока.

17


© 2010-2022