- Преподавателю
- Иностранные языки
- Статья: «Играя, ребенок развивается»
Статья: «Играя, ребенок развивается»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Трунова Л.И. |
Дата | 19.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Игра - самое естественное и приятное занятие для ребенка. Она дает детям возможность проявить свои чувства и потребности, раскрыть свой потенциал. Играя с детьми можно научиться чувствовать ребенка: можно направлять его игру, а можно проводить игротерапию в форме спокойной игры, подстраиваясь под деятельность ребенка, что дает возможность детям раскрыться и самовыразиться. В любом случае основной психокоррекционной задачей игротерапии является установление тесной эмоциональной взаимосвязи педагога и ребенка.
Поскольку у детей с тяжелыми нарушениями в развитии (неговорящие дети, дети-аутисты, дети с синдромом Дауна и дети с умственной отсталостью) вербальное общение, так необходимое для психокоррекции слабо доступно или недоступно вовсе. Педагогам приходится использовать иные способы взаимодействия с ребенком. Детям с нарушениями развития часто трудно пойти на контакт с педагогом. И здесь на помощь может прийти кукла: ручная игрушка, плоскостная. Именно она привлечет к себе внимание, первой «заговорит» с ребенком, задаст вопрос, похвалит, подскажет.
На первом этапе игровой коррекции важно обучить ребенка подражанию. Педагог кормит куклу, ребенок повторяет эти действия, укачивает, умывает. Затем в процессе игры устанавливается социальный контакт, при котором уже происходит совместная деятельность ребенка и педагога. Совместное построение мебели для куклы, посадка цветов, мытье посуды. И только после этого можно переходить к играм с правилами.
Играя и используя кукол, дети проигрывают различные ситуации из жизни, могут выразить свои позитивные и даже негативные чувства. Известным и удобным средством психокоррекции является игра в кукольный театр.
На занятиях мы часто играем с куклами кукольного театра. Набор кукол беру разнообразный, как правило, это куклы-животные, куклы-люди. Такие постановки, как «Мишка-командир», «Жадный лисенок» формируют умение не только слышать и слушать задания кукольного персонажа, но и четко выполнять их. Важно и эмоциональное отношение к ситуации. Воспитывается доброжелательность, доброта, отзывчивость через отношение к кукле.
Интересно использование кукол при работе с детьми-аутистами. Так как у детей с аутизмом контакт с людьми глаза в глаза затруднен, также использую неструктурированные куклы - куклы, у которых есть одежда, но нет лица). В отличие от обычных детей, дети с аутизмом зачастую предпочитают игру с куклами-животными или с куклами без лица. Так Вова К. очень любит играть с такими куклами. И при, казалось бы, внешней отрешенности от обращенной речи человека, он очень хорошо слышит, стоит только надеть игрушку на руку. И с большим удовольствием выполняет все задания, предложенные куклой. Сам любит надевать кукол на руки, играя в догонялки, жалеясь с другой куклой, прячась от нее.
Через игру ребенок может оценить поведение игрового персонажа. Например, Сашей К. любит играть в игру «Вредный Мурзик». Мы объясняем ребенку, что кот Мурзик вообще-то добрый, но бывают такие дни, когда он становится вредным и делает все наоборот. Предлагаем ребенку построить дом из строительных блоков, а кот Мурзик разрушает его. Делаем замечание Мурзику и просим ребенка вновь построить дом. Если ребенок отказывается, строим дом сами. Но Мурзик ломает его вновь. Спрашиваем хорошо или плохо делает Мурзик. Ребенок показывает свое отношение к ситуации, а . На следующих занятиях меняем игровой сюжет. Можно попросить ребенка накрыть стол для кукол, а Кот в это время начинает прятать посуду под стол.
На развитие самостоятельной игры у детей раннего возраста большое влияние оказывают такие игры, как «Ладушки», «Прятки», «Сорока-ворона» и всевозможные пальчиковые игры. Это игры известные с незапамятных времен. Именно через них форитруется ритмично-музыкальная структура речи. И их использование с маленькими детьми жизненно необходимо
Так как у безречевых детей и детей с тяжелыми эмоциональными нарушениями процесс перевоплощения в игре часто непонятен и недоступен, целесообразно использование игр-драматизаций на тему знакомых сказок. Ведь повторение любимой сказки у таких детей вызывает живой интерес и радостные эмоции.
Успех игровой психокоррекции у детей с тяжелыми нарушениями в развитии зависит от того, насколько педагог смог установить контакт с ребенком, от способности правильно подобрать игровой сценарий, соответствующий уровню интеллектуального и речевого развития, учел психологические и индивидуальные особенности ребенка, и от того, насколько правильно организована среда, в которой проходит психокоррекционный процесс.
С рождения малыш знакомится и познает окружающий мир, устанавливает взаимоотношения со взрослыми с помощью игры. И это хорошо. Потому что это позволяет без особого труда и усилий раскрывать в ребенке новые возможности и интересы. Малыш растет и радует родителей своими достижениями, сформированными, в основном, с помощью игры. Особенно важно это для детей с различными нарушениями в развитии. Потому что для этих детей игра остается чуть ли не единственным способом общения и развития.