Рабочая программа проектной деятельности на уроках немецкого языка

Раздел Иностранные языки
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 5-7 классов создана на основе Федерального государственного стандарта основного общего образования, программы «Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа» (автор-составитель С.В.Третьяков,- издательства Москва «Просвещение», 2013) и образовательной программы гимназии № 13.

Программа призвана обеспечить освоение наиболее актуальных для работы над проектами способов деятельности учащимися основной школы и подготовку их таким образом к разработке и реализации собственных проектов. Потребность в данной программе возникла в связи с широким применением в образовательных учреждениях метода проектов как технологии формирования ключевых компетентностей учащихся. Освоение способов деятельности, применимых к очень широкому кругу объектов воздействия, в рамках изучения курса позволяет сформировать у учащихся важный внутренний ресурс, который специально в других составляющих образовательного процесса в школе не формируется.

Важнейшей педагогической проблемой сегодня стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.

Проектная деятельность направлена на духовное и профессиональное становление личности ребёнка через активные способы действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. Учащиеся приобретают коммуникативные навыки и умения: работа в группе в разнообразных качествах, рассмотрение различных точек зрения на одну проблему, организация взаимодействия между участниками проекта.

Выполняемые учащимися проекты позволяют выявить интерес каждого школьника по уровню успешности различных видов учебной деятельности, по отношению к процессу деятельности и её результатам. Проектирование практически помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурными образцами мышления, формировать свои мыслительные стратегии, что позволяет каждому самостоятельно осваивать накопления культуры.

Цель проектной деятельности отражает тождественные ей результаты освоения основной образовательной программы, а именно:

1.формирование УУД через следующее:

  • освоение социальных ролей;

  • готовность к самостоятельным поступкам и действиям;

  • готовность преодолевать трудности;

  • понимание значимости проектной деятельности;

  • развитие компетентности общения;

2.овладение учащимися продуктно-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоение основных этапов проекта;

3.развитие творческих способностей;

4.общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителями.

Задачи для обучающихся:

1.обучиться целеполаганию, планированию, контролю;

2.овладеть следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать);

3.обучиться методам творческого решения проектных задач.

Задачи для учителя:

1.применять педагогические технологии, обеспечивающие самоопределение и самостоятельность обучающихся в процессе работы, осуществлять контроль;

2.создавать условия для проектной деятельности;

3.создавать комфортную обстановку;

2. научить ставить проблему и цели;

3.обучать приёмам и методам проектной деятельности;

4.научить работать с информацией;

5. ориентировать обучающихся на результат проекта;

6.неформально снижать агрессию и конфликтность участников;

7.помогать в организации обсуждений результатов этапа.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Проектная деятельность» для 5-7 классов рассчитана на изучение содержания тем по классам:

5 класс - 34 часа в год, 1 час в неделю;

6 класс - 34 часа в год, 1 час в неделю;

7 класс - 34 часа в год, 1 час в неделю

Формы организации учебного процесса:

Проектирование, творческая работа, элементы исследования, работа в меняющихся группах.

Формы контроля:

Поскольку основная часть работы в рамках программы основывается на работе малых групп, контроль за достижением планируемых результатов осуществляется непосредственно при выполнении заданий: в процессе презентаций, представления учащимися результатов групповой работы, а также как форма контроля может являться выступление с проектами перед одноклассниками, на открытых уроках, на районных, муниципальных, региональных конкурсах проектов, на гимназических мероприятиях конкурсах "Эврика", "Малая академия", участие в выставках и т.д.

Учащиеся 5,6,7-х классов должны уметь различать (но еще не реализовывать самостоятельно) разные виды работ и разные виды ответственности за них. Они постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению проектного замысла.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Программа внеурочной деятельности является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы, конкретизирует методы формирования УУД учащихся в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности учащихся. Программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, формирование основ культуры проектной деятельности, позитивного социального опыта применения технологий этого вида деятельности.

Рабочая программа состоит из отдельных модулей. Модуль понимается как логически завершённая единица содержания образования. Модульная структура и практическая направленность программы обуславливают успешное применение метода проектов в системе образования, поскольку содержание модулей предполагает освоение способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, исследовательской и т.п.).

Планируемые результаты обучения определяются по каждому модулю на основе конкретизации сложных умений, необходимых для работы над проектом.

Модуль «Первые шаги» - 5 класс решает задачу приобщения пятиклассников к общественной жизни своей местности, классного коллектива. В основе занятий - наблюдения, элементы исследования, полезные практические дела. Итогом изучения первого модуля является выявление и формирование устойчивых мотивов, интересов и потребностей школьников в жизненном самоопределении.Исследования проводятся как группой (общее), так и мини-исследования по выбранным темам (если учащийся способен выполнить такое исследование индивидуально).

Модуль «Моя лаборатория» - 6 класс формирует аналитические умения и навыки по широкому спектру вопросов, которые значимы для самих учащихся и территории проживания, требуют своего решения. Школьники на основе комплексного применения полученных знаний на практике получают общее представление об алгоритме учебного исследования. Итогом данного этапа изучения курса должно стать ясное понимание избранной проблемы (подтемы) исследования, над которой будет работать ученик индивидуально и в команде с учётом возрастных особенностей.

Модуль третий «Мы творим и создаём» - 7 класс систематизирует ранее полученные знания, умения и навыки подготовки к исследованию, выбору проблемы, сбору и анализу информации. Главной задачей этого этапа деятельности является разработка собственного варианта решения проблемы. Итогом должна стать программа действий, разработка варианта реализации программы с элементами моделирования принятия позитивного решения исследуемой проблемы. В этих целях возможны самые различные акции учащихся: письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, СМИ, общественные организации; личное практическое участие путём проведения КТД по обустройству территории, оказанию помощи престарелым жителям). Практические результаты должны иметь социально значимую направленность.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Наименование раздела

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучающихся

5 КЛАСС

1

Введение

4

учится целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы;

овладевает следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать);

обучается методам творческого решения проектных задач;

учится выполнять работу по цепочке;

соотносит между собой этапы проектирования

слушает и вступает в диалог;

строит логическую цепь рассуждений;

выполняет задание по схеме;

учится полно выражать свои мысли.

2

Ценностные ориентиры в жизненном самоопределении

6

3

Научная организация труда (НОТ) юного исследователя в освоении информационно-образовательной среды

10

4

Мои первые исследования

14

6 КЛАСС

1

Введение

2

учится целеполаганию, планированию, контролю, формулированию проблемы;

овладевает следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать);

обучается методам творческого решения проектных задач;

учится выполнять работу по цепочке;

соотносит между собой этапы проектирования;

учится устанавливать причинно-следственные связи;

учится строить знаково-символические модели

слушает и вступает в диалог;

строит логическую цепь рассуждений;

выполняет задание по схеме;

учится полно выражать свои мысли;

строит продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем;

учится выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

учиться оценивать адекватно себя и сверстников;

учится разрешать конфликты

2

Азбука учебного исследования

2

3

Выбор темы исследования

2

4

Поиск и способы первичной обработки информации

8

5

Методы учебного исследования

6

6

Разработка темы исследования

8

7

Теоретическое обоснование результатов исследования

4

8

Презентация результатов исследования

2

7 КЛАСС

1

Введение

4

Ставит цель, планирует, контролирует, формулирует проблему;

владеет следующими приёмами работы с неструктурированной информацией (собирать, обрабатывать, анализировать, интерпретировать);

владеет методом творческого решения проектных задач;

выполняет работу по цепочке;

соотносит между собой этапы проектирования;

слушает и вступает в диалог;

строит логическую цепь рассуждений;

выполняет задание по схеме; полно выражает свои мысли;

строит продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем;

выражает свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

разрешает самостоятельно без вмешательства учителя конфликты;

оценивает адекватно себя и сверстников;

самостоятельно создаёт алгоритм действий при решении проблемы.

2

Организация КТД по постановке эксперимента, исследования

16

3

Нравственная культура исследования

4

4

Обучение рефлексивной деятельности

4

5

Публичное выступление

6

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ

Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие, рост их компетентности в выбранной для проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.

Обучающиеся за 3 года научатся следующему:

1.Планировать и выполнять коллективный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные рассматриваемой проблеме.

2.Применять такие математические методы и приёмы, как доказательство по аналогии, опровержение, построение и исполнение алгоритма.

3.Использовать такие приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение правильной гипотезы и практическое обоснование.

4.Ясно и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, изученные на учебных предметах, адекватные обсуждаемой проблеме.

5.Искать необходимую информацию в открытом, неструктурированном пространстве с использованием Интернета, ЦОРов и каталогов библиотек.

6.Уметь на практике применять уже имеющиеся знания и осваивать специфические знания для выполнения условий проекта.

7.Уметь определять проблему как противоречие, формулировать задачи для решения проблемы.

8.Владеть специальными технологиями, необходимыми в процессе создания итогового коллективного проекта.

9.Взаимодействовать в группе, состав которой постоянно меняется при создании нового проекта.

10.Уметь представлять продукт проектной деятельности.

Обучающиеся получат возможность научиться следующему:

1.Коллективно выполнять учебные и социальные проекты.

2.Использовать озарение, догадку, интуицию.

3.Использовать некоторые приёмы художественного познания мира: образность, художественный вымысел, оригинальность.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Литература:

  1. «Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа» автора-составителя С.В.Третьяковой,- издательства Москва «Просвещение», 2013

  2. . Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности школьника: методическое пособие по преподаванию курса (с использованием тетрадей на печатной основе) / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. - 224 с.

  3. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов - руководителей проектов учащихся основной школы / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. - 176 с.

  4. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Основы проектной деятельности: Рабочая тетрадь для 5-7 класса / Под ред. проф. Е.Я. Когана. - Самара: Издательство «Учебная литература», Издательский дом «Федоров». 2006. - 80 с.

  5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006. 80 с. (Методическая библиотека).

  6. Программа учебных модулей «Основы проектной деятельности» для учащихся основной школы (5-9 классы), разработанным А.Г. Шурыгиной и Н.В. Носовой. - Киров: Кировский ИПК и ПРО, 2006.

  7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.. 2011, 107с.

  8. Пахомова Ю.А. Учебное проектирование. Методическое пособие и СД-диск с базой данных учебных проектов/ Ю.Н.Пахомова, Н.В.Дмитриева, И.В.Денисова. - М., 2012.- 51 с.

  9. Попов Л.В. Управление инновационными проектами. Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2009. - 336 с.

  10. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? - М.: Первое сентября, 2010., 44 с.

Электронные пособия:

pedagogie.ruIntel. Обучение для будущего. - Intel, 2004

Join Multimedia 2005. Winning projects. - Siemens AG, 2005

Join Multimedia 2006. Winning projects. - Siemens AG, 2006.

Информационные сайты:

uchportal.ru/publ/15-1-0-439

schools.keldysh.ru/







Суть понятия "Проект" - это прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Результат этой работы можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей; прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения

Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранных языков, и как он может быть использован с учетом специфики предмета?

Прежде всего, учитель иностранного языка обучает детей способам речевой деятельности, поэтому мы говорим о коммуникативной компетентности как одной из основных целей обучения иностранным языкам.

Целью обучения является не система языка, а речевая деятельность, причем не сама по себе, а как средство межкультурного взаимодействия. Чтобы сформировать у школьников необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартам, необходима активная устная практика для каждого ученика группы.

Чтобы учащиеся воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, но и искать способы включения их в активный диалог культур.

Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами.

В основе проекта лежит какая-либо проблема. Что бы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом знаний разнообразных и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К интеллектуальным можно отнести умение работать с информацией, с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия. К коммуникативным умениям относятся, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс собеседником; умение лаконично излагать свою мысль.

Наш предмет вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка. Как легко заметить, метод проектов - суть развивающего, личностно - ориентированного характера обучения. Данным методом достаточно широко можно пользоваться на любой ступени обучения, в том числе и в начальной школе при любой модели обучения. Все дело в выборе проблемы, требующих определенных языковых средств, для ее разработки и решения.

Существуют следующие виды проектов:

исследовательские, творческие, ролево-игровые, информационные, практико-ориентировочные. Рассмотрим каждый из них.

Исследовательские проекты.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования, актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Структура приближена к научному исследованию или полностью совпадает с ним. Все, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки школьников определенного этапа обучения

Творческие проекты.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой групповой логике совместной деятельности, интересам участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (газета, сочинение, видеофильм, драматизация, ролевая игра и т.д.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильмы жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Оформление результатов проектов требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматургии, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и т.д.

Ролево - игровые проекты.

В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемого проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его окончанию. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево - игровая.

Информационные проекты.

Этот тип проектов направлен на сбор информации, о каком- либо объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследования, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической корректировки по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта; предмет информационного поиска; источники информации (средства СМИ, интервью, анкетирование, проведение «мозговой атаки» и т.п.); способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы); результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео и т.п.); презентация (публикация, в том числе и сети интернет). Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

Практико-ориентировочные проект

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников: документ, созданный на основе полученных результатов исследований по экологии, биологии, агрохимии, истории, литературы и др.; программа действий; рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе; проект закона; справочный материал; словарь, например, обиходной школьной лексики; дизайн дома, квартиры, учебного кабинета; проект школьного зимнего сада и т.д.)

По продолжительности проведения проекты могут быть краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более значимой проблемы); средней продолжительности (один-два месяца) и долгосрочными (до года).

Основные требования к проекту.

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы-задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения различных праздников в немецко-говорящих странах; организация путешествий в разные страны; проблемы семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема отношений между поколениями; проблема обучения).

2.Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры и т. д.)

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время;

4.Структуирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

5. Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных знаний, данных, подведение итогов, корректировка, выводы

(использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защита проекта и т.п.)

Исходя из этого, можно определить этапы разработки структуры проекта и проведения его:

1)Представление ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике;

2)Выдвижение гипотез решения поставленной проблемы («мозговой штурм»), обсуждение и обоснование каждой из гипотез;

3)Обсуждение и обоснование методов проверки принятых гипотез в малых группах, возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы; оформление результатов;

4)Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу;

5)Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих;

Как известно, основной проблемой при изучении иностранного языка является то, что вне класса ученики практически не имеют возможности говорить на иностранном языке, т.е. пользоваться полученными знаниями.

Использование проектной методики в процессе обучения позволяет применять речевые навыки и умения на практике. Выполнения заданий проекта выходят за рамки урока и требуют много времени, но часто усилия оправдывают себя, так как при этом решается ряд важнейших задач:

-занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация учащихся при изучении иностранного языка;

-учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, в том числе лингвистическую, не только из учебников, но и из других источников;

-в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем, роль которого меняется; вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом;

-в проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося: здесь, прежде всего, учитывается интерес, жизненный опыт и индивидуальные способности;

-усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, так как каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности;

-совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио и видео запись, оформить альбом, стенгазету, выставку, организовать вечер для родителей, одноклассников. Форму презентации (репортаж, сообщение, ролевая игра, викторина, концерт, дискуссия и т.д.) и документации учащиеся выбирают сами.

Работа с проектом имеет следующие этапы:

I.Подготовительный, который включает в себя следующие шаги:

1)Планирование учителем проекта в рамках тем программ;

2)Выдвижение идеи учителем на уроке;

3)Обсуждение идеи учащимися; выдвижение ими своих идей; аргументирования своего мнения (этот этап имеет место, если речь идет о большом, т.е. длительном проекте).

II.Организация работы:

1)Формирование микрогрупп;

2)Распределение заданий в микрогруппах;

3) Практическая деятельность учащихся в рамках проекта.

III.Завершающий этап:

1)Промежуточный контроль (при длительном проекте);

2) Обсуждение способа оформления проекта;

3)Документирование проекта;

4)Презентация результатов проекта всей группе на вечере в рамках недели иностранного языка, на родительском вечере и т.д.;

5)Подведение итогов выполнения проекта: обсуждение результатов, выставление оценок и т.д.

IV. Практическое использование результатов проекта (в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках, выставки и т.д.)





Учебный проект: Праздники в Германии

Проект представляет собой обзор праздников Германии (Новый год, Пасха, День Матери, День святого Николауса, Рождество)

Предмет, класс

Иностранный язык (немецкий), 7 класcы.

Краткая аннотация проекта

Тема проекта - "Праздники в Германии". Проект предполагает творческое освоение учениками ряда тем, изучающихся в основной школе. Качественные проблемные вопросы развивают у детей интерес к предмету. Практическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить основные понятия: "Ostern", "Das Weihnachten", "Der Tag Heiligen Nikolaussa", "Der Tag der Mutter", "Das neue Jahr".

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Нужны ли праздники современному обществу?

Проблемные вопросы

1. Каково влияние изучения немецких праздников на культуру и словарный запас школьника?

2. Как можно, знакомясь с традициями и праздниками Германии, изучить характер немцев?

Учебные вопросы

1. В чём особенность празднования немецкой Пасхи?

2. Как немцы отмечают Рождество, Новый год?

3. Традиция празднования Дня Матери

4. Что мы знаем о празднике святого Николауса?

План проведения проекта

План проекта (приложение 1)

Визитная карточка проекта (Приложение 2)

Публикация учителя

Буклет (Приложение 3)

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

«Die Feiertage in Deutschland»

презентация проекта

Пример продукта проектной деятельности учащихся

"Ostern", "Das Weihnachten", "Der Tag Heiligen Nikolaussa", "Der Tag der Mutter", "Das neue Jahr

Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

Критерии самооценки деятельности учащегося

Критерии

4

3

2

1

1.

Вклад в работу группы

Я активно вношу свой вклад в групповое обсуждение, в работу группы.

Я участвую в групповых обсуждениях.

Иногда я вношу свой вклад в работу группы.

Я предпочитаю не участвовать

Я принимаю и выполняю все порученные мне задачи.

Я выполняю свои задачи.

Я выполняю свои задачи, если мне помогают.

Я не выполняю свои задачи

Я помогаю группе в постановке целей.


Я участвую в постановке задач.

Я редко участвую в постановке задач.


Я мешаю постановке задач

Я помогаю группе в достижении общих целей.

Я помогаю группе в достижении целей.

Мне трудно удерживать цели.

Я задерживаю достижение целей.













2

Взаимодействие с группой

Я предлагаю к обсуждению множество идей и делюсь необходимой информацией.

Я делюсь своими идеями, когда меня к этому побуждают.

Я делюсь своими идеями, когда меня к этому побуждают.

Я не люблю делиться своими идеями.

Я побуждаю других делиться своими идеями.

Я позволяю всем делиться своими идеями.

Я позволяю большинству делиться своими идеями.

Я участвую в групповых обсуждениях.

Я поддерживаю баланс между выслушиванием и высказыванием.

Я могу слушать других.

Иногда я слушаю других людей.

Я прерываю других, когда они высказывают свои идеи.

Я всегда внимательно отношусь к чувствам и мыслям других людей.

Я показываю внимание к чувствам и мыслям других людей.

Иногда я принимаю во внимание чувства и мысли других людей.

Я не внимателен к чувствам и мыслям других людей.

Если учащийся оценивает свою деятельность на «4» , ему добавляется 2 балла к общей оценке над проектом. Если учащийся оценивает свою деятельность на «3» , ему добавляется 1 балл к общей оценке над проектом

Критерии оценки презентации




1 балл

2 балла

3 балла

4 балла

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Общая информация


Тема предмета не очевидна. Информация не точна или не дана.

Информация частично изложена. В работе использован только один ресурс.

Достаточно точная информация. Использовано более одного ресурса.

Данная информация кратка и ясна. Использовано более одного ресурса.

  1. Тема урока

Не раскрыта и не ясна тема урока. Объяснения некорректны, запутаны или не верны.

Тема частично раскрыта. Некоторый материал изложен некорректно.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Ясно изложен материал.

Сформулирована и раскрыта тема урока.

Полностью изложены основные аспекты темы урока.

  1. Применение и проблемы

Не определена область применения данной темы. Процесс решения неточный или неправильный.

Отражены некоторые области применения темы. Процесс решения неполный.

Отражены области применения темы. Процесс решения практически завершен.

Отражены области применения темы. Изложена стратегия решения проблем.

Элементы оформления

Отсутствует план для создания полной и хорошо оформленной презентации.

Частичный план для создания красочной презентации. Слайды просты в понимании.

Точный план для создания хорошо оформленной презентации. Слайды просты в понимании. Использованы некоторые эффекты и фоны.

Ясный план для создания красивой и полной презентации. Эффекты, фоны, графики и звуки, акцентирующие внимание на изложенной информации.

Коллективная работа

Не спланирована работа в группе. Несколько членов группы отвечают за работу всей команды.

Большинство членов команды участвует, но продуктивность деятельности очень разнообразна.

Работа над материалом равномерно распределена между большинством участников команды.

Слаженная работа в группе. Вся деятельность равномерно распределена между членами команды.





План работы над проектом по теме : «Праздники в Германии»

  1. Проблематизация

Началом работы над проектом, побудительным стимулом к деятельности является наличие проблемы. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. На этом этапе учителю предстоит кропотливая индивидуальная работа с учеником. Данный этап является наиболее сложным для учащихся - необходимо определить проблему проекта и, соответственно, сформулировать его тему. Поэтому в самом начале работы над проектом необходимо проявить максимальный педагогический такт, помочь ребенку найти среди его интересов то, что могло бы воплотиться в проекте, и уж потом обдумать, как использовать этот опыт для обучения и воспитания ребенка. Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.

Тема «Праздники в Германиии» многообразна. В ходе системы уроков по данной теме была выявлена проблема: Что мы знаем о праздниках Германии? Чем они отличаются от наших праздников? Сформулировали тему проекта: «Праздники в Германии»

  1. Целеполагание

Когда проблеме проекта удается придать личностно значимый характер, у ученика возникает первичный мотив к деятельности. На этом этапе дети высказывают большое количество идей, зачастую самых фантастических. Увлекшись темой проекта, они часто не соизмеряют свои возможности и желания. В любом случае необходимо, чтобы учащийся помнил, что достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы.

Итак, проблема - какие праздники есть в Германии? В чем сходство и отличие с нашими праздниками? Что поможет решить эту проблему? Надо разработать способы систематизации информации о праздниках и подумать, в каком виде представить их публике. Может быть, это будет сборник текстов про праздники Германии или презентация? Это так называемый ожидаемый результат, который тоже возникает на этапе целеполагания.

  1. Планирование

У нас есть исходная проблема проекта - Чем похожи наши праздники и праздники Германии и чем отличаются? Мы видим цель своей работы - систематизировать информацию о праздниках Германии. Надо спланировать все шаги от исходной проблемы до реализации цели проекта. Это этап планирования. Сейчас предстоит придать появившимся идеям и отдаленным целям более приземленный характер, разложив их на отдельные шаги, определив задачи и способы работы, наметив сроки и оценив имеющиеся ресурсы. Задаются ученику следующие вопросы:

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? - Ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи. Как ты будешь решать эти задачи? - Определение способов работы на каждом этапе. Когда ты будешь это делать? - Определение сроков работы. Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать? - Выявление имеющихся ресурсов. Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать? - Выявление недостающих ресурсов. Последовательно отвечая на эти вопросы, ученик сможет разработать план своего проекта.

Итак, необходимо продумать, какие задачи предстоит решить на пути к конечной цели проекта. Надо собрать информацию по теме: «Праздники Германии», создать краткую аннотацию о некоторых праздниках Германии.

Затем думаем, как мы будем действовать, какие способы применять для решения задач каждого этапа. Нам потребуется работа с литературой по теме проекта - мы будем собирать информацию, анализировать ее, составлять краткую аннотацию о каждом выбранном празднике. Подумаем, как же представить? На праздники приглашают гостей, пригласим и мы на наш праздник гостей (родителей, учащихся других классов), создадим конечный продукт- презентацию, выступим перед гостями с мини-спектаклем «Как празднуют пасху в Германии»

  1. Реализация

На следующем этапе будет проходить реализация намеченного плана - можно приступать к работе в соответствии с разработанным планом и графиком, имея в виду, что в случае необходимости придется внести некоторые изменения в первоначальный план. Здесь придется следить, чтобы ученик не потерял мотив к работе. Обязательно возникнут какие-то трудности, возможно, объективного характера, однако это не причина для простоя в работе.

Проект реализовался по плану. Недостатка в информации не было.

  1. Создание проектного продукта

Как правило, самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта. Здесь ребята обычно проявляют большую активность, действуют самостоятельно, творчески. При создании проектного продукта необходимо внимательно изучить соответствующий критерий оценивания - это поможет понять, каким должен быть продукт.

Проектный продукт является воплощением результата работы, найденного автором способа решения исходной проблемы проекта.

По своему виду проектные продукты могут быть:

  • материальными - модели, макеты, поделки, иллюстрированные альбомы, плакаты, картины, скульптуры, другие творческие произведения, в том числе видеофильмы, компьютерные презентации и т.п.;

  • действенными - мероприятия (спектакли, игры, экскурсии, викторины, соревнования, тематические вечера, литературные гостиные, концерты и т.п.);

  • письменными - статьи, брошюры, литературные произведения. К ним также можно отнести созданные в ходе проекта и размещенные в Интернете сайты и т.п.

Тип проекта во многом определяет, каким станет проектный продукт по своему жанру.

Продуктом информационных проектов чаще всего становятся брошюры, таблицы, схемы, графики, диаграммы.

Проект, разрабатываемый нами, информационный. Продукт - презентация, в которой содержится название праздников в Германии, краткая аннотация по каждому празднику

Критерии оценивания

В устном выступлении учитывается:

1) содержательная сторона выступления

  • Логичность

  • Полнота изложения

2) фонетическое звучание

  • Интонация

  • Паузы

  • Логическое ударение

  • Беглость речи

3) эмоциональность

4) умение реагировать на вопросы оппонентов защиты

Оформление: аккуратность, привлекательность дизайна для большинства присутствующих, грамотность и логичность изложения материала.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ УЧЕБНОГО ПРОЕКТА

Адресация

  1. Тема «Die Feiertage in Deutschland» (Праздники в Германии)

  2. Цели: образовательные - развитие лексических навыков по теме: «Die Feiertagе in Deutschland»; развитие умений монологического высказывания по данной теме, систематизация информации о праздниках Германии, расширение страноведческих знаний;

воспитательные - воспитывать толерантность к другой стране, её жителям; развивающие - развитие памяти, речи, мышления, творческих способностей учащийся.

  1. Задачи: сбор информации по теме: «Праздники в Германии»; создание краткой аннотации по городам.

  2. Возраст учащихся: учащиеся 7 классов

  3. Время работы над проектом: 4 недели

Обеспечение

  1. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение: учебник немецкого языка , интернет.

  2. ЗУН и общеучебные навыки, необходимые для самостоятельной работы: навыки работы с компьютером, в интернете, умение обобщать и систематизировать, выделять основную информацию.

  3. Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте: лексические навыки по теме, умения изучающего чтения.

  4. Мотивация к работе: интерес к данной теме.

  5. Развитие навыков:

-самостоятельности в работе с источниками информации, инструментами, технологиями;

-коммуникативности в информационном обмене, в ролевом взаимодействии;

-мыслительной деятельности: проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании;

- самоанализа и рефлексии.

6. Воспитание толерантности

7. Расширение кругозора







Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Дата фактически

Темы занятий

1.


Проект? Проект!


2.

3.


Как выбрать тему проекта?

Как выбрать тему проекта?

4.


Какими могут быть проекты?


5.


Учимся выбирать дополнительную литературу




6.


Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками»


7.


Наблюдение как способ выявления проблем.


8.


Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;


9.


Выдвижение идеи (мозговой штурм);


10.



Постановка вопроса (поиск гипотезы);

Как работать в команде ?


11.


Распределение ролей в группе .


12.


Способ обработки информации .


13.


Анализ информации и хранение .


14.


Представление позиции. Обоснованный выбор способа выполнения задания.

15.


Как много интересного вокруг. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам)


16.


Подбор материала.

17.


Проект «Праздники в Германии».

Постановка проблемы, обоснование выбора.


18.


Цель и задачи проекта.

19.

20.


План работы над проектом.

Сбор информации


21.


Продукт проекта: подготовка урока - отчёта о проделанной работе.


22.


Итог проекта, выводы, рефлексия.

23.


Подготовка проекта «Проблемы окружающей среды»


24.


Цель и задачи проекта.

25.


План работы над проектом. Сбор информации.


26.


Продукт проекта: подготовка урока - отчёта о проделанной работе.


27.


Итог проекта, выводы, рефлексия.


28.


Практическое использование результатов проекта.


29.


Презентация проектов


30.


Проект «Спорт и здоровый образ жизни»

31.


Цель и задачи проекта

32.


План работы над проектом. Сбор информации.

33.


Продукт проекта: подготовка урока-отчета о проделанной работе.

34.


Итог проекта, выводы, рефлексия





© 2010-2022