Программа кружка Юный топограф

Программа кружка по топографии предназначена для учащихся VI – IX классов. Она предусматривает развитие и улучшение знаний, полученных учащимися на уроках географии. Ведение кружка по топографии может быть поручено учителю географии, преподавателю предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» или учителю, имеющему звание инструктора по туризму. Программа рассчитана на проведение теоретических знаний в классе и практических на местности по каждой теме занятий. Кроме того, учащийся должен выполнить  три самостояте...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:













П Р О Г Р А М М Ы

для занятий в кружках по изучению

основ военного дела и овладению

военно-техническими знаниями

в общеобразовательных школах



















Утверждена на заседании городского

методического совета управления образования

Евпаторийского городского совета Автономной

Республики Крым от 14.05.2009г протокол № 2.




Организационно-методические

рекомендации по изучению основ военного

дела и овладению военно-техническими знаниями

в кружках общеобразовательных школ


Кружки - эффективный способ военно-патриотического воспитания и обогащения знаний в военном деле у молодежи.

В общеобразовательных школах при наличии соответствующих возможностей могут создаваться кружки: по изучению основ общевойскового дела, уставов Вооруженных Сил Украины, стрелкового оружия, а также «Меткий стрелок» и другие.

Основные задачи кружков:

  1. обеспечить активное участие молодежи занимающейся в оборонно-массовой работе, воспитывать их в духе беззаветной преданности Республике Украине, постоянной готовности к защите Родины, любви к Вооруженным Силам; проводить работу по подготовке молодежи к военной службе;

  2. вести широкую пропаганду героических традиций народа и его Вооруженных Сил, разъяснять цели, задачи и деятельность ОСОУ, необходимость содействия укреплению обороноспособности государства и могущества Армии, Флота и Авиации;

  3. знакомить молодежь с современным состоянием Армии и Флота, видами Вооруженных Сил и родами войск; с назначением и устройством военного оборудования, агрегатов и узлов согласно тем занятия в кружках.

В учебных заведениях кружки следует по возможности комплектовать по группам.

Кружки создаются при наличии не менее пятнадцати учеников, изъявивших желание заниматься.

Занятия в кружках проводятся преподавателем предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» при соблюдении всех мер безопасности в часы внеклассной работы. Время работы кружков планируются на каждый семестр и доводятся до всех обучающихся.

Для оказания помощи в проведении занятий в кружках назначаются помощники руководителя кружка из числа обучающихся старших классов.

Руководитель кружка ведет персональный учет занимающихся в кружках, оказывает систематическую помощь помощникам руководителя кружка, контролирует их работу.

Руководитель кружка отвечает за подготовку обучаемых и обязан:

  • воспитывать обучаемых в духе патриотизма и готовности к выполнению своего священного долга по защите Отечества;

  • тщательно готовиться к занятиям и проводить их на высоком организационном и профессиональном уровне;

  • вести в журнале кружка учет посещаемости занятий и пройденных тем;

  • по окончанию изучения соответствующих программ в кружке провести контрольные занятия.

Занятия в кружках проводятся без отрыва от учебы, один-два раза в неделю. Продолжительность каждого занятия 1-3 учебных часа. Учебный час - 45 минут.

Для планирования работы кружка и отчетности руководитель должен иметь следующую документацию: план по семестровой работе кружка, расписание занятий, журнал учета работы кружка. Основным отчетным документом является журнал учета занятий.


Перечень кружков


п/п

Наименование кружков

Время на изучение программы

1

Кружок по изучению уставов Вооруженных Сил Украины

70

2

Стрелковый кружок

130

3

Кружок юный топограф

70

Программа первых двух кружков состоит из трех частей:

  1. гуманитарная подготовка;

  2. основ военного дела;

  3. специальной подготовки (по профилю кружка)










Программа

по гуманитарной подготовке


Задачи обучения

Ознакомить учащихся, занимающихся в кружках, с основными положениями о защите Отечества, положениями Конституции Украины и Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе», которые регламентируют воинскую службу, с правами, обязанностями и ответственностью призывников и военнослужащих перед Родиной.

Раскрыть в ходе занятий задачи и организацию Вооруженных Сил Украины, их боевые традиции.

Разъяснить цели, основные направления деятельности ОСОУ, вклад общества в укрепление обороноспособности страны.

Обратить внимание учащихся на необходимость высокой личной ответственности за защиту своей Родины и подготовку к выполнению почетной обязанности - службе в Вооруженных Силах Украины.


Методические рекомендации

Для проведения занятий следует привлекать активистов оборонного общества и прежде всего офицеров запаса.

Занятия следует проводить методом рассказа в сочетании с живой развернутой беседой. Целесообразно организовывать выступления участников Великой Отечественной войны, воинов интернационалистов, ветеранов ВС Украины, демонстрацию хроникально-документальных и научно-популярных кинофильмов.

Изучение тем 2, 3 рекомендуется проводить непосредственно в музеях и комнатах боевой славы воинских частей.

Перечень тем и расчет часов


п/п

Наименование темы

Количество

часов

1

Конституция Украины о защите Отечества. Закон Украины об укреплении обороноспособности страны

2

2

Воинская служба в рядах Вооруженных Сил Украины - почетная обязанность гражданина этой республики

2

3

Бережно хранить и умножать славные боевые традиции Вооруженных Сил

2

4

Правительство Украины о возрастании международного терроризма и необходимости повышения бдительности людей

2

5

Цели и задачи организации Общества содействия обороне Украины

2

Итого

10




Программа

по основам военного дела


Задачи обучения

Ознакомить с современным положением Армии и Военно-Морского Флота, видами Вооруженных Сил и родами войск; с основными требованиями уставов; с общим устройством и боевыми свойствами стрелкового оружия; с ориентированием на местности и способами движения по азимутам.

Воспитывать обучаемых в духе патриотизма и интернационализма, любви к Родине и ее Вооруженным Силам, готовности к безупречному выполнению воинского долга, высокой дисциплинированности и личной ответственности за защиту Отечества.


Методические рекомендации


Занятия по темам 1-2 проводятся в форме рассказа и беседы с использованием плакатов, схем, диафильмов, учебных кинофильмов и других пособий. Рассказывая о видах Вооруженных Сил и родах войск, кратко изложить историю их развития и основные задачи, которые они решают в боевой обстановке. На занятии по теме 2 разъяснить, что уставы ВС Украины введены в действие с 24 марта 1999 года Законом Украины «О воинской обязанности и военной службе» и являются законом армии и флота, а точное и беспрекословное выполнение их требований священная обязанность каждого военнослужащего.

Перед проведением занятий по темам 3-5 руководитель кружка осматривает оружие, патроны, гранаты и принимает все меры по обеспечению безопасности при их разборке и сборке.

Ознакомление с устройством стрелкового оружия начинать с объяснения принципов запирания канала ствола, перезарядки и автоматики во время стрельбы, затем произвести образцовый показ по неполной разборке и сборке автомата, после чего приступить к его изучению. Не менее половины учебного времени, отводимого на изучение устройства оружия, использовать на отработку правил разборки и сборки, чтобы каждый обучаемый имел возможность практически работать с оружием. Обучение приемам стрельбы начинается с образцового показа руководителем кружка в целом, затем по элементам, после этого показанный прием разучивается с обучаемыми. После изучения приемов и правил стрельбы, а также мер безопасности руководитель кружка организует стрельбу.

Занятие по теме 6 рекомендуется проводить днем на местности. В начале занятия руководитель рассказывает и практически показывает способы и приемы определения сторон горизонта, объясняет устройство компаса и порядок работы с ним. Затем объясняет порядок движения по азимуту, назначает азимутчика и счетчика шагов и приступает к тренировке, периодически меняя азимутчика и счетчика шагов.


Перечень тем и расчет часов


п/п

Наименование темы

Количество

часов

1

2

3

1

Вооруженные Силы Украины на современном этапе

2

2

Военная присяга и уставы - закон жизни и деятельности воина

2

1

2

3

3

Ознакомление с устройством и боевыми свойствами пневматической винтовки и автомата Калашникова

3

4

Приемы стрельбы и стрельба из пневматической винтовки

4

5

Ручные осколочные гранаты и приемы их метания

1

6

Движение по азимуту

2

7

Резерв

1


Итого

15


Содержание тем

Тема 1. Вооруженные Силы Украины
на современном этапе (2 часа)


Занятие 1 (1час). Главные направления государства в области военного строительства на современном этапе. Состав Вооруженных Сил.

Занятие 2 (1 час). Сухопутные войска, их предназначение, состав, оснащение и боевые возможности. Воздушные силы, их предназначение, состав, оснащение и боевые возможности. Военно-Морской Флот, его предназначение, состав, оснащение и боевые возможности.


Тема 2. Военная присяга и уставы - закон

жизни и деятельности воина (2 часа)

Занятие 1 (1час) История военной присяги. Значение военной присяги в жизни, учебе и боевой деятельности воинов. Уставы - закон жизни армии и флота, точное и беспрекословное выполнение их требований - священная обязанность каждого военнослужащего.

Занятие 2 (1 час).Военнослужащие и взаимоотношения между ними. Общие обязанности военнослужащих. Обязанности солдата, Воинские звания и знаки различия. Начальники и подчиненные, старшие и младшие. Порядок отдачи и выполнения приказаний.

Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Приказ командира (начальника) - закон для подчиненных.

Тема 3. Ознакомление с устройством и боевыми

свойствами пневматической винтовки и

автомата Калашникова (3 часа)

Занятие 1 (1 час). Пневматическая винтовка. Назначение, общее устройство пневматической винтовки. Чистка и смазка. Подготовка к стрельбе.

Занятие 2 (1 час). Автомат Калашникова. Назначение и боевые свойства автомата. Общее устройство и принцип работы автомата.

Занятие 3 (1 час). Тренировка в неполной разборке и сборке автомата Калашникова. Возможные задержки во время стрельбы и порядок их устранения.


Тема 4. Приемы стрельбы и стрельба

из пневматической винтовки (4 часа)

Меры безопасности при проведении стрельб в тире. Изготовка к стрельбе. Производство и прекращение стрельбы.

Выполнение упражнения из пневматической винтовки.

Цель - мишень спортивная «П» (пневматическая).

Расстояние - 5 метров.

Количество пулек - 3+5.

Положение - без упора, с опорой локтей о стол.

Время на стрельбу - неограниченное.

Показ попаданий после каждой серии (3 и 5 выстрелов).

Задача - второй серией 5 выстрелов не выпустить ни одной пульки из круга диаметром 5 см.

Порядок выполнения. По команде руководителя обучаемые изготавливаются к стрельбе. Проверив изготовку, и убедившись в готовности, руководитель подает команду на открытие огня. По команде «Огонь» обучаемые производят по одному выстрелу. После сигнала «Отбой» оружие разряжается и осматривается, стрелявшие подводятся к мишеням, им указываются допущенные ошибки. По окончании стрельбы производится разбор и объявляется оценка.


Тема 5. Ручные осколочные гранаты

и приемы их метания (1 час)

Назначение и боевые свойства ручных осколочных гранат. Устройство запала. Обращение с гранатами.

Тема 6. Движение по азимуту (2 часа)

Сущность ориентирования. Способы определения сторон горизонта по небесным светилам, по местным предметам и по компасу.

Понятие об азимуте. Движение по азимуту.

Резерв времени - 1 час







Программа

кружка по изучению

Уставов Вооруженных Сил Украины


Задачи обучения

Ознакомить обучаемых с основными требованиями воинских уставов, привить им начальные знания и навыки в выполнении уставных требований.

Воспитывать у обучаемых любовь к Вооруженным Силам Украины, готовность к безупречному выполнению приказов командиров и начальников, высокую организованность, дисциплинированность, исполнительность, подтянутость, внешнюю опрятность, чувство коллективизма, товарищества и взаимопомощи.


Методические рекомендации

Положение уставов, несвязанные с практическими действиями, изучаются методом беседы с разъяснением соответствующих требований с использованием плакатов, диафильмов и учебных кинофильмов.

Ознакомление с обязанностями дневального и часового проводится практически на специально оборудованных для этого учебных местах.

Занятия по строевой подготовке проводятся на специально оборудованной площадке.

В ходе занятий по изучению уставов необходимо разъяснять, что они являются законом жизни армии и флота, точное и беспрекословное выполнение их требований - священная обязанность каждого военнослужащего. Привести примеры образцового несения службы воинами ВС и безупречного выполнения ими требований военной присяги и уставов; рассказывать о героических подвигах советских воинов в годы Великой Отечественной войны, при выполнении интернационального долга, миротворческих миссий, в ходе учений и при выполнении боевых задач.

На занятиях кружка по темам строевой подготовки руководитель вначале знакомит обучаемых с техникой выполнения строевых приемов в целом и по частям, а затем тренирует до правильного выполнения строевых приемов.

Показные занятия по теме «Размещение, жизнь и быт военнослужащих воинской части» проводится по договоренности с командиром подшефной воинской части.

Для развития у обучаемых воинской смекалки и привития навыков в сознательном усвоении уставов на занятиях необходимо создавать обстановку, при которой обучаемые должны самостоятельно принимать решения и выполнять практические действия в объеме изучаемых тем.


Расчет часов по предметам обучения


п/п

Наименование предмета

Кол-во

часов

1

Гуманитарная подготовка

10

2

Основы военного дела

15

3

Специальная военная подготовка

45

Итого

70

Специальная военная подготовка


Перечень тем и расчет часов


п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

1

История зарождения уставов Вооружен-ных Сил

1

Устав внутренней службы

Вооруженных Сил Украины


2

Размещение, жизнь и быт военнослужа-щих воинской части (подразделения)

2

3

Военнослужащие и взаимоотношения между ними

4

4

Распределение времени и повседневный порядок

1

5

Наряды на внутреннюю службу

1

6

Развод суточного наряда. Отправление и следование подразделений (команд)

1

7

Обязанности дневального по роте

3

Устав гарнизонной и караульной службы

Вооруженных Сил Украины


8

Обязанности часового

4

9

Развод и смена караулов

2

10

Внутренний порядок в караулах

1

Дисциплинарный устав

Вооруженных Сил Украины


11

Воинская дисциплина. Поощрения, взыскания за нарушения воинской дисциплины

3

Строевой устав

Вооруженных Сил Украины


12

Строевые приемы и движение без оружия

7

13

Строевые приемы и движение с оружием

4

14

Строи отделения

3

15

Корабельный устав Военно-Морского Флота

2

16

Боевой устав Сухопутных войск

6

Итого


45


Содержание тем


Тема 1. История зарождения уставов

Вооруженных Сил (1 час)

Занятие 1 (теоретическое - 1 час). Начало создания воинских уставов. Служебная книжка красноармейца. Решение ВЦИК от 29 ноября 1918г. об утверждении Уставов внутренней службы и Устава гарнизонной службы. Создание Полевого устава, Строевого и Дисциплинарного уставов. Действующие уставы Вооруженных Сил Украины.


Тема 2. Размещение, жизнь и быт военнослужащих

воинской части (подразделения) (2 часа)

Занятие 1 (показное - 2 часа). Размещение военнослужащих. Спальное помещение, комната народоведения, класс и комната для хранения оружия. Учебные городки и спортивная база.


Тема 3. Военнослужащие и

взаимоотношения между ними (4 часа)

Занятие 1 (теоретическое - 1 час). Общие обязанности военнослужащих. Воинские звания и знаки различия.

Занятие 2 (теоретическое - 1 час). Начальники и подчиненные, старшие и младшие, их права и обязанности. Правила воинской вежливости и поведения военнослужащих.

Занятие 3 (практическое - 1 час). Порядок отдачи и выполнения приказаний, отдание воинской чести. Обращение к начальникам и старшим.

Занятие 4 (теоретическое - 1 час). Обязанности солдата. Ответственность за выполнение обязанностей и поставленных задач, а также за состояние своего оружия и вверенной техники.


Тема 4. Распределение времени и

повседневный порядок (1 час)

Занятие 1 (теоретическое - 1 час). Общие положения. Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка, учебные занятия. Завтрак, обед, ужин. Увольнение из расположения части, прием посетителей.

Тема 5. Наряды на внутреннюю службу (1 час)

Занятие 1 (теоретическое - 1 час). Суточный наряд. Наряд на работу. Дежурное подразделение. Порядок назначения нарядов по службе и отчетность по ним.

Тема 6. Развод суточного наряда.

Отправление и следование подразделений (команд) (1 час)

Занятие 1 (практическое - 1 час). Развод суточного наряда, отправление и следование подразделений (команд).

Тема 7. Обязанности дневального по роте (3 часа)

Занятие 1 (теоретическое - 1 час). Назначение, состав и вооружение суточного наряда роты. Обязанности дневального по роте. Оборудование и оснащение поста, на котором очередной дневальный выполняет свои обязанности.

Занятие 2 (практическое - 1 час). Действия очередного дневального при прибытии прямых начальников, в случае тревоги и пожара. Обязанности дневального свободной смены.

Занятие 3 (практическое - 1 час). Порядок доклада дневального по телефону. Действия дневального при прибытии в роту военнослужащих не своей роты, при вызове очередного дневального командиром взвода, при выносе имущества из расположения роты.

Тема 8. Обязанности часового (4 часа)

Занятие 1 (практическое - 1 час). Назначение и задачи караульной службы, обязанности часового. Пост, его оборудование и оснащение. Положение оружия у часового на посту.

Занятие 2 (практическое - 2 час). Порядок заряжания оружия. Действия часового при приеме и сдаче поста, при возникновении на посту пожара и при нарушении порядка вблизи своего поста или на соседнем посту.

Занятие 3 (практическое - 1 час). Действия часового при нападении на пост . Порядок применения оружия.

Тема 9. Развод и смена караулов (2 часа)

Занятие 1 (практическое - 1 час). Развод караулов. Смена караулов.

Занятие 2 (практическое - 1 час). Смена часовых.

Тема 10. Внутренний порядок в караулах (1 час)

Занятие 1 (теоретическое - 1 час). Порядок в караульном помещении. Правила хранения оружия и боеприпасов. Действия караульных по команде «В ружье». Охрана караульного помещения. Отдых караульных смен. Караульная форма одежды.

Тема 11. Воинская дисциплина. Поощрения. Взыскания

за нарушения воинской дисциплины (3 часа)

Занятие 1 (теоретическое - 1 час). Воинская дисциплина, ее сущность и значение. Обязанности военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины. Приказ командира - закон для подчиненных.

Занятие 2 (теоретическое - 1 час). Поощрения, применяемые к солдатам, матросам. Порядок применения поощрений.

Занятие 3 (теоретическое - 1 час). Дисциплинарные взыскания, налагаемые на солдат, матросов. Наложение дисциплинарных взысканий в особых случаях. Порядок наложения и приведения в исполнение дисциплинарных взысканий.


Тема 12. Строевые приемы и движения

без оружия 7 часов)

Занятие 1 (практическое - 1 час). Строи и их элементы. Предварительная и исполнительная команды. Обязанности солдата перед построением и в строю. Ответ на приветствие начальника.

Занятие 2 (практическое - 1 час). Строевая стойка. Выполнение команд: «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Головные уборы - снять», «Головные уборы - одеть».

Занятие 3 (практическое - 1 час). Строевая стойка. Повороты на месте. Перестроение из одной шеренги в две и обратно.

Занятие 4 (практическое - 2 час). Строевой шаг. Повороты в движении.

Занятие 5 (практическое - 1 час). Отдание воинской чести на месте и в движении. Ответ на приветствие в движении.

Занятие 6 (практическое - 1 час). Выход военнослужащего из строя. Подход к начальнику. Возвращение в строй.


Тема 13. Строевые приемы и движение с оружием (4 часа)

Занятие 1 (практическое - 2 час). Строевая стойка с автоматом. Выполнение приемов «На ремень», «На грудь», «»Оружие - за спину».

Занятие 2 (практическое - 2 час). Отдание воинской чести с оружием на месте и в движении. Повороты в движении с оружием. Выход из строя и подход к начальнику с оружием.

Тема 14. Строи отделения ((3 часа)

Занятие 1 (практическое - 2 час). Построение отделения в развернутый и походный строй. Перестроение отделения из развернутого в походный строй и обратно. Размыкание и смыкание отделения.

Занятие 2 (практическое - 1 час). Сигналы управления строем: «Внимание», «Сбор командиров», «Вперед», «Стой», «Увеличить дистанцию», «Уменьшить дистанцию», «В колонну», «Все кругом», «Все направо (налево)».


Тема 15. Корабельный устав
Военно-Морского Флота Украины (2 часа)

Занятие 1 (теоретическое - 1 час). Основы корабельной организации. Повседневная жизнь на корабле. Корабельные правила. Флаги. Отдание воинской чести.

Занятие 2 (теоретическое - 1 час). Организация службы корабельных нарядов. Дежурство. Вахта.

Тема 16. Боевой устав Сухопутных войск (6 часов)

Занятие 1 (теоретическое - 1 час). Назначение Боевого устава Сухопутных войск. Современный бой и боевые задачи мотострелкового отделения и мотострелкового взвода. Обязанности солдата в бою.

Занятие 2 (теоретическое - 1 час). Боевые действия мотострелкового отделения и взвода в наступлении, обороне и в разведке.

Занятие 3 (практическое - 3 час). Действие солдата на местности, зараженной радиоактивными и отравляющими веществами. Порядок проведения частичной и специальной обработки.

Занятие 4 (теоретическое - 1 час). Тактические условные обозначения. Размеры окопов и укрытий: для стрельбы стоя, для стрельбы из пулемета, для стрельбы из противотанкового гранатомета.






Программа

стрелкового кружка

Задачи обучения


Совершенствование разностороннего физического развития юношей для их последующей трудовой деятельности и готовности к службе в Вооруженных Силах Украины.

Привлечение молодежи и развитие устойчивого интереса к систематическим

занятиям стрелковым спортом.


Методические рекомендации


  1. Занятия по основам стрелкового дела организуются и проводятся с мальчиками и девочками в возрасте от 10 лет. Для проведения занятий с учащимися необходимо объединять в учебные группы до 15-18 человек По окончании обучения, мальчики и девочки 10-12 лет сдают нормы на значок «Юный стрелок», юноши и девушки 13-15 лет сдают нормы на значок «Меткий стрелок».

  2. Обучение приемам стрельбы проводится в такой последовательности:

  • показ руководителем выполнения приема или действия в целом, а затем по элементам с подробным объяснением;

  • выполнение учащимся показанного приема, сначала по элементам, а затем в целом;

  • тренировка учащихся в выполнении приема до выработки правильности и четкости.

  1. При обучении приемам стрельбы и меткому выстрелу следует широко использовать учебно-наглядные пособия и учебные приборы.

  2. С первого занятия приучать обучаемых к соблюдению правил сбережения оружия и подготовки его к стрельбе. Научить правильно соблюдать требование по уходу за оружием.

  3. Все учебные стрельбы проводятся под руководством руководителя кружка в строгом соблюдении мер безопасности.

  4. Основным оружием для подготовки юношей и девушек служит пневматическая винтовка. Количество пуль (4,5мм для пневматического оружия) в год на одного занимающегося:

  • на учебные стрельбы - 404 шт;

  • на соревнования - 60 шт;

  • на классификационные стрельбы -26шт.

  • проверка боя и резерв инструктора - 10 шт

Итого - 500 шт.

  • мишеней спортивных «П»-60шт


Расчет часов по предметам обучения


п/п

Наименование предмета

Кол-во

часов

1

Гуманитарная подготовка

10

2

Основы военного дела

15

3

Специальная подготовка

95


Итого

120

Специальная военная подготовка

Перечень тем и расчет часов


п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

1

Пулевая стрельба в Украине, ее роль и значение в подготовке молодежи к защите Родины

2

2

Основы теории стрельбы

2

3

Правила поведения в тире

1

4

Правила и меры безопасности при обращении с оружием

2

5

Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки

2

6

Техника стрельбы из пневматической винтовки

16

7

Тренировка в технике стрельбы (прицеливании, дыхании, нажиме на спусковой крючок, координации прикладка оружия положение тела ( изготовка)

16

8

Тренировка в стрельбе на кучность, результат

18

9

Обязанности и права участников соревнований

1

10

Специальная физическая подготовка

2

11

Уход и хранение оружия

2

12

Соревнования: контрольные, классификацион-ные

21

13

Резерв

10


Итого

95


Содержание тем


Тема 1. Пулевая стрельба в Украине, ее роль

и значение в подготовке молодежи

к защите Родины (2 часа)

Стрелковый спорт. История развития стрелкового спорта. Место пулевой стрельбы в украинской системе физического воспитания, подготовке молодежи к защите Родины. Роль снайперов в Великой Отечественной войне. Задачи организаций ОСОУ по развитию пулевой стрельбы в Украине.

Тема 2. Основы теории стрельбы (2 часа)

Основы теории стрельбы и общие понятия о внутренней и внешней баллистике. Явление выстрела. Отдача оружия, образование угла вылета, его зависимость от изготовки стрелка. Элементы траектории полета пули. Силы, действующие на пулю при полете. Рассеивание, кучность, меткость.

Тема 3. Правила поведения в тире (1 час)

Правила поведения в тире. Общий порядок в тире. Требования, предъявляемые в тире к занимающимся. Изучение инструкции. Организация занятий. Прием зачета по мерам безопасности.

Тема 4. Правила и меры безопасности

при обращении с оружием (2 часа)

Правила и меры безопасности при обращении с оружием. Правила поведения стрелка на линии огня. Порядок обращения с оружием на линии огня до и во время стрельбы, во время чистки оружия. Меры безопасности во время соревнований.


Тема 5. Устройство и взаимодействие частей

пневматической винтовки (2 часа)

Наименование, назначение, основные технические характеристики. Устройство и взаимодействие частей пневматической винтовки . Уход и сбережение.

Тема 6. Техника стрельбы из пневматической

винтовки (16 часов)

Техника стрельбы из пневматической винтовки. Основные элементы техники выполнения выстрела. Изготовка, прицеливание, дыхание, спуск курка. Техника стрельбы с упора и с руки, с опорой на стол или стойку (сидя, стоя). Определение средней точки прицеливания. Корректировка выстрела.

Упражнение 1

Назначение упражнения. Обучение стрельбе на кучность по неподвижной цели.

Расстояние - 5 метров.

Цель - белый лист бумаги размером 12 х 12 см

Количество пулек - 3 + 5

Положение - сидя, с опорой локтей о стол и упор

Время на стрельбу - неограниченное

Показ попаданий - после каждой серии выстрелов.

Задача - второй серией выстрелов не выпустить ни одной пульки из круга диаметром 5 см.

Порядок выполнения. Обучаемый по команде руководителя изготавливается к стрельбе и докладывает о готовности. Проверив правильность изготовки, обучающий выдает пульки и подает команду «Заряжай!», а затем подает команду «Огонь!» Окончив стрельбу, обучаемый докладывает об этом. После команды руководителя «Отбой», стреляющий открывает затвор, встает и предъявляет оружие для осмотра. После осмотра оружия, обучаемый кладет винтовку на подставку и по команде руководителя «К мишени» подходит вместе с ним к мишени. На расстоянии шага от мишени руководитель останавливает стрелка, объясняет его ошибки и отмечает результаты стрельбы.

Тема 7. Тренировка в технике стрельбы

(прицеливании, дыхании, нажиме

на спусковой крючок, координации) (16 часов)

Упражнение 2

Назначение упражнения. Стрельба на кучность.

Расстояние - 5 метров.

Цель - белый лист бумаги размером 12 х 12 см

Количество пулек - 5

Положение - сидя, с опорой локтей о стол, без упора

Время на стрельбу - неограниченное

Показ попаданий - после 5 выстрелов

Задача - не выпустить ни одной пульки из круга диаметром 5 см.

Порядок выполнения. То же, что и в упражнении 1.

Тема 8. Тренировка в стрельбе на кучность,

результат (18 часов)

Тренировка в стрельбе на кучность. Контроль с помощью учебных приборов. Подготовка к соревнованиям.

Упражнение 3

Назначение упражнения. Стрельба на кучность по мишени с черным кругом.

Расстояние - 5 метров.

Цель - мишень спортивная «П» (пневматическая)

Количество пулек - 3 + 5

Положение - без упора, сидя с опорой локтей о стол

Время на стрельбу - неограниченное

Показ попаданий - после каждой серии (три и пять выстрелов)

Задача - второй серией 5 выстрелов не выпустить пульки из круга 7

Порядок выполнения. То же, что и в упражнении 1.

Упражнение 4

Назначение упражнения. Стрельба на меткость.

Цель - мишень спортивная «П» (пневматическая)

Количество пулек - 3 + 5

Положение - без упора, сидя с опорой локтей о стол

Время на стрельбу - неограниченное

Показ попаданий - после каждой серии (три и пять выстрелов)

Задача - второй серией 5 выстрелов не выпустить пульки из круга 8

Порядок выполнения. То же, что и в упражнении 1.


Тема 9. Обязанности и права участников

соревнований (1 час)

Обязанности и права участников соревнований. Изучение обязанностей и прав участников соревнований, изложенных в действующих Правилах соревнований по пулевой стрельбе. Разрядные нормы по стрельбе из пневматической винтовки.

Тема 10. Специальная физическая

подготовка(2 часа)

Упражнения на долгое удерживания оружия, направленное в район мишени до момента утомления рук обучаемого.

Тема 11. Уход и хранение оружия (2 часа)

Уход и хранение оружия. Техническое обслуживание винтовки. Рекомендации по разборке и сборке, применяемые специальные инструменты. Чистка и смазка канала ствола и других частей винтовки. Порядок хранения оружия.

Тема12.Соревнования: контрольные,

классификационные (21 час)

Соревнования: контрольные, классификационные. Сдача норматива на значок «Юный стрелок», «Меткий стрелок». Итоги обучения. Подведение итогов соревнований.

Упражнение 5. (4часа)

Назначение упражнения. Контрольная стрельба по условиям норм на значок «Юный стрелок»

Расстояние - 5 метров

Цель - мишень спортивная «П» (пневматическая)

Количество пулек - 3 пробных и 5 зачетных

Положение - с руки, с опорой о стол или стойку

Время на стрельбу - неограниченное

Норма - выбить не менее 40 очков

Стрелковые соревнования (4 часа)

Соревнования организуются по планам первичной организации ОСОУ и проводятся в соответствии с правилами стрелковых соревнований.

Содержание.

1. Сдача норм на значок «Юный стрелок» из пневматической винтовки.

Зачетное упражнение в стрельбе.

Расстояние - 5 метров

Цель - мишень спортивная «П» (пневматическая), черный круг диаметром 29 мм,

«десятка» - диаметром 2 мм, расстояние между зонами - 4,5 мм

Положение - с руки, с опорой на стол или стойку

Количество выстрелов - 3 пробных, 5 зачетных

Время на стрельбу - неограниченное

Норматив - выбить не менее 40 очков

2. Условия выполнения упражнения на значок «Меткий стрелок»1 из

пневматической винтовки ИЖ-38.

Расстояние - 5 метров

Цель - мишень спортивная «П» (пневматическая), черный круг диаметром 29 мм,

Положение - с руки, с опорой на стол или стойку

Количество выстрелов - 3 пробных, 10 зачетных

Время на стрельбу - неограниченное

Норматив - выбить не менее 64 очков

Для выполнения упражнения могут использоваться любые пули, кроме пуль стальных или в стальной оболочке

Городские соревнования (9часов)

Классификационные стрельбы (4часа)

Резерв (10часов)






ПРОГРАММА

кружка «Юный топограф»


Задачи обучения

Программа кружка по топографии предназначена для учащихся VI - IX классов. Она предусматривает развитие и улучшение знаний, полученных учащимися на уроках географии.

Ведение кружка по топографии может быть поручено учителю географии, преподавателю предмета «ЗАЩИТА ОТЕЧЕСТВА» или учителю, имеющему звание инструктора по туризму.

Программа рассчитана на проведение теоретических знаний в классе и практических на местности по каждой теме занятий.

Кроме того, учащийся должен выполнить три самостоятельные работы. Отдельно в учебном плане указаны занятия по практическим навыкам, необходимым юному топографу.

Для работы кружка необходимы учебные приборы, оборудование и принадлежности.

По окончании занятий в кружке учащийся должен получить знания и умения, необходимые для ориентирования на местности и составления простейших схем маршрутов движения, движения по азимуту, а также чтения топографических карт.

Методические указания.

Топографические условные знаки. Объяснение и показ всех условных знаков проводится на цветных таблицах. При объяснении начертания топографических знаков особое внимание необходимо уделить «главной точке знака», показывающей точное положение данного объекта. Прежде всего нужно рекомендовать знаки, встречающиеся на картах области данной школы, после изучения основных знаков с сочетаниями (мокрый луг с кустарниками и т.д.).

При объяснении знаков железнодорожной сети следует ограничиться знаками железнодорожной линии по насыпи и в выемке и знаком железнодорожной станции.

Практическое занятие по чтению топографических условных знаков необходимо проводить на крупномасштабных топографических картах.

Рельеф. Сущность изображения рельефа на местности следует объяснить на модели (вертикальном разрезе и рисунке) острова. Особое внимание следует обратить на определение направления ската по указателю ската и подписям у основных, утолщенных горизонталей.

Объяснение типовых форм рельефа производится по рисункам с параллельной иллюстрацией изображения на карте.

Приборы для ориентирования на местности. Все объяснения по устройству, правилам пользования и хранения приборов проводить на учебных или действующих приборах.

Особое внимание следует уделить точности определения условных величин каждым видом компаса, отдав предпочтение компасу Адрианова.

При объяснении правил пользования компасом необходимо особо подчеркнуть факторы, влияющие на точную работу компаса (неправильное хранение, работа вблизи линии электропередач либо рядом с металлическими предметами, в грозу).

Для увеличения точности работы с приборами следует рекомендовать изготовление различных штативов и подставок.

Топографические карты. Для лучшего усвоения масштабности необходимо провести упражнения по пересчету расстояния на картах различных масштабов. Это упражнение следует проводить неоднократно, на нескольких занятиях.

При объяснении старения карты следует обратить внимание на редко и медленно стареющие ориентиры - рельеф, река, пункты геодезической сети и быстро и часто стареющие - очертания населенных пунктов и т.д. Следует подчеркнуть, что точное ориентирование на местности при пользовании картой давнего выпуска возможно только при точном определении пройденного расстояния в заданном направлении.

Вычерчивание абриса как на маршруте, так и в помещении (чистовика), а также изготовление кроков следует делать на миллиметровой бумаге. Отсчет расстояний следует делать по времени и шагам, а до боковых ориентиров - на глаз.

Объяснять калькирование карты необходимо начать с подготовки кальки: определение формата, резка, промасливание, затем приготовление туши, ручки, пера № 41, тряпочки, кнопок (скрепок), линейки, рейсфедера. При объяснении последовательности калькирования необходимо особо подчеркнуть, что в первую очередь проводят 2-3 осевые линии и лишь после этого начинают работать. Начинать калькирование следует с малозаметных деталей, затем на кальку наносят гидросеть, рельеф, дорожную сеть, населенные пункты и названия их.

Объясняя копирование и увеличение карты и проводя в дальнейшем практическое занятие, следует оговаривать твердость карандашей (3Т - для нанесения сетки, Т- для нанесения контура, ТМ - для обводки контура) и строгую перпендикулярность линии сетки, построение которой нужно проводить, пользуясь измерителем и пластмассовыми угольниками.

Для лучшей сохранности карт в полевых условиях следует пользоваться планшетами - как покупными (полевыми сумками), так и самодельными, изготовленными из рентгенопленки или полиэтилена.

Определение расстояний на местности и на карте. При объяснении измерения расстояния на местности шагами следует оговорить факторы, влияющие на длину шага: растительность, грунт, рельеф, погода, время года, скорость движения.

Определение длины шага каждый участник производит 3-5 раз на отрезке 50-100 м.

Определение расстояния по времени следует проводить вначале вдоль дороги с километровыми столбами.

При определении расстояния по карте следует оговорить необходимую точность нахождения длины, например,

  • предварительное вычисление длины маршрута - достаточно курвиметром либо линейкой;

  • нанесение на карту местонахождения археологических раскопок - измерителем.

Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на

местности по азимуту. Измеряя азимут на карте, соединительную линию (между точками определения) следует проводить остро заточенным карандашом марки Т или 2Т, а определять угол - пластмассовым транспортиром. Соединительная линия должна быть продолжена до обреза карты.

При измерении азимута на карте компасом следует пользоваться линейкой, накладывая ее на стекло компаса в направлении соединительной линии.

При определении сторон горизонта по совокупности особенностей местных предметов следует проводить тщательный анализ каждой отдельной особенности. Например, весной возле камня с северной и южной сторон трава будет одинаково зеленой, а в середине и концу лета - нет.

Специальная военная подготовка

(юный топограф)


Перечень тем и расчет часов


п/п

Наименование тем

Количество часов

всего

теоретич. занятия

практич. занятия

в классе

практич. занятия на местности

1

Понятие о топографии. Значение топографии в народном хозяйстве и военном деле

1

1

-

-

2

Топографические условные знаки

5

2

1

2

3

Рельеф местности и его изображение на карте

4

2

1

1

4

Приборы для ориентирования на местности

6

2

2

2

5

Топографические карты

7

3

2

2

6

Определение расстояний на местности и на карте

7

2

1

4

7

Азимут. Определение азимута на местности и на карте. Движение на местности по азимуту

11

3

2

6

8

Ориентирование на местности

15

2

1

12

9

Изготовление картосхем маршрута

14

2

6

6

Итого

70

19

16

35

Содержание тем

Тема 1. Понятие о топографии. Значение

топографии в народном хозяйстве и

в военном деле (1 часа)

Топография об изучении местности. История эволюции карты. Современные способы составления и уточнения карт местности. Значение топографии в народном хозяйстве для планов землепользования, в работе геологов, лесостроителей, археологов и строителей. Значение топографии в военном деле.

Тема 2. Топографические условные знаки (5 часов)

Виды условных знаков. Масштабные или контурные условные знаки. Внемасштабные условные знаки. Пояснительные условные знаки.

Начертание топографических знаков, цвет, размер.

Топографические условные знаки растительности, болот и грунтов, гидрографии, дорожной сети, населенных пунктов, промышленных, сельскохозяйственных и других объектов, ограждений и различных отдельных местных предметов.


Тема 3. Рельеф местности и его изображение

на карте (4 часа)

Способы изображения рельефа горизонтами. Высота сечения. Виды горизонталей. Отметки высот. Определение направления ската.

Типовые формы рельефа: гора, котловина, хребет, водораздел, седловина, лощина, водослив. Примеры изображения их на карте.

Понятие о крутизне склона и оценка местности при выборе маршрута движения.

Тема 4. Приборы для ориентирования

на местности (6 часов)

Компас и его устройство. Виды компасов: школьный, Адрианова, туристический. Точность измерения компасами различной конструкции. Правила пользования и хранения. Определение пригодности компаса к работе.

Буссоль и астролябия. Их устройство, правила пользования и хранения. Определение направления на заданный предмет. Условия, повышающие точность определения направлений.

Тема 5. Топографические карты (7 часов)

Топографическая карта. Масштаб (численный и линейный). Виды карт. Географические (крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные). Картосхемы (туристические). Зарамочное оформление карты. Понятие о строении карты.

Абрис. Изготовление абриса в полевых условиях.

Кроки маршрута. Изготовление кроки маршрута по абрису.

Калькирование карты. Срисовывание и увеличение карты.

Обеспечение сохранности карты в полевых условиях.


Тема 6. Определение расстояний на местности

и на карте (7 часов)

Измерение расстояний на местности. Измерение расстояний шагами и по времени движения. Определение расстояния «на глаз» по степени видимости и по сравнению с другими предметами, по линейным размерам предметов.

Определение расстояний на карте линейкой, измерителем, курвиметром. Коэффициент увеличения длины маршрута, измеренного на карте. Факторы, влияющие на увеличение длины маршрута (масштабность карты, рельеф, естественные препятствия, криволинейность движения).


Тема 7. Азимут.Определение азимута на местности

и на карте. Движение на местности

по азимуту (11 часов)

Азимут: истинный (географический) и магнитный. Определение азимута на местный предмет. Обратный азимут. Пересчет прямого азимута в обратный и наоборот.

Измерение азимута на карте транспортиром и компасом. Точность измерений.

Движение по азимуту. Прямолинейность движения и факторы, влияющие на нее. Движение по азимуту способом «створа» и способом «подвижного маяка». Обход естественных препятствий при движении по азимуту. Контроль при движении по азимуту.

Определение сторон горизонта по совокупности особенностей местных предметов, часам и Солнцу, Полярной звезде. Определение величины магнитного склонения по Полярной звезде.

Тема 8. Ориентирование на местности (15 часов)

Ориентирование карты на местности по часам и Солнцу, компасу, линиям местности и ориентирам способом засечек. Понятие о ложном ориентировании.

Движение на местности с ориентированием по карте и компасу.

Тема 9.Составление картосхем маршрута (14 часов)

Уточнение карты на местности. Понятие о насыщенности карты. Приемы глазомерной съемки на маршруте. Способы «засечек». Привязка к ориентирам.



Самостоятельная работа 1

Нарисовать на планшете карту местности (размер рамки 10 х 10 см) М 1:25000, используя для этого известные 25 топографических знаков. Изображение должно быть сделано карандашом и в цвете. Карта должна быть сориентирована и на планшете указан масштаб, фамилия картографа, дата выпуска.


Самостоятельная работа 2

Изготовить кальку с учебной топографической карты. Размер 13 х 18 см. Калька выполняется в туши. За рамкой должны быть указаны масштаб, направление север-юг, фамилия картографа, дата выпуска карты.


Самостоятельная работа 3

По результатам глазомерной маршрутной съемки изготовить на ватмане карандашом и в цвете походную схему М 1:10000. За рамкой схемы указать направление север-юг, район съемки, масштаб, фамилию картографа, дату изготовления.

Примечание: длина маршрута 1-4 км.



Заключение

Все перечисленные программы будут содействовать улучшению работы по военно-патриотическому воспитанию, помогут формированию у юношей и девушек высоких морально-политических качеств, воспитанию общественной активности и коллективизма.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к программам кружковых работ

для общеобразовательных учебных

заведений

1.В связи с необходимостью активизации участия молодежи в оборонно-массовой работе с целью военно- патриотического воспитания и отсутствием программы возникла необходимость разработки единой программы для разных возрастных категорий .

Программа для кружка по изучению уставов Вооруженных Сил Украины разработана для учащихся 9-х классов, с целью подготовки изучения предмета «Защита Отечества» и привлечения их для участия в военно-патриотической работе школы .

Программа кружка «Юный топограф» предназначена для учащихся VI-IX классов. Она предусматривает развитие и улучшение знаний, полученных учащимися на уроках географии; позволяет более детально изучить свой край и обучить учащихся к ориентированию на незнакомой местности.

2.В программе разработаны основные требования по организации планирования с учетом различных возрастных групп учащихся, временные критерии изучения тем, а также разъяснения по оказанию помощи преподавателям «Защиты Отечества», не имеющими практического опыта ведения учебного процесса, организации работы стрелковых кружков.

3.В соответствии с результатами при опробовании в учебном процессе программы в ряде Евпаторийских общеобразовательных школах в период 2008-2009 учебном году наметилась активизация кружковой работы, особенно в период проведения месячников оборонно-массовой работы, увеличилось количество спортсменов разрядников по стрельбе из пневматической винтовки.

ВЫВОД: Представленная программа принята за основу на заседании

городского методического совета управления образования

Евпаторийского городского совета Автономной Республики

Крым от 14.05.2009г. протокол №2.






















1


© 2010-2022