Программа элективного курса для 10-х классов Речевой этикет

Раздел Иностранные языки
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Гимназия № 39»










Программа

«Речевой этикет»

элективный курс для 10-х классов



Автор программы,

учитель английского языка Данилюк Т.П.






г. Петропавловск-Камчатский 2015

Пояснительная записка

Элективный курс «Речевой этикет» - является курсом по английскому языку для 10-х классов, который составлен с учетом возрастных особенностей детей на основе базового УМК и дополнительных материалов государственного образовательного стандарта. Курс рассчитан на 16 часов аудиторной работы (I полугодие) и на 18 часов (II полугодие) при сетке занятий - 1 час в неделю. Необходимость разработки такого курса обусловлена тем, что в существующих учебниках английского языка для массовых школ этому аспекту уделяется недостаточное внимание. Исключение составляют учебники серии "Happy English", но нынешнее поколение десяти - и одиннадцатиклассников изучало английский язык по другим учебникам. Поэтому необходимо восполнить пробелы в знаниях учащихся.

Цель курса - развитие иноязычной коммуникативной компетенции, обеспечивающей использование английского языка в ситуациях официального и неофициального общения в учебной, социально-бытовой, культурной сферах; углубление культуроведческих знаний

об образе и стилях жизни в англо-говорящих странах.

Задачи курса:

1. Обучить этике, дискуссионного общения на английском языке.

- вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения в социально-бытовой, культурной и учебной сферах в пределах тематики старшего этапа, в том числе этикетный диалог, диалог-расспрос, диалог обмен мнениями,суждениями, диалог- побуждение к действию;

- вести деловые беседы, дискуссии, в рамках обсуждаемых проблем соблюдая этику дискуссионного общения (полилог);

2. Обучить навыкам грамотного общения, которое позволяло бы гибко реагировать на всевозможные непредвиденные повороты в ходе беседы; быстро определять адекватную линию речевого поведения; безошибочно выбирать конкретные средства из обширного арсенала (Social language) и употреблять их сообразно ситуации.

Содержание курса

Данный курс состоит из 10 тематических разделов, каждый из которых знакомит учащихся с правилами речевого поведения в конкретной ситуации. Каждый раздел в своем составе имеет отдельно выделенный блок слов и словосочетаний, диалоги и коммуникативные упражнения различной степени сложности.

Курс охватывает следующие темы: Встреча, прощание, знакомство; выражение благодарности; извинения; разговор за столом; выражение своего мнения; выражение комплиментов; выяснение информации; разговор в магазине; принятие, отказ приглашения, разговор в магазине.

Исходя из поставленных целей и задач и ориентируясь на конечный результат обучения, в содержание обучения речевому этикету включаются следующие компоненты:

1) лингвострановедческий компонент:

- знание, понимание реалий (слов, обозначающих предметы национальной культуры) и умение употреблять их, а также фоновую лексику, фразеологизмы, пословицы, афоризмы как источник национально-культурной информации;

2) общеучебный компонент:

- учебно-организационные умения, связанные с формированием

у школьников 11х классов способности работать в различных режимах (учитель - ученики, ученик - ученик, ученики - ученик, группа - ученик и др.); объективно и правильно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей;

- учебно-интеллектуальные умения, связанные с формированием способности сравнивать, сопоставлять, анализировать, систематизировать и обобщать изучаемый материал;

- учебно-коммуникативные умения, проявляющиеся в культуре общения, т.е. в умениях слушать и слышать партнера по общению, обосновывать свою точку зрения.

Основные положения, на которых строиться процесс обучения речевому этикету.

1. В центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами, интересами, а также такие виды деятельности, которые помогают ему учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда.

2. Курс строится на понимании сущности обучения предмету как процессу взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом, вовлекающему в себя гуманистические взаимодействия, стремление к соучастию и взаимопомощи.

3. Дифференцированный подход, предполагающий учёт уровня обученности школьников, реализуется через:

- использование материала разного уровня трудности (например, индивидуальная работа с раздаточным материалом, когда ученик получает возможность работать в соответствии с уровнем языковой подготовки);

- использование опор различной степени развернутости (план, ключевые слова, выражения предлагаются учащимся с низким и средним уровнем обученности для построения высказывания);

- разный объём знаний учащихся по теме;

- разные способы контроля;

Это способствует вовлечению всех учащихся в активную учебную деятельность по овладению необходимыми знаниями, навыками и умениями, а также увеличивает время активной работы учеников, её продуктивность.

  • В основе технологии обучения речевому этикету - вовлечение учащихся в активную учебную деятельность.

Приёмы и технологии

Методы

Приёмы

1) Ознакомление с - новым вокабуляром; - новой темой и проблемами, с ней связанными.

- Объяснение; - слушание и запись лекции; - самостоятельное чтение материала, его изучение - работа с вокабуляром; - диктант.

2) Тренировка

- Ответы на вопросы; - чтение и перевод диалогов; - работа с карточками в. Парах; - ролевые игры.

3) Практика

- Полилог; - деловая игра.

Итог - предполагается, что по окончании курса учащиеся должны уметь вести беседы различного характера, высказываться целенаправленно, логично, отражать личное отношение к обсуждаемой проблеме используя известные формулы речевого этикета.

Контроль и оценка.

Контроль и оценка должны показывать, в какой, степени учащиеся достигли поставленных целей и задач обучения. Кроме того, цель оценки заключается

- в формировании у школьника уважительного отношения к себе;

- в поддержании уверенности его в своих силах (возможностях, способностях).

Учащиеся получают два вида оценки: текущую и заключительную.

Текущая оценка выполняет информативную функцию и направлена на создание у школьников и учителя мотивации для достижения целей обучения. Текущая оценка находит своё выражение в заключительной оценке за полугодие.

Оценка «5» ставится, если учащийся логично строит монологическую и диалогическую речь в соответствии с коммуникативной задачей в заданном объеме. Демонстрирует умение осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями, выражать свое мнение по обсуждаемой теме. Употребляет грамматические структуры и лексические единицы в соответствии с коммуникативной задачей. Не допускает фонематических ошибок.

Оценка «4» ставится, если учащийся логично строит монологическую и диалогическую речь в соответствии с коммуникативной задачей в заданном объеме, но объем высказывания менее заданного, есть повторы. Демонстрирует умение осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями, выражать свое мнение по обсуждаемой теме. Употребляет грамматические структуры и лексические единицы в соответствии с коммуникативной задачей. Допускается 2-3 ошибки в употреблении лексики, 2-3 ошибки в разных разделах грамматики. Не допускает фонематических ошибок

Оценка «3» ставится, если учащийся логично строит монологическую и диалогическую речь в соответствии с коммуникативной задачей в заданном объеме, но объем высказывания менее заданного, есть повторы. Демонстрирует умение осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями, но затрудняется сформулировать свое мнение по обсуждаемой теме. Употребляет грамматические структуры и лексические единицы в соответствии с коммуникативной задачей. Допускается 4-5 ошибок в употреблении лексики, 4-5 ошибок в разных разделах грамматики. Допускает 1-2 фонематические ошибки.

Оценка «2» ставится, если учащийся не владеет основными клише речевого этикета и не может построить монологическую и диалогическую речь в соответствии с коммуникативной задачей.

Тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности и формы работы

Виды контроля

Встреча, знакомство, прощание

2 часа

Работа с диалогами, индивидуальная работа на знание изучаемого материала.

Ответно-вопросные упражнения. Индивидуальное чтение.

Выражение благодарности

2 часа

Разыгрывание диалогов

Работа в парах. Проигрывание ситуаций.

Извинение

2 часа

Драматизация диалогов

Контроль диалогической речи

Разговор за столом

2 часа

Тренировка ответно-вопросных упражнений по теме. Ролевая игра «At a dinner party»

Презентация диалогов

Выражение своего мнения по предложенной теме

2 часа

Понимание на слух текста

Презентация монологических высказываний

Выражение комплиментов и ответы на них

2 часа

Понимание на слух диалогов. Ролевая игра «I appreciate you»

Диктант.

Реакция на ситуацию.

Выяснение информации

2 часа

Понимание на слух информации. Творческое задание «Экскурсия по Лондону»

Контроль чтения

Разговор в магазине

1 час

Виртуальный поход в магазин

Диалогическая речь

Принятие/отказ приглашения

1 час

Письмо-приглашение (составление) и ответ на него

Письменная речь (составление письма-письмо отказ/письмо согласие)

Разговор о погоде

1 час

Работа с текстом

Парная работа.

Разыгрывание ситуаций

Контрольная работа

1 час

Контроль знаний изученных клише.

Презентация диалогов по изученным темам.

Тест.

Презентация.





Учебно-тематический план


Тема

Кол-во часов

Клише для активного использования

Краткое содержание занятия

On meeting
On parting

Introducing


2

- How do you do? - How do you do?

-How are you? -Fine, thanks. How are you?

- How are you keeping? -Very well indeed, thank you. And you?

-Good buy. - Bye.

Take care of yourself. - Thanks, I will.

-Let me introduce you to…

-I'd like to introduce…

-May I introduce…

Введение и отработка клише, аудирование, чтение диалога «Chance meeting at a party», работа с текстом «Introducing people at a party», выполнение ответно-вопросных упражнений, разыгрывание и драматизация диалогов по ситуациям:

-You meet a very close friend in the street whom you haven't seen for a long time.

-Say good-bye to a friend who is going away for a long time

-You have invited the following people to a dinner party. Introduce them to each other:

1. a close friend of your brother

2. a colleagues of your parents

3. your neighbour

Expressing thanks

2

-Thanks a lot. - My pleasure, it was nothing.

- Thanks for your help.- Glad that I could help.

-That was very kind of you. - Anytime.

Ознакомление с новыми клише, разыгрывание и драматизация диалогов по ситуациям:

-You meet a person who helped you in one very important business. Express your thanks.

- Say thank you to the policeman who has explained to you how to get to the downtown.

Expressing apologies

2

-I am sorry.- That's all right

It's my fault. - Never mind

Excuse me.- Don't worry about it.

Sorry for yesterday. - It's not important, honestly.

Знакомство с клише, аудирование, чтение диалогов разыгрывание и драматизация диалогов по ситуациям:

-You arrived late for class

-You call someone on the telephone late at night

-You interrupt a conversation

Having a table talk

2

-What would you like to have? - I'll think I'll have potatoes.

Please, pass the salt. - Here you are.

- What are you going to have for your dessert? - I haven't decided yet.

Изучение новых клише, аудирование, чтение диалогов «Having dinner at someone's house», «How to complain », выполнение ответно-вопросных упражнений, презентация диалогов по ситуации «Imagine an old friend of yours has come to a dinner party at your place. Have a table talk».

Expressing opinion, discussing things

2

I think, I guess, I suppose, My opinion is that, I'd say that, In my opinion, Just so, Exactly, I don't think you are right, Certainly not.

Введение и отработка клише, чтение текста «A new car», построение монологических высказываний по теме « Your brother bought a new car. Express your opinion ».

Giving and receiving compliments

2

-You look wonderful today. - So do you.

- That's a nice dress. -Thank you. I'm glad you like it.

-What wonderful pictures. - Thanks. You are really very kind.

Изучение новых клише, аудирование, чтение диалогов «Having dinner at someone's house», «How to complain », разыгрывание ролевой игры «I appreciate you», диктант по изучаемой теме.

Asking for information

2

-Excuse me, could you tell me… - Carry straight on.

-Excuse me, where is the.. - Take the lift to the…

Введение и отработка клише, аудирование, чтение диалогов «Asking the way in the street», «Having lost your way», «Beeing on the wrong bus», «Going by the underground», планирование поездки по Лондону на один день с целью посещения не более 4 мест, проигрывание ситуаций:

  1. Imagine that your partner asks you the way to the nearest hospital/cinema/bank. Give directions.

2. You would like to invite your partner over for a cup of coffee. Give him exact information on how to get to your place.

Talk at the shop

1

-Can I help you/ - Yes, please, I'd like…

-What size do you take? - I'm…

Can I try it? - Certainly.

-How much is it? - That's…

Введение и отработка клише, работа с диалогами «Buying clothes», «Lost for words», «Looking for the right department», разыгрывание и драматизация диалогов по теме «You are in a shop and would like to buy a suit. Act a conversation with a seller»

Accepting/refusing invitation

1

-Let's go to the park. -I'd love to, thanks.

-How about watching a good TV show? - I' d be glad to. Thank you.

-I'd like to invite you to our meeting on Sunday. Can you come? -I'm afraid I can't

Работа с новыми клише, составление письма-приглашения и ответа на него

Talk about weather

1

-Fine weather we are having today!

-It looks like rain/snow

-It's freezing

-What's the weather like today?

-Is it going to snow?

Изучение новых клише, работа с текстом «Weather in London», работа в парах, разыгрывание ситуаций по теме «Today's weather»

Контрольная работа

1


Тест

Презентация предложенных ситуаций (парная работа)









Список основной литературы

1. Ю.Б. Кузьменкова «Азы вежливого общения»- Титул, 2001

2. В.Л. Скалкин «Английский в ситуациях общения»- М., 1998

3. О.В. Зубанова «Разговорный английский в диалогах»- М., 2001

4. Е. Кашина «Ролевые и лингвистические игры»- Титул, 1999

5. Э. Келлер, Т. Уорнер «Разговорные клише в английском языке»- С-П., 1998

6. Л. Скопинская «Let's keep talking»- М., 2001

7. В.И. Красик «Этикет и английский язык» // ИЯШ. -1993 № 28

8. Курс речевого этикета в X - XI специализированных гуманитарных классах. // ИЯШ. - 1995 № 9

Приложение 1

Ситуации общения

Контроль умений диалогической речи сформулирован в виде проблемного вопроса или актуальной коммуникативной задачи, которая обсуждается в беседе (не менее 7 реплик с каждой стороны) в рамках тематики, определенной данной программой.


  1. You meet a very close friend who helped you in one very important business. Express your thanks.

  2. Imagine that an old friend of yours has come to a dinner party at your place. Introduce him or her to your family and entertain him/her.

  3. Imagine you have met your friend whom you have not seen for ages. Invite him/her to play chess with you. (Accept the invitation).

  4. Imagine you have to invite your parents' friend to the meeting. (Refuse the invitation).

  5. Imagine yours brother has bought a new car. Discuss with your friend this situation and express your opinions about it.

  6. Compliment your classmate on his clothes/his work/his house. Let him answer you.

  7. Image you have got a younger brother, sister or cousin. Speak about table manners everybody should have.

  8. Imagine you have done something wrong and would like to apologize. Act out a dialogue.

  9. Imagine you are talking to a person who is in a place he doesn't know very well. Give him the information he needs.

  10. Imagine you are in a shop and would like to buy a suit. Make a conversation with a seller.

  11. You want to speak to a friend on the phone, but he or she is not at home. Leave a message for him or her to call you back home this evening at 534-262.

Приложение 2

Контрольная работа по речевому этикету


  1. Yesterday was not a lucky day for Chris. Now he should apologize for some things he did yesterday. Say what he says.

Ex: Chris broke his mother's favourite cup. Chris: I'm terribly sorry. It was all my fault!

  1. He was late for classes.

Chris:

  1. He was not polite at the party.

Chris:

  1. He forgot to go shopping.

Chris:

  1. He didn't water the flowers.

Chris:

  1. He didn't visit his Granny.

Chris:

  1. Write the same in English.

  1. Я не люблю, когда идет снег.

  2. Я не люблю, когда сухо и тепло.

  3. Моя бабушка не любит, когда идет дождь.

  4. Мои друзья любят, когда на улице морозно.

  5. Господин Брайн не любит, когда на улице ветрено и облачно.

  1. Respond the following phrases.

  1. Hello, my name is Pete.

  2. How do you do?

  3. How are you doing?

  4. Hello, how are you keeping?

  5. Good morning.

  6. Hi, how are you?

  1. Imagine you are parting with a friend of yours. What will you answer when you hear his final words:

  1. Good bye.

  2. So long.

  3. Bye, see you around.

  4. Good bye, see you on Monday.

  5. So long, see you tomorrow.

  1. Try to remember and write down the way people thank each other and how they answer receiving thanks.

  1. Ways to thank:

  2. Ways to receive thanks…

  1. Complete the following short dialogues.

    1. You accept the invitation.

1. Are you going to the cinema with us?

2. We are having a party tomorrow. Will you join us?

3. Let's have a game of chess.

4. I'd like to take you to the circus on Tuesday.

5. I feel like playing football.

b. You refuse the invitation.

1. Let's have luck together today.

2. I feel like going to the picture gallery.

3. I'm going home. Are you joining me?

4. We are having a party next Sunday. Can you come?

5. Let's go for a walk.

VII. Complete the dialogues:

  1. Between a militiaman and a traveler;

  2. Between a customer and a shop assistant.

  1. T: Excuse me, officer. How can I get to Red Square, please.

O:______

T: Will it take me long to get there?

O: ______

T: Where shall I get out?

  1. S: ______

C: I'd like to buy an English-Russian dictionary. ______

S: Certainly. Here it is.

C: ______

S: Twelve pounds.

  1. You are at your school canteen with your friend. You are going to have lunch. Complete the dialogue.

    1. You: What are you going to have?

Friend: ______

    1. You: Would you like sandwiches or_____.

Friend: ______

    1. You: How would you like your coffee?

Friend: ______

    1. You: How would you going to have for dessert?

Friend: ______

    1. You: What would you have with yours omelet?

Friend: ______

    1. You: Which vegetables would you like?

Friend: ______


  1. Change the sentences and use other ways of saying I think

    1. I think shopping for food is boring.

    2. I think reading of books is enjoyable.

    3. I think translating from Russian into English is difficult.


  1. Agree or disagree

    1. The New Year is the best holiday.

    2. English is a very easy language to learn.

    3. All pupils should get free meal at school.


  1. Complete these dialogue.

A: … to a football match with me tonight?

B: … and do my homework.

A: … next week?

B: … Thank you.


© 2010-2022