Повышение мотивации при изучении французского языка в начальной школе при помощи игровых технологий

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ СОШ № 46 города Владикавказ

Учитель французского языка

Туаева Л.М.

Повышение мотивации при изучении французского языка в начальной школе

при помощи игровых технологий

Основной целью обучения иностранным языкам в средней школе является развитие личности школьника, способного участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.

Эта цель раскрывается в единстве 4-х взаимосвязанных компонентов: образовательного, развивающего, воспитательного и практического.

Образовательный компонент выражается в развитии у обучающихся понимания сущности языковых явлений, в умении сопоставлять родной язык с изучаемым, формирование языковой догадки, расширении кругозора обучающихся знаниями о культуре, истории, традициях страны изучаемого языка.

Развивающий компонент заключается в развитии языковых, интеллектуальных и познавательных способностей, готовности к участию в диалоге культур, дальнейшему самообразованию посредством иностранного языка.

Воспитательный компонент состоит в формировании у обучающихся уважения и интереса к культуре и народу страны изучаемого языка, потребности использовать иностранный язык как средство общения, в воспитании толерантного отношения к иной системе ценностей.

Коммуникативные способности обучающихся развиваются через их вовлечение в решение широкого круга задач, успешное решение которых доставляет удовлетворение и повышает их уверенность в себе.

Коммуникативное обучение языку подчёркивает важность развития способностей обучающихся и их желание точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения.

Успех в обучении иностранному языку младших школьников может быть обеспечен такой методической системой, в основе которой лежит интерес детей к предмету. Важно учитывать при этом их психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления.

Так, у детей этой возрастной группы высоко развито восприятие и острота слуха. Они быстро схватывают тонкости произношения. Но чтобы перейти в навык необходимы фонетические упражнения, а поскольку это занятие связано с многократным повторением, можно применять при обучении детей так называемые "фонетические, лексические, грамматические сказки". В познавательной деятельности восприятие неразрывно связано со вниманием. Внимание младшего школьника отличается непроизвольностью, неустойчивостью, оно легко переключается и отвлекается. В этом возрасте обучающиеся обращают внимание лишь на то, что вызывает их непосредственный интерес.

Внимание младшего школьника становится более устойчивым в том случае, если, размышляя об увиденном, он одновременно выполняет действие (например, ребёнок должен взять в руки предмет, нарисовать его, поиграть с ним и т.д.). И чем больше видов восприятия будет задействовано в обучении, тем выше окажется его эффективность. Эту особенность можно широко использовать в языковых играх.

В языковых играх легко заучить даже самые трудные лексические единицы и модельные фразы. Наблюдения показали, что запоминание бывает более эффективным, если после работы на запоминание младшие школьники расслабляются или меняется вид деятельности. Лучше всего, если они делают физическую зарядку с использованием языка.

Мышление детей этого возраста - конкретное и опирается оно на наглядные образы и представления. Вот почему при обучении иностранному языку большую роль играет наглядность, яркая цветная привлекательная, вызывающая интерес. Воображение можно тренировать, развивать в игре. Это и есть творчество, а в языке - свободное говорение.

Игровые технологии можно отнести к технологиям, которые обладают средствами активизирующими и интенсифицирующими деятельность обучающихся что составляет главную идею и основу эффективности результатов.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- Развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- Коммуникативную: освоение диалектики общения;

- Самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- Игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- Диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- Функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- Социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В структуру игры как процесса входят:

a) Роли

b) Игровые действия

c) Игровое употребление предметов

d) Реальные отношения между участниками игры

e) Сюжет

Игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве урока или его части;

- как технологии внеклассной работы.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и определённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определённым признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, смекалку и др.

Трудно переоценить значение игр при обучении младших школьников иностранному языку. Я убедилась в этом, работая с детьми второго класса. В игре школьники чувствуют себя свободнее, раскованней, работа на уроке превращается в интересное и увлекательное занятие. Языковой материал легче запоминается и усваивается, активизируется мыслительные способности ребёнка. В любой игре приходится преодолеть какие-то трудности. Стремление выиграть придаёт силу, энергию, которые в ходе игры учитель направляет на преодоление трудностей, связанных с изучением языка

Использование игровых технологий во 2 классе

1. Фонетические игры

При обучении французскому языку на начальном этапе я уделяю очень большое внимание правильному произношению звуков. Учебная цель игры состоит в том, чтобы дети произносили и узнавали требуемые звуки, не думая об этом специально, делая это автоматически. Поэтому на уроках я стараюсь использовать следующие игры:

«Alphabet français»

Обучающиеся, к которым обращается водящий, должны быстро назвать несколько слов, не содержащих букву "А".

Modèle: М: Je n'aime pas les A. Qu'est-ce que tu me donnes? El: Un livre, une règle, une gomme. E2: Un chien, une oie, une poule...

Игру можно варьировать, называя любую букву французского алфавита.

«Trouvez les noms»

Играющие находят названия:

  • животных, которые начинаются с буквы "С";

  • фруктов, начинающихся с буквы "Р", и т.д.

«Avec des sons»

Участники игры становятся в круг. Один из игроков бросает мяч другому игроку и произносит звук, например [i]. Игрок, поймав мяч, должен назвать слово с этим звуком: un lit. Продолжая игру, он называет другой звук и перебрасывает мяч соседу.

2.2 Лексические игры

Лексические игры должны помогать детям в овладении лексикой. Данные игры преследуют следующие цели:

  • тренировать обучающихся в употреблении лексики в ситуациях приближенных к естественной обстановке;

  • активизировать речемыслительную деятельность обучающихся;

  • познакомить обучающихся с сочетаемостью слов.

После введения слов во втором классе я провожу следующую серию игр:

а) пассивное распознавание нового слова.

По мере изучения слов ученики делают карточки с картинками. Я называю слова, а дети должны поднять ту карточку, на которой картинка соответствует данному слову.

б) активное распознавание.

На магнитной доске прикреплено 5 или 6 картинок. Водящий загадывает одно из слов, изображенных на карточках. Участники игры задают вопрос (Est-ce que с'est une pomme?...), пытаясь отгадать задуманное слово.

Вариации лексических игр могут быть очень разнообразны:

  • При обучении счету может быть проведена следующая игра. Обучающиеся делятся на 2 команды. Учитель пишет на доске числа. Игроки от каждой из команд стоят у доски с цветными мелками в руках. Мелки у команд разного цвета. Учитель называет число по-французски. Ученик, который обводит названное число в кружок, получает очко. Каждый играющий обводит 2-3 числа, затем уступает место другому игроку из команды. Если ученик допустил ошибку, он выбывает из игры. Выигрывает команда, получившая большее количество очков.

  • Несколько учеников стоит лицом к классу, их руки заложены за спину. Учитель кладет в руки какой-либо предмет. Ученик должен догадаться, какой предмет у него в руках и назвать его.

«Je connais cinq prénoms des garçons…»

Идея этой "карманной" игры-упражнения навеяна очень известным когда-то во дворах развлечением девочек с мячиком: "я знаю пять имен мальчиков…", "я знаю пять цветов…". Эту игру я использую для формирования элементарных лингвистических представлений детей на доступном языковом материале. Ученики по цепочке называют 5 слов по различным темам. Игра способствует развитию памяти, внимания, активности, быстроте реакции, ориентирует обучающихся на целенаправленное использование информации.

«Trouve l'objet!»

Данная игра с предметом или картинкой позволяет перейти от диалога в 6 реплик к диалогу в 10-12 реплик в режимах ученик-ученик, ученик-ученик 1,2,3 и т.д. Она может проводиться в нескольких вариантах. Для первого класса хороший вариант игры с прятаньем картинки. Водящему ученику показывается картинка, а затем он выходит из класса или поворачивается спиной к ученикам.

Учитель даёт картинку (карандаш) одному из детей, и тот прячет.

Водящий поворачивается к классу и задаёт вопрос, обращаясь к разным ученикам (Е1).

E1. Toc, toc, toc! E2,3. Qui est là? E1. C'est moi, Katia! E2,3. Entre. Que veux-tu?

E1. Je cherche un crayon. 2,3. Demande-nous! E1. As-tu un crayon?

E2 Non, je n'en ai pas. E1. As-tu un crayon?E2. Oui, j'en ai deux. Prends un! (Prends-en un!) E1. Merci, bien! E2. De rien (Pas de quoi!)

Водящий имеет право задать вопрос 3 или 5 ученикам. Если предмет не угадан, назначается новый водящий.

3. Грамматические игры

Грамматические игры преследуют следующие цели:

  • научить учащихся употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности;

  • создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

  • развить речевую, творческую активность обучающихся.

Большинство игр основано на соревновании, которое проводится между обучающимися по принципу индивидуального или командного первенства.

С первых уроков во втором классе детей учат выполнять разные команды, делая зарядку. Дается команда и дети ее выполняют, показывая, что они делают. Таким образом, ученики узнают повелительное наклонение глаголов I группы. - Sautez! Marchez! Nagez! Volez! Tournez!...

Во втором классе, после того, как обучающиеся выучили первый речевой образец C'est une pomme и первый вопрос Qu'est-ce que c'est?, можно проводить следующую игру:

  • Группа делится на две команды: «ученики» и «учителя». У каждой команды набор картинок, французские названия которых знакомы ученикам. Команда «учителей» задает вопросы, команда «учеников» отвечает. Когда все «учителя» зададут вопросы, команды меняются ролями.

«Devine!» - игра для закрепления отрицательной конструкции nе ... pas.

Ученик выходит из класса, группа загадывает один из предметов, выставленных на доске. Ведущий возвращается и начинает отгадывать, какой предмет был загадан. Он задает вопросы:

Est-ce que c'est une tasse?

Группа отвечает хором:

Non, се n'est pas une tasse.

Игра продолжается до тех пор, пока ведущий не отгадает загаданное слово. Чтобы игра не затянулась, не надо выставлять на доску много карточек, достаточно 5 штук.

4. Орфографические игры

Орфографические игры способствуют формированию и развитию речевых навыков. Основная цель этих игр - освоение правописания французских слов. Часть игр рассчитана на тренировку памяти детей, другие - на воспроизведение орфографического образа слова. 1. На столе в беспорядке лежат карточки с буквами французского алфавита. Группа делится на две команды. Каждой команде учитель называет по слову. Например, une porte и une table. Игроки команд берут карточки с буквами, и все выстраиваются по порядку их следования в данном слове. Побеждает та команда, которая быстрее и без ошибок соберет данное учителем слово..

2 .На доске в два столбика написаны слова с пропущенными буквами:

unе ро . . е

unе t .. е

Nad . ne

Ana .. le

unе b . nаnе

unе ро . te

Ученики (по одному из каждой команды) по очереди выходят к доске и вписывают пропущенные буквы, передавая кусок мела как эстафету товарищу по команде. Выигрывает та команда, которая правильно и быстро выполнит задание.

Список литературы:

  1. Гусева А. В. Французский язык : кн. для учителя к учеб. для II кл. шк. с углубл. изучением фр. яз. / А. В. Гусева. - М.: Просвещение, 2006. - стр. 92

  2. Дворник М. В. Игра и игровая ситуация на начальном и среднем ступенях обучения // Иностранные языки в школе. - 1998. - № 6.

  3. Кашина Е. Г. Ролевые и лингвистические игры. - Учебное пособие. 2-е издание. - Самара: Областная организация Союза журналистов, 1992. - стр.83

  4. Коптелова И.Е. Игры со словами // Иностранные языки в школе. - 2003. - № 1.

  5. Любимова Т. Г. Развиваем творческую активность. - Чебоксары, 1999



© 2010-2022