- Преподавателю
- Иностранные языки
- «Постановка целей урока английского языка и способов их достижения в соответствии с ФГОС на начальной ступени обучения»
«Постановка целей урока английского языка и способов их достижения в соответствии с ФГОС на начальной ступени обучения»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зубкова К.В. |
Дата | 09.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
Выступление на тему:
«Постановка целей урока английского языка и способов их достижения
в соответствии с
ФГОС
на начальной ступени обучения»
Подготовила учитель английского языка
МОУ «Майская гимназия»
Зубкова Ксения Валерьевна
П. Майский, 2015
Выступление на тему:
«Постановка целей урока английского языка и способов их достижения
на начальной ступени обучения»
Зубкова Ксения Валерьевна,
МОУ «Майская гимназия»
Урок - главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?
Современный урок должен отражать владение структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи.
Мы подробнее остановимся на этапе целеполагания, который является одним из важнейших аспектов современного урока.
Целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть объективным и соответствовать планируемому результату. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, которые следует избегать при планировании урока.
-
Подмена цели средствами урока. Зачастую учителя получают моральное удовлетворение не от результата урока, а от того, чем занимались на уроке дети. По сути дела идет подмена целей урока средствами их достижения.
-
Формальный подход при постановке цели. Расплывчатость и неопределенность спроектированных учителем целей приводит к непониманию целей учителем и учениками.
-
Завышение цели. Случается, что на уроке ставится глобальная цель, т.е. цель которую невозможно достичь за один урок. Примером таких целей могут быть следующие: «интеллектуальное развитие учащихся», «овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности». Т.о цель должна диагностична, что означает, имеются средства и возможности проверить, достигнута ли она
-
Постановка цели учителем, а не учащимися.
Итак, цели должны быть:
-
Диагностируемые.
Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель.
-
конкретные.
-
понятные.
-
осознанные.
-
ориентированы на результат
-
реальные.
-
побуждать к действию
-
точные.
Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».
Обучающие целиурока включают в себя овладение учащимися системой знаний, практическими умениями и навыками.
Для постановки обучающих целей рекомендуется использовать глаголы, указывающие на действие с определенным результатом:
«выбрать», «воспроизводить»,
«назвать», «употреблять»,
«дать определение», «написать»,«проиллюстрировать», «систематизировать»…
Воспитывающие цели способствуют:
воспитанию положительного отношения к знаниям, к процессу учения; формированию идей, взглядов, убеждений, качеств личности, оценки, самооценки и самостоятельности; приобретению опыта адекватного поведения в любом обществе.
Воспитательная работа на уроке должна планироваться самым тщательным образом. Формулировка воспитательных целей должна быть также конкретной. Могут быть использованы следующие формулировки при постановке воспитательной цели:
вызвать интерес,
пробудить любознательность,
выразить свое отношение…
прививать, укреплять... навыки;
Развивающие цели содействуют:
формированию общеучебных и специальных умений;
совершенствованию мыслительных операций; развитию эмоциональной сферы, монологической речи учащихся, вопросно-ответной формы, диалога, коммуникативной культуры;
осуществлению самоконтроля и самооценки, а в целом - становлению и развитию личности:
учить сравнивать,
учить выделять главное,
учить строить аналогии,
В цели необходимо проектировать деятельность учителя и учащихся.
Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.
Цели должны быть достаточно напряженными, достижимыми, осознанными учащимися, перспективными и гибкими, то есть реагирующими на изменившиеся условия и возможности их достижения. Но это не является гарантией высокой результативности урока. Необходимо еще определить, как и с помощью чего они будут реализованы.
Даже самая совершенная система целей обучения мало поможет практике, если учитель не будет иметь правильного представления о путях достижения этих целей через деятельность учащихся, последовательность выполнения ими отдельных действий.
Умение согласования целей субъектов деятельности (учителя и ученика) является одним из критериев эффективности современного урока. При этом важно обеспечить ее понимание и принятие учащимися как собственной, значимой для себя. Традиционно учитель в начале урока называл его тему и четко проговаривал цель, что сразу предполагало субъектно-объектные отношения, при которых цель - прежде всего получение знаний.
Это метод SMART (в переводе с английского - умный), позволяющий, как раз, сформулировать ясную и конкретную (умную мысль).
Критерии SMART:
S-Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.
M-Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.
A-Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы и Ваши учащиеся.
R-Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся
T- Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период для достижения выбранной цели.
Для того, чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы:
-
Визуальные:
Тема-вопрос -план
Работа над понятием
Ситуация яркого пятна
Исключение
Домысливание
Проблемная ситуация
Группировка.
2. Аудиальные:
Подводящий диалог
Собери слово
Проблема предыдущего урока.
Ситуация Яркого пятна:
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Например, предлагаю слова: I, He, My, You, We. Слово «My» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Тема-вопрос>>> план
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Можно задать вопрос «Вы хотите узнать, как выглядит комната (комната Саймона, комната одноклассника, сказочного персонажа)?» Как это сделать?
1.Посмотреть на комнату.2. Послушать рассказ о комнате.3. Прочитать текст.
4. Расспросить. Так формулируются конкретные учебные цели.
Мозговой штурм
Учащимся предлагаю вспомнить как можно больше слов-ассоциаций по теме. Все слова, которые называют ученики, записываются на доске. После того, как ученики ответят, вопрос - «Что бы вы хотели узнать по этой теме?». После интересующих их вопросов предлагается учащимся сформулировать тему и цели урока.
Метод выяснения ожиданий и опасений
Очень важно, чтобы этап выяснения ожиданий и опасений был непосредственно связан с рефлексией: если в начале урока дети фиксируют свои личные цели и опасения (при помощи разных приемов), то в конце урока нужно обязательно вернуться к этим ожиданиям и проанализировать: что сбылось? что не сбылось? сбылись ожидания (т.е. цели)? сбылись опасения (т.е. цели не сбылись и у кого)? Чего больше: ожиданий или опасений? Почему? (т.е. проанализировать причины для того, чтобы эффективно организовать последующие уроки с учетом полученных результатов).
Ситуация яркого пятна
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете.
Например, слова: played, cooked, swam, helped. Слово «swam» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Группировка
Предлагается разделить на группы ряд слов. Например: dogs, men, women children, boxes, feet, balls. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему слова множественного числа имеют разные признаки?" и будет целью урока.
Отсроченная догадка
Предлагается интересный эпизод, фильм, содержащий интригу и затруднения в объяснении, фотографии, текст, аудио, презентация, интересные факты из жизни. В ходе фронтальной беседы определяется цель познания.
Использование наглядного образа, объекта
Незаконченная схема, таблица или объекты, например, при изучении грамматики предлагается сравнить предложения, написанные в разных временах или предложения разных типов (вопросительные, отрицательные, утвердительные), что вызывает активизацию мыслительной деятельности учащихся, способствует выдвижению гипотез и формулированию целей.
Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого - формулируется домашнее задание.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
- учет уровня знаний и опыта детей,
- доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
- толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
- вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность
Логическим завершением любого урока является сопоставление поставленных целей с достигнутым результатом на уроке в целом и каждым учащимся в частности.
Яркое начало урока, мотивирующее учащихся на познание, осознанно поставленные цели и задачи уроков, помогать сделать урок запоминающимся о полезным для учащихся.