Описание педагогического опыта по теме «Обучение аудированию детей младшего школьного возраста на уроках английского языка»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Обучение аудированию детей младшего школьного возраста

на уроках английского языка»


«Для изучения иностранного языка гораздо важнее свободная любознательность, чем грозная необходимость».

Аврелий Августин

Информационный блок

Автор опыта: Хомякова О.А., учитель английского языка МКОУ «Каргапольская начальная общеобразовательная школа №3», первая квалификационная категория. Стаж работы 10 лет.

Условия возникновения, становления опыта

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Каргапольская начальная общеобразовательная школа №3» (далее - МКОУ «Каргапольская НОШ №3») реализует программы дошкольного (дошкольные подготовительные группы) и начального общего образования.

На 1 сентября 2014-2015 у.г. в школе обучается 441 обучающийся, из них 26 воспитанников дошкольной подготовительной группы, 415 учащихся 1-4 классов.

Благодаря получению МКОУ «Каргапольская НОШ №3» 2 грантов (2006, 2008 годы) в конкурсе ОУ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, созданы комфортные условия для осуществления образовательного процесса: компьютерный класс, актовый зал, кабинет немецкого языка, кабинет английского языка (лингафонный кабинет); приобретено оборудование: документ камера, интерактивные доски, нетбуки, система контроля и мониторинга качества знаний.

Обучение иностранному языку в ОУ осуществляется на немецком и английском языках. Ежегодно, исходя из запросов родителей (законных представителей) и интересов учащихся, увеличивается количество учащихся, желающих изучать английский язык. За последние три года - это число выросло в три раза. В образовательном учреждении есть классы, где немецкий язык совсем не изучается, отдается предпочтение английскому языку.

Мониторинг востребованности изучения

английского языка


Описание педагогического опыта по теме «Обучение аудированию детей младшего школьного возраста на уроках английского языка».

С переходом на федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС НОО) обучение иностранному языку введено со 2 класса и занимает важное место среди основных предметов, которые способствуют общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося, формирование коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение.

В 2012 году прошла курсы повышения квалификации в рамках ФГОС НОО по проблеме «Оценка достижения планируемых результатов основной образовательной программы начального общего образования». (Приложение 1)

В марте 2013 года в г. Кургане принимала участие в семинаре «Особенности обучения английскому языку в условиях ФГОС (на примерах федеральных учебников "Enjoy English", "Millie", "New Millennium English", "Happy English" и обучающих программ к ним)» по методике обучения иностранным языкам. (Приложение 2) При изучении УМК и электронных приложений начальной ступени общего образования, сделала вывод, что обучение аудированию, является одной из актуальных тем в методике обучения английскому языку.

Поэтому возникла необходимость поиска методов, которые помогут младшим школьникам сформировать умение воспринимать речь, тем самым обеспечить усвоение английского языка в основной и средней школе.


  1. Актуальность и новизна (оригинальность) опыта

Предметом моего изучения является не только сам процесс аудирования на начальном этапе, но и способы обучения этому виду речевой деятельности.

Начальный этап изучения иностранного языка является важнейшим, так как с учетом особенностей первой ступени общего образования формируется фундамент всего последующего обучения, поэтому у учащихся должны быть сформированы базовые умения аудирования, которые для успешности следует совершенствовать.

Понятие «аудирование» включает процесс восприятия и понимания звучащей речи, это очень трудный вид речевой деятельности. Несформированность аудитивных навыков является часто причиной нарушения общения.

Аудирование:

- как действие, входящее в состав устной коммуникативной деятельности, используется в любом устном общении, подчиненном производственным, общественным или личным потребностям;

- как обратная связь у каждого говорящего во время говорения позволяет осуществлять самоконтроль за речью и знать, насколько верно реализуется в звуковой форме речевые намерения;

- может представлять собой отдельный вид коммуникативной деятельности со своим мотивом, отражающим потребности человека или характер его деятельности. В такой роли оно выступает, например, при просмотре фильма, телепередачи, прослушивании радиопередачи и т.п.

Актуальность изучения вопроса обучения аудированию возрастает, в том числе и в контексте реформирования системы образования России, учитывающей общеевропейские требования в области компетенций владения иностранным языком, как важнейшим средством международной коммуникации.

Цель педагогического опыта - формирование аудитивных навыков у учащихся с использованием различных технических средств обучения (ТСО).

Задачи:

  • изучить теоретические основы аудирования;

  • рассмотреть основные трудности обучения аудированию и упражнения по их преодолению;

  • адаптировать методы и приемы обучения аудированию к условиям своей практической деятельности;

  • создать банк разноуровневых заданий к аудеотекстам.


  1. Теоретическая обоснованность,

системность в представлении опыта работы

Теоретическое обоснование педагогического опыта

Вопросом аудирования в образовании детально занимаются как зарубежные, так и отечественные авторы: И.Л. Бим, И. А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М Моисеевой, Е.С. Полат, L.Fried-Booth и др.

Теоретической базой наработанного опыта являются:

а) исследования по теории речевой деятельности (В. А. Артемов, Н. И. Жинкин, А. А. Залевская, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия);

б) исследования о психофизиологических механизмах формирования речевой деятельности на иностранном языке (В. А. Артемов, Б. В. Беляев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. И. Жинкин, И. А. Зимняя, П. И. Зинченко, А. Р. Лурия, А. Н. Соколов, Н. С. Харламова);

в) работы по вопросам формирования и развития знаний, навыков и умений видов речевой деятельности, в частности, аудирования (Н. И. Гез, С. В. Еловская, Н. В. Елухина, И. А. Зимняя, З. И. Клычникова, З. А. Кочкина, Е. И. Пассов, П. В. Сысоев, И. И. Халеева и др.);

г) исследования по вопросам порождения и восприятия речи на иностранном языке (А. А. Залевская, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Р. П. Мильруд, Ф. М. Рабинович, Г. В. Рогова и др.).

Теоретическая значимость данного опыта состоит в том, что его результаты могут способствовать дальнейшему введению обучения аудирования в учебных учреждениях, а так же разрешению многих проблем, связанных с обучением английского языка.

Длительность работы над опытом

Первый этап (2012-2013 г.г.) - изучение и анализ научной и методической литературы.

Второй этап (2013-2014 г.г.) - разработка комплекса упражнений¸ заданий для эффективного обучения аудированию.

Третий этап (2014-2015 г.г.) - внедрение разработанного комплекса упражнений, заданий, дидактического материала на уроках английского языка с использованием аутентичных материалов и обобщение опыта.

Диапазон опыта

Опыт работы реализуется через систему уроков английского языка во 2-4 классах по ОС «Школа 2100», учебный предмет «Английский язык», под редакцией Биболетовой М.З., УМК «Начальная школа 21 века» учебный предмет «Английский язык», под редакцией Вербицкой М.В., УМК «Перспективная начальная школа», учебный предмет «Английский язык», под редакцией Тер-Минасова С.Г., в соответствии с требованиями ФГОС НОО (Приложение 3); внеклассную работу, участие в конкурсах, форумах, фестивалях.

Технология педагогического опыта

При обучении аудированию использую следующие технологии и методики:

  • Технология обучения в сотрудничестве. Технология развивает интеллектуальные, духовные и физические способности, интересы, мотивы, выработка научно-материалистического мировоззрения. Организуется работа в парах, группах, где дети обучают и контролируют друг друга. (Приложение 4)

  • Здоровьесберегающие технологии позволяют сформировать бережное отношение к своему и чужому здоровью, привить навыки здорового образа жизни. На уроках провожу физкультминутки и гимнастику для глаз по методике Демирчогляну.

  • Проектный метод в обучении направлен на развитие активного самостоятельного мышления ребенка и обучение его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. Важно, что в реализации проекта дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых. (Приложение 5)

  • «Портфолио» как технология формирования ключевых компетентностей обучающихся.

  • Информационно - коммуникативные технологии - подготовка и передача информации обучаемому, средством осуществления которых является ТСО. (Приложение 6)

  • Технология дифференцированного обучения - совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса. (Приложение 7)

  • Игровые технологии - выступают в качестве средства адаптации и социализации, приема и метода обучения.

  • Методика формирования коммуникативных умений через организацию групповой работы в учебной деятельности - способствует развитию у учащихся коммуникативных умений и навыков через сотрудничество, ведение групповой дискуссии, нахождения общего решения, оценивание работы группы. (Приложение 8)

  • Методика формирования адекватной самооценки учащихся в условиях безотметочного обучения - владение навыками самооценки, приемам контроля и критериями оценки.

Таким образом, применение данных методик и технологий радикально влияет на позицию самого ученика, превращая его в активного участника процесса обучения, что реально отражает современные изменения в методике преподавания иностранных языков.

Описание технологии опыта

При поступлении в школу дети, обладают большим опытом слушания на родном языке. Они способны долго и внимательно слушать сказки или рассказы, задавать уточняющие вопросы, переспрашивать. К сожалению, эта любознательность в школе часто утрачивается. Обучение аудированию на английском языке строится так, чтобы поддержать уже сложившиеся умения и постепенно их развивать.

Система работы и использование упражнений на развитие навыков аудирования:

  • работу по формированию навыков аудирования начинаю с первых уроков английского языка: приветствую детей, веду диалог на английском языке, провожу фонетические разминки, физкультминутки на английском языке, развивая тем самым речевую догадку и первичные навыки говорения. На урок приходят «иностранные гости», герои-помощники учебников: девочка Alice , клоун Tricky, Mr. Rule, Tom, Tiny, Bess, Tim, которые учат детей правильно произносить английские слова, рассказывают стихи, а иногда поют песни. При изучении алфавита во втором классе на уроки прилетает Aunt Owl, с которой дети ждут с нетерпением встречи снова и снова (использование кинофрагмента). Знакомлю с правилами работы над аудированием. (Приложение 9) С помощью этих уроков они узнают много новых слов, о значении, которых догадываются самостоятельно;

  • аудитивные игры («Lotto», «The Spinning Top», «We Can Eat Bread», «Introductions», «Follow My Directions», «Good Morning, Misha», «Right - Left», «Draw a House and Colour It Brown», «Make It Logical», «Guide Me Тthrough the Town», «When Shall I Arrive?»), которые активизируют мыслительную деятельность и позволяют сделать учебный процесс более привлекательным и интересным, и трудности, возникающие при обучении, преодолеваются с наибольшим успехом и легкостью. (Приложение 10)


  • цифровой лингафонный кабинет позволяет формировать не только навыки произношения, аудирования, монологической и диалогической речи, грамматические навыки и навыки чтения. Его преимущество - наличие нескольких режимов: работа в парах, групповой, индивидуальной работы, режима случайного выбора. Использую оборудование кабинета для индивидуализации обучения практически на каждом этапе урока:

  • при обучении устной речи, работая над диалогом, пара может вести диалог под контролем учителя, в то время как остальные учащиеся выполняют другие задания; (Приложение 11)

  • для проверки заданий использую прием взаимоконтроля. (Приложение 12)

Для развития аудитивных навыков у учащихся 2-4 классов мною разработаны дидактические материалы с разноуровневыми заданиями к аудиотекстам: базовый, программный и повышенный уровни. (Приложение 13)

- дифференцированный подход при выборе заданий для учащихся;

- работу над текстом на уроке провожу в три этапа:

  1. Дотекстовый (Before Listening).

  2. Во время прослушивания (While-Listening exercises).

  3. После прослушивания (After-Listening exercises).

- система отслеживания и оценивания результатов:

Контроль и оценка результатов освоения программы осуществляю через следующие виды контроля:

Описание педагогического опыта по теме «Обучение аудированию детей младшего школьного возраста на уроках английского языка».

Текущий контроль осуществляется посредством наблюдения за деятельностью обучающихся на каждом уроке; промежуточный контроль при изучении одной темы или раздела (Приложение 14); формой контроля может быть и конечный продукт: проект, сочинение, презентация, сообщение, реферат.

Итоговый контроль проводится по итогам учебного года и по результату творческих работ учащихся, презентаций, участию в выставках, конкурсах.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий.

Выставки могут быть:

  • однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;

  • постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;

  • тематические - по итогом изучения разделов, тем; (Приложение 15);

  • итоговые - в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Одной из составляющей итоговой оценки - накопительная оценка. Оптимальным способом накопительной системы оценки является портфолио учащегося, понимаемое как сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях. В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.

На этапе контроля использую следующие задания:

  • "Listen and answer the question" - «Послушай и ответь на вопросы»;

  • "Listen and unite the picture with the text" - «Послушай и соедини картинку с текстом»;

  • "Flip the picture in the right order" - «Расположи картинки в правильном порядке»; "Pick up the desired title" - «Подбери нужный заголовок»;

  • "Insert the missing words in the text - «Вставь пропущенные слова в тексте»;

  • "Find and write a sentence in English" - «Найди и напиши предложения на английском языке»;

  • "Finish the sentence" - «Закончи предложения»;

  • "Guess who they are" - «Догадайся о ком идет речь».

  • работа с одаренными детьми осуществляется через организацию урочной и внеурочной деятельности, курс «Английским с удовольствием».

  • взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся осуществляю через родительские собрание и индивидуальные консультации (Приложение 16)


3.Результативность,

распространение собственного опыта работы

В сравнении за три года (2012-2015 г.г.) проведен мониторинг сформированности навыков аудирования по английскому языку: (Приложение 17)



Мониторинг сформированности навыков аудирования

по английскому языку


ОС «Школа 2100»

Описание педагогического опыта по теме «Обучение аудированию детей младшего школьного возраста на уроках английского языка».

УМК «Начальная школа 21 века»

Описание педагогического опыта по теме «Обучение аудированию детей младшего школьного возраста на уроках английского языка».

УМК «Перспективная начальная школа»

Описание педагогического опыта по теме «Обучение аудированию детей младшего школьного возраста на уроках английского языка».

В среднем по школе сформированность навыка аудирования составляет 66%, а в сравнении за три года наблюдается стабильный результат.

Описание педагогического опыта по теме «Обучение аудированию детей младшего школьного возраста на уроках английского языка».

Результативность освоения учащимися образовательных программ

и динамика их достижения


Учебный год

МКОУ «Каргапольская НОШ №3»

МКОУ «Каргапольская СОШ №4»

Успевае-мость

Качество

%

4 класс

Качество

%

ОУ

Средний балл

Успевае-мость

Качество

%

5 класс

Средний балл

2012-2013

100%

71.9%

77.8%

4

100%

72%

3.9

2013-2014

100%

72.6%

77.6%

3.9

100%

71%

4

2014-2015

1 полугодие

100%

72.5%

77.9%

3.9

100%

71.6%

3.9

Наблюдается стабильные результаты по английскому языку у учащихся и в средней школе.

Высокие результаты и внеурочной деятельности учащихся по предмету.

За последние три года увеличилось количество участников в конкурсах международного и всероссийского уровней по английскому языку на 30%. Это обусловлено интересом со стороны учащихся и их родителей (законных представителей), а также значимостью этого предмета.

Мониторинг участия детей в конкурсах по английскому языку

Описание педагогического опыта по теме «Обучение аудированию детей младшего школьного возраста на уроках английского языка».

Результаты участия учащихся в конкурсах различного уровня:

(Приложение 18)

Название

конкурса

Уровень

Год

Кол-во участников

Кол-во победителей

Игра-конкурс

«Британский бульдог»

Международный

2012

46

7

Игра-конкурс

«Британский бульдог»

Международный

2014

29

Подведение итогов

в апреле 2015

IV предметная олимпиада по английскому язык


Всероссийская

2014

5

1

Название

конкурса

Уровень

Год

Кол-во участников

Кол-во победителей

Предметная олимпиада по английскому языку «Олимпус»

Всероссийская

2015

22

Подведение итогов в апреле 2015

Олимпиада

«Олимпусик»

Общероссийская

2015

30

Подведение итогов в апреле 2015

Ежегодно являюсь куратором в организации и проведении конкурсов различного уровня, за работу с одаренными детьми отмечена благодарственными письмами. (Приложение 19)

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта: (Приложение 20)

Год

Уровень

Мастер-класс

ШМО

Конкурс

Семинар

Интернет

сообщества

2013

Муниципальный

1

1

2



Региональный




1


2014

Муниципальный

1



1


2015

Муниципальный


1



Федеральный



1


2

В результате обучения английского языка на ступени начального общего образования у учащихся сформируются элементарные коммуникативные компетенции:

Выпускник научится:

- понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально / невербально реагировать на услышанное;

- воспринимать на слух аудиозаписи основное содержание небольших сообщений, рассказов, сказок, построенных на знакомом языковом материале.

Выпускник получит возможность научится:

- воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нем информацию;

- использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.

Вышеизложенный опыт по теме: «Обучение аудированию детей младшего школьного возраста на уроках английского языка» может быть принят во внимание учителями иностранных языков и, непосредственно, обучающимися. Важно помнить, что обучать аудированию необходимо в тесном взаимодействии с другими видами речевой деятельности, в рамках единой системы обучения иностранному языку.

Бесспорно, что только регулярные занятия, начиная с первых дней изучения языка, направленные на формирование механизмов аудирования, помогут преодолеть психологический барьер, трудности, возникающие при понимании содержания иноязычного текста.

Список литературы

Нормативные документы

Министерства образования и науки Российской Федерации


  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 октября 2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

Основная литература


  1. Асмолова, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - 2 -е изд. - М.: Просвещение, 2010.- 152 с.

  2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам, - М., 2000.

  3. Грызулина А., Павловский Д. Ещё 2 приёма обучения аудированию // Учитель, №6, 2000.

  4. Колкер Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку. - М., 2000.

  5. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / [М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. - 215 с. - (Стандарты второго поколения).

  6. Павловский Д. Об одном приёме обучения аудированию // Учитель, №4, 2000.

  7. Примерные программы начального образования общего образования.

В 2 ч. Ч.1.-М.: Просвещение, 2008.-317 с.

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2010. - 191 с.

  2. Программно-методические материалы. Иностранные языки для общеобразовательных учебных заведений. Начальная школа. - М., 2000.

  3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / [А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина и др.]; под ред. А.В. Воронцова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с.- (Стандарты второго поколения).



Интернет-источники


  1. vevivi.ru/ - VeViVi.ru - Российский информационно-образовательный ресурс.

  2. ismo.ioso.ru›dis/avtoref-kolesnikova.doc - Российская Академия Образования.

  3. revolution.allbest.ru›Педагогика›00329533_0.html - педагогика как система педагогических наук - реферат.

  4. nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/ - портал работников образования

  5. festival.1september.ru/articles/589313/ - фестиваль 1 сентября.

  6. 5rik.ru/better/article-50077.htm - реферат: Аудирование на начальном этапе обучения.

  7. myenglish2012.ru/obuchenie-audirovaniyu-pri-kompetentnostnom-podkhode-v-yazykovom-obrazovanii - обучение аудированию при компетентностном подходе в языковом образовании.







Описание педагогического опыта по теме «Обучение аудированию детей младшего школьного возраста на уроках английского языка».

МКОУ «Каргапольская НОШ №3»,

Хомякова Оксана Александровна, учитель английского языка

12




© 2010-2022