Обобщение опыта по проблемной теме

Обобщение опыта по проблемной теме "Интеграция ИКТ средств и использование адаптивной технологии на уроках английского языка как условие выстроения субъект -субъектных отношений". Образование в современном мире переживает бурный период переосмысления подходов, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов. Педагогика вступает в этап технологизации, через который прошли все ныне эффективные отрасли общественного производства. Овладение технологиями становится приоритетным как при освоени...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Становление субъект - субъектных отношений.

Технологизация образовательного процесса.

Ананьева О.Н.

КГУ «Средняя школа №7»

ИНТЕГРАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАТИВНЫХ СРЕДСТВ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АДАПТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ВЫСТРОЕНИЯ СУБЪЕКТ- СУБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

Образование в современном мире переживает бурный период переосмысления подходов, отказа от некоторых устоявшихся традиций и стереотипов. Педагогика вступает в этап технологизации, через который прошли все ныне эффективные отрасли общественного производства. Овладение технологиями становится приоритетным как при освоении учительской профессии, так и при оценках качества образовательных услуг.

На рынок труда учитель выставляет свой высокий профессионализм, в основе которого - доскональное знание педагогических технологий.

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Педагогика субъект - субъектных отношений завоевывает все больше сторонников, и все прогрессивные образовательные технологии в большей или меньшей степени направлены на реализацию этой идеи.

Важным моментом в привлекательности субъект - субъектных отношений на уроке является демократичность, свобода для проявления психических потребностей, адекватность возрастным особенностям, психологический комфорт, прежде всего выражающийся в реализации собственных потребностей (коммуникативных, прежде всего, что наиболее актуально для уроков английского языка). Такое образовательное пространство я пытаюсь создать при работе на своих уроках, используя такие образовательные технологии как информационно- коммуникативную и адаптивную.

Современный урок английского языка - это урок с использованием информационных технологий, позволяющий наглядно применить теорию на практике. Мультимедийные компьютерные технологии позволяют заменить почти все традиционные технические средства обучения. Во многих случаях такая замена оказывается более эффективной и дает возможность учителю оперативно сочетать разнообразные средства, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономит время урока, насыщает его информацией.

Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются "субъект-субъектных" отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу, самостоятельность.

Целью моего выступления является обобщение и систематизация моего личного опыта по внедрению в обучение английскому языку информационной и адаптивной технологий.

Использование мультимедиа на уроках - это требование сегодняшнего дня, с одной стороны, и огромная помощь в работе учителя, с другой. Несмотря на то, что требуется больше времени на подготовку к уроку, результат превосходит ожидания.

В нашем школьном мультимедийном кабинете имеется достаточно разнообразных обучающих программ по английскому языку. На своих уроках я использую их фрагментарно в зависимости от целей урока. С помощью информационных технологий я применяю следующие виды деятельности по отработке навыков иноязычной речевой деятельности:

----изучение грамматики (теория, тренировочные упражнения);

----изучение лексики;

----письмо (составление предложений);

----игры;

----правописание;

----чтение;

----отработка произношения;

В целом, компьютер в качестве обучающего, выполняет следующие функции: коммуникативную, тренировочно - обучающую, контролирующе- коррегирующую, информативную, стимулирующую. Хочу показать, как я на практике использую каждую из этих функций.

Коммуникативная. Это упражнения для овладения диалогом. На данном этапе использую электронные учебники « Английский базовый курс», «We enjoy English», в которых содержатся увлекательнейшие диалоги- упражнения на самые распространенные ситуации бытового общения. В этих программах запрограммирован самоконтроль над этим процессом. Возможны такие виды работы как:

а) прослушивание диалога одновременно с прочитыванием его в режиме выделения каждого произносимого предложения другим цветом;

б) аудирование диалога с выборочным ответом (для ответа обучаемый выбирает один из предлагаемых вариантов);

в) вопросно- ответный диалог (учащийся дает прямые ответы на вопросы компьютера, используя в качестве основы и схемы языковой материал, содержащийся в вопросе);

Тренировочно - обучающая. Это упражнения для овладения лексикой, грамматикой и синтаксисом. Здесь я пользуюсь такими учебниками как «ABC English», «We enjoy English». Возможны такие виды работы как:

а) упражнения в виде игры на составление предложений, во время которой обучаемый наводит курсор на необходимое слово, которое перемещается в составляемое предложение;

б) упражнения на заполнение пропусков с дальнейшим самоконтролем;

в) программа предлагает соотнести два списка слов (русских и иностранных) и найти эквивалентные пары этих слов в обоих языках;

г) программа предлагает соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов и антонимов;

Контролирующе - коррегирующая. Это выполнение различных тестовых заданий по грамматике, лексике, на проверку понимания прочитанного, услышанного. На данном этапе я пользуюсь электронными учебниками «Merits», «We enjoy English», «ABC English», а также тестами, которые составила сама с использованием тестовой оболочки. Проведение тестов на компьютере не только позволяет проверить качество выполнения тестов за считанные секунды, но и проследить динамику качества обучения при помощи электронного дневника, который имеется во многих интерактивных программах. За счет этого я экономлю время, которое использую на благие цели, а именно на корректировку знаний обучаемого и отработку нового материала.

Информативная. Это работа с различными аутентичными текстами. В этом мне помогают учебники «Merits», «Английский базовый курс», «We enjoy English». Тексты в данных пособиях содержат информацию по страноведению на различные темы по истории, культуре и быту Великобритании и США, а учебник «We enjoy English» и тексты, посвященные и нашей стране. На мой взгляд, тексты довольно интересные и содержательные. Вопросы или тесты для проверки прослушанного я составляю сама, распечатываю их, сохраняю, переношу на диск, чтобы при необходимости предъявлять учащимся через компьютер. Так легче для учителя - нет необходимости писать их на доске или на отдельных листах и, конечно, интереснее детям.

Стимулирующая. Здесь мне хочется рассказать о программе «Учите английский. Начните говорить прямо сейчас». Эта программа рассчитана на младших школьников, поэтому упражнения подобраны так, что они захватывают ученика, вызывают у него желание узнать, что же будет дальше, а также сколько баллов он наберет за выполнение того или иного задания и какую оценку ему поставит компьютер. За каждый вид работы, за каждое выполненное задание компьютер объявляет оценку «excellent, very good».

Если же ученик выберет неправильный вариант, слышится голос «Oh, no, try it again!» После того как ученик исправил ошибку, диктор вновь его подбадривает: «That's right now.» Таким образом, создается иллюзия живого общения ученика с компьютером, у ребенка появляется стимул к изучению английского языка.

Кроме того, применение ИКТ оказывает мне большую помощь в разработке дополнительных учебных заданий по предмету, в подготовке и проведении контрольных работ, олимпиад, предметных недель. Я имею возможность распечатать, сохранить, при необходимости переделать по своему усмотрению тематические и поурочные планы, конспекты уроков и внеклассных мероприятий. Также на уроках у меня есть возможность использовать мультимедийный проектор, что делает общение более интересным и оживляет атмосферу на уроке.

Кроме творческой работы учителя, использование ИКТ на уроках требует творчества и самих учащихся. Несомненно, проектная работа увлекает учащихся, так как информатика - самый любимый предмет современного подростка. Уникальность проектной работы в том, что в создании проектов может участвовать каждый ученик, а также создать интересный проект с использованием компьютерных технологий - это вопрос престижности учащегося в классе.

Работа по подготовке проектов в программе Power Point, на мой взгляд, имеет огромное значение в развитии учащихся. Старшеклассники учатся практически использовать программы, с которыми познакомились на уроке информатики. Немаловажно и то, что в старших классах учащиеся осваивают азы научной работы: учатся отбирать материал и выделять главное и второстепенное, находить интересные иллюстрации и факты.

Так в прошлом учебном году учащиеся 10-А класса подготовили презентации по теме «Независимый Казахстан». Результатом этой работы стало:

  • повышение мотивации в изучении английского языка и ИКТ;

  • приобретение опыта выступления перед аудиторией;

  • повышение самооценки учащихся;

Итак, положительные стороны использования ИКТ:

1) повышение интереса к обучению;

2) устранение причины отрицательного отношения к учебе- неуспеха;

3) достижение высокой мотивации;

4) дифференциация и индивидуализация обучения;

5) глубокое и прочное усвоение языкового материала;

6) положительный эмоциональный настрой, способствующий непроизвольному запоминанию;

7) познавательная активность и расширение кругозора;

8) повышение качества знаний учащихся;

Кроме того, в течение двух лет на своих уроках я использую адаптивную технологию.

Адаптивное обучение базируется на нелинейной конструкции урока, в первой ее части идет обучение всех учащихся, а во второй- параллельно протекает два процесса: самостоятельная работа учащихся и индивидуальная работа учителя с отдельными учениками. Несмотря на кажущуюся похожесть на этапы традиционного урока, каждый этап в системе АСО имеет свои особенности и специфику. И основная особенность- это то, что значительное место на уроке отводится самостоятельной работе учащихся.

В связи с тем, что урок в системе АСО предполагает обучающую деятельность учителя, индивидуальную работу с учащимися и самостоятельную работу учащихся, очень важно научить детей на самом раннем этапе (в 5 классе) приемам самостоятельной работы в парах и группах, когда они еще очень активны. Основной моей заботой является обеспечение материалами и заданиями работающего самостоятельно количества детей. Поначалу, мне было сложно это делать, так как для этого требовалось размножать раздаточный материал на каждого ученика, что приводило к большим материальным затратам. С освоением мультимедийного кабинета, я стала пользоваться помощью компьютера. Теперь я могу не распечатывать задания, а вывести их на монитор каждому ученику.

Наряду с заданиями учебника, которые, к сожалению, рассчитаны на сильного, успешного ученика и не являются разноуровневыми, я широко применяю индивидуальные задания, которые дети выполняют охотнее и с удовольствием. Кроме того, каждый ученик по очереди получает опережающее задание. Например, для устной речевой разминки в начале урока предупрежденный заранее ученик готовит вопросы для остальных учащихся. В каждом классе определены консультанты, которые помогают мне проконтролировать выполнение домашнего задания, знание лексики, устной темы, хотя в некоторых случаях это не обязательно успешный ученик. Если среднеуспешный ученик хорошо выучил, например, лексику, я прошу его проверить группу учащихся.

Кроме того, постоянно стараюсь проводить коррекционную работу по темам, которые учащиеся не освоили, затем в дальнейшем постоянно возвращаюсь к этим вопросам.

На уроках регулярно использую такой вид работы как недельное и помесячное повторение. Так в 7, 9 классах еженедельно отвожу 10 минут на повторение правил чтения. Для этого пришлось разработать пособие по правилам чтения, так как в наших учебниках подобных упражнений нет. В 9- 11 классах еженедельно повторяем грамматику, употребление предлогов, пословиц, проводим тренировку письменной речи.

В процессе работы по адаптивной технологии, я определила для себя преимущества и трудности внедрения технологии на уроках.

Преимуществами является то, что есть возможность поработать на уроке индивидуально с каждым учеником (проведение коррекционной работы с отстающими), включение самого ученика в поисковую учебно-познавательную деятельность, организация совместной деятельности учителя и ученика.

Трудности - это огромная подготовительная работа по разработке разноуровневых упражнений для самостоятельной работы, которых нет в учебниках; это организовать самостоятельную работу учащихся в слабых классах, так как наши дети не привыкли работать одни, самостоятельно получать знания.

ЛИТЕРАТУРА

  1. «Государственная программа развития образования на 2005- 2010 годы».

  2. «Концепция о 12-летнем образовании».

  3. Бухаркина М.Ю. «Мультимедийный учебник: что это?» ИЯШ № 4 2001г.

  4. Воронин Т.П., Кашица В.П. «Образование в эпоху новых

информационных технологий» Москва, 1995 г.

  1. Завалко Н.И., Кикина М.И., Криулько Г.Р. «Адаптивная школа: педагогический опыт, проблемы, их решение».

  2. Нестерова Н.В. «Информационные технологии в обучении английскому языку» ИЯШ №8 2005г.

  3. Полат Е.С. «Новые педагогические и информационные технологии в

системе образования» Москва, 1995г.

  1. Полат Е.С. «Интернет на уроках иностранного языка» ИЯШ №2,3 2001г.

  2. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» Москва, 1998г.


© 2010-2022