Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся при изучении иностранного языка

Организация самостоятельной работы, руководство ею это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности и необходимо рассматривать как составную часть воспитания обучающихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности. Говоря о формировании у суворовцев самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в позна... Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.  Ученик, не всегда может самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения он должен достичь определенного достаточно высокого уров...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся при изучении иностранного языка


Общие рекомендации


1.Самоорганизация

Учась в Московском военно-музыкальном училище, суворовец сталкивается с формами обучения, ранее незнакомыми. Суворовец, в отличие от школьника, обладает самостоятельностью в процессе обучения. Лучший способ обрести эту самостоятельность - научиться самоорганизации.

Мотивация.

Один из ключевых моментов самоорганизации - это мотивация. У человека больше шанса на успех в случае наличия четко поставленной цели. Прежде всего, необходимо определиться, почему суворовец выбрали учебу на данной специальности. Выделите одну или две наиболее важные причины и подумайте, почему они оказались определяющими.

Методы обучения

Итак, сформулировав цель, вы также должны сформулировать, как ее достичь. Будучи самостоятельным в процессе обучения, вы можете выбрать индивидуальный метод обучения. Существует несколько различных подходов к методике обучения. Необходимо, чтобы стиль обучения, подходящий вам, также и соответствовал вашим предпочтениям. Вы должны активно использовать пройденный материл, тогда вы будете более эффективно понимать его и удерживать в памяти. Суворовцу с аналитическим складом ума требуется время для того, что обдумать и проанализировать полученную информацию. Суворовцы с развитой визуальной памятью лучше запоминают то, что видят, обучающиеся с развитой вербальной памятью лучше запоминают информацию, поданную устно.

2.Заметки

В процессе обучения суворовцам часто приходится делать заметки. Заметки могут быть сделаны как во время лекций, так и во время работы в библиотеке. Суворовец также делает заметки при подготовке к экзамену. Потому каждому необходимо выработать собственный способ того, как делать заметки, чтобы они пригодились в будущем.

Способы делать заметки

Аннотация.

Один из методов - аннотация, иначе говоря, письменные комментарии. Этот способ не подходит вам в том случае, если вы работаете с книгой, которая должна быть возвращена в библиотеку. Но этот способ может быть очень эффективным, если вы работаете с ксерокопией. Основные приемы аннотации - подчеркивание. В таком случае полезно будет использование ручек с цветными пастами, которыми можно выделять ключевые моменты текста и те моменты, к которым следует вернуться позже.

Схема.

Многие обучающиеся прибегают к графическому способу. Этот метод может быть особенно полезен в случае повторения пройденного материала или когда необходимо структурировать новый материал. Схема может помочь вам охватить всю картину. При составлении схемы используйте большой лист бумаги и начните с центрального понятия пройденной темы. Нарисуйте ответвления - понятия, связанные с центральным. Используйте только ключевые слова. Можете также использовать ручки с цветными пастами.

Заметки, размещенные в столбцы.

Некоторые обучающиеся размещают заметки в столбцы. Оставьте место для полей на каждой страницы тетради. С левой стороны пишите ключевые понятия пройденной темы. Главные заметки будут размещены в срединном столбце. В правом столбце можете писать вопросы или аспекты, на которые стоит обратить внимание.


3.Виды чтения

Одним из заданий для суворовцев, предусмотренных программой, является чтение тематического специализированного текста. Важно ясно представлять, на развитие каких умений и навыков направлено задание: на развитие технических навыков или навыков смысловой переработки информации. В зависимости от цели, которую ставит преподаватель перед учащимися, используются разные виды чтения.

Ознакомительное чтение - извлечение из текста основной информации, получение полного представления о содержании текста, без детализации основной информации. Для ознакомительного чтения студентам предлагаются легкие для понимания тексты, с небольшим количеством новых, незнакомых слов, и с незначительным содержанием избыточной информации.

Поисковое чтение используется при поиске конкретной информации в тексте и предполагает его беглое просматривание с более внимательным прочтением отдельных абзацев или предложений в случае нахождения требуемой информации. Ориентироваться в тексте учащимся помогают ключевые слова, подзаголовки, термины, имена собственные и т.д.

Изучающее чтение направлено на достижение полного и точного уровня понимания основной и второстепенной информации в тексте. Это активный вид чтения, и требует от учащихся сосредоточенности, неоднократного прочтения и письменной фиксации информации. Обучающимся предлагаются тексты информативные, познавательные, достаточно трудные в языковом отношении.

Рекомендуется осуществлять изучающее чтение в несколько этапов:

  1. подготовительный этап: обучающиеся просматривают текст полностью, затем составляют список вопросов, ответы на которые можно будет получить при более внимательном ознакомлении с предложенным материалом.

  2. этап непосредственного чтения текста предполагает: во-первых, внимательное, осознанное прочтение полного текста с выявлением «опорных точек», ключевых слов; во-вторых, разделение текста на части, и внимательное прочтение каждой из этих частей, что позволит найти ответы на поставленные вопросы.

  3. заключительный этап: обучающиеся отмечают соответствие найденной информации поставленным вопросам, оценивают значимость и полезность текста, выявляют его главную идею и основные мысли. В качестве контроля обучающимся могут быть предложены следующие задания: записать основное содержание текста своими словами, или подготовить пересказ.


4.Пересказ текста

Пересказ текста требует от обучающегося владение необходимыми лексическими и грамматическими навыками, а так же тщательной предварительной подготовки. Целью пересказа является передача основной информации прочитанного текста. Пересказ может быть средством контроля обучащихся, степени понимания прочитанного ими текста и способности выразить основные мысли своими словами, а также умение выстраивать высказывания грамматически правильно. Рекомендаций по подготовке к пересказу схожи с рекомендациями по осуществлению изучающего чтения.

5.Подготовка докладов, презентаций или устных высказываний по заданной теме

Учебным заданием, развивающим лексические навыки и навыки говорения обучающихся, может быть подготовка докладов, презентаций или устных высказываний по заданной теме. Доклады, презентации, устные высказывания предполагают правильное грамматическое и лексическое оформление.

Кроме того, важно учитывать и следующие моменты:

  1. Аудитория. Одна из задач докладчика - заинтересовать слушающих, то есть сделать свою речь максимально разнообразной, а информацию подобрать наиболее интересную и полезную. Важно иметь в виду, что после доклада со стороны слушающих могут последовать вопросы, поэтому при подготовке необходимо попытаться учесть возможные варианты.

  2. Время. Доклад не должен быть долгим, так как слушающие быстро устают. Необходимо уложиться в заданный промежуток времени, особенно если на уроке предстоит выслушать несколько докладов.

  3. Структура доклада или высказывания должна быть четкой и ясной. Основные идеи доклада можно перечислить во вступлении, а в заключении подвести итог и выделить основные мысли.

  4. При подготовке презентаций и докладов по возможности лучше воспользоваться наглядными пособиями, что также повысит уровень восприятия информации слушающими.

  5. Темп речи не должен быть слишком быстрым или слишком медленным.

6.Написание сочинений

Написание сочинений - еще одна форма контроля уровня грамматических и лексических навыков обучающихся, а, кроме того, уровня понимания обучающимися определенной проблемы. Сочинение - небольшая по объему письменная работа на заданную тему, состоящая из вступления, основной части и заключения.

Написание сочинений рекомендовано проводить в несколько этапов:

  1. Обдумывание идеи. Этот этап наиболее продолжительный. Обучающийся анализирует вопрос, который он должен раскрыть в работе, возможно предварительное обсуждение проблемы с преподавателем и другими обучащимися на уроке или вне урока.

  2. Планирование. На этом этапе необходимо обдумать структуру сочинения, наиболее выгодные варианты раскрытия проблемы.

  3. Написание. Обычно это наиболее сложная часть работы над сочинением, так как учащийся сталкивается с необходимостью выразить свои идеи четко и ясно. Необходимо также выбрать стиль изложения и придерживаться этого стиля на протяжении всего сочинения. Если у учащегося возникают сомнения по поводу стиля изложения, рекомендуется прочитать работу вслух, восприятие на слух поможет откорректировать стиль.

  4. Пpоверка. Перед тем, как сдать сочинение на проверку, рекомендуется самостоятельно проверить работу с точки зрения содержания, структуры, логики, грамматического оформления и подбора лексики.

7.Реферирование и аннотирование иноязычного текста

Summary - краткое изложение в письменном виде содержания текста. При этом материал излагается с позиции автора оригинала и не содержит элементов интерпретации или оценки.

Целью реферата является замена первоисточника, чтобы у читателя появилась возможность сберечь время при знакомстве с объектом описания.

Назначение - 1) осветить основную информацию, заключенную в тексте;

2) описать оригинал;

3) быть источником для справочных материалов.

План реферата - 1. выходные данные источника;

2. текст реферата, т.е. тема, основная мысль, краткое изложение содержания;

3. результаты и выводы.

Примерный объём реферата - 10-15% реферируемого текста.

Алгоритм составления реферата - а) прочитать весь текст и попытаться понять его содержание и смысл;

б) пересказать основные тезисы текста своими словами;

в) объединить все предложения, организуя текст согласно порядку основных идей оригинала.

Клише для написания реферата

The object (purpose) of the text (paper) is

  • to discuss

  • to describe

  • to show

  • to determine

The present paper discusses some problems relating to…

………………… deals with some aspects of…

…………………. provides information on…

…………………. is devoted to…

…………………. is concerned with…

Introduction: The paper begins with a short discussion…

To begin with, the author…

The body of a summary: Then follows a discussion on…

Next the author tries to…

It must be noted that…

Then comes the problem of…

Conclusion: The conclusion is that…

To sum up…

Finally the author admits…

The final parаgraph states…

Review - аннотация - самое краткое изложение главного содержания первичного документа, составленное в результате компрессии текста оригинала и в нескольких строчках дающее представление о его тематике.

Назначение - аннотация не может заменить текст оригинала, она лишь даёт возможность читателю составить мнение о целесообразности более детального ознакомления с материалом.

Размер - 30 - 40 слов (500 печатных знаков)

План - 1) выходные данные;

2) тема, основные понятия;

3) краткое содержание, отличительные черты документа, т.е. то новое, что несет в себе материал и особенности его подачи;

4) выводы;

5) читательская аудитория.

Алгоритм составления аннотации - а) читать текст;

б) разделить на логические части;

в) ответить на вопрос: О чём текст? Сформулировать тему. Записать ответ в 1 - 2 предложениях, используя клише.

г) ответить на вопрос: Какова цель и назначение данного текста? Как вы оцениваете содержание и выводы на новизну, важность, достоинства и ограничения? в 2 -3 предложениях.

Отличия реферата от аннотации- Реферат строится на основе ключевых фрагментов из текста оригинала. Аннотация пишется своими словами, поэтому она носит отпечаток субъективности и оценки.

Дополнительные клише:

In my opinion…

To my mind…

It is possible to understand that…

This tells us almost for certain…

In spite of all these differences…

In conclusion I would like to state the main problem…

The author concentrates on a wide range of things which raise special problems…

The paper is interesting…

The paper is of importance…

It is valuable\ invaluable…

It is up-to-date\ out-of-date…

The article is useful\ useless

8.Рекомендации для запоминания иностранных слов


Существует много традиционных способов запоминания слов: подбор синонимов и антонимов; исключение слова, имеющего отличные от других значения, из группы; подстановочные упражнения на слова в текст из данного списка; формирование смысловых гнезд по словообразовательному принципу; переводы слов и сочетаний с обоих языков; составление рассказов на данные слова. Всем знакомый способ - учить по 10 иностранных слов каждый день.

Практически мотивированные студенты придумали свои способы:

- всегда носить с собой маленькую записную книжечку и каждый день заполнять 1 страницу группами слов, например, фрукты и.т.д. Можно завести в книжечке грамматические страницы, например, записать неправильные глаголы, различные предлоги.

- записывать слова с переводом на полосках бумаги и прикреплять их на дверные ручки или зеркала.

- записывать слова на карточках: на одной стороне иностранные, на другой стороне на родном языке и класть их в левый карман. На остановках или в спокойной обстановке вынимать карточки и проверять их запоминание, если слово запомнилось, то переложить карточку в правый карман, если нет - то обратно в левый.

- брать легкие книги на иностранном языке с вопросами и объяснениями трудных слов. Если слово встречается несколько раз, оно запоминается.

- носить с собой маленький плейер с записанными предложениями, имеющими новые слова, по дороге прослушивать.

- создавать мысленно образ слова.

- к каждому новому слову задавать вопросы, например, название болезни: Do people get it from nature? What part of the body does it affect?

- со словами для запоминания придумать свой рассказ.


© 2010-2022