- Преподавателю
- Иностранные языки
- Современные подходы к организации уроков иностранных языков в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
Современные подходы к организации уроков иностранных языков в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Данилова Н.А. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Современные подходы
к организации уроков иностранных языков
в условиях перехода на федеральные государственные
образовательные стандарты второго поколения.
В 2010 году в Российской Федерации начал апробироваться для реализации новый ФГОС НОО, который предполагает пересмотр форм и методов обучения, начиная с начальной школы и заканчивая старшей.
В соответствии с ФГОС изучение иностранного языка в школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций.
Речевая компетенция - готовность и способность осуществлять межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), планировать свое речевое и неречевое поведение.
Языковая компетенция - готовность и способность применять языковые знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для общеобразовательной школы; владение новым по сравнению с родным языком способом формирования и формулирования мысли на изучаемом языке.
Социокультурная компетенция- готовность и способность учащихся строить свое межкультурное общение на основе знаний культуры народа страны/стран изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения; сопоставлять родную культуру и культуру страны/стран изучаемого языка, выделять общее и различное в культурах, уметь объяснить эти различия представителям другой культуры, т. е. стать медиатором культур, учитывать социолингвистические факторы коммуникативной ситуации для обеспечения взаимопонимания в процессе общения.
Компенсаторная компетенция - готовность и способность выходить из затруднительного положения в процессе межкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств, страноведческих знаний, социокультурных норм поведения в обществе, различных сферах жизнедеятельности иноязычного социума.
Учебно-познавательная компетенция - готовность и способность осуществлять автономное изучение иностранных языков, владение универсальными учебными умениями, специальными учебными навыками и умениями, способами и приемами самостоятельного овладения языком и культурой, в том числе с использованием современных информационных технологий.
Универсальные учебные действия (общеучебные умения):
регулятивные:
- определять цель учебной деятельности возможно с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления;
- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта в ходе «мозгового штурма» под руководством учителя;
- составлять план выполнения задачи, проекта в группе под руководством учителя;
- оценивать ход и результаты выполнения задачи, проекта;
- критически анализировать успехи и недостатки проделанной работы.
познавательные:
- самостоятельно находить и отбирать для решения учебной задачи необходимые словари, энциклопедии, справочники, информацию из Интернета;
- выполнять универсальные логические действия:
-анализ (выделение признаков),
-синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),
-выбирать основания для сравнения, классификации объектов,
-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,
-выстраивать логическую цепь рассуждений,
-относить объекты к известным понятиям;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую:
-обобщать информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта,
-составлять простой план текста (в виде ключевых слов, вопросов);
коммуникативные:
- четко и ясно выражать свои мысли;
- отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее;
- учиться критично относиться к собственному мнению;
- слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом);
Процесс реализации новых стандартов проявляется главным образом в перестройке организации урока и деятельности учащихся. В соответствии с современными требованиями учитель должен составлять технологическую карту урока.
Т.К. - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных предметов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Структура технологической карты:
-
Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;
-
Планированируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные).
-
Межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы)
-
Этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
-
Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Т.К. - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Т.К. раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
Этапы создания Т.К.
1 этап «Самоопределение в деятельности» На данном этапе организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания.
2 этап «Учебно-познавательная деятельность» Организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания.
3 этап «Интеллектуально-преобразовательной деятельности». Для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информационный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания.
4 этап «Рефлексивной деятельности» . Соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать Т.К. урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизацию содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности.
Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
- Проверяет готовность обучающихся к уроку.
-Озвучивает тему и цель урока.
-Уточняет понимание учащимися целей урока.
-Выдвигает проблему
-Создает эмоциональный настрой на..
-Формулирует задание…
- Напоминает обучающимся, как …
-Предлагает индивидуальные задания
-Проводит параллель с ранее изученным материалом.
-Обеспечивает мотивацию выполнения…
-Контролирует выполнение работы.
-Осуществляет:
-
Индивидуальный контроль;
-
Выборочный контроль.
-Побуждает к высказыванию своего мнения
-Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
-Диктует.
- Дает:
-
Комментарий к домашнему заданию;
-
Задание на поиск в тексте особенностей…
-Организует:
-
Взаимопроверку;
-
Коллективную проверку;
-
Проверку выполнения упражнения;
-
Беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;
-
Оценочные высказывания обучающихся;
-
Поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);
-
Самостоятельную работу с учебником;
-
Беседу, связывая результаты урока с его целями.
-Подводит учащихся к выводу о … помогает
-Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в …
-Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.
-Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
-Записывают слова, предложения.
-Делят (звуки, слова и т.д.) на группы.
-Выполняют упражнения в тетради.
-По очереди комментируют…
-Обосновывают выбор написания…
- Приводят примеры.
-Пишут под диктовку.
- Проговаривают по цепочке.
- Выделяют(находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы
-На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.
-Составляют схемы слов (предложений).
-Проводят морфемный анализ слов.
-Отвечают на вопросы учителя.
-Выполняют задания по карточкам.
-Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.
-Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.
-Озвучивают понятие..
- Выявляют закономерность …
-Анализируют…
-Определяют причины…
- Формулируют выводы наблюдений.
-Объясняют свой выбор.
-Высказывают свои предположения в паре.
-Сравнивают…
-Читают текст.
-Читают план описания…
-Подчеркивают характеристики…
-Находят в тексте понятие, информацию.
-Слушают стихотворение и определяют…
-Высказывают свое мнение.
-Осуществляют:
-
Самооценку;
-
Самопроверку;
-
Взаимопроверку;
-
Предварительную оценку.
-Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
-Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось …
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
При составлении технологической карты мы структурируем урок по следующим параметрам:
1) Название этапа урока.
2) Цели этапа урока.
3) Содержание этапа.
4) Деятельность учителя.
5) Деятельность учащихся.
6) Формы работы.
7) Результат.
Этапы работы над технологической картой:
1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
2. Формулировка цели урока (содержательные и деятельностные).
3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.
4. Формулировка цели каждого этапа урока.
5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).
6. Выбор форм работы на уроке:
- индивидуальная;
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Современная стратегия работы с учебным текстом.
Традиционная методика Инновационная методика
Предтекстовые задания
Тестовые задания
Послетекстовые задания
Предтектовые задания: знакомство с заголовком, мозговой штурм (высказать своё предположение исходя из заголовка, глоссарий (ключевые слова - не более 9), составить свой текст с ключевыми словами, ориентиры предвосхищения (прогнозируют какие утверждения будут верны или неверны), оценка теста и т. д.
Стратегия текстовой деятельности: диалог с текстом, чтение с остановками, чтение с пометами (+ -понял, ++ согласен, ? -не понял, - - не согласен, !! требуется обсудить).
Современный урок в свете внедрения ФГОС 2 поколения.
Требования к уроку
Традиционный урок
Урок современного типа
Объявление темы урока
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся
Цели и задачи
Учитель сообщает учащимся
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
планирование
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели
Планирование учащимися способов намеченной цели
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя уч-ся выполняют ряд практических задач(чаще применяется фронтальный метод)
Уч-ся осуществляют учебные действия по намеченному плану(применяются групповой, индив. методы).
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы
Уч-ся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля)
Осуществление коррекции
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполнения работы учащимися осуществляет коррекцию
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляет коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся
Учитель осуществляет оценивание учащихся
Учащиеся дают оценку (самооценивание, взаимооценивание)
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
Проводится рефлексия
Домашнее задание
Учитель объявляет задание и комментирует его (чаще - задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей