• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Современные подходы к организации уроков иностранных языков в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

Современные подходы к организации уроков иностранных языков в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Современные подходы

к организации уроков иностранных языков

в условиях перехода на федеральные государственные

образовательные стандарты второго поколения.


В 2010 году в Российской Федерации начал апробироваться для реализации новый ФГОС НОО, который предполагает пересмотр форм и методов обучения, начиная с начальной школы и заканчивая старшей.

В соответствии с ФГОС изучение иностранного языка в школе направлено на формирование и развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений в совокупности ее составляющих - речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций.

Речевая компетенция - готовность и способность осуществлять межкультурное общение в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), планировать свое речевое и неречевое поведение.

Языковая компетенция - готовность и способность применять языковые знания (фонетические, орфографические, лексические, грамматические) и навыки оперирования ими для выражения коммуникативного намерения в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для общеобразовательной школы; владение новым по сравнению с родным языком способом формирования и формулирования мысли на изучаемом языке.

Социокультурная компетенция- готовность и способность учащихся строить свое межкультурное общение на основе знаний культуры народа страны/стран изучаемого языка, его традиций, менталитета, обычаев в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам и психологическим особенностям учащихся на разных этапах обучения; сопоставлять родную культуру и культуру страны/стран изучаемого языка, выделять общее и различное в культурах, уметь объяснить эти различия представителям другой культуры, т. е. стать медиатором культур, учитывать социолингвистические факторы коммуникативной ситуации для обеспечения взаимопонимания в процессе общения.

Компенсаторная компетенция - готовность и способность выходить из затруднительного положения в процессе межкультурного общения, связанного с дефицитом языковых средств, страноведческих знаний, социокультурных норм поведения в обществе, различных сферах жизнедеятельности иноязычного социума.

Учебно-познавательная компетенция - готовность и способность осуществлять автономное изучение иностранных языков, владение универсальными учебными умениями, специальными учебными навыками и умениями, способами и приемами самостоятельного овладения языком и культурой, в том числе с использованием современных информационных технологий.

Универсальные учебные действия (общеучебные умения):

регулятивные:

- определять цель учебной деятельности возможно с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления;

- обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта в ходе «мозгового штурма» под руководством учителя;

- составлять план выполнения задачи, проекта в группе под руководством учителя;

- оценивать ход и результаты выполнения задачи, проекта;

- критически анализировать успехи и недостатки проделанной работы.

познавательные:

- самостоятельно находить и отбирать для решения учебной задачи необходимые словари, энциклопедии, справочники, информацию из Интернета;

- выполнять универсальные логические действия:

-анализ (выделение признаков),

-синтез (составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием),

-выбирать основания для сравнения, классификации объектов,

-устанавливать аналогии и причинно-следственные связи,

-выстраивать логическую цепь рассуждений,

-относить объекты к известным понятиям;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую:

-обобщать информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта,

-составлять простой план текста (в виде ключевых слов, вопросов);

коммуникативные:

- четко и ясно выражать свои мысли;

- отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее;

- учиться критично относиться к собственному мнению;

- слушать других, принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом);

Процесс реализации новых стандартов проявляется главным образом в перестройке организации урока и деятельности учащихся. В соответствии с современными требованиями учитель должен составлять технологическую карту урока.

Т.К. - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных предметов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.

Структура технологической карты:

  • Название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

  • Планированируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные).

  • Межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы)

  • Этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

  • Контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Т.К. - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Т.К. раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.

Этапы создания Т.К.

1 этап «Самоопределение в деятельности» На данном этапе организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания.

2 этап «Учебно-познавательная деятельность» Организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания.

3 этап «Интеллектуально-преобразовательной деятельности». Для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информационный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания.

4 этап «Рефлексивной деятельности» . Соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы.

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать Т.К. урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизацию содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности.

Формулировки деятельности учителя и обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

- Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Озвучивает тему и цель урока.

-Уточняет понимание учащимися целей урока.

-Выдвигает проблему

-Создает эмоциональный настрой на..

-Формулирует задание…

- Напоминает обучающимся, как …

-Предлагает индивидуальные задания

-Проводит параллель с ранее изученным материалом.

-Обеспечивает мотивацию выполнения…

-Контролирует выполнение работы.

-Осуществляет:

  • Индивидуальный контроль;

  • Выборочный контроль.

-Побуждает к высказыванию своего мнения

-Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

-Диктует.

- Дает:

  • Комментарий к домашнему заданию;

  • Задание на поиск в тексте особенностей…

-Организует:

  • Взаимопроверку;

  • Коллективную проверку;

  • Проверку выполнения упражнения;

  • Беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

  • Оценочные высказывания обучающихся;

  • Поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);

  • Самостоятельную работу с учебником;

  • Беседу, связывая результаты урока с его целями.

-Подводит учащихся к выводу о … помогает

-Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в …

-Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

-Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

-Записывают слова, предложения.

-Делят (звуки, слова и т.д.) на группы.

-Выполняют упражнения в тетради.

-По очереди комментируют…

-Обосновывают выбор написания…

- Приводят примеры.

-Пишут под диктовку.

- Проговаривают по цепочке.

- Выделяют(находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы

-На слух определяют слова с изучаемой орфограммой.

-Составляют схемы слов (предложений).

-Проводят морфемный анализ слов.

-Отвечают на вопросы учителя.

-Выполняют задания по карточкам.

-Называют правило, на которое опирались при выполнении задания.

-Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух.

-Озвучивают понятие..

- Выявляют закономерность …

-Анализируют…

-Определяют причины…

- Формулируют выводы наблюдений.

-Объясняют свой выбор.

-Высказывают свои предположения в паре.

-Сравнивают…

-Читают текст.

-Читают план описания…

-Подчеркивают характеристики…

-Находят в тексте понятие, информацию.

-Слушают стихотворение и определяют…

-Высказывают свое мнение.

-Осуществляют:

  • Самооценку;

  • Самопроверку;

  • Взаимопроверку;

  • Предварительную оценку.

-Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

-Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось …


Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.

Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

При составлении технологической карты мы структурируем урок по следующим параметрам:

1) Название этапа урока.

2) Цели этапа урока.

3) Содержание этапа.

4) Деятельность учителя.

5) Деятельность учащихся.

6) Формы работы.

7) Результат.

Этапы работы над технологической картой:

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.

2. Формулировка цели урока (содержательные и деятельностные).

3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом.

4. Формулировка цели каждого этапа урока.

5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт).

6. Выбор форм работы на уроке:

- индивидуальная;

- фронтальная;

- парная;

- групповая.

7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.


Современная стратегия работы с учебным текстом.


Традиционная методика Инновационная методика


Предтекстовые задания



Тестовые задания


Послетекстовые задания



Предтектовые задания: знакомство с заголовком, мозговой штурм (высказать своё предположение исходя из заголовка, глоссарий (ключевые слова - не более 9), составить свой текст с ключевыми словами, ориентиры предвосхищения (прогнозируют какие утверждения будут верны или неверны), оценка теста и т. д.

Стратегия текстовой деятельности: диалог с текстом, чтение с остановками, чтение с пометами (+ -понял, ++ согласен, ? -не понял, - - не согласен, !! требуется обсудить).

Современный урок в свете внедрения ФГОС 2 поколения.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Цели и задачи

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя уч-ся выполняют ряд практических задач(чаще применяется фронтальный метод)

Уч-ся осуществляют учебные действия по намеченному плану(применяются групповой, индив. методы).

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Уч-ся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля и взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполнения работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляет коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку (самооценивание, взаимооценивание)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет задание и комментирует его (чаще - задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей


© 2010-2022