- Преподавателю
- Иностранные языки
- Тема: Урок – обобщение «Путешествие по частям речи»
Тема: Урок – обобщение «Путешествие по частям речи»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Серикбаева С.Т. |
Дата | 18.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Валеева Нурзия Борисовна, учитель начальных классов, КГУ " Общеобразовательная школа № 10 акимата г. Шахтинска при исправительном учреждении АК 159/7" Тема урока: Урок - обобщение «Путешествие по частям речи»
Цели урока:
-
Закрепление знаний о частях речи, продолжение формирования умений распознавать части речи, точно употреблять слова в речи.
-
Воспитание аккуратности, самостоятельности.
-
Развитие устной и объяснительной речи учащихся; формирование умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать.
Ход урока
- У. Сегодня у нас с вами не просто урок русского языка, а урок - путешествие по частям речи.
- У. Цель нашего с вами урока закрепить знания о частях речи, закрепить умение распознавать их.
Ребята, а кто может подсказать, что нужно для увлекательного путешествия?
- Д. Удобные вещи, спортивная обувь, еда … и т.д.
- У. А для нашего путешествия по частям речи, как вы думаете, что необходимо?
- У. Багаж знаний. (слайд1)
- У. Молодцы. И так приготовились, собрались с мыслями и в путь. Остановка, от которой мы начинаем свое путешествие, называется «Разминка». (слайд 2)
Какое сегодня число? (Записать числа.) Ребята, скажите, пожалуйста, какие части речи вы знаете? Назовите их.
- Д. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение. (слайд 3)
(На доске закреплены карточки деформированного предложения)
За, раскаты, молодым, грома, послышались, лесом.
Задание: Составьте предложение из данных слов.
«За молодым лесом послышались раскаты грома». (Работа на доске, составление правильного предложения из карточек)
Задание: назовите, какие части речи вы встретили в этом предложении?
(предлог, прилагательное, существительное, глагол, существительное и существительное).
Ребята, каких частей речи здесь больше всех?
- Д. Существительных.
Следующая наша остановка называется «Имя существительное». (слайд 4)
- У. Что такое имя существительное?
- Д. Существительное - это часть речи.
- Д. Она отвечает на вопросы: Кто? Что?
- Д. Обозначает предмет.
- У. Ребята, что вы еще знаете об имени существительном?
- Д. Имя существительное изменяется по родам, числам, падежам. (слайд 5)
- Д. У имени существительного есть 3 склонения: к 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я. Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е. к 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце. (слайд 6)
- У. А сейчас мы с вами просклоняем существительное ЮБИЛЕЙ . (Работа на доске)
- Д. И.п - Кто? Что? - юбилей
Р.п. - Кого? Чего? - юбилея
Д.п. - Кому? Чему? - юбилею
В.п. - Кого? Что? - юбилей
Т.п. - Кем? Чем? - юбилеем
П.п. - О ком? О чем? - о юбилее
- У. А кто из вас знает, что означает слово юбилей? Юбилей - это годовщина чьей - нибудь жизни или существования кого - нибудь или чего нибудь.
- У. В этом году у нашего областного города - г.Караганды юбилей, ему исполняется 80 лет. Наш шахтерский город очень красивый. Наша страна, наш город дает нам бесплатное образование. А что мы можем дать нашей малой Родине? (слайд 7)
- У. Молодцы. А теперь давайте вернемся к нашему предложению, найдите в этом предложении прилагательное.
- Д. Молодым.
- У. Вот мы добрались до очередной остановки, которая называется «Имя прилагательное». Что такое имя прилагательное? (слайд 8)
- Д. Это часть речи. (слайд 9)
- Д. Оно отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
- Д. Обозначает признак предмета.
- У. Что вы еще знаете об имени прилагательном?
- Д. Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
- Д. В предложении являются второстепенным членом предложения.
- Д. Согласуется с существительным в роде, числе и падеже. (слайд 10)
- У. Молодцы. Движемся дальше. Следующая остановка называется «Преобразование». (слайд 11)
Ребята, образуйте от существительных: природа, рыба, тополь, ветер - прилагательные в мужском роде и запишите их. (слайд 12)
- Д. Природный (газ), рыбный (суп), тополиный (пух), ветреный (день).
- У. Ребята, а вы любите загадки? А наша следующая остановка именно так и называется - «Загадки». (слайд 13)
Дети делятся на 32 группы. Каждой группе дается определенное слово существительное, по которому они должны составить как можно больше прилагательных, которые описывают этот предмет. Первой группе слово - «яблоко», второй - «дом». (рисунки)
- Д. Яблоко - круглое, сладкое, кислое, зеленое, сочное, вкусное и т.д. (слайд 14)
Дом - деревянный, каменный, многоэтажный, большой, кирпичный, уютный, светлый, просторный и т.д.
У какой группы будет больше прилагательных, со словом этой группы составляется предложение. Например: Я съела сочное спелое яблоко. Мы построили большой, просторный дом.
Найдите в этом предложении глагол. «Глагол» и будет нашей следующей остановкой. (слайд 15)
- У. Что такое глагол?
- Д. Это часть речи. (слайд 16)
- Д. Он обозначает действие предмета.
- Д. Отвечает на вопросы: Что делал? Что делаю? Что буду делать?
- Д. Изменяется по числам, родам.
- Д. В предложении является сказуемым.
- Д. Имеет 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее.
- Д. Также бывает неопределенной формы. (слайд 17)
- У. В каждом путешествии бывают препятствия, есть оно и у нас, которое нам нужно преодолеть. И это препятствие называется «Когда так говорят?» Подберите и запишите подходящий глагол, который объясняет каждое из этих выражений. (слайд 18)
1) «Живут как кошка с собакой» (Ссорятся)
2) «Как в воду канул» (Исчез)
3) «Упасть лицом в грязь» (Опозориться)
Дети читают свои глаголы, которые записали.
- У. Ну вот мы и добрались до конечной остановки, которая называется «Знатоки». (слайд 19) На этой остановке вам предстоит решить кроссворд. (На доске)
После того как мы решим кроссворд, мы с вами прочитаем слово, которое обозначает то, что в жизни всем так необходимо. (Терпение) (слайд 20)
-
От существительного «привет» образуйте прилагательное мужского рода.
-
Запишите антоним к слову «до свидания».
-
Запишите синоним к прилагательному «красивый, пригожий» в женском роде.
-
С каким ______ живешь, такого обычая и держишься.
-
Группа людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге.
Ответы:
-
Приветливый.
-
Здравствуйте.
-
Прекрасная.
-
Народ.
-
Коллектив.
- У. У нас с вами на доске рисунок в виде ромашки, на лепестках на серединках написаны названия частей речи (существительное, прилагательное, глагол, предлог). Вы должны по очереди выйти к доске и прикрепить лепестки, определяя часть речи, к определенному лепестку. (слайд 21)
- У. Ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие по частям речи. На протяжении всего пути вы, как и любой школьный путешественник, воспользовались своим багажом знаний и доказали, что все препятствия вам по плечу.
Подведение итогов. Спасибо всем за работу. (слайд 22)