Тема: Урок – обобщение «Путешествие по частям речи»

- У. Сегодня у нас с вами не просто урок русского языка, а урок – путешествие по частям речи. - У. Цель нашего с вами урока закрепить знания о частях речи, закрепить умение распознавать их. Ребята, а кто может подсказать, что нужно для увлекательного путешествия? - Д. Удобные вещи, спортивная обувь, еда … и т.д. - У. А для нашего путешествия по частям речи, как вы думаете, что необходимо? - У. Багаж знаний.(слайд1) - У. Молодцы. И так приготовились, собрались с мыслями и в путь. Остановка, от которой мы начинаем свое путешествие, называется «Разминка».(слайд 2) Какое сегодня число? (Записать числа.) Ребята, скажите, пожалуйста, какие части речи вы знаете? Назовите их. - Д. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение.(слайд 3) (На доске закреплены карточки деформированного предложения) За, раскаты, молодым, грома, послышались, лесом. Задание: Составьте предложение из данных слов. «За молодым лесом послышались раскаты грома». (Работа на доске, составление правильного предложения из карточек) Задание: назовите, какие части речи вы встретили в этом предложении? (предлог, прилагательное, существительное, глагол, существительное и существительное). Ребята, каких частей речи здесь больше всех? - Д. Существительных. Следующая наша остановка называется «Имя существительное».(слайд 4) - У. Что такое имя существительное? - Д. Существительное – это часть речи. - Д. Она отвечает на вопросы: Кто? Что? - Д. Обозначает предмет. - У. Ребята, что вы еще знаете об имени существительном? - Д.Имя существительное изменяется по родам, числам, падежам.(слайд 5) - Д.У имени существительного есть 3 склонения: к 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями – а, - я. Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями –о, -е. к 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце. (слайд 6) - У. А сейчас мы с вами просклоняем существительное ЮБИЛЕЙ .(Работа на доске) - Д.И.п – Кто? Что? – юбилей Р.п. – Кого? Чего? – юбилея Д.п. – Кому? Чему? – юбилею В.п. – Кого? Что? – юбилей Т.п. – Кем? Чем? – юбилеем П.п. – О ком? О чем? – о юбилее - У. А кто из вас знает, что означает слово юбилей? Юбилей – это годовщина чьей – нибудь жизни или существования кого – нибудь или чего нибудь. - У. В этом году у нашего областного города – г.Караганды юбилей, ему исполняется 80 лет. Наш шахтерский город очень красивый. Наша страна, наш город дает нам бесплатное образование. А что мы можем дать нашей малой Родине? (слайд 7)
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Валеева Нурзия Борисовна, учитель начальных классов, КГУ " Общеобразовательная школа № 10 акимата г. Шахтинска при исправительном учреждении АК 159/7" Тема урока: Урок - обобщение «Путешествие по частям речи»

Цели урока:

  1. Закрепление знаний о частях речи, продолжение формирования умений распознавать части речи, точно употреблять слова в речи.

  2. Воспитание аккуратности, самостоятельности.

  3. Развитие устной и объяснительной речи учащихся; формирование умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать.

Ход урока


- У. Сегодня у нас с вами не просто урок русского языка, а урок - путешествие по частям речи.

- У. Цель нашего с вами урока закрепить знания о частях речи, закрепить умение распознавать их.

Ребята, а кто может подсказать, что нужно для увлекательного путешествия?

- Д. Удобные вещи, спортивная обувь, еда … и т.д.

- У. А для нашего путешествия по частям речи, как вы думаете, что необходимо?

- У. Багаж знаний. (слайд1)

- У. Молодцы. И так приготовились, собрались с мыслями и в путь. Остановка, от которой мы начинаем свое путешествие, называется «Разминка». (слайд 2)

Какое сегодня число? (Записать числа.) Ребята, скажите, пожалуйста, какие части речи вы знаете? Назовите их.

- Д. Имя существительное, имя прилагательное, глагол, предлог, местоимение. (слайд 3)

(На доске закреплены карточки деформированного предложения)

За, раскаты, молодым, грома, послышались, лесом.

Задание: Составьте предложение из данных слов.

«За молодым лесом послышались раскаты грома». (Работа на доске, составление правильного предложения из карточек)

Задание: назовите, какие части речи вы встретили в этом предложении?

(предлог, прилагательное, существительное, глагол, существительное и существительное).

Ребята, каких частей речи здесь больше всех?

- Д. Существительных.

Следующая наша остановка называется «Имя существительное». (слайд 4)

- У. Что такое имя существительное?

- Д. Существительное - это часть речи.

- Д. Она отвечает на вопросы: Кто? Что?

- Д. Обозначает предмет.

- У. Ребята, что вы еще знаете об имени существительном?

- Д. Имя существительное изменяется по родам, числам, падежам. (слайд 5)

- Д. У имени существительного есть 3 склонения: к 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями - а, - я. Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -о, -е. к 3-му склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце. (слайд 6)

- У. А сейчас мы с вами просклоняем существительное ЮБИЛЕЙ . (Работа на доске)

- Д. И.п - Кто? Что? - юбилей

Р.п. - Кого? Чего? - юбилея

Д.п. - Кому? Чему? - юбилею

В.п. - Кого? Что? - юбилей

Т.п. - Кем? Чем? - юбилеем

П.п. - О ком? О чем? - о юбилее

- У. А кто из вас знает, что означает слово юбилей? Юбилей - это годовщина чьей - нибудь жизни или существования кого - нибудь или чего нибудь.

- У. В этом году у нашего областного города - г.Караганды юбилей, ему исполняется 80 лет. Наш шахтерский город очень красивый. Наша страна, наш город дает нам бесплатное образование. А что мы можем дать нашей малой Родине? (слайд 7)

- У. Молодцы. А теперь давайте вернемся к нашему предложению, найдите в этом предложении прилагательное.

- Д. Молодым.

- У. Вот мы добрались до очередной остановки, которая называется «Имя прилагательное». Что такое имя прилагательное? (слайд 8)

- Д. Это часть речи. (слайд 9)

- Д. Оно отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?

- Д. Обозначает признак предмета.

- У. Что вы еще знаете об имени прилагательном?

- Д. Прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

- Д. В предложении являются второстепенным членом предложения.

- Д. Согласуется с существительным в роде, числе и падеже. (слайд 10)

- У. Молодцы. Движемся дальше. Следующая остановка называется «Преобразование». (слайд 11)

Ребята, образуйте от существительных: природа, рыба, тополь, ветер - прилагательные в мужском роде и запишите их. (слайд 12)

- Д. Природный (газ), рыбный (суп), тополиный (пух), ветреный (день).

- У. Ребята, а вы любите загадки? А наша следующая остановка именно так и называется - «Загадки». (слайд 13)

Дети делятся на 32 группы. Каждой группе дается определенное слово существительное, по которому они должны составить как можно больше прилагательных, которые описывают этот предмет. Первой группе слово - «яблоко», второй - «дом». (рисунки)

- Д. Яблоко - круглое, сладкое, кислое, зеленое, сочное, вкусное и т.д. (слайд 14)

Дом - деревянный, каменный, многоэтажный, большой, кирпичный, уютный, светлый, просторный и т.д.

У какой группы будет больше прилагательных, со словом этой группы составляется предложение. Например: Я съела сочное спелое яблоко. Мы построили большой, просторный дом.

Найдите в этом предложении глагол. «Глагол» и будет нашей следующей остановкой. (слайд 15)

- У. Что такое глагол?

- Д. Это часть речи. (слайд 16)

- Д. Он обозначает действие предмета.

- Д. Отвечает на вопросы: Что делал? Что делаю? Что буду делать?

- Д. Изменяется по числам, родам.

- Д. В предложении является сказуемым.

- Д. Имеет 3 времени: прошедшее, настоящее, будущее.

- Д. Также бывает неопределенной формы. (слайд 17)

- У. В каждом путешествии бывают препятствия, есть оно и у нас, которое нам нужно преодолеть. И это препятствие называется «Когда так говорят?» Подберите и запишите подходящий глагол, который объясняет каждое из этих выражений. (слайд 18)

1) «Живут как кошка с собакой» (Ссорятся)

2) «Как в воду канул» (Исчез)

3) «Упасть лицом в грязь» (Опозориться)

Дети читают свои глаголы, которые записали.

- У. Ну вот мы и добрались до конечной остановки, которая называется «Знатоки». (слайд 19) На этой остановке вам предстоит решить кроссворд. (На доске)

После того как мы решим кроссворд, мы с вами прочитаем слово, которое обозначает то, что в жизни всем так необходимо. (Терпение) (слайд 20)

  1. От существительного «привет» образуйте прилагательное мужского рода.

  2. Запишите антоним к слову «до свидания».

  3. Запишите синоним к прилагательному «красивый, пригожий» в женском роде.

  4. С каким ______ живешь, такого обычая и держишься.

  5. Группа людей, объединенных общим делом, где проявляют заботу друг о друге.

Ответы:

  1. Приветливый.

  2. Здравствуйте.

  3. Прекрасная.

  4. Народ.

  5. Коллектив.

- У. У нас с вами на доске рисунок в виде ромашки, на лепестках на серединках написаны названия частей речи (существительное, прилагательное, глагол, предлог). Вы должны по очереди выйти к доске и прикрепить лепестки, определяя часть речи, к определенному лепестку. (слайд 21)

- У. Ребята, вот и подошло к концу наше с вами путешествие по частям речи. На протяжении всего пути вы, как и любой школьный путешественник, воспользовались своим багажом знаний и доказали, что все препятствия вам по плечу.

Подведение итогов. Спасибо всем за работу. (слайд 22)


© 2010-2022