Статья Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроках английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроках английского языка

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме развития творческого мышления и творческих способностей учащихся . Обоснована необходимость развития базовых компетенций обучения учащихся, применения интенсивной, интерактивной и проектной методики в реализации современной парадигмы обучения. Выделяются и описываются способы и приёмы для развития творческого потенциала учащихся, разработанные отечественными методистами в области преподавания иностранных языков Е. С. Полат и Г.А.Китайгородской.

Развитие творческого мышления и творческих способностей учащихся на уроках английского языка требует от учителя нового подхода её решения, в частности , использование более совершенных творческих приёмов обучения, развития умения учащихся работать самостоятельно, смещения акцента с активной деятельности учителя на активную деятельность учащихся.

Одним из действенных способов, помогающих успешному усвоению иностранного языка, являются активные формы уроков. К таким урокам относятся : урок-диспут, урок-семинар, урок- конференция, урок- заочное путешествие, урок-телемост, интегрированный урок, урок защиты проектов, урок-зачёт. Проведение внеклассных мероприятий соревновательного характера: интеллектуальных игр, различных конкурсов, олимпиад, а также утренников и вечеров на английском языке развивают творческую личность в школе.

В традиционной модели обучения хорошим считался исполнительный ученик. Условия современной жизни выдвигают на первый план не исполнительность , а инициативность, поскольку именно эта черта личности может гарантировать успех в жизни, готовность к решению различных проблем. Характерной особенностью современного развития образования является требование к интеграции различных составляющих целей образования для достижения пяти базовых компетенций. Именно данные компетенции был предложены как фундамент компетенций участниками симпозиума в Берне, который проходил в рамках проекта »Среднее образование для Европы» 27-30 марта 1996 при участии всех европейских стран.

1.Социально-политическая компетенция или готовность к решению проблем. Это прежде всего психологическая готовность к решению проблем.

2.Информационная компетенция. Суть данной компетенции можно определить как совокупность готовности и потребности работать с современными источниками информации, а также как совокупность умений:

1) находить нужную информацию с помощью различных источников;

2) определять степень её достоверности, новизны, важности;

3) обрабатывать её в соответствии с ситуацией и поставленными задачами;

4)архивировать и сохранять;

5) использовать для решения спектра задач.

3.Коммуниктивная компетенция. Любой специалист должен иметь остаточно высокий уровень данной компетенции в устной и письменной речи.

4. Социокультурная компетенция. В основе данной компетенции лежат следующие моменты:

1)умение выделять общее и культурно-специфическое в моделях развития разных стран и цивилизаций , различных исторических этапов одной той же страны , различных слоёв общества.

2готовность представит свою страну и её культуру, предвосхищая причины возможного недопонимания. Признание права разных культурных моделей на существование.

3)готовность конструктивно отстаивать собственные позиции , готовность к образованию.

Использование метода проектов, интенсивной методики преподавания, новых информационных технологий способствуют развитию творческого мышления и творческих способностей учащихся. Соловова Е.Н.и В.Г.Апальков считают,что при изучении английского языка большую роль приобретают следующие проблемные задания:

1) поисково-игровые задания (направленные на развитие творческого мышления)

2)коммуникативно-поисковые задания (направленные на развитие нахождение нужной стратегии)

3)коммуникативно-ориентированные задания (направленные на формирование готовности к решению задач в условиях соревновательного характера

4) познавательно-поисковые культуроведческие задания (направленные на интеграцию междисцилинарных знаний)

5)лингвистические поисковые задания (направленные на формирование профильных и филологических умений)

Интенсивная методика наиболее близко подошла к решению стоящих пред школой проблем и предлагает жизнеспособную и гибкую систему обучения, адекватную современным потребностям общества на уровне средней школы. Интенсивная методика был создана болгарским психотерапевтом Г. Лозановым. В наше время она получила своё развитие в трудах профессора Г.А. Китайгородской. Психолого-педагогические положения интенсивной методики учитывают авторы современных учебников английского языка:

-активизация резервных психологических процессов личности учащегося посредством создания комфортного психологического климата в группе, а также воздействие на эмоциональную сферу личности наряду с эмоциональной ( Г. Лозанов)

-двухплановый подход к обучению (Г. Лозанов)

-учёт мотивации в обучении иностранным языкам ( А.А. Леонтьев)

-принцип плотности общения (И.А. Зимняя)

Метод проектов при обучении английскому языку является очень эффективным и способствует развитию творческого мышления учащихся. При помощи проекта учащиеся реализуют свои возможности выразить свои идеи в удобной для них форме: изготовление коллажей, афиш , объявлений, проведение интервью, составление плана посещения различных мест, написании различных видов деловых писем, выполнение презентаций. Самое важное в том, что ребёнок сам решает, в какой форме пройдёт его презентация. Указанные уроки включаются в общий цикл уроков, проводятся на завершающем этапе работы над темой.

Технология интерактивного обучения (обучение во взаимодействии) основана на использовании различных методических приёмов моделировании ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе с целью реализации коммуникативных задач общими усилиями .Главная идея обучения в сотрудничестве- обучение вместе, а не просто выполнять что-то вместе. На современном этапе существует несколько вариантов метода обучения в сотрудничестве. Разница между ними не столь существенна. Главное в том ,что основные принципы -это задание на одну группу, одно поощрение на одну группу, распределение ролей соблюдается во всех случаях.

Совокупность всех указанных дидактических задач позволяет наиболее полно развивать творческое мышление учащихся и творческих способностей учащихся.

Список литературы:

М. И. Махмутов. Современный урок. Москва. 1981.

Т. П. Игнатова. Английский язык. Интенсивный курс. МГПИИЯ им. М.Тореза. Москва.1982.

Г.А. Китайгородская. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. Москва,1982

ИЯШ №6 ,2001. Е. С. Полат. Обучение в сотрудничестве.

Е. Н. Соловова, В.Г. Апальков. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы. Москва. Педагогический университет »Первое сентября» 2006.

ИЯШ №3, 2005г., Н.В. Усейнова. Приёмы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность на уроках английского языка.




© 2010-2022