- Преподавателю
- Иностранные языки
- Использование краеведческого материала как средство патриотического воспитания на уроке иностранного языка
Использование краеведческого материала как средство патриотического воспитания на уроке иностранного языка
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Презентации |
Автор | Крикунова М.С. |
Дата | 17.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МАОУ Гимназия № 6 г.Тихорецка
Использование краеведческого материала как средства патриотического воспитания на уроках иностранного языка
Не зная своей родной культуры, не любя ее, нельзя понять и полюбить другую культуру. Только тот, кто чувствует красоту, силу и богатство родного края, кто знает и почитает обычаи и традиции своего народа и бережно относится к ним, может понять и уважать культуру других народов. В последние годы все острее чувствуется необходимость усиления патриотического воспитания молодого поколения. О любви к нашей стране сказано и написано так много, что, кажется, и добавить нечего, но одними призывами и словами, как показывает педагогический опыт, проблему не решить. Задача педагога - найти такие формы работы с учениками, которые бы позволили им самим соприкоснуться с историей и культурой малой и большой Родины. В познании Родины участвует, помимо сознания, еще и сердце. Оно-то и окрашивает «патриотизм» живыми красками непосредственного, личного опыта.
Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: «Патриотизм - это любовь к Родине, к Отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями» или «Патриотизм - это качество личности, характеризующее высшую степень его духовного развития и самосознания, выражающуюся в ценностном отношении к самому Отечеству, его истории, культуре и готовности к самопожертвованию во имя интересов Отечества». Из этих верных определений вытекает мысль о необходимости формировать у обучающихся такие направления патриотического воспитания, как любовь к Родине, к «малой» Родине, интереса к истории России, родному слову, языку, литературе и культуре.
Поэтому использование краеведческого материала на уроках французского языка представляется особенно важным. е
Огромную роль в патриотическом становлении человека играет школа. Школа должна быть учреждением, зарождающим в молодом поколении чувство гордости за Отечество, за деяния предков, воспитывающим национальное достоинство, готовящим гражданина и патриота. Это необходимо уже потому, что, по меткому выражению одного известного русского публициста и историка Михаила Меньшикова, будущее есть только у того государства, молодое поколение которого выбирает патриотизм.
Среди множества учебных дисциплин предмет «иностранный язык» занимает особое место. И его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения обучающиеся приобретают не знания основ науки, а формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации.
Преподавание иностранного языка в современной школе дает учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой.
Я всегда стараюсь обучать детей воспитывая и обучая воспитывать. На первом плане у меня нравственное, патриотическое и трудовое воспитание. Успешной работе по этим направлениям способствует использование краеведческого материала.
Использование местного и краеведческого материала при обучении иностранным языкам расширяет кругозор обучающихся, развивает их познавательный интерес, помогает в выборе профессии и является одним из средств повышения уровня положительной мотивации учения.
5 класс-
6 класс
7 класс
8 класс Темы
9 класс
10 класс
11 класс
Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения и постоянной оценки имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными знаниями и понятиями о своей стране, о самих себе. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, обучающиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, ее людям, традициям. А методика проектов позволяет обучающимся выразить свои идеи в удобной для них форме.
Это позволяет им:
- устанавливать и применять различные межъязыковые и межпредметные связи, используя свои знания и опыт;
- переходить от простого усвоения учебного материала, предлагаемого или рекомендуемого учителем, к активному приобретению знаний, к самостоятельному определению своих языковых потребностей и целенаправленному поиску необходимого материала.
При выборе краеведческого материала для использования на уроках французского языка учитываются:
- реальность материалов для обучающихся, т.е. обучающиеся должны точно представлять, о чем идет речь;
- заинтересованность обучающихся в данном материале;
- привязанность данного материала к программной теме;
- социализирующая ценность данного материала.
Именно исходя из этих критериев мы подбирали темы для проектов. В итоге получились проектные работы "Мой город», «История Тихорецка», «Кавказский биосферный заповедник»
В процессе такой работы дети учатся читать, понимать, анализировать и использовать газетные и журнальные публикации в классе и жизни, одновременно применяя речевые умения и навыки в устной и письменной речи. Основным результатом проводимой работы является развитие познавательных интересов, развитие творческого личностного потенциала обучающихся, углубление знаний в области краеведения. А главное, что дети учатся по достоинству ценить, любить и уважать и на примере людей, проживающих рядом с ними, они видят возможность реализации себя как личности.
Таким образом, использование регионального компонента позволяет решать одновременно две взаимосвязанные задачи:
- повысить эффективность изучения основного инвариантного содержания предмета;
- поднять уровень владения иностранного языка у школьников, опираясь на личностно- ориентированный подход к организации работы обучающихся со значимым для них местным материалом.
И, как результат, включение этнокультурного материала в содержание занятий французского языка, что будет способствовать реализации воспитания патриотизма.
Литература
Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе-2003.№3.-с.22.
Курманаева Д.К. К вопросу об использовании материалов местной этнокультуры на занятиях иностранного языка неязыковых специальностей.- 2006.
Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам// Иностранные языки в школе.-2001.-№5.-с.11-15.
Перкас С.В. Некоторые принципы использования краеведческого материала на уроке// Иностранные языки в школе.- 1990.-№5.-с.101.
-4-