• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучение стратегиям чтения

Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучение стратегиям чтения

   Проект управления качеством  обучения через формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных  классах.  Повышение качества образования и  достижение более высоких результатов ГИА выпускников школы через обучение стратегиям чтения. Читательская компетентность подразумевает сформированность у учащихся навыков и умений оперирования письменной информацией: поиск нужных текстов, их отбор и организация в соответствии с определенной темой, их адекватное пр...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Формирование читательской компетентности на уроках английского языка обучающихся в выпускных классах как средства повышения качества образования и результатов ГИА выпускников школы через обучение стратегиям чтения.

2014-2015 учебный год

Учитель Петриченко Н.Н.

Цель

Формирование у обучающихся в 9-11 классах читательской компетентности на уроках английского языка , используя стратегиальный подход к обучению чтению разных типов для дальнейшего повышения качества и результативности образования.

.

Задачи

1.Провести диагностику читательской компетентности в выпускных классах на разных типах текстов и с разной глубиной понимания.

2.Повысить качество и результативность ГИА 9 (с 85,3% в 2014 до 86,5% в 2015) в 9 и ГИА в форме ЕГЭ в 11 классе ( с 76,5 до 80%) посредством формирования читательской компетентности обучающихся на основе использования разных стратегий при чтении разных типов текстов с разной степенью глубины понимания прочитанного.

3.Обучить 100% обучающихся стратегиальному подходу к чтению текстов разных типов.

Анализ ситуации

Читательская грамотность рассматривается сегодня как одна из самых важных компетентностей, характеризующих готовность к жизни в современном обществе. Читательская компетентность подразумевает сформированность у учащихся навыков и умений оперирования письменной информацией: поиск нужных текстов, их отбор и организация в соответствии с определенной темой, их адекватное прочтение и интерпретация, устная и письменная репрезентации прочитанного. Требования к читательской грамотности изменились и в связи с информатизацией общества, со все расширяющимися сферами применения компьютеров и использованием интернета, где требуются совершенно другие умения в чтении. Чтение художественной литературы радикально отличается от интернет чтения самими стратегиями и глубиной понимания прочитанного.

«Компетенция» образована от латинского «добиваться» и означает некоторый набор усвоенных стратегий деятельности, обеспечивающих её успешное осуществление и достижение поставленной цели. «Компетенция» обычно распространяется на ту или иную область деятельности, где исполнитель может наглядно демонстрировать успех в форме объективно наблюдаемых результатов (показателей).Компетенции, в отличие от знаний, умений и навыков, всегда предполагают осуществление практической деятельности.

Стратегия-есть путь, программа действий для достижения результата. Стратегия не равна алгоритму. Если алгоритм является жестким планом, стратегию же можно менять, корректировать. Если сравнивать стратегии и умения, то стратегия - это процесс, а умения - результат. Стратегиальный подход учит анализировать, отбирать, выбирать, организовывать и интегрировать, то, что читается и воспитывает независимого, мыслящего читателя. В случае успеха ученик запоминает свои способы и переносит их в другие ситуации, что делает стратегию универсальной. Стратегиальный подход формирует читательскую компетентность, то есть когда ребенок творчески подходит к нестандартной ситуации, связанной с чтением и умеет ориентироваться в различных видах информации

Таким образом, читательская компетентность включает в себя понятия «грамотность» (навыки чтения, письма, счета и работы с документами), «минимальная грамотность» (способность читать и писать простые сообщения), а также «функциональная грамотность» (способность человека использовать навыки и умения чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом

Работа учителя по формированию читательской компетентности на иностранном языке строится на организации деятельности с разными типами аутентичных текстов: с текстами классической литературы, публицистическими текстами, а также прагматическими текстами) и интернет текстами.

В читательскую компетентность вкладываются и большинство основных компетенций:

- Ценностно-смысловая компетенция,

- Общекультурная компетенция,

-Учебно-познавательная компетенция,

- Учебно-познавательная компетенция.

В области сформированности коммуникативной компетенции ( т.е владение языком как средством общения): в чтении следует научить обучающихся:

-читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с пониманием основного содержания;

-читать аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приемов смысловой переработки текстов

( языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов, уметь оценивать полученную информацию, выражать свое мнение;

-читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации • читать аутентичные тексты с выборочным пониманием значимой/нужной/интересующей информации;

Чтение как универсальное учебное действие

Чтение как ничто другое предполагает формирование метапредметных УУД .Чтение и понимание текстов с различной глубиной проникновения в их содержание в зависимости от вида чтения: с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение), с полным пониманием (изучающее чтение), с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое чтение). Вновь возвращается даже на завершающей стадии обучения- выразительное чтение вслух как особый вид чтения и предмет контроля. Независимо от вида чтения возможно использование двуязычного и/или одноязычного толкового словаря.

Чтение с пониманием основного содержания текста (ознакомительное чтение) осуществляется на аутентичных материалах с ориентацией на предметное содержание речи для IX-XI классов, отражающее особенности культуры стран изучаемого языка. Стратегии ознакомительного чтения включают формирование следующих умений:-

-зрительно воспринимать текст, узнавать знакомые слова и грамматические явления и понимать основное содержание аутентичных текстов разных жанров и стилей

-определять тему, основное содержание текста по заголовку, выборочному чтению фрагментов текста;

- выделять смысловые вехи, основную мысль текста;

-разбивать текст на относительно самостоятельные смысловые части;

-озаглавливать текст, его отдельные части;

- выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;

- устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;

- вычленять причинно-следственные связи в тексте;

- кратко и логично излагать содержание текста;

- оценивать прочитанное, сопоставлять факты в рамках различных культур.

-прогнозировать содержание текста на основе заголовка или начала текста;

-догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по словообразовательным элементам, по контексту;

-игнорировать незнакомые слова, не мешающие понять основное содержание текста.

Чтение с полным пониманием текста (изучающее чтение) осуществляется на аутентичных материалах, прагматических текстах, ориентированных на предметное содержание речи на каждом этапе.

Стратегии изучающего чтения предполагают формирование таких умений как

- полно и точно понимать содержание текста на основе языковой и контекстуальной догадки, словообразовательного анализа, использования главным образом англо-русского словаря и овладеть приёмами поиска слов в толковых словарях;

- кратко и/ или подробно излагать содержание прочитанного;

- интерпретировать прочитанное - выражать своё мнение, соотносить со своим опытом, полно и точно понимая текст на основе его информационной переработки.

-анализировать структуру и смысл отдельных частей текста с учётом различий в структурах родного и изучаемого языков. переводить отдельные фрагменты текста;

-устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий

-анализировать структуру и смысл отдельных частей текста с учётом различий в структурах родного и изучаемого языков. переводить отдельные фрагменты текста.

-устанавливать причинно-следственную взаимосвязь фактов и событий текста.

-оценивать полученную информацию.

-комментировать некоторые факты/события текста, выражая своё мнение о прочитанном..

-оценивать полученную информацию.

Чтение с выборочным пониманием нужной или интересующей информации (просмотровое/поисковое чтение) предполагает умение просмотреть текст или несколько коротких текстов и выбрать нужную, интересующую учащихся информацию для дальнейшего использования в процессе общения или расширения знаний по проблеме текста/текстов.

В процессе овладения данными видами чтения должны быть использованы стратегии,, формирующие умения:

- определять тему, основное содержание текста по заголовку, выборочному чтению фрагментов текста;

- выделять смысловые вехи, основную мысль текста;

- выбирать главные факты из текста, опуская второстепенные;

- устанавливать логическую последовательность основных фактов текста;

- вычленять причинно-следственные связи в тексте;

- кратко, логично излагать содержание текста;

- оценивать прочитанное, сопоставлять факты в рамках различных культур;

- интерпретировать прочитанное - выражать своё мнение, соотносить со своим

опытом.

Выразительное чтение вслух достигается при тренировке

-соотношения графического образа слова с его звуковым образом.

- умения читать 4 типа слога гласных под ударением, гласные в безударном положении и все буквосочетания и исключения.

-соблюдения правильного ударения в словах и фразах,.

-правильного интонационного рисунка ,

-паузации,

Программируемые действия.

Задача

Программируемые действия

Сроки

Программируемый результат

Задача11.Провести диагностику читательской компетентности в выпускных классах на разных типах текстов и с разной глубиной понимания.

1.С сайта ФИПИ из КИМ ГИА выбрать задания на контроль чтения разных типов и провести входную диагностику.

2.Анализ заданий на чтение УМК, определение стратегий для оптимизации выполнения каждого и обучение обучающихся стратегиям.

3.Проводить мониторинг формирования стратегиального подхода у обучающихся

1.Сентябрь 2014.

2.1 триместр.


3.Весь учебный год.

Определение стартового уровня сформированнности ЧК.

Освоение обучающимися стратегий выполнения заданий на разные типы чтения.

Матрица личностного роста обучающихся

Банк тестовых заданий на каждый тип

Задача2.Повысить качество и результативность ГИА 9 (с 85,3% в 2014 до 86,5% в 2015) в 9 и ГИА в форме ЕГЭ в 11 классе ( с 76,5 до 80%)

1.Регулярно и системно проводить тренинги по совершенствованию ЧК с мониторированием результатаов

1.Весь учебный год.

Рост результатов как по КИМам УМК так и независимых тестов по КИМам ГИА у всех обучающихся

Достижение запланированных 86,5% в 9 классе и 80 в 11 за счет повышения балла по разделу чтение ( 25% от всех заданий ГИА

Задача3.Обучить 100% обучающихся стратегиальному подходу к чтению текстов разных типов.

1.Ознакомить обучающихся со стратегиями работы с разными текстами в зависимости от степени глубины понимания прочитанного и разных типов тестов на понимание.

1.Весь учебный год.

100% овладение стратегиями чтения 100% обучающихся.

Программируемый результат.

1.У 100% выпускников в той или иной степени сформированы метапредметные УУД при оперировании письменной информацией: поиск нужных текстов, их отбор и организация в соответствии с определенной темой, их адекватное прочтение и интерпретация, устная и письменная репрезентация прочитанного, с анализом и собственным аргуменированным мнением..

2. 100% обучающихся в выпускных классах владеют ЧК на уровне функциональной грамотности , что соответствует уровню А2 ( предпороговый) по Европейской шкале владения языком.

В 9 классе в чтении это определено следующими умениями.

-Я понимаю очень короткие простые тексты. Я могу найти конкретную, легко предсказуемую информацию в простых текстах повседневного общения: в рекламах, проспектах, меню, расписаниях. Я понимаю простые письма личного характера и

В1 ( пороговый) в 11 классе.

-Я понимаю тексты, построенные на частотном языковом материале повседневного и профессионального общения. Я понимаю описания событий, чувств, намерений в письмах личного характера

3.Выпускники в состоянии самостоятельно определить типа теста, степень проникновения в содержание и набор стратегий для успешного результата и как следствие получить высокие конкурентно способные баллы на ГИА в 9 и 11( ЕГЭ) классах.

.



© 2010-2022