- Преподавателю
- Иностранные языки
- Статья Песенно-лингвальный метод как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся (из опыта интегративного изучения английского и немецкого языков)
Статья Песенно-лингвальный метод как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся (из опыта интегративного изучения английского и немецкого языков)
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Шигабутдинова И.А. |
Дата | 01.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Песенно-лингвальный метод как средство формирования
коммуникативной компетенции учащихся
(из опыта интегративного изучения английского и немецкого языков)
И.А Шигабутдинова,
учитель английского языка
высшей квалификационной категории;
МАОУ «Гимназия №8», г. Пермь
«Я думаю, что в обучении иностранному языку удовольствие и успех идут рядом».
Т. Б. Клементьева
Главная цель обучения иностранным языкам в школе - формирование у учащихся коммуникативной компетенции, способствующей осуществлению общения на межкультурном уровне.
Одним из решений этой важной проблемы является интеграция английского и немецкого языков.
Для достижения этой цели нами был выбран и апробирован песенно-лингвальный метод, разработанный специалистами Гарвардского университета во главе с Увэ Киндом, обладателем ученой степени магистра образования, композитором и педагогом.
Цель работы: доказать возможность развития познавательного интереса, фонетических, лексических, грамматических навыков, социокультурной компетенции на основе песенного материала англоязычных и немецкоязычных стран.
Задачи:
- раскрыть методические преимущества песен в обучении иностранному языку;
- познакомить с песенно-лингвальным методом и его отличительными чертами;
- показать методику работы с песенным материалом на уроке иностранного языка;
- дать возможность детального рассмотрения сходства и различия двух языков при работе над песенным материалом;
- продемонстрировать результат данной деятельности на основе участия в музыкальных и языковых конкурсах разного уровня.
Алгоритм работы над песней по ПМЛ:
-
1. Учитель и ученики выбирают общеизвестную песню по конкретной языковой теме, коротко обсуждают оригинал. Если ученики знают мелодию, можно попросить их напеть ее.
-
2. Учитель описывает содержание песни на простом английском/немецком языке, учащиеся знакомятся с текстом песни, повторяют слова и выражения за учителем.
-
3. Учитель фокусирует внимание учеников на содержании песни и языковой теме, связанной с ней.
-
4. Ученики слушают песню (выбранная знакомая мелодия с новыми стихами по заданной теме) несколько раз.
-
5. Учитель организует вокальное исполнение учащимися песни через покуплетное к целостному, сначала без диска, затем с сопровождением CD.
-
6. В случае, если песня включает диалог, учитель делит класс на группы, которые определяют персонажей песни, ученики исполняют песню и меняются ролями.
-
7. После вокальной отработки ученики переходят к тренировке речевого образца. Сначала - весь текст, затем его отдельные части.
-
8. Учащиеся выполняют разного рода упражнения на повторение и дополнительное укрепление языкового материала (письменные/устные упражнения, тесты, домашние задания).
-
9. Учитель комбинирует различные песни, что служит отличным материалом для импровизации и ролевой игры.
В качестве примера возьмем песню на немецком языке «Ich komm morgen nach Lausanne».
Her Mann: Hallo! Hier spricht Manfred Mann.
Ich ruf' jetzt aus Frankfurt an.
Ich komm' morgen nach Lausanne.
Frau Trapp: Wann?
Her Mann: Ich komm' um sieben an.
Am nächten Tag
Herr Mann: Hallo! Hier spricht Manfred Mann.
Ich ruf' jetzt vom Bahnhof an.
Wie komm' ich zur Pension Trapp?
Frau Trapp: Warten Sie! Ich hol' Sie ab.
Frau Trapp: Ich treff' Sie am Ausgang A.
Her Mann: Ich bin groß . Hab blondes Haar.
Frau Trapp: Gehet in Ordnung! Alles klar.
Bin in zehn Minuten da.
Основные этапы работы с песенным материалом по ПЛМ:
Подготовительный этап (Pre-activity/Die Vor-Phase).
-
Активизация лексики по теме.
-
Прогнозирование (опора на картинку: о чем песня, кто ее главные герои).
Этап непосредственной работы с песней и ее текстом (While-activity/ DieWahrend-Phase).
1. Определение учащимися темы по названию песни при ознакомлении с текстом и его глоссарием (название - «Завтра я приезжаю в Лозанну»; тема - «Договоренность по телефону о времени и месте прибытия»).
2. Непосредственное прослушивание песни (2-3 раза);
3. Вокальное исполнение учащимися песни вместе с диском;
4. Исполнение песни по ролям (класс делится на группы, т.к песня содержит диалог, исполняет ее, затем учащиеся меняются ролями);
5. Тренировка речевого образца (весь текст, затем отдельные его части);
6. Моделирование песни на английском языке («I`m coming tomorrow from L.A» - собственные версии учащихся).
Завершающий этап (Post-activity/Die Post- Phase).
1.Выполнение письменных и устных послетекстовых упражнений;
2. Домашнее задание творческого характера; (синквейн на немецком и английском языках).
Опыт использования ПЛМ показывает, что учащиеся не только средней и старшей ступени обучения, но и юные гимназисты начальной школы проявляют интерес к более глубокому изучению иностранного языка посредством успешного участия во всероссийском дистанционном конкурсе «Поэтическое дарование»: «День рождения» (3-11 классы) и «Вкусный алфавит» (1-4 классы), занимая в нем почетные призовые места.
Я надеюсь, что предлагаемый и успешно применяемый песенно-лингвальный метод может быть использован учителями английского и немецкого языков в дополнение к традиционным формам работы на уроке для значительного обогащения словарного запаса учащихся, получения навыков активного владения языком, улучшения качества их творческих, языковых работ, возрастания личной самооценки. Благодаря этой технологии в каждом ученике можно открыть большой творческий потенциал и повысить мотивацию к изучению языков.