• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Статья Песенно-лингвальный метод как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся (из опыта интегративного изучения английского и немецкого языков)

Статья Песенно-лингвальный метод как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся (из опыта интегративного изучения английского и немецкого языков)

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Песенно-лингвальный метод как средство формирования

коммуникативной компетенции учащихся

(из опыта интегративного изучения английского и немецкого языков)

И.А Шигабутдинова,

учитель английского языка

высшей квалификационной категории;

МАОУ «Гимназия №8», г. Пермь


«Я думаю, что в обучении иностранному языку удовольствие и успех идут рядом».

Т. Б. Клементьева

Главная цель обучения иностранным языкам в школе - формирование у учащихся коммуникативной компетенции, способствующей осуществлению общения на межкультурном уровне.

Одним из решений этой важной проблемы является интеграция английского и немецкого языков.

Для достижения этой цели нами был выбран и апробирован песенно-лингвальный метод, разработанный специалистами Гарвардского университета во главе с Увэ Киндом, обладателем ученой степени магистра образования, композитором и педагогом.

Цель работы: доказать возможность развития познавательного интереса, фонетических, лексических, грамматических навыков, социокультурной компетенции на основе песенного материала англоязычных и немецкоязычных стран.

Задачи:

- раскрыть методические преимущества песен в обучении иностранному языку;

- познакомить с песенно-лингвальным методом и его отличительными чертами;

- показать методику работы с песенным материалом на уроке иностранного языка;

- дать возможность детального рассмотрения сходства и различия двух языков при работе над песенным материалом;

- продемонстрировать результат данной деятельности на основе участия в музыкальных и языковых конкурсах разного уровня.

Алгоритм работы над песней по ПМЛ:

  • 1. Учитель и ученики выбирают общеизвестную песню по конкретной языковой теме, коротко обсуждают оригинал. Если ученики знают мелодию, можно попросить их напеть ее.

  • 2. Учитель описывает содержание песни на простом английском/немецком языке, учащиеся знакомятся с текстом песни, повторяют слова и выражения за учителем.

  • 3. Учитель фокусирует внимание учеников на содержании песни и языковой теме, связанной с ней.

  • 4. Ученики слушают песню (выбранная знакомая мелодия с новыми стихами по заданной теме) несколько раз.

  • 5. Учитель организует вокальное исполнение учащимися песни через покуплетное к целостному, сначала без диска, затем с сопровождением CD.

  • 6. В случае, если песня включает диалог, учитель делит класс на группы, которые определяют персонажей песни, ученики исполняют песню и меняются ролями.

  • 7. После вокальной отработки ученики переходят к тренировке речевого образца. Сначала - весь текст, затем его отдельные части.

  • 8. Учащиеся выполняют разного рода упражнения на повторение и дополнительное укрепление языкового материала (письменные/устные упражнения, тесты, домашние задания).

  • 9. Учитель комбинирует различные песни, что служит отличным материалом для импровизации и ролевой игры.

В качестве примера возьмем песню на немецком языке «Ich komm morgen nach Lausanne».

Her Mann: Hallo! Hier spricht Manfred Mann.
Ich ruf' jetzt aus Frankfurt an.
Ich komm' morgen nach Lausanne.
Frau Trapp: Wann?
Her Mann: Ich komm' um sieben an.
Am nächten Tag
Herr Mann: Hallo! Hier spricht Manfred Mann.
Ich ruf' jetzt vom Bahnhof an.
Wie komm' ich zur Pension Trapp?
Frau Trapp: Warten Sie! Ich hol' Sie ab.

Frau Trapp: Ich treff' Sie am Ausgang A.
Her Mann: Ich bin groß . Hab blondes Haar.
Frau Trapp: Gehet in Ordnung! Alles klar.
Bin in zehn Minuten da.

Основные этапы работы с песенным материалом по ПЛМ:

Подготовительный этап (Pre-activity/Die Vor-Phase).

  1. Активизация лексики по теме.

Статья Песенно-лингвальный метод как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся (из опыта интегративного изучения английского и немецкого языков).

  1. Прогнозирование (опора на картинку: о чем песня, кто ее главные герои).

Статья Песенно-лингвальный метод как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся (из опыта интегративного изучения английского и немецкого языков).

Статья Песенно-лингвальный метод как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся (из опыта интегративного изучения английского и немецкого языков).

Этап непосредственной работы с песней и ее текстом (While-activity/ DieWahrend-Phase).

1. Определение учащимися темы по названию песни при ознакомлении с текстом и его глоссарием (название - «Завтра я приезжаю в Лозанну»; тема - «Договоренность по телефону о времени и месте прибытия»).

2. Непосредственное прослушивание песни (2-3 раза);

3. Вокальное исполнение учащимися песни вместе с диском;

4. Исполнение песни по ролям (класс делится на группы, т.к песня содержит диалог, исполняет ее, затем учащиеся меняются ролями);

5. Тренировка речевого образца (весь текст, затем отдельные его части);

6. Моделирование песни на английском языке («I`m coming tomorrow from L.A» - собственные версии учащихся).

Статья Песенно-лингвальный метод как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся (из опыта интегративного изучения английского и немецкого языков).

Завершающий этап (Post-activity/Die Post- Phase).

1.Выполнение письменных и устных послетекстовых упражнений;

Статья Песенно-лингвальный метод как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся (из опыта интегративного изучения английского и немецкого языков).

2. Домашнее задание творческого характера; (синквейн на немецком и английском языках).

Статья Песенно-лингвальный метод как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся (из опыта интегративного изучения английского и немецкого языков).

Опыт использования ПЛМ показывает, что учащиеся не только средней и старшей ступени обучения, но и юные гимназисты начальной школы проявляют интерес к более глубокому изучению иностранного языка посредством успешного участия во всероссийском дистанционном конкурсе «Поэтическое дарование»: «День рождения» (3-11 классы) и «Вкусный алфавит» (1-4 классы), занимая в нем почетные призовые места.

Я надеюсь, что предлагаемый и успешно применяемый песенно-лингвальный метод может быть использован учителями английского и немецкого языков в дополнение к традиционным формам работы на уроке для значительного обогащения словарного запаса учащихся, получения навыков активного владения языком, улучшения качества их творческих, языковых работ, возрастания личной самооценки. Благодаря этой технологии в каждом ученике можно открыть большой творческий потенциал и повысить мотивацию к изучению языков.



© 2010-2022