ОРГАНИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕНИКАМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Е.Н.Бершадская

ОРГАНИЗАЦИИ ЯЗЫКОВОГО ПРОСТРАНСТВА

ДЛЯ ОСВОЕНИЯ УЧЕНИКАМИ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ


Умение использовать знания английского языка для человека сегодняшнего дня становится таким же необходимым для его успешной трудовой практики, как умение владеть компьютером или управлять автомобилем.

Также как существуют различия между профессиональным водителем и автолюбителем, пользователем компьютером и программистом, необходимо различать человека, умеющего говорить (объясняться, поддерживать беседу) на английском языке, от профессионального переводчика.

Собственно овладение функции общения на английском языке включено в образовательный стандарт. Но в самой организации обучения иностранному языку в школе нет приоритета развития коммуникативных умений учащихся, развития функции общения.

Что является препятствием успешному овладению английского языка как средства общения, хотя бы на элементарном уровне, и, главное, где ресурсы? Говоря о препятствиях, необходимо назвать следующее:

1. Эпизодичность занятий - два или три раза в неделю по 45 минут. Эпизод в отличие от регулярности, а для развития коммуникативных навыков ключевой является регулярность, лишь знакомит, но не вовлекает. Эпизод - это не просто небольшой отрезок времени. Он имеет определённые характеристики: случайность, отдалённость, необязательность. Английский язык стоит в этом отношении стоит особняком. Так овладевая учебными умениями на уроках математики, чтения, окружающего мира дети опираются на детсадовский опыт, после уроков могут обсудить их, хотя бы потому, что уроки проходили на родном языке, а дома дети могут получить помощь родителей. При обучении же английскому языку дети лишены и того, и другого, и третьего.

2. Академичность занятий - основной упор делается на грамматику и заучивание слов. Лозунг академичности «Знание - сила» имеет смысл только тогда, когда уже существует достаточная практика и её можно или нужно усилить новыми знаниями. Главная роль всё-таки отводится умению, а не знанию и лозунг должен звучать «Умение - сила». Академичное преподавание любого учебного предмета неактуально, а преподавание иностранного языка в академичном виде неактуально вдвойне.

3. Главная форма контрольно-оценочной деятельности - письмо и чтение. Ребёнок младшего школьного возраста - это человек преимущественно говорящий и слушающий, а изложение изучаемого материала и контроль по большому счёту происходит в письменной форме. Такое противоречие почти неразрешимо для ученика начальной школы.

Чтобы сформировать лексический запас нужно регулярное говорение. И это то, что нужно ребёнку в возрасте 7-11. Однако говорение на английском языке возможно лишь в небольшой группе людей (максимум 3-4 человека) и при наличии носителя языка или хотя бы того, кто может сносно на нём изъясняться. Для нынешней организации школы это непозволительная роскошь.

4. Искусственность тем для освоения лексики. Неестественное может стать естественным для ребёнка младшего школьного возраста, он может «проживать» рассказ. Но для этого нужно, чтобы определяемая искусственно ситуация включала в себя все необходимые свойства: новизну, актуальность и понятность. Искусственно заданные темы учебника, если и увлекают ребёнка, то совсем ненадолго. В имеющихся учебниках просто нет таких типичных ситуаций, понятных для младшего школьника, как «потеря и поиск вещей», «опоздание на урок», «приглашение к себе на день рождения соседа по парте», «хочу попросить ручку», «просьба не трясти стол».

Таковы основные препятствия успешного освоения английского языка в начальной школе. Препятствия эти носят общесистемный характер, и устранить их в рамках отдельно взятой школы вряд ли представляется возможным. И если в данный момент нельзя устранить препятствия, то, может быть, можно минимизировать их влияние? Что можно сделать? Какие использовать ресурсы? Здесь подсказкой могут стать возрастные особенности младшего школьника.

1. Известно, что самым «болтливым» возрастом является возраст 5-11 лет. В этот период жизни дети активно осваивают язык. Изучение английского языка в этом возрасте должно происходить с наибольшим успехом.

2. Учитель начальных классов является значимым взрослым, так как ведущей деятельностью ребёнка становится учебная деятельность. Младший школьник тревожно относится к мнению своего учителя и постоянно находится с ним в реальном диалоге.

Отсюда делаю вывод, что учитель начальных классов должен работать в паре с учителем-предметником. Тогда они оба будут иметь возможность включать в реальный диалог со своими учениками речевые конструкции на английском языке (на уроках английского языка с учителем-предметником, на других уроках и во внеурочное время с учителем начальных классов). Они могут быть «заказчиками» изучения необходимых речевых конструкций, быть помощниками в разных коммуникативных ситуациях.

Для этого со стороны учителя начальных классов требуется желание стать субъектом учебной деятельности по освоению ребёнком английского языка и владение английским языком на необходимом уровне для выполнения вышеперечисленных функций. Необходимо обеспечить регулярную предметную связь между преподавателем английского языка и классным руководителем. Она предполагает взаимное посещение уроков и регулярные консультации не только по поводу материала, который в данный момент предлагается детям, но и по поводу качественного введения речевых конструкций на иностранном языке в диалог между учителем и детьми класса в процессе учебной и внеурочной деятельности.

Работая в начальной школе, как учитель английского языка, я предлагаю учителям начальных классов использовать различные речевые конструкции на уроках чтения, математики, окружающего мира, а самое главное во внеурочное время. Например, изучая в третьем классе тему по окружающему миру «Здоровый образ жизни. Режим дня», учитель начальных классов использовал предложенные речевые конструкции и лексические единицы. В начале урока он приветствовал детей на английском языке: Good morning, dear friends! I am glad to see you. Are you ready to start our lesson? Обсуждая режим дня, ученикам было предложено использовать фразы: I do morning exercises, I clean my teeth, I wash my face, I make my bed, etc. Говоря о правилах здорового человека, употреблялись следующие лексические единицы: healthy man, healthy food, to keep a diet. Учитель предложил ответить на вопросы: Do you do any sports?, Do you take part in any competitions?, Have you ever won a prize or medal?, What sports are popular in your country? What food do you usually eat? Do you or your parents keep a diet? Ученики активно участвовали в беседе, так как их словарный запас по этой теме уже пополнился на уроках английского языка. Физкультминутка тоже проводилась на английском языке: Let's have a rest! Look at the blackboard! You see the letter "S". Обводите букву глазами в одну сторону, а потом в другую, проговаривая скороговорку «Wealth is nothing without health».

В течение урока учитель проводил рефлексию эмоционального состояния и настроения учеников, а также рефлексию деятельности и содержания учебного материала при помощи смайликов с надписями: Good, Excellent, I like it, Well done. Закончился урок фразами: We have done enough for today. Did you enjoy our lesson? What did you like most of all? I'm satisfied with your work and give you the following marks… What is your mood? Don't upset if you didn't get good marks. I hope next time you will work better. The lesson is over.

Учителя начальных классов и групп продлённого дня используют предложенные фразы обихода на английском языке во внеурочное время, в группе продлённого дня:

  • I'm waiting for you to be quiet.

  • Are you with me?

  • Could I have your attention, please?

  • Are you hungry? Let's go to the canteen and have lunch

  • It's time to walk. The weather is fine. Let's go for a walk. Do you want to play leapfrog? Who wants to be the first jumper? The walking time is up. Go to the classroom!

  • It's time to do homework. Have a look at your timetable and take all you need out of your bags.

  • Did you miss your parents? They missed you, too. Go home and have a good leisure. See you tomorrow.

Думаю, что такая работа позволяет формировать мотивацию учеников начальных классов к дальнейшему изучению английского языка в средней и старшей школе, формировать первичные навыки непосредственного элементарного общения на английском языке, повышать уровень успешности в освоении учебной программы по английскому языку, создавать опыт организации языкового пространства для распространения его на среднюю и старшую школу.

Список литературы:

  1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //festival.1september.ru/

  2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //hse.ru/

Е.Н.Бершадская, учитель английского языка

МОУ «РРСОШ №10 с гимназическими классами»

г.Рыбница, Приднестровье

моб.тел.:077843144, email: [email protected]

© 2010-2022