• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Аннотация

В статье речь пойдёт о том, что обучение и развитие не могут выступать как отдельные процессы, они соотносятся как форма и содержание единого процесса развития личности. А использование приёмов развивающего обучения на уроках иностранного языка в начальной школе способствует повышению качества образования.

Ключевые слова: развивающее обучение, развитие, личность, образование, воспитание, учебный процесс, урок, иностранные языки, деятельность, приём обучения, кукла, учебная игра, фонетическая зарядка, флешкарты.

В настоящее время задачей образования является развитие всесторонне развитого молодого поколения. При этом школьное обучение играет важную роль в формировании личности каждого ребёнка. Личность - динамическое понятие: она претерпевает в течение жизни изменения, которые называют развитием (прогрессивным или регрессив­ным). Развитие (прогрессивное) - это процесс физического и психического изменения индивида, во времени, предполагающий совершенствование, пере­ход в любых его свойствах и параметрах от меньшего к большему, от просто­го к сложному, от низшего к высшему. Термин «развивающее обучение» является актуальным в педагогике, так как он подразумевает поиск научных основ обучения, в каче­стве которых признавались бы индивидуальные возможности каждого ребен­ка и их изменения в процессе возрастного развития. Следует отметить, что соотношение обучения и развития является одной из стержневых проблем педагогики и психологии.

Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождением известному педагогу и психологу В.В. Давыдову. Введенный для обозначения ограни­ченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогиче­скую практику. По­нятие «развивающее обучение» может считаться содержательным обобщени­ем. Под развивающим обучением понимается новый, актив­но-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно­иллюстративному способу (типу) [1, с. 7].

Цель развивающего обучения - формирование у детей основ теорети­ческого мышления (или более широко основ теоретического сознания, к ос­новным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравствен­ность, право, религия и политика). Теоретическое мышление - это способ­ность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью.

Органическое слияние образования, воспитания и развития достигается в условиях развивающего обучения на уроке. Лишь, будучи включенным в активную познавательную деятельность, ученик в состоянии проникнуть в суть изучаемого учебного материала, освоить его на уровне общих законо­мерностей и ведущих идей учебного предмета, использовать усвоенный ма­териал в качестве способа дальнейшего познания. Такой процесс рождает внутренние стимулы учения, способствует превращению знаний в убежде­ния, развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся, становится действенной основой в воспитании [3, с. 4].

Реализация развивающего обучения требует специальной организации учебного процесса. Для этого необходимо не только хорошо знать содержа­ние школьных программ, владеть современными методами обучения, но и обладать психологическими знаниями, позволяющими целенаправленно формировать учебную деятельность с учетом закономерностей умственного развития, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. В современной школе все большую популярность завоевывает развива­ющий подход к организации обучения младших школьников.

Успешность обучения иностранному языку в начальной школе зависит от совокупности многих педагогических, психологических и соци­альных факторов. Психофизиологическая готовность школьника, особенности его познавательной активности и познавательной деятельности, эмоционально-волевые и личностные осо­бенности, наличие положительной мотива­ции, определенный уровень знаний и пред­ставлений об окружающем мире - все это относится к психологическим факторам. Условия жизни, семейное благополу­чие, взаимоотношения в семье, социаль­ный статус семьи, тип семейного воспита­ния - это социальные факторы, которые также очень важны.

При обучении иностранным языкам необходимо учитывать тот факт, что являясь личностно ориентированной, система развивающего обучения отличается верой в каждого ребенка, в его силы, она принимает его таким, каков он есть, и учитывает, что при общем обучении развитие ребенка сугубо индивидуально. Все дети имеют разный уровень способностей имитировать иноязычные звуки и интонацию, зрительного и слухового восприятия иноязычной речи, различную скорость мыслительных процессов и т.д.

На уроках иностранного языка необходимо также систематически использовать методы работы и педагогические приёмы, которые способ­ствуют целенаправленному развитию творческого мышления учащихся, формированию у них познавательного инте­реса и самостоятельности. Основной задачей педагога в современных условиях образования является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. В этом учителю помогают активные методы обучения.

Дети младшего возраста очень любят играть, поэтому одним из эффективных приёмов обучения является использование различных сказочных сюжетов, историй (тайны, секреты букв), игровых ситуаций на уроках. Главными действующими лицами таких игровых сюжетов являются куклы и игрушки. Мною собрана целая коллекция игрушек и кукол, но самая любимая игрушка учащихся кролик Бани. Это мой лучший помощник на уроке английского языка. При составлении диалогов, рассказов, инсценировок кролик Бани - главное действующее лицо. Очень эффективно использовать такую куклу при обучении диалогической речи. Кукла вступает в разговор с детьми, тем самым снимает напряжение и детский страх, располагает ребёнка к общению. Начинать обучение диалогической речи можно при помощи диалога- образца. Это разговор учителя с куклой. Учитель разными голосами ведёт диалог от своего имени и от имени куклы. А затем предлагает учащимся включиться в процесс.

Teacher: Hello, Bunny.

Bunny: Hello, Elena Alexandrovna.

T. How are you, Bunny?

B. I am O.K and you?

T. I am fine, thank you.

Далее следует диалог по образцу, с подстановкой, с другим лексическим наполнением. С помощью кукол можно отрабатывать любые умения, вводить лексику.

На начальном этапе младшие школьники час­то повторяют слова, словосочетания и рече­вые структуры за учителем. При хоровом проговаривании учитель дирижирует, за­дает определенный ритм, определяет пау­зы, обозначает ударения, движениями рук показывает мелодику предложения. Уче­ник может стесняться выполнять упражне­ние перед всем классом один, а вместе со всеми это делать не так страшно. Одна­ко если увлекаться только хоровой работой и игнорировать индивидуальное проговаривание, то есть опасность того, что кто-то из детей будет произносить слова неверно в силу недостаточно развитого речевого слу­ха. Надо стремиться к тому, чтобы опро­сить каждого ученика в отдельности. На этом этапе тоже можно привлечь куклу. Кролик Бани проговаривает речевую структуру, а затем просит учащегося повторить за ним.

Развивающее обучение младших школьников невозможно без учебных игр, которые с моей точки зрения, способствует выполнению важных методических задач:

- созданию психологической готовности детей к речевому общению;

- обеспечению естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

- тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

На своих уроках я использую разные виды игр: грамматические, орфографические, лексические и фонетические, способствующие формированию речевых навыков.

Одни и те же игры могут использоваться для тренировки разных умений. Так, с помощью игры «Угадай-ка» можно тренировать употребление новых лексических единиц, грамматических структур с глаголами to be, to have, can, do.

Например: "What have I got in my magic box?", "What is missing?", "What are you?", "What do you want to be?", "What can you?", "Where is the cat?".

Ученики задают вопросы в общей форме, ведущий может ответить только Yes, No. Эта игра вызывает повышенный интерес у учащихся, каждому хочется побыть в роли ведущего.

Часто на уроке для закрепления или тренировки лексического или грамматического материала я использую мяч. Эта подвижная игра позволяет также снять усталость ребят. Можно использовать мяч при тренировке местоимений, личных форм глагола to be, названия цветов, игрушек, счета и т.д. Я бросаю мяч и называю слово по-русски, ученик называет по-английски или наоборот.

Для формирования навыков устной речи, аудирования, письма и чтения надо не только уметь произносить соответству­ющие звуки, но и знать, как они соединя­ются в словах, а затем - как эти слова соединяются в предложении.

В естественной языковой среде это про­исходит одновременно. Вспомните, как начинают говорить маленькие дети, на­сколько легко и быстро идет этот процесс. В условиях неязыковой среды или, проще говоря, на уроке иностранного языка по­становке произносительных навыков сле­дует уделить значительное внимание. Формирование элементарных произносительных навыков происходит во время фонетической зарядки. У нее нет и не может быть фиксированного места на уроке. На некоторых уроках она вообще бывает лишней. Ее место зависит от после­довательности выполнения тех заданий, где учащиеся могут столкнуться с фонети­ческими трудностями. Фонетическая за­рядка помогает их избежать. Содержание фонетической зарядки для младших школьников может быть различным, лишь бы это было интересно и весело.

В зависимости от методической задачи материал для фонетической зарядки может использоваться в начале урока, а также при введении, закреплении и тренировки в употреблении лексического и грамматического материала. Например, песенный материал может выступить в качестве релаксанта в середине или в конце урока, когда необходима зарядка, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность учащихся. Использование песни на уроке имеет не только развивающее значение, но и помогает обеспечить как языковую атмосферу на уроке, так и психологический комфорт, а также способствует развитию творческих способностей учащихся.

Учителя должны на каждом уроке стараться задействовать как можно больше путей подачи информации для лучшего усвоения материала. Но крайне важно использовать именно наглядные материалы, так как количество визуалов всегда превышает другие типы. Кроме того дети младшего школьного возраста лучше воспринимают информацию, которая подкрепляется наглядными средствами обучения. На своих уроках в качестве наглядности я использую флешкарты. Их, как и песенный материал, можно использовать на любом этапе урока: на стадии презентации новой лексики, отработки или повторения. Существует огромное количество игр при помощи флешкарт, которые можно использовать на уроке иностранного языка. Приведу только некоторые из них:

  1. Необходимо разместить флешкарты на доске или столе. Дать минуту, чтобы дети запомнили как можно больше слов. Затем в группах они должны вспомнить максимальное количество.

  2. Можно развесить 9 флешкарт на доске и нарисовать клетку вокруг них. Называя слово, указывайте на карту, а дети повторяют за Вами. Затем постепенно вразброс убирайте карточки. Когда Вы указываете на пустую клеточку, дети должны вспомнить какое слово там было. В конце игры можно попросить детей выйти и написать названия объектов в правильном порядке по памяти.

  3. Проще всего вводить новую лексику с помощью флешкарт. Показывайте картинку и называйте слово - дети за Вами повторяют. Затем усложняйте игру: Вы только показываете - они говорят, что изображено на картинке. Ускорив темп, меняя картинки, вы сможете еще больше усложнить игру и проверить знания учеников.

  4. Разместите карточки по классу. Называйте слово, дети должны подбежать и показать карточку с этим словом. Затем ученик дает инструкции своим одноклассникам и уже следующий бежит к карточке. Кроме этого, можно усложнить задание игрой «Peter says». Например: "Peter says jump to the T-shirt".

В заключении хотелось бы отметить, что вышеперечисленные приёмы и учебные стратегии помогают учащимся при изучении иностранных языков, они не только развлекают учащихся на уроке, но и являются средством повышения качества образования, дают возможность учителю видеть реальную картину развития ребенка, корректировать негативные моменты, способствуют учащимся осознать себя как личность, сформулировать личные цели, помогают освободиться от комплексов, развить уверенность в себе.

Основная роль учи­теля в процессе развивающего обучения - организация учебной деятельности ученика, направленной на формирование познавательной самостоятельности, развитие и формирование способностей, идейных и нравственных убежде­ний, активной жизненной позиции. А знания, навыки и умения, свойства и качества личности выступают и как продукты этой деятельности, и как условие дальнейшей деятельности ученика, в ходе которой происходит его развитие. В развивающем обучении ребёнок является полноценным субъектом деятельности.

Литература:

  1. Давыдов В.В. Принципы обучения в школе будущего. - М.: Просве­щение, 1974. - 187 с.

  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Просвеще­ние, 1986. - 247 с.

  3. Кириллова Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. - М.: Просвещение, 1980. - 159 с.

  4. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителей. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2004. - 384 с.

  5. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. Учебное пособие. / Под ред. Л.Г. Савельева. - М.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 259 с.


© 2010-2022