Метод проектов в рамках системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в МАОУ «Лицей № 62» г. Саратова

Ведущим принципом современного образования является системно-деятельностный подход, основанный на результате деятельности ученика и развитии личностных, межпредметных и предметных УУД. Одной из самых главных тенденций современного образования является мотивирование к учебной деятельности. Метод проектов - одно из наработанных и актуальных направлений обучения. В данной статье представлен результат моей работы в данном направлении.
Раздел Иностранные языки
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Метод проектов в рамках системно-деятельностного подхода на уроках английского языка в МАОУ «Лицей № 62» г. Саратова

Учитель английского языка Трифонова А.В.


У каждого предмета есть свои особенности в организации учебного процесса на системно-деятельностной основе. Например, при изучении иностранного языка этот термин дополняется словом коммуникативный системно-деятельностный подход - это процесс изучения языка в процессе общения. Научить коммуникативным видам деятельности можно только за счет вовлечения учащихся во все виды речевой деятельности, но больше всего моделируя реальные ситуации общения. Деятельностная сущность обучения иностранным языкам осуществляется через «деятельностные задания» (activities), которые строятся на основе игрового, имитационного и свободного общения.

Цели системно-деятельностного подхода:

Ученик учится

  • быть субъектом - хозяином своей деятельности:

  • ставить цели,

  • решать задачи,

  • отвечать за результаты.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности (ученик, получает знания не в готовом виде а, добывает их сам)

  2. Принцип непрерывности (преемственность между всеми ступенями и этапами обучения)

  3. Принцип целостности (формирование учащимися обобщенного системного представления о мире)

  4. Принцип психологической комфортности

  5. Принцип вариативности (формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора)

  6. Принцип творчества (приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности)

Так как УМК "Spotlight" проходит апробацию в МАОУ «Лицей № 62» г. Саратова, то мне, как учителю-экспериментатору было интересно проанализировать задания с точки зрения реализации основных положений системного деятельностного подхода. Отличительные особенности данного курса состоят в построении учебного материала с учетом психологических и возрастных особенностей каждого ребенка, близости предлагаемых тем и ситуаций общения уровню восприятия и интересам учащихся, организации обучения в рамках близких детям, естественных ситуаций, включая ситуации игровые, бытовые, учебные с использованием опор этикетного характера. Предлагаемые упражнения не только закрепляют языковой материал, стимулируют речемыслительную деятельность, но и развивают логику, языковую догадку.

Одним из эффективных методов, применяемых в практике и реализующих СД подход в обучении английскому языку в МАОУ «Лицей № 62» г. Саратова, является метод проектов, который позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой в изучении иностранного языка. Выполнение проектных заданий позволяет учащимся видеть практическую пользу от изучения иностранного языка, следствием чего является повышение интереса к предмету.

Работа над исследованием у меня занимает несколько этапов:

1 этап: объясняется цель исследования, определяются тема и задачи исследования

2 этап: работа проходит в группах, обсуждаются источники, подбирается информация, консультация учителя, разбираются положения об оформлении работы.

3 этап: учащиеся представляют свои проекты-исследования.

На своих уроках я использую следующие виды проектов:

  • Исследовательские (анкетирование)

  • Творческие (рисунки, открытки)

  • Информационные (доклад)

Следует отметить, что метод проектов в рамках системно-деятельностного подхода помогает детям овладеть целым рядом таких компетенций, как:

1. готовность работать в коллективе;

2. принимать ответственность за выбор;

3. разделять ответственность с членами команды;

4. анализировать результаты деятельности.

Таким образом, системно-деятельностный подход в обучении иностранным языкам в МАОУ «Лицей № 62» г. Саратова предполагает, в первую очередь, деятельность самих учащихся. Учитель призван систематически обучать детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.), учит их работать по правилу и творчески. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, психологического комфорта.

В преподавании ИЯ остаются и проблемы:

  1. Невозможность учитывать все индивидуальные и психологические особенности каждого ребенка при классно-урочном обучении.

  2. Присутствует большая необходимость в дополнительных часах для занятий с неуспевающими, слабоуспевающими, а также имеющими индивидуальные психологические особенности детьми.

  3. Невозможность оптимально соединить большой объем государственной программы и предельно допустимую нагрузку.

Список используемой литературы


  1. Деятельностно - ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.

  2. Дмитриев С. В. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения / С. В. Дмитриев // Школьные технологии. - 2003.- N 6. - С. 30-39.

  3. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.



© 2010-2022