- Преподавателю
- Иностранные языки
- Научная статья на тему: Компетентностный подход в обучении английскому языку в средних профессиональных учебных заведениях в ходе подготовки конкурентоспособного специалиста
Научная статья на тему: Компетентностный подход в обучении английскому языку в средних профессиональных учебных заведениях в ходе подготовки конкурентоспособного специалиста
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Грищук А.В. |
Дата | 16.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Компетентностный подход в обучении английскому языку в средних профессиональных учебных заведениях в ходе подготовки конкурентоспособного специалиста.
Грищук Алла Валерьевна
преподаватель ГОУ СПО «Рыбницкий политехнический техникум»
г. Рыбница
E-mail: [email protected]
Прежде чем приступить к анализу компетентностного подхода в целом, сперва нужно понять, что такое «компетенция» и «компетентность».
«Компетенция» - это обладание определенными знаниями, умениями и готовность для эффективной деятельности в конкретной ситуации.
«Компетентность» - это обладание учащимися определенной компетенцией и личностное отношение к данной компетенции и предмету деятельности.
Учебная дисциплина «Иностранный язык», в частности «Английский язык» можно считать компетентностным, потому как основа его содержания - это практическая деятельность, направленная на развитие коммуникативной компетенции. Предмет «Английский язык» обладает большим потенциалом для формирования всех компонентов коммуникативной компетенции - языкового, речевого, социокультурного, учебно-познавательного и компенсаторного.
Изучение английского языка является важным аспектом в процессе подготовки конкурентоспособных специалистов. Возрастание роли иностранных языков объясняется расширением международных экономических связей, стремительным увеличением числа совместных предприятий, импорта оборудования и т.д.
В настоящее время доля востребованных специалистов с высоким уровнем знания иностранного языка неуклонно растет. В особенности эта тенденция наметилась в сфере международного экономического сотрудничества, так как практически все предприятия Приднестровской Молдавской Республики ведут активную работу с иностранными государствами по импорту сырья, оборудования и экспорту готовой продукции. Владение иностранным языком заметно повышает конкурентоспособность выпускника на рынке труда, поэтому задачей средних специальных учебных заведений является подготовка специалистов, обладающих профессиональной мобильностью, навыками быстрой адаптации к условиям непрерывного обновления производства, методами усовершенствования организации трудовой деятельности.
Для реализации подобной цели педагогам необходимо уходить от традиционных методов обучения и подбирать качественно новые. Значительная роль в повышении качества подготовки специалиста отводится компетентностному подходу. Он представляет собой концепцию организации учебного процесса, в которой в качестве цели обучения выступает не просто овладение теоретическими знаниями, а овладение совокупностью необходимых компетенций для умелого практического применения этих самых знаний в ходе будущей трудовой деятельности специалиста.
Следует отметить, что абсолютно «некомпетентностных» методов работы педагога с учащимися не существует. Но, существуют формы работы, которые сами по себе не способствуют развитию основных профессиональных компетенций. К числу таких методов нужно отнести:
-
монолог преподавателя;
-
фронтальный опрос учащихся;
-
демонстрация фильма;
-
самостоятельная работа с учебником;
-
контрольная работа в её традиционном виде.
Компетентностными методами нужно назвать методы, которые имеют не только учебное, но и жизненное обоснование. К числу таковых относятся:
-
постановка проблемы в контексте жизни учащихся;
-
организация внеаудиторной деятельности, как мощного мотивирующего фактора к изучению иностранного языка;
-
метода проектов;
-
метода дебатов;
-
игровая технология;
-
метод кейсов (case study);
-
работа в паре и группе;
-
использование Интернет-ресурсов и мультимедийных технологий.
Все вышеперечисленные компетентностные методы побуждают обучающегося к самостоятельному размышлению, анализу полученной информации устной или письменной форме. Основной формулой результата обучения должна служить формула не «Знаю, что…», а «Знаю как…».
Таблица 1.
Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного
Основания для сравнения
Традиционный подход
Компетентностный подход
Цель обучения
Передача теоретического материала, приобретение знаний, умений и навыков, составляющих содержание образования
Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)
Формула результата образования
«Знаю, что»
«Знаю, как»
Характер образовательного процесса
Репродуктивный
Продуктивный
Доминирующий компонент процесса
Контроль
Практика и самостоятельная деятельность
Характер контроля учебного процесса
Статистические методы оценки учебных достижений
Комплексная оценка учебных достижений (портфолио)
Компетенции делятся на общие и профессиональные. Общие компетенции менее жестко привязаны к предмету либо объекту труда. Профессиональные же отражают профессиональную квалификацию и различаются по направлениям подготовки
Основным видом учебной работы студента является теоретическое обучение. Оно направлено на формирование основополагающих знаний, которые служат базой для формирования целого комплекса личностных и профессиональных компетенций выпускника среднего профессионального учебного заведения.
Занятия теоретического обучения можно разделить на занятия в аудитории (урок-лекция, практическое занятие) и самостоятельную внеаудиторную работу
Контроль и оценка общих и профессиональных компетенций как результатов образовательного процесса осуществляется в ходе текущего контроля успеваемости обучающегося, промежуточной аттестации и итоговой аттестации выпускников.
Компетентностный подход в обучении дает возможность обучающемуся получать образование в среде, имитирующей будущее рабочее место либо ситуации характерные выбранному роду деятельности. Такая обстановка помогает ему адаптироваться к реальности трудовой деятельности в её огромном многообразии и применять на практике не только профессиональные, но и общие компетенции. Подобный подход в обучении действительно обеспечивает высокую эффективность и качество подготовки выпускников:
-
возрастает роль личностных качеств будущего работника, которые необходимы не только в качестве основы профессиональной культуры, но и качестве освоения профессиональной среды
-
формирование опыта профессиональной деятельности;
-
ориентировка преподавателя на организацию условий полноценной самостоятельной работы обучающихся;
-
активизация деятельности обучающегося направленной на освоение профессиональных компетенций.
Это качественно новый подход в образовании, который подразумевает создания новых методик обучения и новых методик контроля над эффективностью обучения. При планировании этапов урока необходимо детально продумывать и использовать только такие методы, чтобы деятельность студента имела не только учебное обоснование, но и жизненное применение. Чтобы обучающиеся понимали не толькото, что мы делаем, но и зачем мы это делаем.
Применение компетентностного подхода в преподавании иностранного языка помогает студентам реализовывать свои знания, умения, навыки, быстро и легко адаптироваться в любой профессиональной среде.
Библиографический список:
-
Андреев А. Знания или компетенции? Высшее образование в России. 2005 г.
-
Давыдов Л.Д. Модернизация содержания среднего профессионального образования на основе компетентностной модели специалиста. Москва, 2006 г.
-
Маслыко Е.А. «Настольная книга преподавателя иностранного языка», Минск «Вышэйшая школа», 1999г.
-
Щукин А.Н. «Обучение иностранным языкам», Москва Филоматис, 2006