Тематическое портфолио на тему: Педагогические технологии

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПОРТФОЛИО

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ













Пухова Светлана Анатольевна

Учитель английского языка

МАОУ Вахтанская СОШ

Шахунского района



п.Вахтан

2015г.

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы

сделать его способным развиваться дальше

без помощи учителя.

Элберт Хаббард

  1. Суть педагогической технологии.

Термин «технология» используется в педагогической литературе и получил множество (более трехсот) формулировок. Российские варианты раскрытия смысла дефиниции педагогические технологии можно разбить на две группы: одни авторы считают возможным употреблять этот термин только к процессу обучения, а другие включают в его содержание и решение проблем воспитательного процесса.

Но наиболее объемными, трактующими педагогическую технологию как процесс, ориентированный на решение и обучающих, и воспитательных задач выглядят определения, предлагаемые Г.Ю. Ксензовой и Е.А. Левановой, которые считают, что педагогическая технология - это, соответственно:

  • такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер.

  • это упорядоченная и задачно структуированная совокупность действий, операций и процедур, обеспечивающих диагностируемый и гарантированный результат в изменяющихся условиях.

В структуру педагогической технологии входят

Тематическое портфолио на тему: Педагогические технологии.

Критерии технологичности. Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям.

  • Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижение образовательных целей.

  • Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

  • Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

  • Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

  • Воспроизводимость подразумевает возможность применения педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Тематическое портфолио на тему: Педагогические технологии.

  1. ИКТ - педагогическая технология или нет.

Термин "информация" (от латинского information - разъяснение, представление) давно и широко используется в науке и обыденной жизни.

"Информация - основное понятие кибернетики". "Информация - есть информация, а не материя и не энергия".

"Информация - сообщение, уменьшающее неопределенность в той области, к которой оно относится". Таким образом, говорить об информации можно только в том случае, когда ее наличие дает такие знания о каком-то объекте, которых до ее появления у пользователя не было.[2]

Системно-информационная концепция базируется на идеях системного и объектно-ориентированного анализа, для реализации которых используются компьютерные технологии, при этом учитывается развиваемый в научном сообществе информационный подход. В качестве основных целей обучения в соответствии с системно-информационной концепцией выделяются следующие:

  • формирование информационной культуры школьника, уровень которой определяют:

    • система базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

    • знания и умения целенаправленной работы с информацией на основе системного подхода к анализу структуры объектов, создания и исследования информационных моделей;

    • умения применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов на базе современных информационно-коммуникационных технологий;

  • развитие логического мышления, творческого и познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей на базе современного компьютерного инструментария;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной, в том числе проектной деятельности;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности.

Из вышеприведенных определений мы видим, что на самом деле информационная технология - это не только технология, предполагающая использование в образовательном процессе компьютера, по сути дела, любой процесс, связанный с переработкой информации, может называться информационной технологией, однако, в данном случае, мы под информационной технологией понимаем совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Информационные технологии подразумевают: программированное обучение, интеллектуальное обучение, экспертные системы, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, демонстрации. Эти частные методики применяются в зависимости от учебных целей и учебных ситуаций, когда в одних случаях необходимо глубже понять потребности учащегося, в других - проанализировать знания в предметной области, в третьих - учет психологических принципов обучения.

Говорить о новой информационной технологии можно только в том случае, если:

  • она удовлетворяет основным принципам педагогической технологии (предварительное проектирование, воспроизводимость, последовательность, целеобразование, целостность);

  • решает задачи, которые ранее не были решены по тем или иным причинам;

  • средством подготовки и передачи информации обучаемому является компьютер.

Отличаясь высокой степенью интерактивности, информационные образовательные технологии способствуют созданию эффективной учебно-познавательной среды, т.е. среды, используемой для решения различных дидактических задач. Главной особенностью данной среды является то, что она пригодна как для коллективной, так и для индивидуальной форм обучения и самообучения. Помимо этого, данная среда, комбинирующая функции компьютерного обучения с использованием мультимедиа и собственно коммуникаций, характеризуется определенными свойствами:

  • возможностью обучать учащихся навыкам грамотного говорения, правописания, а также оформления результатов работы с последующей публикацией;

  • наличием условий для развития творческого мышления;

  • условиями для превращения обучения посредством телекоммуникационной сети в социальный коллективный процесс;

  • концентрацией внимания всех участников взаимодействия посредством сети на самой информации а не на внешних личных атрибутах автора ;

  • условиями для создания "виртуального класса", расширения возможностей группового и проектного обучения.

Информационные технологии приносят возможность и необходимость изменения самой модели учебного процесса: переход от репродуктивного обучения - «перелива» знаний из одной головы в другую, от преподавателя к студентам - к креативной модели (когда в учебной аудитории с помощью нового технологического и технического обеспечения моделируется жизненная ситуация или процесс, студенты под руководством преподавателя должны применить свои знания, проявить творческие способности для анализа моделируемой ситуации и выработать решения на поставленные задачи)

В сфере образования применяются базовые информационные технологии: технологии работы в текстовых редакторах; графические; технологии числовых расчетов, технологии хранения, поиска и сортировки данных, сетевые информационные технологии, технологии мультимедиа. Хотя важна не сама технология, а ее взаимодействие с обучением и ее роль в контексте системы образования в целом.

Преимущества информационно -комуникативной технологии:

  • Возможность организации процесса познания, поддерживающего деятельностный подход к учебному процессу;

  • Индивидуализация учебного процесса;

  • Коренное изменение организации процесса познания путем смещения ее в сторону системного мышления;

  • Возможность построения открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию обучения и самообучения.

Использование новых информационных технологий позволяет:

  • Усилить мотивацию учения;

  • Индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

  • Основываться на личностно-ориентированном обучении.

  • Диаграмма уровня подготовленности учителей

  • Для этого можно использовать:

Электронный учебник - это автоматизированная обучающая система, включающая в себя дидактические, методические и информационно-справочные материалы по учебной дисциплине, а также программное обеспечение, которое позволяет комплексно использовать их для самостоятельного получения и контроля знаний.

Его преимущества:

  • Возможность быстрого поиска по тексту.

  • Организация учебной информации в виде гипертекста.

  • Наличие мультимедиа - богатейшего арсенала способов иллюстрации изучаемого явления: теле- и видеоинформацию, речь, музыку.

  • Моделирование изучаемых процессов и явлений, возможность проводить «компьютерные эксперименты» в тех областях человеческого знания, где реальные эксперименты очень трудоемки или невозможны.

  • Наличие системы самопроверки знаний, системы рубежного контроля, совместимость с экзаменационной системой. Возможность компьютерной оценки приобретенных знаний.


  1. Система педагогических технологий в образовательном учреждении. Технологическая целостность образовательного процесса.

Администрация и педагогический коллектив МАОУ «Вахтанская средняя школа « Шахунского района на протяжении многих лет работает над оптимизацией выбора средств и методов обучения, в результате чего развивающие технологии все шире внедряются в педагогический процесс, и эта тенденция имеет устойчивую положительную динамику; коллектив стремится повышать интеллектуальный и общекультурный уровень развития учащихся, создает условия для творческой самореализации личности, развития одаренности, способностей к самоуправлению и саморазвитию.

Вывод:

Готовность учителя к освоению и применению новых технологий на практике зависит от его психологической готовности, профессиональной компетентности и личностной готовности. Личностная готовность включает в себя гуманистическую направленность на ребенка, личностные качества учителя и демонстрацию собственной индивидуальности, поэтому необходим оптимальный выбор эффективных технологий для каждого учителя.

Технологией целостного учебного процесса на личностной основе может стать любая технология развивающего обучения, в которой усилен личностный элемент в процессе обучения. Технологиями, определяющими «лицо школы», для нас должны стать:

  1. проблемно-исследовательские, максимально развивающие творческие способности учащихся, формирующие интеллект и научный потенциал, создающие условия для самореализации личности. Кроме целостного построения учебного процесса на проблемно - деятельностной основе, осваиваются такие технологии решения нестандартных задач как технологии групповых решений, проектные мастерские;

  2. технологии личностно - ориентированной направленности, приучающие человека быть «субъектом» своей деятельности и своей жизни, ставящие ученика в условия принятия собственных ответственных решений, высказывания собственной позиции, собственных оценочных суждений. Основные технологии этой группы, которые продолжают осваиваться школой: моделирование (деловые, ситуативные, ролевые игры), коммуникативные (диалоги, дискуссия, «аквариумное» обсуждение), «свободного обучения» (модульного, на основе контрактов; для отдельных учащихся - экстернат);

  3. информационные технологии, развивающие способность эффективной самообразовательной деятельности (информационная переработка текста, работа в Интернете, скорочтение);

  4. технологии, оптимизирующие усвоение базовых знаний (алгоритмические, «полного усвоения»).

Необходимо продолжать работу по широкому внедрению в практику работы учителей информационно-коммуникативных технологий, которыми овладело сейчас уже более 80% педагогов.

4. Технология развития УУД

Согласно определению «педагогическая технология» как системы функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенной на научной основе, запрограммированной во времени, в пространстве, приводящей к намеченным результатом, формирование и развитие УУД является педагогической технологией, т.к. концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

Эта концепция в начальной школе призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования и дополнить традиционное содержание образовательно-воспитательных программ. Она необходима для планирования образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях, начальной школе и обеспечения преемственности образования.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. И более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.

Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4)коммуникативный.

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в школе. Разработанные положения и рекомендации могут стать основой проведения мониторинга с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей.

  1. Педагогические технологии в науке и практике

Возрастает роль новых технологий в практике обучения, которую скорее следует рассматривать как процесс интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Развитие становится ключевым словом педагогического процесса, как альтернатива понятию обучение.

Чем обусловлено такое направление педагогической науки и практики?

Что нужно современному молодому человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально - экономических условиях жизни?

Какую роль должна играть школа и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить человека к полноценной жизни и труду?

Системы образования призваны способствовать реализации основных задач социально - экономического и культурного развития общества, ибо именно школа, вуз готовят человека к активной деятельности в разных сферах экономики, культуры, политической жизни общества. Поэтому роль школы как базового звена образования чрезвычайно важна, способность школы достаточно гибко реагировать на запросы общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт, имеют чрезвычайно важное значение. Вместе с тем школа достаточно консервативна и не всегда социально - экономические изменения, научно - технический прогресс находят необходимый отклик в среде школьных и вузовских работников.

Учебный процесс в массовой школе мало изменился с классно - урочной системой и определенной схемой ведения урока. Конечно, кардинальным образом изменилось содержание обучения, появилось огромное количество новых средств обучения. Все это так, и вместе с тем, мы и сейчас придерживаемся парадигмы обучения, принятой в XIX веке - учитель - учебник (система средств обучения) - ученик. Это система, ориентированная на преподавание, на центральную роль учителя в этом процессе и ученика как объекта этой деятельности. Все заявления о том, что ученик должен стать субъектом учебного процесса пока не реализуются на практике в должной мере. Для этого важно, чтобы философская парадигма демократического устройства общества: человек - общество - государство реализовывалась во всех сферах жизни общества, и в первую очередь, в системе образования.

В настоящее время практически все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования с тем, чтобы ученик, студент действительно стали центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов-исследователей, разработчиков программ образования средств обучения административных работников, т.е. процесс познания а не преподавание, как это было до сих пор при традиционном обучении. Это стало особенно очевидно, когда образование во всех практически развитых странах приобрело характер обязательного массового среднего образования. Важность такого подхода к образованию, по-моему, очень точно выразил один видный американский бизнесмен Джон Гриллос. Он заявил, что его мало беспокоит прочность приобретаемых учащимися знаний в той или иной области, поскольку эти знания подвергаются изменениям каждый год и эти знания устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить. Гораздо важнее, считает бизнесмен, чтобы в экономику приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией, самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая, если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь.

Итак, общество информационных технологий или как его называют постиндустриальное общество в отличие от индустриального общества конца XIX - середины ХХ века гораздо в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Отсюда современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений и прежде всего перед школой задачу подготовки выпускников, способных:

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место;

  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; четко осознавать где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены в окружающей их действительности; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

  • грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем);

  • быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

  • самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культурного уровня.

Таково веление времени не только для нашей российской школы, но и практически для любого развитого общества.

Какие условия для этого необходимы? Прежде всего возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, причем не процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого осознания где, каким и образом и для каких целей эти знания могут быть применены, это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем, проявляя при этом определенные коммуникативные умения, возможность широкого общения со сверстниками из других школ своего региона, других регионов страны и даже других стран мира, возможность свободного доступа к необходимой информации не только в информационных центрах своей школы, но и в научных, культурных, информационных центрах всего мира с целью формирования собственного независимого, но аргументированного мнения по той или иной проблеме, возможности ее всестороннего исследования.

Решение этих задач требует комплексных усилий не только школы, но и всего общества. Процесс обучения современного человека не заканчивается в школе, профессионально-технических училищах, вузах. Он становится непрерывным. Система непрерывного образования - веление времени. Поэтому уже в настоящее время возникла очевидная потребность не только в очном обучении, но и в дистанционном, на основе современных информационных технологий.

Нужна новая парадигма образования: ученик - предметно-информационная среда (в том числе, новые информационные технологии) - учитель, присущая всем видам образования всем образовательным системам.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий наиболее адекватными поставленным целям, с точки зрения Полат Е.С. являются:

  • "обучение в сотрудничестве" (cooperative learning);

  • метод проектов;

  • индивидуальный и дифференцированный подход к обучению.

Все три направления новых педагогических технологий относятся к так называемому гуманистическому подходу в психологии и в образовании, главной отличительной чертой которого является особое внимание к индивидуальности человека, его личности, четкая ориентация на сознательное развитие самостоятельного критического мышления. Этот подход рассматривается в мировой педагогической практике как альтернативный традиционному подходу, основанному, главным образом, на усвоении готовых знаний и их воспроизведении. Если каждое из указанных направлений педагогических технологий будет интегрировано в той или иной степени, а также между собой и найдет свое место в учебно-воспитательном процессе, постепенно, вполне естественно вытесняя традиционные методы и формы работы, то, думается с течением времени удастся выработать наиболее оптимальный подход к организации учебного процесса в наших условиях с учетом специфики российской школы и нашей культурной среды.

Полат Е.С. предлагает из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики метод проектов и обучение в сотрудничестве (cooperative learning) по двум причинам:

  • во-первых, потому, что в условиях еще существующей у нас классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, могут не затрагивать содержания обучения, которое определено образовательным стандартом для базового уровня. Вместе с тем, если речь идет о гимназиях, лицеях, других типах учебных заведений, предусматривающих иное содержание, более углубленное, профильно ориентированное, то данные технологии легко вписываются и в эти образовательные системы. Это методические системы, позволяющие, интегрируясь в реальный учебно-воспитательный процесс, достигать целей по каждому учебному предмету другими, альтернативными традиционным методами;

  • во-вторых, потому, что это истинно педагогические технологии, гуманистические не только по своей философской и психологической сущности, но и в чисто нравственном аспекте, обеспечивающие не только успешное усвоение учебного материала всеми учениками, но и интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю, друг к другу. Соперничество, высокомерие, грубость, авторитарность, столь часто порождаемые традиционной педагогикой и дидактикой, несовместимы с этими технологиями.


Проектные идеи использования полученного материала

Исходя из поставленных задач, мне, как современному учителю, следует не только давать обучающимся образование в виде системы знаний, умений и навыков, а, в большей степени, развивать познавательные и креативные возможности детей, воспитывать творческую личность, которая в будущем сможет успешно реализовать свои возможности.

Для реализации образовательных задач, возникла необходимость изменения атмосферы занятий, учебного содержания, да и традиционную методику преподавания, в основном, приходится перестраивать этап урока - введение нового материала. Ученики хотят и должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности ученика, не отвечающий современным условиям жизни. Появилась необходимость внедрения в свою педагогическую практику инновационных технологий, как:

Технология развития критического мышления (элементы)

Идея развития критического мышления является довольно новой для российской дидактики. Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине 1990-х годов. Сторонников развития критического мышления учащихся достаточно много. Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов, с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каждый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Технология разноуровневого обучения

Разноуровневое обучение является одной из педагогических технологий, реализующих на практике принципы личностно-ориентированного обучения. Под разноуровневым обучением понимают разный уровень усвоения учебного материала, т. е. глубина и сложность одного и того же учебного материала различна в группах уровня А, Б, C. Таким образом, разноуровневое обучение - это такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый учащийся имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разном уровне (А, В, С), не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей, при которой за критерий оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, его творческому применению. Темы же, предписанные общими требованиями действующих программ, остаются едиными для всех уровней обучения (стандарт по предмету).

Технология проблемного обучения

Под проблемным обучением понимается такое обучение, при котором учащиеся получают знания, навыки и умения и развивают свои мыслительные способности в результате решения проблемных ситуаций, подготовленных преподавателем. Работа учащихся строится при этом вокруг ключевых проблем, выделенных в конкретной профессиональной деятельности (например, медицине, юриспруденции, бизнесе и пр.). Здесь проблема идет впереди знаний учащихся, она принуждает их искать и находить нужную информацию, получать знания из различных источников информации. Причем очень часто эти знания носят междисциплинарный характер.

Общая цель технологии проблемного обучения - содействовать развитию критического мышления учащихся, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования, возможности творчески осваивать новый опыт; поиску и определению учащимися собственных личностных смыслов и ценностных отношений.

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)

В условиях российской массовой школы не было найдено эффективной методики, позволявшей ребенку к окончанию школы овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе.

Технология коммуникативного обучения - обучение на основе общения - позволяет достигнуть таких результатов.

Обучение на основе общения является сущностью всех интенсивных технологий обучения иностранному языку. Интенсивная технология разработана болгарским ученым Г. Лозановым и породила ряд практических вариантов у нас в стране .

Целевые ориентации:

• Обучение иноязычному общению с помощью общения.

• Усвоение иноязычной культуры.

Концептуальные положения:

• Иностранный язык, в отличие от других школьных предметов, является одновременно и целью, и средством обучения.

• Язык - средство общения, идентификации, социализации и приобщения индивида к культурным ценностям.

• Овладение иностранным языком отличается от овладения родным:

- способами овладения;

- плотностью информации в общении;

- включенностью языка в предметно-коммуникативную деятельность;

- совокупностью реализуемых функций;

- соотнесенностью с сензитивным периодом речевого развития ребенка.

Главными участниками процесса обучения являются учитель и ученик. Отношения между ними основаны на сотрудничестве и равноправном речевом партнерстве.

Технология учебной деловой игры

Деловые игры - педагогическое моделирование различных управленческих и производственных ситуаций с целью обучения отдельных личностей и их групп принятию решений (Д.Г. Левитес). Исходные идеи технологии:

  • в ходе учебной игры учащиеся овладевают опытом деятельности, сходным с тем, который они получили бы в действительности;

  • учебная игра позволяет учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями;

  • игры создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную;

  • учебные игры обеспечивают учебную среду, незамедлительно реагирующую на действия учащихся.

Личностно ориентированное развивающее обучение

Идея личностно-ориентированного образования для сегодняшней изменяющейся школы необыкновенно привлекательна: обучение не равняет всех детей под один стандарт, а позволяет бережно сохранить и развить индивидуальные способности каждого. Якиманская И.С. явилась автором разработчиком личностно-ориентированной системы. В авторской концепции личностно-ориентированного образования определены основные цели современной общеобразовательной школы, важнейшей из которых признана проектирование и организация наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности в учебном процессе.

Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Оно исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. При проектировании образовательного процесса мы исходим из признания двух равноправных источников: обучения и учения.

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

Термин «развивающее обучение» обязан своим происхождением В.В. Давыдову. Понятие «развивающее обучение» может считаться содержательным обобщением.

Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу). Продуктивным для личностно-развивающего образования является включение в содержание образования опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Усвоение опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-нравственных переживаний достигается использованием исследовательских, эвристических и проблемных методов обучения, создающих предпосылки для развития ученика как субъекта учения.

Технология групповой работы - это достаточно серьезный с методической точки зрения процесс, подчиняющийся своим определенным правилам. Под групповой работой понимается совместная деятельность людей в группах по 3-9 человек по выполнению отдельных заданий, предложенных преподавателем. Члены группы сами устанавливают регламент общения, самостоятельно направляют свою деятельность, отдавая предпочтение наиболее компетентному и организованному лидеру представить результаты работы группы тем, от кого получено задание, или с кем по сценарию занятия группа вступает во взаимодействие. Эффективность групповой работы во многом зависит от того, как она подготовлена и проведена.

Интересны для меня как педагогический инструментарий следующие технологии

Технология учебной дискуссии

В традиционной отечественной дидактике дискуссия рассматривалась как одна из возможных форм обучения, но специально не разрабатывалась как педагогический инструментарий преподавателя. В отечественной литературе наиболее полно основы образовательного процесса в форме дискуссии изложены М.В. Клариным.

Цель технологии: развитие критического мышления школьников, формирование их коммуникативной и дискуссионной культуры. К задачам, которые решаются в ходе дискуссии, М.В.Кларин относит: задачи конкретно-содержательного плана и задачи организации взаимодействия в группе (классе), подгруппах. В сферу задач первого рода входят: осознание детьми противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой; актуализация ранее полученных знаний; творческое переосмысление возможностей их применения, включения их в новый контекст и т.д. В сферу задач второго рода входят: распределение ролей в группах-командах; выполнение коллективной задачи; согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего группового подхода; соблюдение специально принятых правил и процедур совместной поисковой деятельности и т.д.

Компьютерные технологии (ИКТ)

Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. При условии правильно составленной программы компьютер может помочь учителю, а ученики будут ощущать постоянное присутствие доброжелательного инструктора-машины. Чтобы сделать обучение более занимательным для детей, программы включают элементы известных компьютерных игр и даже полностью повторяют модель игры, умело изменяя ее для учебных целей. Компьютер гарантирует конфиденциальность. В том случае, если не ведется запись результатов для преподавателя, только сам ученик знает, какие ошибки он допустил, и не боится, что одноклассники и преподаватель узнают его результаты. Компьютер обеспечивает большую степень интерактивности обучения, чем работа в классе.

Педагогика сотрудничества

Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция.

Технология на основе эффективных уроков

Разнообразные формы уроков - викторины, КВН, игры, соревнования, конкурсы, турниры, путешествия - дают возможность учителю пробудить интерес учащихся к изучаемому предмету, позволяют превратить уроки в творческий процесс, в диалог учителя и ученика.

Портфолио - технология, позволяющая решать проблему объективной оценки результатов деятельности. Портфолио - технология планирования профессиональной карьеры

Типы портфолио

  • достижений, тематический

  • презентационный, комплексный

Новые формы портфолио

  • Электронный портфолио

  • Паспорт компетенций и квалификации

  • Европейский языковой портфолио (единый европейский образец, принятый Советом Европы)

Технология полного усвоения.

Технология полного усвоения отличается от традиционной технологии (классно-урочной системы) по конечному результату. При классно-урочной системе, задающей для всех учеников одно и то же учебное время, содержание, условия труда, на выходе получаются неоднозначные результаты. Одни ученики лучше усваивают материал, другие - хуже, а некоторые - вообще часть информации не усваивают, т.е. уровень овладения знаниями у учеников разный.

Технология полного усвоения задает единый для учащихся фиксированный уровень овладения знаниями, умениями и навыками, но делает переменными для каждого обучающегося время, методы, формы, условия труда.

Определяющим в этой технологии являются планируемые результаты обучения, которые должны быть достигнуты всеми учащимися. Это есть эталон полного усвоения (критерий). Эталон задается в унифицированном виде с помощью таксономии целей, т.е. иерархически взаимосвязанной системы педагогических целей, разработанных для мыслительной, чувственной и психомоторной сфер.

Технология адаптивного обучения.

Разновидностью технологии разноуровневого обучения является технология адаптивного обучения, предполагающая гибкую систему организации учебных занятий с учетом индивидуальных особенностей обучаемых. Центральное место в этой технологии отводится обучающемуся, его деятельности, качествам его личности. Особое внимание уделяется формированию учебных умений.

При использовании технологии адаптивного обучения учитель работает со всем классом (сообщает новый материал, объясняет, показывает, тренирует и т.д.) и индивидуально (управляет самостоятельной работой учащихся, осуществляет контроль и т.д.). Деятельность учащихся совершается совместно с учителем, индивидуально с учителем и самостоятельно под руководством учителя.

Учение в условиях применения технологии адаптивного обучения становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью: это чтение обязательной и дополнительной литературы, реферативная работа, решение задач различного уровня сложности, выполнение практических работ, индивидуальная работа с учителем, контроль знаний и т.д.

Технология адаптивного обучения предполагает осуществление контроля всех видов: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль учащихся, контроль с использованием технических средств и безмашинных контролирующих программ и т.д. В противовес традиционной одноканальной обратной связи (ученик - учитель), которая слабо выполняет обучающую функцию, вводится многоканальная (учитель - ученик, ученик - ученик, учитель - коллектив учащихся, ученик - коллектив учащихся), предполагающая совершенно иные формы взаимоотношений между ними.

Итак, сущность технологии развить ученика, его потребности, способности и тем самым учить жить в окружающем мире свободно и самостоятельно.





Литература

  1. Полат Е.С. Метод проектов.

  2. Библиотека журнала «Вестник образования» № 4 (2003 год). Лучшие образовательные ресурсы сети Интернет.

  3. Сборник информационно-методических материалов о проекте «Информатизация системы образования».

  4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.

  5. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.

  6. infourok.ru

  7. bibliomania.com - On-line библиотека на английском, 2000 текстов

  8. interneturok.ru

  9. study.ru/online - On-line уроки, коллекции (текстов песен, умных мыслей, субтитров к фильмам), тесты, словари

  10. scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/intro.html‎















ПРИЛОЖЕНИЕ


Технология формирования и развития УУД.

Основные виды универсальных учебных действий

Тип/характер задания, формирующего данное универсальное действие

1

личностные

- на этапе рефлексии урока предложить учащимся самим оценить уровень успешности на данном учебном занятии;

- проведение физкультминуток на ИЯ (установка на здоровый образ жизни);

- задания типа «Оцени поведение главного героя. Хорошо он поступил? Как бы ты себя повел на его месте?».

2

регулятивные

- составление различного рода плана (ключевые слова, утверждения, вопросы, тезисы) при работе над текстом по аудированию или чтению;

- составление плана как последовательности речевых действий при подготовке устного монологического и диалогического высказывания;

- задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чем будет речь в данном тексте», «Прочитай последний абзац истории и догадайся, что произошло с главным героем», «Прочитай первые три предложения рассказа и предположи, что будет дальше»;

- контрольные задания, в том числе тестового характера;

- технология «Европейского Языкового Портфеля».

3

познавательные

- формулировка познавательной задачи самими учащимися, например: «а какие сигналы в речи и на письме используют англичане, чтобы показать, что данная вещь кому-то принадлежит?» или «какими способами можно поприветствовать друг друга в Англии?»;

- организация проектной деятельности учащихся, связанная с освоением нового языка и поиска информации Интернет-ресурсов;

- подготовка устного и письменного речевого высказывания;

- формулирование проблемы (главной идеи) текста;

- извлечение необходимой информации из прочитанного (прослушанного) аутентичного текста;

- преобразование модели утвердительного предложения в вопросительные предложения различных типов;

- составление таблиц, схем-моделей;

- выделение гласных и согласных букв/звуков в словах;

- самостоятельное достраивание выражения/предложения/диалога/текста с восполнением недостающих компонентов (слов, словосочетаний, предложений);

- классификация слов по частям речи/правилам чтения/общности тематики и т. д.;

- самостоятельное выведение правил (грамматические явления, словообразование).

4

коммуникативные

- организация совместной работы учащихся (парная, групповая форма).

Варианты использования образовательных технологий на различных этапах урока.


Этап урока

Варианты использования образовательных технологий

Метод и приёмы

Актуализация

знаний

Игровые технологии

Создание игровой ситуации.

Педагогика сотрудничества

Совместная деятельность.

Эвристическая беседа.

Здоровьесберегающая технология

Психофизическая тренировка (настрой на урок).

Алгоритмическая разминка.

Сообщение темы

и целей

урока

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации

Педагогика сотрудничества

Работа в группах, парах.

Эвристическая беседа.

Информационно-коммуникативные технологии

Представление наглядного материала (работа с интерактивной доской, презентация)

Работа по

теме

урока

Индивидуальный и дифференцированный подход

Индивидуальная, групповая, парная работа.

Гуманно-личностная технология

Создание ситуации успеха.

Компетентностно-ориентированное обучение

Исследовательская работа в группах, парах.

Информационно-коммуникативные технологии

Знакомство с новым материалом на ПК. Разноуровневые задания.

Развивающее обучение

Задания на развитие обще-интеллектуальных умений: сравнения, мышления, конкретизации, обобщения.

Игровые технологии

Игровая ситуация.

Проблемное обучение

Создание проблемной ситуации.

Физминутка

Здоровьесберегающая технология

Гимнастика для тела, слуха, глаз, дыхательная; танцевально-ритмические паузы, точечный массаж.

Индивидуальная (самостоя-тельная) работа

Индивидуальный и дифференцированный подход

Разноуровневые задания.

Информационно-коммуникативные технологии

Тестирование на ПК. Разноуровневые задания на ПК.

Подведение итогов

урока

Педагогика сотрудничества

Коллективный вывод.

Подведение итогов в паре.

Гуманно-личностная технология

Создание ситуации успеха.

Рефлексия

Гуманно-личностная технология

Создание ситуации успеха.

Здоровьесберегающая

Тренинг «Я смог…Что получилось?»


Многообразие педагогических технологий в современном образовании

/по Г.К. Селевко/

Традиционные технологии

Объяснительно-иллюстративные

технологии обучения

В основе - дидактические принципы Я.А. Коменского

ПТ на основе личностной ориентации педагогического процесса

«Педагогика сотрудничества»

Педагоги-новаторы

Гуманно-личностная технология

Ш.А. Амонашвили

Система преподавания литературы как предмета, формирующего человека

Е.Н. Ильин

Технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Игровые технологии

Б.П. Никитин

Проблемное обучение

Дж. Дьюи

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре

Е.И. Пассов

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

В.Ф. Шаталов

Технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментируемом управлении

С.Н. Лысенкова

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов

В.В. Фирсов

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения детей по интересам

И.Н. Закатова

Технология индивидуализации обучения

И.Э. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков

Коллективный способ обучения

А.Г. Ривин, В. К. Дьяченко

Групповые технологии

-

(Компьютерные (новые информационные) технологии обучения

-

Технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

«Экология и диалектика»

Л. В. Тарасов

«Диалог культур»

В.С. Библер, С.Ю. Курганов

Укрупнение дидактических единиц (УДЕ)

П.М. Эрдниев

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий

П.Я. Гальперин, М.Б. Вопович

Частнопредметные технологии

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте

Н.А. Зайцев

Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе

В.Н. Зайцев

Технология обучения математике на основе решения задач

Р. Г. Хазанкин

ПТ на основе системы эффективных уроков

А.А. Окунев

Система поэтапного обучения физике

Н.Н. Палтышев

Альтернативные технологии

Вальдорфская педагогика

Р. Штайнер

Технология свободного труда

3. Френе

Технология вероятности образования

А.М. Лобок

Технология мастерских (близкие к ним - студии А.Н. Тубельского, погружения и цикловый метод)

Природосообразные технологии

Природосообразное воспитание грамотности

А.М. Кушнир

Технология саморазвития

М. Монтессори

Технологии

развивающего

обучения

Система развивающего обучения Занкова

П.В. Занков

Технология развивающего обучения Эльконина-Давыдова

Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности

И.П. Волков, И.П. Иванов, Г.С. Альтшуллер

Личностно ориентированное развивающее обучение

И.О. Якиманская

Технология саморазвивающего обучения

Г.К. Селевко

Технологии

авторских

школ

Школа адаптирующей педагогики

А. Ямбург, Б.А. Бройде

Модель «Русская школа»

М. Щетинин; И.Ф.Гончаров Л.Н.Погодина и др.

«Школа самоопределения»

А.Н. Тубельский

Школа-парк

М.А. Балабан

Агрошкола

А.А. Католиков

«Школа Завтрашнего Дня»

Д. Ховард

Классификация основных групп образовательных технологий по материалам электронного курса «Образовательные системы: сущность, содержание, управление»

Группы образовательных технологий

Образовательная технология

Теоретические основы

Технологии

поддерживающего обучения

(традиционного

обучения)

Объяснительно-иллюстративное обучение

Дидактические принципы Я.А. Коменского

Технология разноуровневого обучения

Уровневая дифференциация

Технология модульного обучения

Системный подход, синергетический подход, деятельностный подход, индивидуализация обучения

Технологии

развивающего

обучения

Технология проблемного обучения

А. Осборн

Технология проблемно-модульного обучения

М.А. Чошанов

Технология организации обучения в форме педагогических мастерских

Ланжевен, А. Валлон, Ж. Пиаже и др.

Технология проектного обучения

Дж. и 3. Дьюи, У. X. Килпатрик, Э. Коллинз и др.

Дальтон-технология

X. Паркхерст

Технология развития критического мышления учащихся

Д. Халперн, Ч. Темпл, Дж. Л. Стил, К.С. Мередит и др.

Технология учебной дискуссии

М.В. Кларин

Технология учебной деловой игры

Д. Г. Левитес, М.В. Кларин, контекстный подход в обучении А.А. Вербицкий)

Личностно-ориентированные технологии обучения

(авторские системы)

А. Нил, М. Монтессори, Р. Штайнер, С. Френе, П. Петерсен и др.

20


© 2010-2022