Доклад на тему Информационные технологии в обучении иностранных языков. Нетрадиционные модели обучения

Информационные технологии в обучении иностранных языков. Нетрадиционные модели обучения. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании путем использования возможностей информационных технологий вызывает к жизни и новые формы обучения.   Важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учите...
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Информационные технологии в обучении иностранных языков. Нетрадиционные модели обучения.

Курилко Т.А

Государственное учереждение средняя общеобразовательная школа №18 Английский язык



В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании путем использования возможностей информационных технологий вызывает к жизни и новые формы обучения.

Важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями новыми различными методами и формами преподавания. 21 Век - век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре - он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире, активизация умственной деятельности детей, развитие речи. Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка. Одной из основных частей информатизации образования является использование информационных технологий в образовательных дисциплинах.

Традиционным методом изучения иностранных языков называют грамматико-переводной метод. Этот метод состоит из последовательного изучения грамматики, лексики, фонетики, синтаксиса языка. Обучение строится по принципу "от простого к сложному", и, по мере углубления своих знаний, обучающиеся получают все более и более сложные задания, которые призваны выработать навык и закрепить полученную информацию. Учебные заведения нашей страны повсеместно применяют традиционный метод изучения иностранных языков, как зарекомендовавший себя и дающий неплохие результаты в рамках любой общеобразовательной программы, как для школьников, так и для студентов высших учебных заведений.

Так называемые "нетрадиционные" методы появились еще в советскую эпоху, но развивались исключительно за счет энтузиазма методистов, так как места в государственной системе образования им не находилось. Основными характеристиками нетрадиционных методов принято называть использование суггестологии (это страшное слово обозначает науку о высвобождении скрытых способностей человека), и ускоренное и намного более интенсивное обучение иностранному языку, главное внимание в обучении уделяется живому общению. Более подробно хотелось бы остановиться на дистанционном обучении.

Дистанционное обучение стало в наши дни неотъемленной частью методики преподавания иностранных языков. Задача преподавателя в том, чтобы подготовить ученика, который обладал бы не только определенной суммой знаний, но смог бы в дальнейшем самостоятельно пополнять их, совершенствуя свое профессиональное мастерство. Дистанционное обучение имеет неограниченные возможности, позволяет раздвигать рамки локального образовательного пространства до мирового. Даже самая маленькая сельская школа, присоединившись к Интернету, получает ресурсы, которые могут включать в себя каталоги многих мировых библиотек; базы данных, содержащие результаты научных исследований, реальные данные, используемые в работе учеными, инженерами, экономистами, доступ к учебному программному обеспечению и документации из огромных файловых архивов; суперкомпьютерные обучающие программы, которыми учащиеся могут также воспользоваться.

Компьютерные технологии позволяют обеспечивать всесторонний контроль чтения, освободив преподавателя от трудоемкой работы. Компьютер фиксирует количество правильных ответов, количество ошибок. Оставаясь наедине с дисплеем, обучаемый не чувствует скованности и старается проявить максимум своих знаний. Применение компьютеров в учебном процессе играет положительную роль в выполнении важных функций: организующей, информативной, функция ускорения поиска необходимых сведений. Компьютер облегчает преподавателю подготовку учебного материала к занятиям. С его помощью можно быстро набрать, отредактировать и распечатать необходимый для занятия материал. Обучаемый может переписать нужную ему информацию на свою дискету и проработать ее по индивидуальному заданию. Составленные преподавателями тестовые задания для контроля знаний могут быть занесены в компьютер в виде специальных программных решений, что дает возможность быстрого проведения контрольных работ и быстрой и объективной их проверки самим компьютером.

Новые информационные технологии, представленные в виде компакт-дисков(СD-ROM), интернета и электронной почты (e-mail), позволяют существенно изменить процесс обучения иностранному языку и добиться в овладении языком существенных результатов.

Для изучающих иностранный язык интернет может стать источником получения актуальной и нужной информации о странах изучаемого языка, их культуре, науке, истории, экономике.

Электронная почта при изучении иностранного языка играет, так же как Интернет, важную роль, поскольку является надежным, быстрым, интерактивным средством коммуникации. Кроме того, благодаря переписке с носителями языка по электронной почте, можно получать достоверную информацию о конкретных событиях в стране и жизненных ситуациях отдельных граждан, в том числе их мнения и суждения. Это, в свою очередь, способствует более глубокому изучению языка.

Перечисленные информационные технологии позволяют индивидуализировать процесс обучения, то есть осуществлять его по оптимальной личностной программе.

Дистанционное обучение находится в нашей стране на пике популярности. Оно имеет свои положительные и отрицательные стороны. К положительным мы относим отсутствие необходимости посещения учебного заведения; нет ограничения во времени, учащиеся занимаются по собственному расписанию; обучение ведется инновационными способами согласно новым информационным технологиям; относительность заданий, согласующихся с индивидуальными способностями обучаемых; мультимедийность. К отрицательным сторонам дистанционного обучения относят отсутствие коммуникации «лицом к лицу», которая чрезвычайно важна при изучении языка; работая индивидуально, обучаемый не получает всех преимуществ, положительных эмоций, которые дает групповое обучение языком.

Дистанционный подход является по сути разновидностью заочного обучения. Существует множество открытых университетов дистанционного обучения, например, в Голландии, Объединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии.

Потенциал электронных образовательных ресурсов создает предпосылки для его практической реализации адекватно специфике изучения конкретной дисциплины, в частности, учебной дисциплины «Иностранный язык».

При подборе и включении электронных образовательных ресурсов для обучения английскому языку я опиралась на принципы деятельностного подхода, который предполагает необходимость обеспечение условий для активной самостоятельной учебной деятельности обучающихся. Так в учебном процессе мной используются следующие типы электронных образовательных ресурсов: демонстрационные материалы (иллюстрации, фотографии, плакаты, презентации, схемы с текстовым сопровождением), интерактивные таблицы, правила, учебные словари.

Давно известна народная мудрость о том, что всякий человек должен построить дом, вырастить дерево и воспитать ребенка. Воспитание личности и методика преподавания - это вечные темы в педагогической науке, которые всегда будут актуальны, пока живет человек.





Литература:

1. Давыдова Э. Р. «Иностранный язык и специальность».

2. Карманова Г. В. «Компьютер, Интернет, электронная почта при обучении иностранному языку».

3. Латышева О. А. «Обучение иностранному языку и воспитание личности студента».

4. Симонов В. П. «Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании».

5. Волгоградский государственный педагогический университет. Центр интенсивного обучения иностранным языкам. «Интенсивное обучение иностранным языкам: проблемы методики и лингвистики». Сборник научных статей. (Волгоград 2001).

6. «Интенсивное обучение иностранным языкам: проблемы методики и лингвистики. Сборник научных статей. Выпуск 2.(Волгоград, 2004 г).



© 2010-2022