Программа «Организация индивидуального обучения для студентов с особыми образовательными потребностями»

Раздел Иностранные языки
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа «Организация индивидуального обучения для студентов с особыми образовательными потребностями»


Пояснительная записка

Проблема работы с одаренными студентами чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Программа индивидуального обучения в учреждениях профессионального образования является одним из средств организации работы с одаренным студентом, развития мотивации его способностей, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, возведения базиса личностной культуры.

Одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения студентом той или иной содержательной деятельности.

Существует несколько видов одаренности:

  • интеллектуальная одаренность - дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта);

  • творческая одаренность - дети с высоким уровнем творческих способностей;

  • талантливые дети - дети, достигнувшие успехов в каких-либо областях;

  • академическая одаренность - дети хорошо обучающиеся в школе.

Именно академическая одаренность будет рассмотрена в условиях профессионального образования при изучении иностранного языка. По сколько цель программы предполагает развитие лингвистической одаренности студентов в условиях профессионального образования, термин академическая одаренность плавно перетекает в лингвистическую.

Лингвистическая одаренность учащихся - это «повышенный уровень способностей к ускоренным процессам мышления на чужом языке, к активной познавательной деятельности в области теории и истории языка, к креативности в выборе способов общения на иностранном языке, к устойчивой мотивации в изучении языка».

Цель программы:

- Развитие лингвистической одаренности студентов в условиях профессионального образования

Задачи:

- определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у студентов лингвистической одарённости;

- повысить интерес к иностранному языку, развивать мотивацию учебной деятельности;

- повысить результативность обучения;

- включить студентов в исследовательскую и проектную работу;

- активизировать творческую деятельность - желание участвовать в различных творческих конкурсах и олимпиадах;

- формировать универсальные учебные действия, в том числе ИКТ-компетентность.

Обучение иностранному языку как средству межкультурной профессионально значимой коммуникации приобретает все большую актуальность в связи с возрастающими требованиями к специалистам в различных областях профессиональной деятельности. При обучении иностранному языку возникла необходимость учитывать профессиональную ориентацию студентов, с целью подготовки специалистов на уровне мировых стандартов.

В системе работы с одаренными и талантливыми студентами заметное место занимают различного рода интеллектуальные конкурсы и состязания. Любая олимпиада выступает в роли механизма для поиска, отбора, испытания новых решений в области содержания образования, мощного стимула инновационной деятельности образовательного учреждения. Главная цель олимпиады заключена в поиске одаренных студентов, создании необходимых условий для их поддержки, в развитии лингвистической одаренности, интеллекта, личностных качеств обучающихся на базе повышенного познавательного интереса к учебным предметам, стимулировании интереса обучающихся к образованию.

Основная часть

Основополагающим компонентом программы организации индивидуального обучения для одаренных студентов является поэтапная диагностика и мониторинг качеств личности с последующим составлением программы развития отдельного студента. Программа развития предполагает коррекцию и может быть дополнена по мере становления качеств личности и их уверенного проявления в деятельности при переходе на новые уровни обучения и воспитания.

Направления работы с одаренными студентами при реализации программы:

1. Углубление. Практика обучения одаренных студентов с углубленным изучением иностранного языка позволяет отметить ряд положительных результатов: высокий уровень компетентности в соответствующей предметной области знания, благоприятные условия для развития студентов.

2. Обогащение. Отечественные варианты инновационного обучения могут рассматриваться как примеры обогащенных программ.

3. Проблематизация. Личностное развитие студентов. Специфика обучения состоит в использовании оригинальных объяснений, поиске новых смыслов и интерпретаций и др.

Обучение студентов в условиях профессионального образования:

- Обучение студентов в условиях профессионального образования может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп обучающихся в зависимости от вида их одаренности, организации индивидуального учебного плана, обучения по индивидуальным программам по иностранному языку).

- Работа по индивидуальному плану и составление индивидуальных программ обучения предполагают использование современных информационных технологий (в том числе дистантного обучения), в рамках которых одаренный студент может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.

- Существенную роль в индивидуализации обучения одаренных студентов может сыграть наставник (тьютор). Тьютором может быть высококвалифицированный специалист (ученый, поэт, художник, шахматист и т.п.), готовый взять на себя индивидуальную работу с конкретным одаренным ребенком. Основная задача наставника - на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального роста, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации. Значение работы наставника (в качестве значимого взрослого, уважаемого и авторитетного специалиста) заключается в координации индивидуального своеобразия одаренного ребенка, особенностей его образа жизни и различных вариантов содержания образования

- Занятия по свободному выбору - факультативные и особенно организация малых групп - в большей степени позволяют реализовать дифференциацию обучения, предполагающую применение разных методов работы. Это помогает учесть различные потребности и возможности одаренных детей.

- Организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих студентам возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Сеть творческих объединений позволяет реализовать совместную исследовательскую деятельность педагогов и студентов.

- Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных студентов им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания обучающихся.

Создание условий для развития и самореализации одаренных студентов

Задачи

Содержание работы

1. Способствовать получению

дополнительного образования

одаренными студентами

1. Организация студентов через факультативы, участие в проектах, олимпиадах, конкурсах в колледже и вне колледжа.

2. Подготовка информации о различных мероприятиях для одаренных студентов на муниципальном, окружном, федеральном уровне; создание условий для участия.

2. Обеспечить условия для

самореализации интеллектуальных и

творческих способностей студентов

1. Максимальная реализация в проведении предметных олимпиад.

2. Проведение научно- практических

конференций.

3. Сопровождение

1. Изучение ориентации одаренных студентов на будущую профессию.

2. Организация индивидуальной работы с одаренными студентами.




Календарный план мероприятий


Сроки и

этапы

реализации

программы

Сроки реализации программы 2014-2016 гг.

I этап: Организационный (2014г.):

- Совершенствование и дополнение имеющегося нормативно- правового обеспечения;

- Определение содержания образовательных услуг и программно- методического обеспечения.

II этап: Аналитико-диагностический (ежегодно):

- Выявление направленности и степени одаренности студентов, пополнение банка данных одаренных студентов с 1 курса;

- Индивидуальная оценка творческих возможностей и способностей студентов, разработка индивидуальных образовательных траекторий;

- Сравнительный анализ результативности и степени активности участия студентов и их наставников в олимпиадах, творческих и интеллектуальных конкурсах.

III этап: Этап реализации (2013-2015 г.г.):

Выполнение мероприятий, определенных программой.

IV этап: Рефлексивно - обобщающий (2015г):

- Анализ результатов работы;

- Определение проблем, возникающих в ходе реализации программы.

Исполнитель

подпрограмм

и основных

мероприятий

Иволина А.А. преподаватель иностранного языка (английский)

Ожидаемые

конечные

результаты

реализации

программы

-Совершенствование системы работы с одаренными студентами;

-Разработка модели образования с качественно новым содержанием программ и методик, направленных на развитие потенциала студента и преподавателя;

-Воспитание интеллектуальной, творческой, талантливой молодежи, способной к самореализации и профессиональному самоопределению в соответствии с требованиями ФГОС;

-Создание в учебном процессе электронных средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса.

-Повышение качества обучения за счет использования современных образовательных технологий;

-Качественно новый уровень оказания образовательных услуг, соответствующий требованиям ФГОС

Система

организации

контроля

Контроль исполнения программы в целом осуществляет преподаватель иностранного языка Иволина А.А.

Мероприятия по реализации программы

Научно-методическое направление

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Организация действующего психолого - педагогического сопровождения по проблемам:

-технология выявления одаренности;

-психолого- педагогическая поддержка одаренных студентов;

-оценка результативности работы с одаренными студентами.

На протяжении всего времени

Психолог, Иволина А.А. преподаватель иностранного языка

2

Подбор диагностических методик:

-по определению направленности и степени одаренности студентов;

-для изучения потенциальных возможностей педагогов и их мотивации в работе с одаренными студентами.

Сентябрь 2014 г., последующие года

Иволина А.А. преподаватель иностранного языка

3

Пополнение банка данных одаренных студентов

ежегодно

Иволина А.А. преподаватель иностранного языка

4

Подготовка материалов и выпуск методических бюллетеней с рекомендациями по работе с одаренными студентами

ежегодно

Иволина А.А. преподаватель иностранного языка

Создание условий для развития, поддержки одаренных студентов

1

Организация консультационных занятий с одаренными студентами

Сентябрь -

октябрь 2014 г.

и далее ежегодно в это время

Преподаватель-наставник

2

Проводить мероприятия в колледже, направленные на стимулирование достижений студентов:

- недели иностранного языка;

- олимпиады по иностранному языку

В течение всего

периода

Преподаватели иностранного языка

3

Активизировать участие в конкурсе

проектов, Всероссийских олимпиадах и Международных интеллектуальных поединках

В течение всего

периода

Преподаватель наставник

4

Активизировать работу по совершенствованию форм взаимодействия с социальными партнерами и партнерами по образовательной сети

В течение всего

периода

Иволина А.А. преподаватель иностранного языка

Мониторинговая деятельность

Предмет мониторинга

Критерии оценки качества

Методическая деятельность

-Наличие поиска, апробированных новых видов, форм, методов, средств обучения, оценивания учебной деятельности студентов;

-рефлексия своей педагогической деятельности, выстраивание личной системы работы, индивидуального педагогического стиля в общении с одаренными студентами;

-наличие дидактических наработок.

Образовательная деятельность

Качественные показатели:

-удовлетворенность одаренных студентов условиями развития, саморазвития, самовыражения;

-удовлетворенность родителей одаренных студентов уровнем успешности, психологическим самочувствием, уровнем профессионализма преподавателей

количественные показатели:

-число победителей олимпиад и конкурсов

-число обучающихся на «4» и «5»

-охват студентов сетью факультативов, формами

дополнительного образования;

- ведение портфолио студенческих достижений.

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Область применения программы

Индивидуальный учебный план для студентов специальностей: 230115 Программирование в компьютерных системах, 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) на основе рабочей программы учебной дисциплины ОГСЭ. 03 Иностранный язык (период обучения семестр: 3, 4).

Разработчик программы преподаватель иностранного языка (английский) Иволина А.А.

Исполнитель программы преподаватель иностранного языка (английский) Иволина А.А.

Реализация целевой программы позволит:

-осуществить разработку психолого-педагогических основ выявления и развития одаренности, обнаружения и обучения одаренных студентов, раскрытие их природного потенциала;

- сформировать банк данных по различным направлениям работы с одарёнными студентами;

- подготовить кадры и программно-методические документы и пособия для преподавателей;

- воспитать новое поколение граждан, способных обеспечить всестороннее развитие всех сфер жизни общества с учетом новых реалий.

Мероприятие

Сроки

Дополнительная учебная литература



Инструментарий оценивания

Урочные и внеурочные мероприятия

Факультативные занятия по английскому языку

еженедельно

Учебники Британского издания "Essential grammar", "Grammar way", интернет-источники

Разноуровневые задания, тесты

Работа над докладом или презентацией на темы «Система образования в Великобритании», «Политическая система стран изучаемого языка»

Сентябрь-октябрь 2014 /2015г.

Интернет - источники, «Английский язык» Голубев А.П.

Лексико-грамматические тесты, доклад

Консультирование по решению грамматических тестов по темам «Будущее совершенное время», «Причастие I, II», «Инфинитив», «Согласование времен»

Октябрь-ноябрь 2014 /2015г.

Учебники Британского издания "Essential grammar", "Grammar way"

Тесты различных уровней (в том числе из сборника внеаудиторных самостоятельных работ для студентов)

Беседа на тему «Проблемы экологии»

Декабрь 2014 /2015г.

Planet of English, "English vocabulary in use" Stuart Redman,

интернет-источники

Устный опрос

Викторина по теме «Выдающиеся изобретатели и их изобретения»

Январь- февраль 2015/2016 г.

"Solutions Pre-Intermediate", интернет-источники

Лексические тесты, устный опрос

Беседа на тему

«СМИ»

Февраль 2015/2016 г.

«Английский язык» Голубев А.П., "Solutions Pre-Intermediate"

Устный опрос

Консультирование по решению грамматических тестов по темам

« Страдательный залог», «Прямая и косвенная речь»

Февраль-март 2015/2016 г.

Учебники Британского издания "Essential grammar", "Grammar way"

Тесты различных уровней (в том числе из сборника внеаудиторных самостоятельных работ для студентов)

Составление и проигрывание диалогов на тему «Поездка за границу»

Апрель - май 2015/2016 г.

«Английский язык» Голубев А.П., "English vocabulary in use" Stuart Redman,

интернет-источники

Устный опрос

Работа над сообщением по теме «Трудоустройство по профессии - программист (электромонтер, автомеханик) в Великобритании

Май 2015/2016 г.

"Professional English" Л.М. Фишман, Интернет - источники

Устный опрос

Внеклассные мероприятия

Участие в интернет-тестировании по английскому языку

В течении года

Интернет-источники iloveenglish.ru/

тест

Участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде по английскому языку «ФГОС тест»,

«Вот задачка»

«Ростконкурс»

Международные дистанционные олимпиады проекта «Инфоурок»

Сентябрь-октябрь 2014/2015 г.

Ноябрь/ декабрь 2015 г.

Октябрь 2014/2015 г.

Январь 2016г.

Разноуровневый тест

Программа предусматривает использование современных методов включения студентов в индивидуальное обучение, а именно:

- супервизия;

- модерация;

- консультирование.

Также содержит методический инструментарий включения студентов в процесс индивидуального обучения - банк разноуровневых заданий по английскому языку.


Список источников

  1. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися. - М.: «Молодая гвардия», 1997.

  2. Лебедева В.П., Орлов В.А. Психодидактические аспекты проектирования образовательной среды, направленной на развитие творческих способностей школьников // Дополнительное образование. - 1999. - № 3-4.

  3. О. Н. Игна. «Слагаемые» лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам. - Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2012. 10 (125) с.109-113.

  4. «Программа работы с одаренными детьми» Туношёнской средней общеобразовательной школы имени Героя России Селезнёва А.А.

  5. Учителю об одаренных детях. / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М., 1997.


Выполнила:

Иволина Алла Анатольевна

Преподаватель иностранного языка (английский)

Нижневартовский политехнический колледж


© 2010-2022