Статья Интернет как эффективное средство обучения иностранного языка

В данной статье определены задачи использования Интернета на уроках иностранного языка. Представлены возможности использования Интернет-ресурсов. Приведены пять видов учебных Интернет-материалов: Хотлист (Hotlist), мультимедия скрэпбук (Multimedia Scrapbook), Трежа Хант (Treasure Hunt), Сабджект сэмпла (Subject Sampler), Вебквест (Webquest)и их описание.
Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИНТЕРНЕТ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА


Основная цель обучения иностранного языка - формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, которая включает в себя такие виды речевой деятельности, как говорение, аудирование, чтение и письмо. Речевая деятельность возможна лишь при условии живого общения. Внедрение Интернет-технологий в процесс обучения является одним из эффективных и бесспорных решений проблемы создания искусственной среды иноязычного общения.

Использование Интернета на уроках поддерживает выполнение следующих задач:

  • обеспечение работы электронной почты (e-mail);

  • организация теле/видео конференций (usenet);

  • возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;

  • доступ к информационным ресурсам: справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy);

  • пользование поисковыми системами (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite);

  • общение пользователей друг с другом (Chat);

  • обмен файлами.

Кроме того Интернет позволяет более эффективно решать ряд дидактических задач:

  • формировать и совершенствовать навыки аудирования, чтения, письма на основе использования аутентичных звуковых текстов;

  • совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе обсуждения материалов сети;

  • расширять словарный запас;

  • формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности;

  • активизировать мыслительные способности учащихся;

  • привлекать к работе пассивных учеников;

  • приучать учащихся к самостоятельной работе с материалами;

  • обеспечивать моментальную обратную связь;

  • повышать интенсивность учебного процесса;

  • обеспечивать живое общение с представителями других стран и культур;

  • воспитывать терпимость, восприимчивость к духовному и познавательному опыту других народов;

  • реализовать личностно - ориентированный и дифференцированный подходы к обучению,

  • формировать информационную компетентность учащихся.

С точки зрения дидактики Интернет включает в себя 2 компонента: формы телекоммуникации и информационные ресурсы.

К формам телекоммуникации (т.е. коммуникации посредством Интернет-технологий) относятся электронная почта, чат, форум, ICQ, видео-, веб-конференции.

Информационные ресурсы сети Интернет содержат текстовый, аудио- и визуальный материал по различной тематике на разных языках.

Использование в учебном процессе как форм телекоммуникации, так и ресурсов сети Интернет способствует развитию познавательной деятельности учащихся и достижению основных целей обучения иностранному языку.

В англоязычной литературе выделяют следующие виды учебных Интернет материалов:

1. Хотлист (Hotlist)

2. Мультимедия скрэпбук (Multimedia Scrapbook)

3. Трежа Хант (Treasure Hunt)

4. Сабджект сэмпла (Subject Sampler)

5. Вебквест (Webquest)

Хотлист (Hotlist) - «список по теме» представляет собой список Интернет сайтов по изучаемой теме. Хотлист не требует времени на поиск необходимой информации - необходимо только ввести ключевое слово в поисковую систему Интернет.

Мультимедия скрэпбук (Multimedia Scrapbook) - «мультимедийный черновик» представляет собой своеобразную коллекцию мультимедийных ресурсов. В скрэпбуке содержатся ссылки на текстовые сайты, фотографии, аудиофайлы и видеоклипы, графическую информацию и анимационные туры. Файлы скрэпбука могут быть скачены учащимися и использованы в качестве информационного и иллюстративного материала при изучении определённой темы.

Трежа Хант (Treasure Hunt) - «охота за сокровищами» - во многом напоминает хотлист. Он содержит ссылки на различные сайты по изучаемой теме. Отличие заключается в том, что каждая из ссылок содержит вопросы по содержанию сайта. С помощью этих вопросов учитель направляет поисковую деятельность учащихся. В данном виде деятельности учащимся может быть задан один общий вопрос на целостное понимание темы. Развёрнутый ответ на него будет включать ответы на предшествующие более детальные вопросы по каждому из сайтов.

Сабджект сэмпла (Subject Sampler) - стоит на следующей ступени сложности по сравнению с трежа хантом. Здесь также содержатся ссылки на текстовые и мультимедийные материалы сети Интернет. После изучения каждого аспекта темы учащимся необходимо ответить на вопрос. Главной особенностью данного вида деятельности является то, что получение информации должно строиться на эмоциональном уровне. Учащиеся не просто знакомятся с материалом, а выражают и аргументируют свою точку зрения по изучаемому вопросу. Замечено, что активность учащихся при выполнении данного задания значительно велика. Возможно обсуждение мнений с другими учащимися группы.

Вебквест (Webquest) - «Интернет поиск» - самый сложный тип учебных Интернет-материалов, включающий в себя все компоненты четырёх указанных выше материалов и предполагает проведение проекта с участием всех учащихся. Прежде чем разделить учащихся на группы, они знакомятся с общими сведениями по изучаемой теме, тем самым, погружаясь в проблему предстоящего проекта. Преподаватель отбирает ресурсы сети Интернет и классифицирует их так, чтобы каждая группа ознакомилась лишь с одним проблемным аспектом темы. После изучения, обсуждения и полного понимания конкретной проблемы в каждой первичной группе учащиеся перегруппировываются так, чтобы во вновь образованных группах было по одному представителю из каждой первичной группы. В процессе обсуждения все учащиеся узнают друг от друга все аспекты обсуждаемой проблемы. При таком обсуждении учащиеся должны высказывать своё собственное мнение, делать выводы, прогнозировать дальнейшее возможное развитие действия. В ходе решения вебквеста через изучение материала и его обсуждения обучающиеся должны ответить на один общий вопрос дискуссионного характера. Вебквест - это сценарий организации проектной деятельности учащихся по любой теме.

«Вебквест как образовательная технология опирается на конструктивистский подход к обучению, согласно которому учитель - конструктивист, прежде всего, - не урокодатель, а консультант, организатор и координатор проблемно-ориентированной, исследовательской учебно- познавательной деятельности обучаемых. Он создаёт условия для самостоятельной умственной деятельности учащихся и всячески поддерживает их инициативу. В свою очередь, учащиеся становятся полноценными «соучастниками» процесса обучения, разделяя с учителем ответственность за процесс и результаты обучения» (Кытманова, 2010).

Очевидно, что каждый из пяти видов учебных Интернет-материалов вытекает из предшествующего, постепенно усложняясь. Хотлист и мультимедиа скрэпбук направлены на поиск, отбор, классификацию информации. Трэжа хант, сабджект сэмпл и вебквест уже содержат элементы проблемного обучения.

Учебный Интернет - материалы позволяют:

  • подобрать текстовый, графический, фото-, аудио- и видеоматериал (по необходимости отражающий различные взгляды) по изучаемым темам;

  • организовать в группах и целом классе обсуждение насущных культурных и социально-острых проблем;

  • провести лингвистический анализ речи носителей языка;

  • создать благоприятные условия для развития интеллектуального потенциала учащихся;

На современном этапе более реалистично говорить об использовании учебных Интернет материалов наряду с традиционными печатными учебными изданиями.

Тем не менее одно только наличие доступа к Интернет-ресурсам не является гарантом быстрого и качественного языкового образования. Методически неграмотно построенная работа учащихся с Интернет-ресурсами может способствовать формированию у них ложных стереотипов и обобщений о культуре страны изучаемого языка.

В связи с этим необходимо выделить умения, составляющие информационную компетенцию преподавателя иностранного языка:

  • осуществлять поиск и отбор Интернет-ресурсов на иностранном языке;

  • критически оценивать получаемую информацию;

  • разрабатывать пять видов авторских учебных Интернет-ресурсов по иностранному языку и культуре страны изучаемого языка;

  • внедрять современные Интернет-технологии в учебный процесс.

Сложность материала, его объём и частота использования должны варьироваться и соответствовать уровню развития учащихся.

Итак, мы видим, что дидактические возможности использования Интернет - ресурсов огромны. И при разумном и целенаправленном их использовании Интернет является эффективным средством обучения на уроках иностранного языка.

Литература

1. Зубов А.В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам. - М.: Академия, 2009.

2. Кытманова Е.А. Дидактические возможности вебквеста в обучении иностранному языку//Лингвометодические основы преподавания иностранных языков. - М., 2010.

3. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка//Иностр. Языки в школе. - 2001.

4. Сарычева Л.В. Преподавание иностранного языка в средней школе в рамках современной модели образования//Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования. - М., 2008.

5. Соловова Е.Н Методика обучения иностранным языкам. - М.: Астрель,2010.





© 2010-2022