- Преподавателю
- Иностранные языки
- Эссе: «Моя педагогическая философия»
Эссе: «Моя педагогическая философия»
Раздел | Иностранные языки |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рябова Ю.В. |
Дата | 03.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
«Моя педагогическая философия»
Эссе к конкурсу «Учитель года 2007»
Таланты истины за критику не злятся:
Их повредить она не может красоты;
Одни поддельные цветы дождя боятся.
«Цветы» И.А.Крылов
Обращение.
Жизнь - это цветок, «La vie est une fleur», как говорят французы. Нет ничего чище и трогательней, чем хрупкие и нежные цветы. Нет ничего сильней, чем робкие ростки, пробивающие толщу земли. Умение открывать прекрасное в неприглядном, силу в робости - это и есть высшая мудрость жизни.
Высшая мудрость человека - стать воплощением красоты и силы, преумножить настоящее, истинное в мире. Тогда цветку жизни не грозит никакая непогода, ведь как заметил Иван Андреевич Крылов «только поддельные цветы дождя боятся».
Эссе.
La vie est une fleur, quand on l'ecrit soi-meme.
Жизнь - это цветок, когда пишешь ее сам. Когда же начинает расти цветок жизни каждого из нас?
В детстве. Это самый нежный период в нашей жизни. И потому так важно, чтобы именно в этот период становления личности и характера ребенка рядом был человек, который поможет ему растить свой цветок. Поможет ему окрепнуть и набраться сил. И моя роль в этом - видеть цветок в каждом ребенке. Помогать раскрываться каждому его лепестку.
Мой труд можно сравнить с трудом садовника.
Еще в древней восточной философии воспитателя сравнивали с садовником, взращивающим различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое - прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии. (Абдул-Баха)
Как же помочь ребенку открыть всю его красоту миру?
Я считаю, что одним из таких волшебных средств является поэзия. Это то, что в каждом из нас остается с детства. Какие-то простые, несложные образы, строки стихотворений, мелодика. И проносим мы это, через все этапы нашей жизни. И как-то по-особенному, с теплотой и нежностью об этом вспоминая. Как говорил Мишель Монтень, «Чувства являются началом и венцом человеческого познания».
Все дети открыты поэзии! Я понимаю, что, преподавая свой предмет, я должна воспользоваться этим природным чувством, чувством поэзии.
Конечно же, каждый из вас может вспомнить несколько строк из стихотворений, которые вы изучали когда-то на уроках иностранного языка. А детские стихи - это пробуждение любви к поэзии взрослой.
С помощью поэтических средств можно сделать многое. Работа с поэтическими текстами развивает любовь детей к литературе, формирует художественный вкус. Умение работать с поэтическими образами не только развивает эмоциональную сферу индивидуальности, но и расширяет кругозор, формирует и углубляет знание языка, поскольку при этом происходит процесс запоминания не только слов, но и выражений, целых строф, четверостиший. Это прекрасный фонетический материал. Поэтические тексты развивают слух, память, воображение, помогают закрепить грамматический материал, а так же развить навыки самостоятельной работы.
Поэзия создает прекрасную атмосферу на уроке. Активное участие детей в разных видах работы с поэтическими текстами не только повышает интерес и мотивацию овладения иностранным языком, но и создает базу для качественного формирования элементов новой языковой системы в сознании ребенка.
Маленькие ученики еще не умеют читать на иностранном языке, но могут слушать, повторять, имитировать. Разучивание стихов - это возможность познакомиться с культурой, традициями и обычаями. Мы заводим альбомы, в которых оформляем тексты, сопровождая их рисунками, коллажами. Этот вид работы позволяет ученикам выразить свое отношение к идее, мысли автора, свое настроение. А для меня это становится одним из способов оценки степени понимания и восприятия поэтического текста.
Приобщая моих учеников к французскому языку, я даю им возможность прикоснуться к огромному и значимому пласту мировой культуры и искусства. И если мне удается это донести - это успех.
Когда англичане говорят о своей национальной литературе, то сразу же вспоминают Шекспира, немцы - Гете, испанцы - Сервантеса, итальянцы - Данте. Французы же всегда сталкиваются со сложным выбором: Вольтер или Мольер, Дидро или Руссо, Гюго или Золя, Стендаль или Флобер, Бальзак или Мериме, Мопассан.
А кого назвали бы вы, говоря о русской литературе?
Мне кажется, что и мы бы тоже задумались, прежде чем дать ответ. Сложно сделать выбор. Столько великих имен. Быть может, в этом скрывается наша любовь и трепетное отношение к французскому языку и французской культуре. Старшеклассники с удовольствием говорят о современных французах. Особенно о киноактерах и певцах: Патрисия Каас, Ализе, Ален Делон, Пьер Ришар, Жерар Депардье, Жан Рено.
С большим удовольствием и готовностью меняю свою роль учителя на другие роли в процессе работы. Люблю учиться. Я - ученик и слушатель на семинарах. Очень часто становлюсь исследователем наравне со своими учениками в разных проектах.
Этнографические экспедиции по Литве и Польше. Покорение горной вершины Снежка на границе Польши и Чехии. Восхождение к горным озерам в Швейцарских Альпах. Мы с моими учениками пытаемся открывать тайны русской культуры представителям других культур, участвуя в международных встречах и конференциях. С учителями и учащимися из Балтийских стран в проекте «Сократес Комениус» в Вильнюсе и Опаленице. В детской деревне «Киндердорф Песталоцци» в Швейцарии, где размышляем о будущем стран и мира в смешанных группах с ребятами из разных стран. Порой приходится осваивать особенности театральных постановок и выступать в роли режиссера. Мои ученики принимали участие в театральном фестивале «Французский язык на сцене» в городе Санкт-Петербурге.
Для меня и моих учеников приобретенный опыт работы в международных проектах очень важен. Результаты проектов можно увидеть и услышать. Например, это записанные на радиостанции программы по темам: «Экология», «Права детей», видеоролики на эти же темы.
В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы ее решить необходимо научить детей самостоятельно мыслить, грамотно работать с информацией, с разнообразным справочным материалом, привлекая для этой цели знания из разных областей. Проектная деятельность позволяет показать владение определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями, развивает умение работать в коллективе, расширяет кругозор. Дает возможность применить свои знания на практике, генерируя при этом новые идеи.
Работа в международных проектах способствует повышению значимости языка как средства общения, средства межкультурного взаимодействия (Гальскова Н.Д.). Дает возможность активной устной практики для каждого ученика группы, это способ включения их в активный диалог культур и повышения мотивации изучения иностранного языка.
Конечно, реализация проектов сопряжена с определенными сложностями. С одной стороны - организация и координация деятельностью учащихся и с другой - трудности, обусловленные содержанием проекта и его языковой стороной.
«Заговори, чтобы я тебя увидел» - это слова Сократа. Расскажи о себе. С этого начинается наше общение с ребятами, представителями других культур. Представляя себя, свои увлечения, свою культуру и традиции ученики начинают понимать, как важно с уважением относиться к людям других культур. Подобный опыт помогает моим ученикам и мне участвовать в конкурсах и викторинах, предъявлять себя и аргументировать свою жизненную позицию. «Язык - это среда, в которой объединяются я и мой мир» - говорил Сократ.
Я горжусь тем, что мои ученики увидели много европейских стран. И тем, что моих учеников увидели и высоко оценили их личностные качества сверстники и преподаватели из Опаленици, Вильнюса, Риги, Таллинна и других городов. Мои ученики могут и умеют быть хоршими собеседниками и вести диалог.
Моя роль - показать, как важен язык. И наше общение с ребятами и преподавателями из других стран не заканчивается вместе с завершением проектов. Мы продолжаем общаться, используя Интернет, электронную почту, дистанционную форму участия в проектах. Расстояние не становится для нас непреодолимым препятствием.
Даже самые маленькие мои ученики не чувствуют расстояние между людьми говорящими на разных языках и живущими в разных странах. Французский язык - это их близкий друг. И они сами в этом признаются.
Я счастлива, что мои ученики видят во мне и в моем предмете своего друга, которые помогают им раскрыться и прикоснуться к красоте мира.
Благодарю за внимание!
Из анкет учащихся 5 «в» класса.
«Мне нравится французский язык, потому что у него красивое произношение» Тетерич Яна
«Очень красивый. Конечно сложный, но мне он очень нравится. Хочу найти друга во Франции и дружить с ним, тогда знание языка пригодится» Исамидинова Фируза
«Нравится изучать французский язык, потому что он очень красивый и не очень сложный. Если и дальше получится хорошо изучать французский язык, в будущем можно бы было стать переводчиком» Цымбал Алина
«К французскому языку у меня есть одна претензия: он не основной язык. Очень хочется общаться. Летом мы собираемся в Бельгию там тоже говорят на французском» Бычковская Таня
«Мне нравится писать на французском языке, рассказывать темы, стихи, петь песни» Черняева Даша
«Я уважаю французский язык, потому что я уважаю все иностранные языки. Мне нравится изучать французский язык, потому что я хочу узнать культуру других людей» Скворцов Александр
«Мне нравится французский язык, потому что нравится отвечать на вопросы. Я смогу читать французские книги» Ларионов Егор
«Мне нравится изучать французский язык. Он очень веселый» Миролюбова Ольга