Статья на тему Трудности в обучении чтению и пути их преодоления на уроках английского языка в начальной школе

Раздел Иностранные языки
Класс 2 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Распаева А.Ж., учитель английского языка

ГУ «Владимировская средняя школа отдела образования акимата Костанайского района», с.Владимировка


Трудности в обучении чтению и пути их преодоления на уроках английского языка в начальной школе.

«Чтение - это один из истоков

мышления и умственного развития».

(В.А. Сухомлинский)

Введение

Современный стандарт предъявляет не только новые требования к образованию, но и к использованию новых подходов в работе. С одной стороны возросла информированность, расширился кругозор, эрудиция, а с другой стороны дети относительно мало читают. В силу того, что большую часть времени дети проводят у компьютеров, непосредственным следствием низкой культуры чтения становятся трудности обучения в школе.

Сегодня многие дети растут в печатно-преобладающем мире, где чтение - жизненно-важное умение. По мере роста ребенка, умение читать становится всё более необходимым для того чтобы успешно учиться в школе. Посредством чтения на английском языке у детей развивается интерес к изучению английского языка, чувство собственных достижений и возможность получать знания. Чтение является средством обучения другим видам речевой деятельности. Несомненно, что именно в начальной школе важно заложить прочный фундамент этого умения. Обучение чтению на английском языке является непростой задачей и вызывает много вопросов у учителей и родителей детей.

Данная тема для меня является актуальной, так как в данный период я работаю в начальном звене и в своей работе очень часто сталкиваюсь с проблемами, возникающими при обучении чтению младших школьников. Всем известно, что чтение - одно из основных средств получения информации. Особенно велика его роль в наши дни, так как именно оно обеспечивает человеку возможность удовлетворять свои личные познавательные потребности. Чтение, как процесс восприятия и активной переработки информации, представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, складывающуюся из восприятия и понимания текста.

При обучении иностранному языку чтение рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности и занимает одно из главных мест по своей важности и доступности. Роль чтения в самостоятельной учебной деятельности трудно переоценить. Чтение, по существу, является одной из основных сфер иноязычного речевого общения в самостоятельной работе. При этом оно выполняет различные функции: цели практического овладения иностранным языком, средства изучения языка и культуры в условиях углубленного изучения иностранного языка, средства информационной, образовательной и профессионально ориентированной деятельности учащегося, а также средства самообразования и рекреативной деятельности. Помимо этого, практика в чтении позволяет поддерживать и совершенствовать не только умения в чтении, обеспечивающие понимание и интерпретацию читаемого, но и фазовые логико-смысловые умения, умения, связанные с переработкой смысловой информации, когнитивные способности, реализуемые в иностранном языке.

При обучении чтению на начальном этапе важно научить ребенка правильно читать, то есть научить его озвучивать графемы, извлекать мысли, то есть понимать, оценивать, использовать информацию текста. Эти умения зависят от того, с какой скоростью читает ребенок. Под техникой чтения мы понимаем не только быстрое и точное соотнесение звука и буквы, но и соотнесение звукобуквенной связки со смысловым значением того, что ребенок читает. Именно высокий уровень овладения техникой чтения позволяет достичь результата самого процесса чтения - быстрого и качественного извлечения информации. Однако, это невозможно, если школьник недостаточно владеет языковыми средствами, не умеет или неправильно воспроизводит звуки. Итак, обучение технике чтения вслух является на начальном этапе и целью и средством обучения чтению, так как позволяет управлять через внешнюю форму формированием механизмов чтения, дает возможность упрочить произносительную базу, лежащую в основе всех видов речевой деятельности.

Однако практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности у школьников очень низок. Данный вид речевой деятельности не является для школьников средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия, а рассматривается ими как чисто учебная задача. Для того, чтобы чтение на иностранном языке способствовало развитию познавательного интереса учащихся, необходимо учитывать познавательные потребности, возрастные и индивидуально-психологические особенности детей (а для этого следует разнообразить учебные материалы: тексты и задания к ним). Необходимо включать школьников в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения, давать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу, учить преодолевать трудности в учебной деятельности. Соответствующим образом отобранные тексты и задания к ним, способствуют развитию интереса школьников к чтению на иностранном языке, который в свою очередь является важным фактором успешного овладения этим видом речевой деятельности.

Овладение чтением на английском языке представляет большие трудности для учащихся, вызываемые графическими и орфографическими особенностями языка; так как орфографическая система использует 26 букв, 146 графем (буквосочетаний), которые передают 46 фонем. Из 26 пар английских букв (заглавных и строчных) только четыре можно считать похожими на соответствующие буквы русского алфавита по значению и форме. Это K, k, M, T. Буквы A, a, B, b, C, c, E, e, H, O, o, P, p, Y, y, X, x имеют место и в том и в другом языке, но читаются по-разному, следовательно, являются самыми трудными. Остальные буквы совершенно новые. (Г.В.Рогова). Учащихся следует научить читать слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково: sun-son, two-too, write-right, sea-see и др. В то же время многие слова в английском языке читаются не по правилам, что в целом обрекает учащихся на заучивание чрезмерно большого количества правил чтения и исключений из них, а также на многократное повторение учебного материала. К тому же само восприятие и озвучивание графических знаков является результатом выбора и сличения их с теми эталонами, которые уже имеются в долговременной памяти ученика. Сам факт выбора, предусматривающий припоминание нужного правила и (или) звукобуквенного соответствия, требует определенного, порой значительного времени, что, в конечном счете, замедляет темп чтения, вернее не позволяет ученику быстро и точно устанавливать звуко-буквенные соответствия и тем самым овладевать техникой чтения в достаточно высоком темпе.

Некоторые приёмы снятия трудностей при чтении текстов в младшем звене:

- для успешного овладения техникой чтения следует проводить фонетическую зарядку на каждом уроке (проводить упражнения на звуко-буквенные соответствия, разучивать небольшие рифмовки, стишки для тренировки сложных звуков);

- проводить тренировочные упражнения с новыми словами на основе изученного материала (прочитай новое слово по аналогии с уже знакомым, прочитай слова с тем или иным звуком, соедини рифмующиеся слова, соедини слова с соответствующим звуком или полностью транскрипцией);

- перед прочтением того или иного текста следует предварительно отработать представленную в нем лексику (в виде тренировочных упражнений, устного диалога);

- обучать навыку чтения про себя, построенного на процессах внутренней речи, протекающей со скрытой артикуляцией;

- необходимо формировать у детей механизмы прогнозирования, догадки, идентификации, учить анализировать, находить языковые опоры в тексте, пользоваться при необходимости словарём;

-обучать технике чтения надо на хорошо усвоенном лексическом и грамматическом материале;

- тексты должны быть подобраны на основе программы соответствующей определённому периоду обучения;

- подбирать тексты в соответствии с возрастными особенностями, речевым и жизненным опытом учащихся, их интересами;

- объем текстов не должен превышать допустимый;

- тексты должны отличаться занимательностью и привлекательностью сюжета, быть доступными с точки зрения языковых трудностей, отличаться актуальностью с позиций общечеловеческих ценностей, содержать проблему.

Тематика и проблематика текстов формируют необходимые языковые и речевые умения и навыки.

Заключение

Вопросы обучению чтению на начальном этапе обучения иностранному языку очень актуальны. Научиться читать - значит уметь озвучивать графемы и извлекать мысли, понимать и использовать информацию текста. Чтение выполняет различные функции: цели практического овладения иностранным языком, средства изучения языка и культуры в условиях углубленного изучения ин языка, средства информационной, образовательной и профессионально ориентированной деятельности учащихся, а так же средство самообразования и творческой деятельности учащихся.

При обучении чтению на начальном этапе важно научить технике чтения, а с другой стороны показать, что чтение необходимо для извлечения информации, необходимое для обслуживания других видов речевой деятельности. Практика показывает, что интерес к этому виду речевой деятельности очень низок, учащиеся испытывают большие трудности при чтении, так как существуют многочисленные факты расхождения между графемно - фонемными системами родного и иностранного языков, расхождения в произношении одной и той же буквы в различных буквосочетаниях, а так же случаи разного графического изображения одного и того же звука имеют место в английском языке. Исходя из вышеизложенного, с одной стороны существует много проблем в технике овладения чтением, с другой стороны без обучения чтению обучение английскому языку в школе невозможно. К тому же, обучение чтению на начальном этапе является базой для дальнейшего изучения предмета и опорой в обучении чтению на последующих этапах.

Список используемой литературы

1. Бим И. Л. «Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника» // М .,1994

2. Миролюбов А.А. «Обучение иностранным языкам в свете реформы школы» // ИЯШ , 1996 , № 2

3. Spotlight/ Быкова Н.И., Дули Дж., Поспелова М.Д., Эванс В.,2007г.

4. Азовкина А.Н. «Развитие интереса к чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения» // ИЯШ 2003 №2

5. Риторина А.К. «Формы и методы работы с младшими школьниками на уроках английского языка» // Начальная школа 1999 №5





© 2010-2022