• Преподавателю
  • Иностранные языки
  • Методическая разработка теоретического занятия: «Фонетика. Система ударения. Долгота и краткость слога. Правила постановки ударения. » Дисциплина: ОП. 01 Основы латинского языка с медицинской терминологией Специальность: 34. 02. 01 «Сестринское дело»

Методическая разработка теоретического занятия: «Фонетика. Система ударения. Долгота и краткость слога. Правила постановки ударения. » Дисциплина: ОП. 01 Основы латинского языка с медицинской терминологией Специальность: 34. 02. 01 «Сестринское дело»

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка теоретического занятия: «Фонетика. Система ударения. Долгота и краткость слога. Правила постановки ударения.» Дисциплина: ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»Методическая разработка теоретического занятия: «Фонетика. Система ударения. Долгота и краткость слога. Правила постановки ударения.» Дисциплина: ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»Методическая разработка теоретического занятия: «Фонетика. Система ударения. Долгота и краткость слога. Правила постановки ударения.» Дисциплина: ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»Методическая разработка теоретического занятия: «Фонетика. Система ударения. Долгота и краткость слога. Правила постановки ударения.» Дисциплина: ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»Методическая разработка теоретического занятия: «Фонетика. Система ударения. Долгота и краткость слога. Правила постановки ударения.» Дисциплина: ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»Методическая разработка теоретического занятия: «Фонетика. Система ударения. Долгота и краткость слога. Правила постановки ударения.» Дисциплина: ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией Специальность: 34.02.01 «Сестринское дело»Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования

«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»



«СОГЛАСОВАНО»

протокол методической цикловой комиссии

от ______________20__г №___

Председатель ЦМК

__________________________

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по учебной работе

________________Полстянко Н.Н.

«_____» _______________ 2015 г.




Методическая разработка

теоретического занятия

По теме: «Фонетика. Система ударения. Долгота и краткость слога. Правила постановки ударения.»

по дисциплине: ОП.01 Основы латинского языка с медицинской

терминологией

для специальности: 34.02.01 «Сестринское дело»

курс: I




Ф.И.О. автора: Фомина Ирина Львовна




Уч. год 2015 - 2016


  1. Пояснительная записка.

Методическая разработка предназначена преподавателям для подготовки к теоретическому занятию по теме «Фонетика. Система ударения. Долгота и краткость слога. Правила постановки ударения».

Данный методический материал составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и рабочей программой дисциплины ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» способствуя формированию следующих компетенций:

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

  • ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

  • ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

  • ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

  • ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

  • ПК 4.5. Работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией.

Методическая разработка содержит информацию об основных этапах, методах и формах обучения необходимых для изучения данной темы.



  1. Содержание:


  1. Методический блок


  1. Информационный блок


  1. Блок контроля



  1. Методический блок

Технологическая карта


  1. Тема: Фонетика. Система ударения. Долгота и краткость слога. Правила постановки ударения.


  1. Наименование учебной дисциплины: ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией»


  1. Цель: Заложить основу для понимания и грамотного письменного и устного воспроизведения анатомических, фармацевтических и клинических терминов, для компетентного и квалифицированного их использования в профессиональной речи и в процессе выписки рецептов. Формировать у обучающихся чувство ответственности и правильности профессиональных действий.

В результате освоения темы обучающийся должен

Знать:

  • правила постановки ударения;

  • какие слоги являются длинными;

  • какие слоги являются краткими;

  • как обозначается долгота и краткость слога в словаре.

Уметь:

  • правильно ставить ударение в словах;

  • разделить слово на слоги и определить место ударения;

  • найти второй гласный от конца слова и поставить ударение в зависимости от его позиции;


  1. Формируемые профессиональные компетенции

  • ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

  • ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний.

  • ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

  • ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

  • ПК 4.5. Работать с нормативно-правовой, учетно-отчетной и медицинской документацией.


  1. Схема интеграционных связей УД и ПМ:

  1. Междисциплинарные связи: ПМ

Фонетика. Система ударения. Долгота и краткость слога. Правила постановки ударения.

ПМ.01. Проведение профилактических мероприятийДисциплина

ОП.02. Анатомия и физиология человека

ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

ОП.07. Фармакология

ПМ.03. Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях


  1. Внутридисциплинарные связи: Основы латинского языка с медицинской терминологией  морфология латинского языка; элементы грамматики латинского языка; анатомическая, фармацевтическая терминология; конструирование клинических терминов; химическая номенклатура.


  1. Оснащение занятия:

  1. Методическое: Методическая разработка теоретического занятия.


  1. Методы и приемы

Метод

Основное назначение

Уровень усвоения

Приёмы

Мотивация

Объяснительно-иллюстративный

Организация усвоения информации обучающимися, путём сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия.

α-I

Словесные:

беседа, рассказ, дискуссия, работа с учебным пособием, объяснение.

Формирует теоретические и практические знания. Воспитывает нравственность, терпение. Развивает внимание, логическое мышление.

Репродуктивный

Формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний.

α - II

α - III

Решение ситуационных задач, выполнение практических заданий, работа по алгоритму.

Обогащают знания, формируют умения и навыки, трудолюбие, наблюдательность, систематичность и аккуратность в работе.

Проблемное изложение

Раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их разрешения.

α - II

α - III

Постановка проблемы, анализ, установление причинно-следственных связей.

Развивает самостоятельность мышления, быстроту реакции, способствует развитию творческих решений.

Частично-поисковый

Постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной подготовке и решению проблем.

α - III

Эвристическая беседа, работа с книгой, доказательства, сравнение, обобщение.

Развивает самостоятельность мышления, творческий подход к делу.


  1. Перечень обязательной, нормативной и дополнительной литературы:

п/п

Дисциплина

/профессиональный модуль

(при необходимости по разделам/МДК)

с указанием специальности

Вид

занятий

Наименование учебно-методической литературы (автор(ы), место издания, издательство, год издания,

кол-во страниц)

Кол-во

студ./

кол-во

экземпляров

Обеспеченность,

%

Наличие электронной версии

Примечание*

Обязательная литература

Основы латинского языка с медицинской терминологией

Теоретическое

Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): учебник/ Ю. И. Городкова - 25-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2016. - 256с. - (Среднее профессиональное образование)

25 / 25

100

+


Дополнительная литература

Основы латинского языка с медицинской терминологией

Теоретическое

Латинский язык: для медицинских колледжей и училищ/ В. И. Кравченко. - Ростов н/Д: Феникс, 2015 - 396с. - (Среднее медицинское образование)

25 / 5

20

+


    Основы латинского языка с медицинской терминологией: учебник/ Ю. Ф. Панасенко. - М.: ГЭОТАР - Медиа, 2015. - 352с.

    25 / 10

    45

    +


      Латинский язык и основы медицинской терминологии/ Л.Ю. Смольская. - К.: ВСИ «Медицина», 2011. - 456с.

      25 / 1


      +


      Хронокарта теоретического занятия:

      п/п

      Структурные элементы занятия

      Время

      (мин.)

      Деятельность

      преподавателя

      Деятельность

      обучающихся

      Организационная часть занятия

      2

      Приветствие.

      Проверяет готовность обучающихся к занятию, их внешний вид, наличие тетради для конспекта лекции. Фиксирует отсутствующих, выясняет причины.

      Приветствие.

      Проверяют готовность рабочего места, настраиваются на успешную работу.


      Сообщение темы лекции и развернутого плана

      3

      Сообщает тему и развернутый план занятия.

      Записывают тему и развернутый план занятия.

      Начальная мотивация учебной деятельности (вызвать у студента интерес к восприятию новой темы)

      5-7

      Обращает внимание студентов на актуальность изучаемой темы,

      цели и задачи, стоящие перед обучающимися, важность знания предмета для успешного овладения профессией в целом.

      Слушают, записывают, задают вопросы.


      Сообщение и усвоение новой темы (восприятие, осмысление, закрепление)

      70

      Раскрывает содержание темы.

      Излагает теоретический материал на основе взаимопонимания, задает вопросы обучающимся, отвечает на вопросы.

      Слушают изложение материала, записывают, задают вопросы, отвечают на вопросы преподавателя.

      Рефлексия (самооценка и самоконтроль обучающихся)

      5

      Задает вопросы обучающимся. Выслушивает и корректирует ответы. Контролирует конспекты лекции обучающихся.

      Систематизируют полученную информацию.

      Отвечают на вопросы преподавателя, используют конспекты

      Заключительная часть

      3

      Дает рекомендации по выполнению домашнего задания (Приложение №1).

      Слушают, записывают задания, задают вопросы.


      1. Информационный блок


      1. Теоретическое занятие:

      Актуализация:

      Латинский язык является основой профессионального терминологического и понятийного языка врачей. Знание латинского языка и основ медицинской терминологии необходимо для формирования необходимой базы знаний и умений, для овладения огромной и многопрофильной медицинской терминологией, что будет востребовано на последующих курсах в ходе изучения специальных дисциплин. Кроме того, знание медицинских терминов греко-латинского происхождения и основ латинской грамматики существенным образом облегчает студентам чтение и понимание специальной литературы на многих иностранных языках, а также изучение самих этих языков. Таким образом, дисциплина важна и для научной работы, и для профессиональной деятельности медицинского работника.

      Мотивация:

      Овладение компетенциями в рамках изучения латинского языка и основ медицинской терминологии необходимо при освоении теоретических и практических курсов общепрофессиональных и клинических дисциплин.

      Текст лекции

      Система ударение (Accentus)

      Правило ударения. Ударение в латинском языке падает на второй слог от конца слова, если гласный этого слога долгий, если он краткий, то ударение переходит на третий слог от конца слова, независимо от долготы или краткости гласной третьего слога от конца слова.

      Деление на слоги

      Количество слогов в слове зависит от количества гласных. В латинском языке деление на слоги бывает:

      1) между двумя гласными, например:

      praesidium [prae-si-di-um] - защита, заседание

      2) перед отдельными согласными, сочетанием qu:

      aquōsus [a-quo-sus] - водяной;

      3) в группе из двух согласных в середине слова:

      centum [cen-tum] - сто

      4) в группе из трех согласных, в середине слова, между вторым и третьим согласным:

      sanctus [sanc-tus] - священный;

      5) приставка выделяется:

      transformatio [trans-for-ma-ti-o] - преобразование, передача

      Дифтонги и диграфы образуют один состав:

      amoenĭtas [a-moe-nĭ-tas] - красота

      Долгота и краткость слога

      Правила долготы (Ударение на втором слоге от конца слова)

      1. Гласный долгий, если над ним стоит знак долготы (ū) (естественная долгота):

      natūra [na-tū-ra] - природа

      2. Дифтонги всегда долгие:

      diaeta [di-ae-ta] - диета.

      3. Гласный долгий по положению, если он стоит перед двумя и более согласными:

      instrumentum [in-stru-men-tum] - орудие, инструмент.

      4. Гласный всегда долгий перед согласными х или z:

      reflexus [re-fle-xus] - рефлекс

      oryza [o-ry-za] - рис.

      Правила краткости (Ударение на третьем слоге от конца слова)

      1. Гласный краткий, если над ним стоит знак краткости (ĕ) (естественная краткость):

      numĕrus [nu-mĕ-rus] - число.

      2. Гласный перед гласным краток:

      praemium [prae-mi-um] - награда.

      3. Гласный краток перед h и сочетаниями ch, ph, th, rh, sch, и сочетанием qu:

      contraho [con-tra-ho] - привлекаю

      philosophus [phi-lo-so-phus] - философ.

      4. Гласный краткий перед сочетанием согласных: bl, br, рl, pr, tl, tr, cl, cr, gl, gr, dl, dr:

      cerebrum [ce-re-brum] - мозг

      centimetrum [cen-ti-me-trum] - сантиметр.

      Если долготу и краткость слога по положению определить не возможно, следует обратиться к словарю, где долгота обозначается знаком ū, а короткость - ĕ .

      Nota bene! Запомните долготу и краткость некоторых суффиксов, которые чаще всего

      употребляются в научной терминологии.

      Суффиксы долготы и краткости

      Долгие гласные в таких суффиксах: -āl-, -ār-, -āt-, -īn-, -īv-, -ōs-, -ūr-, ūt-.

      1. Суффиксы -āl-, -ār - чаще всего встречаются в прилагательных третьего склонения с окончанием

      -is, -e:

      vernālis, e - весенний

      cellulāris, e - клеточный.

      2. Суффиксы -āt-, -ūt - чаще всего имеют прилагательные первого и второго склонения с окончанием -us, -a, -um:

      cognātus, a, um - родственный

      cornūtus, a, um - рогатый.

      3. Суффиксы -ōs-,-īv - встречаются как в существительных, так и в прилагательных первого и второго склонения:

      viscōsus, a, um - вискозный, клейкий

      aestīvus, a, um - летний.

      4. Суффиксы -īn-, -ūr - встречаются как в существительных, так и в прилагательных первого и второго склонения:

      Alpīnus, a, um - альпийский

      matūrus, a, um - спелый.

      Краткие гласные в суффиксах: -ĭс-, -ĭd-, -ĭl-, -ĭt-, -ŏl-, -ŭl-.

      1. Суффиксы -ĭс-, -ĭd-, -ĭt - свойственные прилагательным первой группы:

      aromatĭcus, a, um - душистый

      liquĭdus, a, um - жидкий

      disposĭtus, a, um - расположенный.

      2. Суффикс -ĭl - встречается в прилагательных третьего склонения:

      stabĭlis, e - постоянный, неизменный

      nobĭlis, e - знатный.

      3. С суффиксами -ŏl-, -ŭl - образуются обычно существительные с уменьшительным значением:

      alveŏlus - русло

      cellŭla - клетка

      granŭlum - зерно.

      Изучаемые вопросы:

      Уровни освоения:

      1. Система ударение. Деление на слоги

      α - I

      1. Долгота и краткость слога

      α - III

      1. Суффиксы долготы и краткости

      α - II


      1. Контролирующий блок


      • Вопросы для закрепления и систематизации полученных знаний:

      • Может ли ударение в латинском языке падать на первый слог слова?

      • Надстрочные знаки: ударение. Правила постановки ударения.

      • Какие слоги всегда являются долгими?

      • Правила определения краткости слога.

      • Назовите всегда долгие суффиксы.

      • Какие суффиксы всегда краткие?


      • Рекомендации для студентов по выполнению домашнего задания.

      Приложение № 1



      1. Поставьте ударение в словах:

      convexus - выпуклый, adultus - взрослый, diversus - разный, sinister - левый, ephedra - хвойник, tabuletta - таблетка, vertebra - позвонок, exemplum - пример, palpebra - веко, crystallīnus - хрустальный, solĭdus - прочный, сorpuscŭlum - тельце, foveŏla - ямка, lacūna - углубление, потеря, dilūtus - растворенный, complexus - комплекс, collectio - сбор, luxuria - роскошь, tegimentum - покрытие, compactus - скученный, capsŭla - коробочка, perfectus - совершенный, arēna - песок.


      1. Объясните долготу второго слога от конца слова:

      terrestris - наземный, trigeminālis - тройничный, тройной, agricultūra - земледелие, disciplīna - наука, doctrīna - учение, intervallum - промежуток, octoginta - восемьдесят.


      1. Объясните краткость второго слога от конца слова:

      lamĭna - пластинка, maxĭmus - самый большой, pyrămis - пирамида, minĭmus - самый малый, frigĭdus - холодный, stipendium - стипендия, жалованье, secretarius - секретарь, colloquium - беседа, разговор.


      1. Выполните упражнения из учебника:

      Ю. И. Городкова Латинский язык (для медицинских и фармацевтических колледжей и училищ): М.: КНОРУС, 2016.: с. 27 - 28 § 9



      © 2010-2022