Театрализация на уроках иностранных языков

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ ПАНОВСКАЯ СОШ

ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.Л. ЧЕРЯБКИНА

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Любите ли вы театр? Не просто так я задала вам этот вопрос. Тема моего выступления - театрализация на уроках иностранных языков

В современных условиях постоянно возрастает роль знания иностранного языка. Ни для кого не секрет, что изучение иностранного языка это тяжелый труд. Выучить иностранный язык возможно, если у ученика есть высокая мотивация. Говоря о школе, на протяжении многих лет практика показывает, что ученики имеют слабую (недостаточную) мотивацию к изучению иностранных языков. Таким образом, повышение мотивации к изучению ИЯ является актуальным на сегодняшний день.

В своем исследовании я выдвигаю гипотезу, что привлечение театральной педагогики при обучении иностранному языку включает в себя усиление мотивации, предполагает интенсивную коммуникативную деятельность, которая интересна в равной степени ученикам и учителю и активизацию творческих способностей.

Наблюдая за детьми, я всегда понимала, что материал только тогда воспринимается и запоминается ими, когда мы с учениками прожили этот урок. Я постоянно чувствовала, что мне чего-то не хватает. И вот однажды мне пришла в голову мысль попробовать приблизить свой урок к театру, стараться использовать больше этюдов и инсценировок.

Из числа способов овладения иностранным языком я отдаю предпочтение тем, которые обладают развивающим потенциалом: будят мысль, оттачивают средства и выражения, обогащают чувства, образные представления, совершенствуют общую культуру общения и социального поведения в целом.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Неоспоримым, доказанным на практике фактом является то, что посредством театрализации урок иностранного языка формирует целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.

В составе основных видов универсальных учебных действий мы выделяем четыре блока:

-личностные УУД

-познавательные УУД

-регулятивные УУД

-коммуникативные УУД

Используя на уроках театрализацию и ролевые игры мы можем наблюдать развитие учеников во всех 4 направлениях. Рассмотрим подробнее эффективность театрализации на уроках иностранного языка.

Личностные универсальные учебные действия способствуют развитию личностных качеств и способностей ребёнка. Ученик осознаёт, что такое личность в диалоге со сверстниками, во взаимодействии с учителем. У ребёнка на этапе обучения формируется представление о себе как о личности, когда он рассказывает о себе, высказывает своё мнение (темы «Me and my world", "My family", "My hobby', "Environment" и т.д..); Роль в сценке или пьесе помогает преодолеть языковой барьер из-за которого очень часто случатся трудности во взаимодействии. Языковой барьер - явление достаточно широко распространенное среди учеников всех возрастов: актеру легче скрыть свою неуверенность, спрятавшись под маской своего героя, поскольку при этом он говорит и действует как бы от третьего лица. Идеи, которые преподавателю необходимо донести до обучающихся, также лучше воспринимаются последними, поскольку в процессе подготовки спектакля им отводится несколько иная, чем на занятии роль и привычные отношения учитель - ученики переносятся в плоскость режиссер - актеры.

Работая над общим делом, ощущая себя важным и нужным на уроке, ребенок намного быстрее понимает, зачем ему надо выполнять домашнее задание. Перевоплощение способствует расширению психологического диапазона, понимания других людей. А с помощью интересных сценок, этюдов и пьес учащиеся знакомятся с традициями и обычаями других стран и начинают сравнивать их соответственно со своей страной. На этом этапе происходит нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию и регулирование учащимися своей учебной деятельности. На начальном этапе обучение необходимо часто менять виды учебной деятельности, учитывая психологические и возрастные особенности учащихся. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования ролевых игр в процессе обучения, потому что они помогают естественному изучению языка. Учащиеся, играя, развиваются и обучаются. И при этом важно научить учащихся регулировать свою игровую деятельность. Саморегуляция происходит при инсценировке сказок, при диалогической речи, при составление рассказа по цепочке, по опорной схеме, по картинкам. Необходимо научить прогнозировать свои результаты. При положительном результате у детей появляются позитивные эмоции, и повышается самооценка.

Познавательные универсальные учебные действия включают в себя:

- общеучебные

- логические

-действия постановки и решения проблем

На этапе обучения важно научить ученика самостоятельно ставить познавательные задачи:

-научить выделять основное в пьесе, главную сцену героя (What is the main idea of the text?)

- разобрать грамматические конструкции и научить осознанно и произвольно строить свои высказывания с опорой на схемы и т.д..)

Дети на данном этапе уже учатся оценивать процесс и результаты своей деятельности и друг друга. Более того преподаватель при тщательной подготовке спектакля имеет возможность в живой и ненавязчивой обстановке довести до автоматизма необходимые для учебного процесса навыки (связанные, к примеру, с коррекцией произношения, с использованием активной лексики и т.п.). Преподаватель может добавлять по своему усмотрению различные элементы (из области лексики и грамматики), которые в игровой форме усваиваются значительно легче и быстрее, а многие обороты и крылатые выражения хорошо запоминаются и, как показывает практика, надолго входят в используемый лексикон. Дети сначала сознательно, а затем и подсознательно «привязывают» различные речевые обороты к определенным ситуациям общения; более уверенно оперируют ими при выполнении коммуникативно-направленных упражнений; быстро овладевают новой, обусловленной сюжетом лексикой.

Логическое УУД формирует логическое мышление при использовании сценария.

Анализировать учащихся можно научить при анализе прошедшего спектакля. Как он прошел? Понравился ли зрителям? Если не понравился, то почему и как мы можем это изменить? Синтезировать - при монологической и диалогической речи.

Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Совместная работа над спектаклем или подготовка к празднику развивает у участников умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки (сильные ученики помогают слабым), укрепляет ответственность за успех общего дела.

Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий.

Необходимо помнить, что изучение иностранного языка направлено на развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности всех ее составляющих: речевой, языковой, компенсаторной, социо - культурной и учебно - познавательной. На своем опыте я вижу, что с помощью театрализации у учеников:

- развивается эмоционально - ценностное отношение к миру; -

- формируется способность к самонаблюдению, самооценке; -

- развиваются такие личностные качества, как целеустремленность, умение работать в сотрудничестве, толерантность, ответственность, самостоятельность, творческая активность; -

- обеспечивается личностное самоопределение учащихся, их социальная адаптация; -

- совершенствуется опыт продуктивной творческой деятельности с использованием изучаемого языка.

Цель современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в их превращении в инструмент творческого освоения мира. Развивается восприимчивость, творческое мышление, способность образовывать новые сочетания идей, отвечающих той или иной цели. Ребенок в процессе мыслительной деятельности создает нечто новое. Это мышление направлено на достижение творческого результата. Конечный критерий творчества - результат, достигаемый вследствие творческой учебно-познавательной деятельности, как внутреннего характера (принятие решений), так и внешнего (создание картины образа). Возможности использования театральных постановок при обучении иностранному языку неизменно остаются предметом самого живого интереса как со стороны отечественных педагогов, так и за рубежом. Для меня театральные постановки являются серьезным подспорьем при изучении иностранного языка.

Но не смотря на это, театрализованные постановки на уроках не являются самоцелью, а способствуют повышению мотивации школьников в усвоения содержания учебного материала, помогая создать ситуацию, в которой желание речевой деятельности значительно опережает языковые возможности детей, создавая тем самым исключительно благоприятные условия для усвоения новых знаний, развития навыков употребления новых речевых единиц в речи.

Театрализация- это и есть действенный метод обучения иностранному языку, который, естественно, включает в себя традиционные методы: ознакомление, тренировку, применение, лишь с разницей в мотивации ребенка. В традиционном обучении данные методы ставят задачу освоения лексического и грамматического материала, а при театрализации основной задачей для ребенка становится успешно сыгранная роль в пьесе. Сопутствующим методом является контроль, включающий коррекцию, опять же с позиции "режиссера" пьесы, а не педагога.

Многочисленные исследования свидетельствуют о тесной взаимосвязи театрального и педагогического искусства, о возможностях широкого привлечения театра в учебный процесс по многим предметам и, в частности, в учебный процесс по иностранному языку.

Использование театральных средств на уроке иностранного языка способствует повышению уровня знаний учащихся, развивает у них интерес к изучению иностранного языка, а также стимулирует нестандартность мышления, развивает творческий потенциал учащегося, психосоциальную сферу: развиваются художественные, артистические, изобразительные умения. Театрализация воспитывает эмоционально- чувственные качества: чувство прекрасного, эстетический вкус.

Изучение иностранного языка посредством театрализации способствует "овладению жизнью", что в свою очередь облегчает изучение языка на определенном уровне, таким образом создается ситуация успеха и повышается мотивация к дальнейшему изучению.

© 2010-2022