Статья Как организовать групповое взаимодействие на уроке английского языка

Раздел Иностранные языки
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как организовать групповое взаимодействие

на уроке иностранного языка?

Мария Сергеевна Карась,

учитель английского языка МБОУ Гимназия № 1 г. о. Самара

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования второго поколения актуальной задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Начало формирования универсальных учебных действий у школьников предусматривается на младшей ступени обучения. Соответственно, в среднем звене происходит «закрепление» умений применения универсальных учебных действий и их дальнейшее совершенствование.

Основная школа - вторая ступень общего образования. Она является важным звеном, которое соединяет все три ступени общего образования: начальную, основную и старшую. Данная ступень характеризуется наличием значительных изменений в развитии школьников, так как к моменту начала обучения в основной школе у них расширился кругозор и общее представление о мире, сформированы элементарные коммуникативные умения на иностранном языке в четырех видах речевой деятельности, а также общеучебные умения, необходимые для изучения иностранного языка как учебного предмета; накоплены некоторые знания о правилах речевого поведения на родном и иностранном языках. Особенности содержания обучения иностранному языку в основной школе обусловлены динамикой развития школьников.

Еще раз остановимся на понятии «универсальные учебные действия». Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного присвоения нового социального опыта. В собственно психологическом значении этот термин можно определить как совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса [1].

Основными функциями УУД являются:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предметной области [1].

Проблема, затронутая в данном педагогическом исследовании чрезвычайно актуальна и важна как для обучающихся, так и для учителей. Всем известно, что для обучающихся изложение собственных мыслей и идей публично, особенно на иностранном языке, - достаточно сложный процесс как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Во время выступления они подчас не могут чётко сформулировать свою мысль, подобрать необходимые языковые средства, испытывают чувство неуверенности, страха и волнения. И как быстро они преодолеют этот страх и волнение, во многом зависит от педагогического мастерства и профессиональной интуиции педагога.

Во время дискуссии учитель перестает быть источником знаний, транслирующим обучающимся определенный объем информации для запоминания, а выступает в роли фасилитатора, организующего деятельность обучающихся, помощника, собеседника, а подчас даже отстраняется от участия в дискуссии, становясь сторонним наблюдателем, фиксирующим этапы ее развития или определенные моменты. И обучающийся в данном виде учебной деятельности выступает уже не в роли пассивного слушателя, а становится активным и полноправным участником конструктивного диалога, периодически даже занимая лидирующие позиции.

Целью дискуссии может быть коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы, предложения, идеи. В данном виде работы задача учителя - не давать обучающимся какие-то формализованные задания с инструкциями по их выполнению, а побуждать их к самостоятельному анализу ситуаций, конструированию и усвоению новых знаний путем выявления новых фактов, сведений, связей между событиями, их коллективного обсуждения и присвоения нового знания в процессе дискуссии. Активизируется творческая деятельность обучающихся, развиваются навыки критического мышления. Немаловажным критерием познавательной активности обучающихся является прогнозирование результата собственного выступления, либо выступления группы, либо дискуссии в целом.

На наш взгляд, именно дискуссия на уроке иностранного (в данном случае английского) языка активно формирует коммуникативные универсальные учебные действия.

Проведем анализ опыта проведения дискуссии на уроке английского языка в 7 классе по теме «Отправляемся в путешествие» (УМК «Gateway», автор David Spenser, уровень В1).

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Технологии, применяемые на уроке: обучение в сотрудничестве, метод проектов, ролевые и практико-ориентированные игры, моделирование реальных ситуаций, формирующее оценивание.

Этап 1. Постановка цели и задачи урока. Современный отдых мы уже практически не представляем без путешествий. Поэтому учитель нацеливает обучающихся на применение приобретенных знаний с позиции их практического значения и с опорой на их личный опыт.

Этап 2. Работа над содержанием и смыслом текста. В начале урока учитель предлагает ознакомиться и прочитать текст, состоящий из трех основных разделов:

  • «Top tourist attractions in Canada»;

  • «South Africa Tourist Attractions»;

  • «Visit to Russia».

Top tourist attractions in Canada

Sometimes we forget about our northern neighbor. But that doesn't mean we should. This North American country contains towering cities and surreal landscapes, from the larger-than-life waterfalls of Niagara to the snowcapped peaks of the Canadian Rockies. Many Canadian cities also put their rich cultural heritage on display for visitors.

We polled Sun Media readers across the country, asking them to chose the top tourist attractions in each Canadian province and territory. After the results of provincial voting were revealed, we asked our readers to vote on the provincial winners to find out the number one tourist attraction across the country.

We can now reveal the top tourist attraction in Canada

  1. Niagara Falls was chosen by Sun Media readers as both the top tourist attraction in Ontario and the best overall tourist attraction in Canada

  2. Banff National Park is the second best attraction in Canada, according to 24.36% of Sun Media readers who voted in our poll. It was named the best attraction in Alberta

  3. The Rocky Mountains were chosen as the top tourist attraction in British Columbia by 51.8% of voters and finished third in the race to name Canada's top overall attraction

  4. Polar bear watching in Churchill received 1.75% of reader votes in the race to name Canada's best attraction.

  5. The Klondike National Historic Site was voted as the top attraction in the Yukon by 44.29%

South Africa Tourist Attractions

South Africa is one of the most diverse and enchanting countries in the world. Exotic combinations of landscapes, people, history and culture offer the traveller a unique and inspiring experience. South Africa is a heady mix of third and first world cultures - along with the best and least crowded beaches in the world.

The Eastern Cape is an interesting place to visit. Some of the country's most powerful political figures, like Steve Biko and Nelson Mandela, were born here and the capital city,Port Elizabeth, was a crucial center of the anti-apartheid movement.

As a destination the Sunshine Coast has had to do little to attract visitors. Its obviously glorious weather, the seaside-resorts of Kenton-on-Sea and Port Alfred - considered the heart of this stretch of coastline - St Francis Bay, Cape St Francis, Jeffreys Bay and their access to warm waters, water sports, eco-walks, friendly locals, rock pools and nature reserves, makes its attraction obvious.

Add to this the inland malaria-free 'Big Five' access on local game farms, and easy access to the Great Fish River, the Wild Coast and the Addo Elephant Park, and it is easy to understand why so many Capetonians head this way during their rather wet winters, and the rest of the country, as well as visitors to the Eastern Cape, make this their playground.

Visit to Russia

Visit to Russia will be an unforgettable experience. Russia is the world's largest country, its territory stretched from the subtropics in the south to the north of Antarctica. The country also has the longest coastline of Antarctica.

If you get a chance to go to Russia on vacation, here are the interesting tourist attractions in Russia you can visit:

  1. St. Petersburg. Saint Petersburg is often described as the most Western city of Russia, as well as its cultural capital.

One of the world's most beautiful cities, St. Petersburg has all the ingredients for an unforgettable travel experience: high art, lavish architecture, wild nightlife, an extraordinary history and rich cultural traditions that have inspired and nurtured some of the modern world's greatest literature, music, and visual art.

The city center is a UNESCO World Heritage Site. This city has more than 40 rivers and approximately 20 channels.

  1. Derbent. Derbent is a city in the Republic of Dagestan, Russia. The city is the southernmost city in Russia, and the second most important city in Dagestan. The city has a population of 101 031 inhabitants. Derbent occupies the narrow gateway between the Caspian Sea and the Caucasus Mountains connecting the Eurasian steppes to the north and the Middle East to the south. Often identified with the legendary Gates of Alexander, Derbent claims to be the oldest city in Russia

  2. Altai mountains. The Altai Mountains (Altay Mountains) are a mountain range in East-Central Asia, where Russia, China, Mongolia and Kazakhstan come together, and are where the rivers Irtysh and Ob have their headwaters.

Chuysky Trakt is the road you won't be able to miss if you go to Altay. There are many attractions and sights along the way and this area can be recommended for those, who want to see as much as possible and have at least 4 days to travel. You can also get to Mongolia via Chuysky Trakt.

Примечание:

Источником информации могут быть сайты различных туристических компаний, блоги путешественников и т.п. Например:

Статья Как организовать групповое взаимодействие на уроке английского языка

Рис. 1. Сайт «Way to Russia»,

наиболее популярный онлайн-путеводитель по России (год основания: 2001)

Текст посвящен туризму и описывает три основных туристических направления: Канада, Южная Африка, Россия. Соответственно, акцент делается на противоположных приоритетах в выборе поездки:

  • северная и холодная страна с огромными озерами, нетронутой природой и возможностью увидеть белых медведей;

  • жаркая страна с теплой водой в реках, лагунах и любых других водоемах, буйство красок и необычная местная кухня;

  • путешествие по собственной стране с ее неизвестными и широко узнаваемыми современными и старинными городами, громадным и знаменитым музеям, нетронутой и мистической природой Алтайских гор (достаточно неожиданное для обучающихся предложение!).

Текст содержит новые слова, о значении которых обучающиеся догадываются из контекста или уточняют с помощью онлайн-переводчика. На этом этапе работы важно учителю не давать прямые ответы на поставленные вопросы о значении новых слов, а выводить обучающихся на самостоятельный поиск ответов, их коллективное обсуждение, основанное на анализе контента. В этом и заключается чрезвычайно важная миссия современного педагога: инициировать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся, сформировать потребность в получении нового знания и навыки использования для этого различных источников, включая сервисы и ресурсы сети Интернет.

После прочтения текста наступает этап так называемой «обработки» информации. Учитель задает обучающимся вопросы типа «Как ты считаешь ...?», «Почему ...?», «Где, на твой взгляд, …?», тем самым подводя их к выработке собственной позиции, определяющей их предпочтения для отдыха и путешествия. Имея достаточную языковую практику и подготовку, обучающиеся не только вступают в первичное обсуждение текста и полученной информации, но и дают возможность несколько медлительным одноклассникам (а такие найдутся в любом классе) высказаться, а более активным (тоже, как правило, присутствуют в каждой группе) обдумать новую информацию и следующие действия. Кроме того, этот процесс позволяет обучающимся поделиться собственным опытом и, самое главное, не вступить в конфликт, а прояснить и пояснить собственную точку зрения. Зачастую, роль учителя на этом этапе может сводиться лишь к наблюдению, формирующему оцениванию, выявлению уровня потребностей и мотивации обучающихся, которые, как показывает практика, достаточно легко задают друг другу интересующие их вопросы о предпочтениях или неудавшихся поездках.

Этап 3: исполнительский. Актуализация и применение полученных знаний. По завершении предыдущего этапа, когда учителю ясно, что все обучающиеся поняли основной смысл и детали полученного текста, когда каждый имел возможность высказаться и эту возможность использовал, группа разбивается на три подгруппы по уже озвученным ранее предпочтениям - одна команда выбирает для виртуального путешествия северное направление, другая - желает исследовать собственную страну, а третья команда отправляется в страну «вечного лета». Разделившись на три команды, обучающиеся повторяют правила ведения дискуссии.

Как известно, дискуссия предполагает, прежде всего, хорошую нравственную атмосферу понимания. Правила могут слегка варьироваться раз от раза, но, в основном, в средней школе они уже приняты и поняты:

  • Любую мысль можно высказать без боязни (обучающиеся не боятся того, что их высказывание будет подвергнуто критике или смеху, сочтут недостаточно глубоким и т. д.).

  • Высказывающемуся прощается самое необычное ассоциирование или предположение (чем неприемлемее кажется высказывание, тем лучше).

  • Количество предлагаемых идей должно быть как можно больше.

  • Высказанные идеи разрешается как угодно комбинировать, а также видоизменять (т.е. улучшать идеи, выдвинутые другими членами группы или другими обучающимися).

Каждая команда получает по листу ватмана, на каждом из которых проведена вертикальная линия. На листе ватмана каждой команде предлагается написать/нарисовать «плюсы» выбранного ими направления и «минусы» других туристических направлений. Использование листа ватмана является своеобразным стимулом продуктивной работы не только каждого участника команды, но и всей команды в целом, так как записи на листе демонстрирует обоснованность их выводов, актуальность поставленной проблемы и стремление самореализоваться. Командам сообщается, что по завершении работы ватман будет вывешен на доску и каждая команда выскажется по существу заявленной проблемы и сможет обсудить любой пункт, занесенный на лист с командой-оппонентом. Возможность обсудить любой пункт заявленных предпочтений и отрицательных сторон позволяет раскрыться не только командам, но и каждому обучающемуся. Соответственно, так убирается такой нежеланный фактор дискуссии, как наличие лидера-«диктатора», который стремится взять на себя всю ответственность за проделанную командой работу и получить главенствующую роль.

Примечание:

При наличии персональных компьютеров в классе для фиксации выводов команды можно использовать слайды мультимедийной презентации или любые онлайн-сервисы, выполняющие функции виртуальных досок.

Для работы во время дискуссии обучающимся предлагается применять особые клише:

In my opinion …

To my mind …

How can you explain ...

What do you think about ...

I feel strongly against ...

I don't care about …

Do you mean that …?

I'm not sure that …

I'm sure you'll agree that …

In addition to that …

I bet...

I can count on your opinion that...

I doubt that...

It's a good idea to …

For example …

For instance …

Firstly...Secondly …. Thirdly…

The first … The second … The third …

After that … Finally …

Connecting words:

Consequently … Therefore … However … Because of …

Although … In addition … Since … Also

Because …. … so … … but … … and …

Методы, используемые обучающимися при проведении дискуссии:

  • Словесные:

    • связное сообщение учебного материала;

    • метод беседы одного обучающегося с другим/другими в разнообразных режимах;

    • рационально организованная самостоятельная работа с ее последующей активизацией;

  • Наглядные: использование опорных лексико-семантических, лексико-грамматических конспектов и схем; ассоциаций;

  • Эвристические методы, включающие проблемный, поисковый, частично-поисковый, исследовательский.

Этап 4: рефлексия. При оценивании участников дискуссии во время рефлексии учителю и обучающимся следует учесть следующие критерии:

  • аргументированное представление своей точки зрения;

  • умение задавать проблемные вопросы, обобщать полученную и изученную информацию, делать выводы и т.п.;

  • соблюдение речевого этикета;

  • грамотность речи и т.п.

Детальный анализ предметных и метапредметных результатов представлен в технологической карте учебной ситуации.

Таким образом, с помощью дискуссии можно непроизвольно включить обучающихся в значимые для них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить, общаться и высказывать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса. А это - бесценный социальный опыт.

Усилия педагога по организации дискуссии (отбор лексического материала, проблемный характер его изложения, организация «погружения» обучающихся в проблему, формирование дискуссионных навыков и принятие правил и норм ведения дискуссии, мотивация к обсуждению проблем и т.п.) окупаются успехами обучающихся (их толерантностью, навыками конструктивного ведения диалога, умением строить монологическое речевое высказывание на изучаемом языке, готовность к продуктивному взаимодействию с одноклассниками и т.п.), их мотивацией к изучению предмета и познавательной активностью.

Литература

  1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/Бурменская Г.В., Володарская И.А. - М.: Просвещение, 2011. - 152с.

  2. Афанасьева О.В. Английский язык. - М.:Просвещение,2004.-303с.

  3. Баканова И.Ю. Английский язык. - М.: Дрофа, 2000.- 608 с.

  4. Комиссарова И. А. Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках иностранного языка. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/formirovanie-%20universalnykh-uchebnykh-deistvii-uud-na-urokakh-%20inost

  5. Кондратьева С.И. Дискуссия на уроке иностранного языка. Учитель - учителю. Из опыта работы учителей иностранного языка Белгородской области. Выпуск 4. - Часть 1 /Составители: Ромашова Н.И., Ефанова В.В., Яковенко Л.И.- Белгород, 2008.- 245с.

  6. Кузовлев В.П. Памятка как средство развития учебных умений и универсальных учебных действи. / ИЯШ.- 2010. - № 7. - С.13-20.

  7. Пассов Е.И. Концепция коммуникативного иноязычного образования. М.: Просвещение, 2007.

  8. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2628


© 2010-2022